Корабли ПВО для Императорского флота

 

Появление информации о начале по­стройки английских крейсеров типа «Дидо» побудило Японию форсировать создание собственного корабля ПВО специальной постройки. Этот вопрос и без того уже сто­ял на повестке дня как результат оценки боевой деятельности японской морской авиации в войне с Китаем и как реакция на начало строительства в США эсминцев с универсальной артиллерией.

Исходя из анализа развития сил фло­та японские адмиралы обратили внима­ние на полное несоответствие высоких ударных возможностей авианосцев (то есть их исключительной ценности для ведения наступательных действий) при­митивным средствам обороны. Создан­ная в 1928 году 1-я ДАВ («Акаги», «Хосё») с мая 1933-го действовала как отдель­ный структурный элемент флота и в со­ответствии с организацией мирного вре­мени имела на каждый авианосец по од­ному старому эсминцу. Последние в мирное время в основном занимались спасением экипажей аварийных самоле­тов (за что получили прозвище «спаса­тели стрекоз»), а в случае войны им над­лежало — ни много ни мало — обеспечить авианосцам ближнюю ПВО и ПЛО! Не го­воря уже о ничтожных возможностях зе­нитного вооружения японских эсминцев середины 30-х годов, на повестке дня вставал новый вопрос — эскортного со­провождения. Если радиус действия «Акаги» составлял 8200 миль на скорос­ти 16 узлов, то для вводимого в строй «Сёкаку» это значение достигало 9700 миль при 18 узлах. Таким образом, старые эс­минцы, используемые в качестве эскорт­ных кораблей, объективно не могли спра­виться ни с той ни с другой задачей.

Именно этот довод поставил крест на первоначальном варианте перевооруже­ния в корабли ПВО двух легких крейсе­ров типа «Тенрю». Требовался принципи­ально новый корабль. Но какой? По мне­нию МГШ, такой, который мог действовать вместе с авианосцем, в том числе в штор­мовом море, то есть иметь большой ра­диус действия и обладать отличными мо­реходными качествами; быть способным спасать экипажи, а также самолеты в слу­чае вынужденной посадки на воду; фор­мировать мощный экран ПВО; обеспечи­вать ПЛО.

Выбор эсминца в качестве базового класса для создания специализированно­го корабля ПВО был основан на целом ряде факторов. Во-первых, Япония к кон­цу 30-х годов все еще не имела совре­менных легких крейсеров, которые могли бы послужить прототипом для постройки корабля ПВО.

Во-вторых, постройка современного корабля такого класса стандартным водо­измещением в 6000—7000 т должна была занять не менее двух лет. В остающееся до крупномасштабного конфликта на Ти­хом океане время Япония явно не успе­вала получить необходимое количество подобных кораблей ПВО. Зато стоимость и материалоемкость постройки 3000-тон­ного эсминца была в полтора — два раза ниже, чем легкого крейсера, при практи­чески равной эффективности — меньшая боевая устойчивость и вооруженность компенсировались его большей манев­ренностью и скоростью. Кроме того, за­щищая авианосцы до последней возмож­ности, эскортные корабли были обрече­ны на большие потери. Даже более богатые, чем Япония, морские державы не могли позволить себе рассматривать легкие крейсера в качестве «разменной монеты».

Наконец, в-третьих, только что посту­пившая на вооружение 100-мм 65-кали-берная артиллерийская система типа 98 вполне годилась для эсминца, но была недостаточно мощной для крейсера. Раз­работка же нового орудия для крейсера ПВО дополнительно затянула бы созда­ние корабля.

В итоге МГШ остановил свой выбор на эскадренном миноносце. Новый подкласс кораблей получил обозначение «эсминец 1-го класса типа В», или «флотский эс­кортный эсминец».

Основным компромиссом между тео­ретиками и тактиками стал отказ МГШ от требования максимальной скорости в 35 узлов — расчеты показали, что иначе во­доизмещение необходимо будет увели­чить до 4000 т. Дальнейшие корректиров­ки проекта, получившего обозначение F51, не носили принципиального харак­тера. Интересно лишь отметить исчезно­вение в окончательном варианте совер­шенно немыслимого в боевых условиях специального оборудования для спасения самолетов.

 

Изменения требований МГШ к проекту эсминца ПВО

Дата

07.1938г.

09.1938г.

04.1939г.

