Операция «Тайгер»

 

Весной 1941 года ситуация в Север­ной Африке изменилась не в лучшую для англичан сторону. Недавно прибывший на театр военных действий Германский Африканский корпус под командованием генерала Роммеля нанес ряд серьезных поражений британской 8-й армии. В сло­жившихся условиях было принято реше­ние о проводке через Средиземное море конвоя с танками и самолетами. Опера­ция получила кодовое название «Тайгер».

6 мая конвой из пяти «15-узловых» транспортов с 295 танками и 53 истреби­телями «Харрикейн» на борту прошел Гибралтар. Здесь к нему присоединилось со­единение «Н» («Ринаун», «Арк Ройял», крейсера «Шеффилд» и «Фиджи»), кото­рое должно было сопровождать его пер­вую половину пути, а также линкор «Куин Элизабет» и крейсера «Найад» и «Феб», следовавшие в Александрию. В тот же день Средиземноморский флот вышел из Александрии в точку рандеву с конвоем, располагавшуюся южнее Мальты.

Благодаря ненастной погоде и плохой видимости, устойчиво сохранявшимся на протяжении всей операции, до 8 мая обе эскадры и конвой оставались необнару­женными. Хотя на «Арке» имелось всего 12 «фулмаров», с утра 8-го, когда соеди­нение вошло в узкий пролив, разделяю­щий берега Сицилии и Алжира, в воздухе постоянно патрулировали две пары истре­бителей. Около полудня конвой был заме­чен неприятельским разведчиком, успев­шим скрыться в облаках, а двумя часами позже «Шеффилд», игравший роль кораб­ля радиолокационного дозора и наведе­ния истребителей, с дистанции в 32 мили обнаружил большую группу самолетов. Оба находившихся в воздухе звена «фул­маров» бросились навстречу 16 торпедо­носцам SM.79 и сопровождавшим их 12 ис­требителям-бипланам «Фиат» CR.42. По­следние вступили в бой с перехватчиками и сразу сбили командира 808-й эскадри­льи. Хотя несколько «савой» повернули вспять, восемь машин сумели прорвать завесу эсминцев и выйти в атаку на «Ринаун» и «Арк». К счастью, торпеды прошли мимо. У «фулмаров», связанных боем с маневренными «фиатами», имевшими к тому же численное превосходство, было мало шансов помешать торпедоносцам. Че­рез три часа все повторилось. На этот раз одна из итальянских торпед прошла всего в 50 метрах перед носом «Ринауна» (что, впрочем, не помешало итальянцам громо­гласно заявить о повреждении корабля).

За час до темноты конвой вошел в пре­делы досягаемости базировавшихся на Сицилии бомбардировщиков Люфтваф­фе. Вскоре на экране радара «Шеффил­да» появилась отметка от большой груп­пы самолетов на расстоянии 70 миль. Три «фулмара» находились в воздухе, еще четыре немедленно поднялись с палу­бы — к тому времени боеспособными ос­тавались только эти семь машин. Им было приказано патрулировать в 15 ми­лях от конвоя на средней высоте. Вско­ре появился противник — 28 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 в двух группах, сверху их прикрывала шестерка «мессершмиттов-110». Англичане устремились наперехват. Тройка «фулмаров» 808-й эскадрильи связала боем истребители, в это время пары из 807-й и 808-й эс­кадрилий занялись «штуками». Результа­том стала убедительная победа агрессив­ных британских пилотов, которым уда­лось сбить один Ju-87 и повредить три Ju-87 и один Bf-110.

Вскоре корабли соединения «Н» повер­нули на обратный курс, оставив своих по­допечных под охраной темноты. Во второй половине дня 9 мая их встретил Каннингхэм. Единственной потерей стал транспорт «Эмпайр Сонг», ночью подорвавшийся на мине и затонувший вместе с 57 танками и десятью самолетами, но четыре других бла­гополучно достигли пункта назначения. Эта операция стала крупным успехом британ­ского флота. В своем отчете адмирал Со­мервилл особо отметил работу палубного и ангарного персонала «Арк Ройяла» и, ра­зумеется, пилотов истребителей, многие из которых получили заслуженные награды (Справедливости ради нужно отметить, что основ­ное внимание командования германских ВВС в это время было приковано к Балканам и Криту, поэто­му бомбардировщики Люфтваффе, являвшиеся куда более опасным противником, нежели итальянцы, ак­тивного противодействия операции не оказывали, иначе результат мог бы стать иным).