Общая оценка проекта

 

«Арк Ройял» стал первым британским авианосцем нового поколения. К его несом­ненным достоинствам можно отнести значительную численность авиагруппы, мощ­нейшее в мире на момент вступления в строй зенитное вооружение, высокую скорость хода и прекрасную мореходность, по­зволявшую обеспечивать действия авиации практически в любую погоду. По числу при­нимаемых на борт самолетов «Арк» остал­ся непревзойденным в своем флоте, да и с авианосцами США и Японии мог выступать на равных. По такому объективному факто­ру, как полезная площадь ангаров, он слегка превосходил даже построенные пятью го­дами позже «эссексы». Наличие катапульт давало британским авианосцам определен­ные преимущества перед зарубежными со­временниками. Реальная же численность авиагрупп у англичан диктовалась не возможностями карабле, а слабостью флотской авиации. И если в конце войны даже «илластриесы» несли свыше 50 самолетов вместо штатных 36, то на борту «Арка» мог­ло бы разместиться до 80—100 машин.

За свою короткую военную карьеру авиа­носец прошел более 200 тысяч миль, дей­ствовавшие с его палубы истребители сбили в воздушных боях более 40 самолетов противника. Это выглядит каплей в море по сравнению с успехами американских авиа­носцев, на счету которых было до несколь­ких сотен самолетов, однако не стоит забы­вать, что эти успехи достигнуты в началь­ный период войны, когда англичане явля­лись обороняющейся стороной и не обла­дали ни количественным, ни качественным превосходством над противником. В этих об­стоятельствах потеря «Арка» стала тяжелым ударом для британского флота. Недаром ад­мирал Сомервилл изрек: «Без него я как сле­пой нищий без своей собаки».

Недостатки корабля стали обратной стороной его дос­тоинств, хотя, справедливо­сти ради, надо отметить, что большинство из них было присуще многим авианосцам того времени. Не совсем удачная компоновка машин­но-котельных отделений дик­товалась ограниченным во­доизмещением. Система ПТЗ имела большую протя­женность, однако ее сопро­тивляемость на практике оказалась значи­тельно ниже оценочной (это было характер­но для всех британских кораблей). Как по­казало исследование обстоятельств гибе­ли «Арка», в результате взрыва торпеды были прорваны защитные переборки, и вода сразу же попала в жизненно важные отсеки корабля. Низкое расположение ан­гарной палубы, являвшейся палубой пере­борок, привело к затоплению также и верх­них помещений. Распространению воды способствовало соединение всех котельных отделений общим горизонтальным низ­корасположенным дымоходом и сообщаю­щихся между собой вентиляционных кана­лов. Но главным просчетом конструкторов, в итоге погубившим корабль, стало отсут­ствие дизель-генераторов, из-за чего пос­ле выхода из строя паровых котлов он ока­зался полностью обесточенным и лишился возможности использовать водоотливные средства. Разумеется, в ходе модерниза­ции эти недостатки могли быть устранены, тем не менее, в целом неплохой проект

динальнэя перомона взглядов Адмиралтей­ства на характер использования авианос­цев. «Арк Ройял» с его многочисленной авиагруппой и значительной дальностью плавания был хорош для отдаленных теат­ров, однако для действий в европейских водах с весьма высокой вероятностью встре­чи с неприятельскими бомбардировщиками его бронирование не представлялось дос­таточно надежным. Именно поэтому англи­чане в дальнейшем пошли иным путем, по­жертвовав самолетовместимостью ради уси­ления защиты. Введение бронированной по­летной палубы стало значительным шагом в эволюции данного класса кораблей. «Илластриес», на котором это было сделано, положил начало самой многочисленной се­рии британских тяжелых авианосцев. Но имя «Арк Ройял» не забыто, и сегодня в составе Королевского флота служит пятый корабль с таким названием.