Водоизмещение стандартное, т

2200

2350

2700

Скорость, узлов

35

33

33

Радиус действия, миль (на скорости, узлов)

10000(18)

8000(18)

8000(18)

Вооружение (боекомплект, выстрелов):

 

 

 

10-см орудия (400)

4x2

4x2

4x2

25-мм орудия (6000)

2x2

2x2

2x2

61-см четырехгрубный ТА (8)

1

1

бомбомет дальнего поражения

4

4

 

бомбомет ближнего поражения

2

2

 

бомбомет тип 94

2

глубинные бомбы дальнего поражения

40

40

 

глубинные бомбы ближнего поражения

36

36

 

глубинные бомбы тип 95

54

 

Первые два эсминца ПВО типа «Акицуки» были заложены по бюджету 1939 года вместе с пятью «классическими» эсмин­цами типа «Югумо». На 1940-й выделялись средства на 6 «югумо» и 4 «акицуки». Да­лее, вплоть до 1946 года планировалось ежегодно заказывать по 10 «классических» и по 5 эсминцев ПВО. Но поскольку воен­ная угроза становилась все очевиднее, по последней предвоенной программе 1941 года заказали 17 «югумо» и 10 единиц типа «Акицуки». Начавшаяся война скорректи­ровала амбициозные планы японских ад­миралов. В строй удалось ввести только 12 кораблей. Постройка заложенного в январе 1945 года эсминца «Митицуки» уже в марте была остановлена (16% готовнос­ти). Корабль разобрали и большую часть материалов направили на производство взрывающихся катеров и человекоуправляемых торпед. Три последних из зака­занных кораблей («Киёцуки», «Оцуки» и «Хацуки») не закладывались. Запланиро­ванные к постройке эсминцы типа «Арасикару», которые должны были стать раз­витием типа «Акицуки», получившие заводские номера 777—785 и аналогичные типа «Ямацуки» (№№ 5061—5083) так и оста­лись на бумаге.

 

Программа (год)

 

 

Число кораблей

 

 

Заводские номера

 

 

Водоизмещение стандарт.(т)

 

 

Стоимость (тысяч йен)

Примечание

 

 

одного корабля

общая

Maru Yon Keikaku (1939 г.)

6

104—109

2600

12090

72540

Построены все

Маги Куй Keikaku (1941 г.)

10

360—369

2700

17820,4

178204

Построено 6 кораблей

Маги Go Keikaku (04.1942г.)

16

770—785

2980

18387

294192

Заказ отменен

Kai Maru Go Keikaku (06.1939г.)

23

5061—5083

2701

19194

441462

Заказ отменен

 

Заказы на постройку эсминцев ПВО распределялись между государственны­ми и частными кораблестроительными предприятиями примерно поровну. Стро­ительство кораблей шло в нарастающем темпе. Если стапельный период первых «акицуки» занимал около года, а дострой­ка и испытания до передачи флоту от 9 до 11 месяцев, то для последних эсмин­цев эти сроки составляли в среднем 9 и 4 месяца соответственно. В основном это достигалось за счет упрощения конструк­ции корпуса. Двенадцать переданных флоту кораблей принадлежали трем под­типам, а именно «Акицуки» (7), «Фуюцуки» (4) и «Ханацуки» (1), но только пер­вые два имели различные номера проек­тов - F51 и F53.

 

Эсминец

Заводской номер

Верфь*

Заложен

Спущен на воду

Вступил в строй

Судьба**

Искл. из списков

«Акицуки»

104

MKK

30.07.1940

2.07.41

11.06.42

25.10.44+

10.12.44

«Теруцуки»

105

MZ

13.11.1940

21.11.41

31.08.42

12.12.42+

20.01.43

«Сузуцуки»

106

MZ

15.03.1941

4.03.42

29.12.42

(1)

20.11.45

«Хацуцуки»

107

MKK

25.07.1941

3.04.42

29.12.42

25.10.44+

10.12.44

«Ниицуки»

108

MZ

8.12.1941

29.06.42

31.03.43

05.07.43+

10.09.43

«Вакацуки»

109

MZ

9.03.1942

24.11.42

31.05.43

11.11.44+

10.01.45

«Симоцуки»

360

MZ

6.07.1942

7.04.43

31.03.44

24.11.44+

10.01.45

«Фуюцукю»

361

MKK

8.05.1943

20.01.44

25.05.44

(1)

20.11.45

«Харацуки»

362

SKK

23.12.1943

3.08.44

28.12.44

Передан СССР

5.10.45

«Еицуки»

363

UD

25.08.1943

25.09.44

31.01.45

Передан США

5.10.45

«Нацуцуки»

364

SKK

1.05.1944

2.12.44

8.04.45

Передан Китаю

5.10.45

«Митицуки»

365

SKK

3.01.1945

17.04.45 (2)

«Ханацуки»

366

MKK

10.02.1944

10.10.44

26.12.44

Передан Британии

5.10.45

«Оцуки»

367

MZ

Не закладывался, заказ аннулирован

«Хацуки»

368

MKK

Не закладывался, заказ аннулирован

«Киёцуки»

369

MKK

Не закладывался, заказ аннулирован

* МКК — Maizuru Kaigun Kosho, Майдзуру; MZ Mitsubishi Zosensho, Нагасаки; UDUraga Dock, Токио; SKKSasebo Kaigun Kosho, Сасебо.

** + — Погиб; (1) На момент капитуляции — не боеспособен; (2) Разобран на стапеле.