«Теруцуки»

 

Второй эсминец серии — «Теруцуки» («Бледно светя­щаяся Луна») — за короткую, чуть более трех месяцев, службу стал участником не­прерывного ряда боевых столкновений, развернувшихся у берегов Гуадалканала и достигших своего апогея в трехдневной ноябрьской баталии в проливе Железное Дно. Кроме того, корабль вошел в исто­рию морских сражений в связи с тем, что в последнем бою нес флаг одного из са­мых блестящих командующих соединени­ями эсминцев Второй мировой войны — контр-адмирала Танака Райдзо.

Командиром «Теруцуки» стал коммандер Орита Цунео, начавший войну коман­диром эсминца «Хамакадзе», на котором прошел с Ударным соединением адмира­ла Нагумо через все сражения от Пёрл-Харбора до Мидуэя. Назначения Орита на «Теруцуки» и Огата на «Акицуки» являют­ся косвенным подтверждением того, что на данном этапе войны руководство япон­ского флота все еще планировало созда­ние мощных авианосных соединений и по­стройку для них необходимого числа эс­минцев ПВО, командирами которых долж­ны были стать офицеры, имеющие боль­шой практический опыт действия в орде­рах авианосцев.

7 октября 1942 года «Теруцуки» вошел в состав 61-й ДНЭМ 10-й эскадры эсмин­цев 3-го флота. Через три дня он оставил Йокосуку и совершил переход на Трук, где 14 октября присоединился к основным силам флота.

Когда вечером 24 октября из штаба японской 2-й пехотной дивизии поступи­ло сообщение о якобы состоявшемся захвате аэродрома Гендерсон-Филд на Гуадалканале, основные силы Объединенно­го флота, до того маневрировавшие меж­ду Труком и Соломоновыми островами, выдвинулись к югу. Они включали три опе­ративные группы в составе тяжелых авиа­носцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку», легких авианосцев «Дзуйхо» и «Дзуньо», четы­рех линейных кораблей типа «Конго», восьми тяжелых и двух легких крейсеров и 29 эсминцев. «Теруцуки», сопровождая тяжелый крейсер «Тоне», к началу сраже­ния шел в 200 милях восточнее авианос­цев Нагумо, прикрывая фланг.

В это же время с юго-востока в направ­лении Гуадалканала направлялось амери­канское соединение контр-адмирала Кинкейда из двух тяжелых авианосцев, лин­кора, шести крейсеров и 14 эсминцев. Курсы противников пересекались, боевое столкновение было неизбежно.

Сражение началось утром 26 октяб­ря. Японские летчики в стремлении взять реванш за Мидуэй шли напролом. Це­ной гибели лучших экипажей им удалось вывести из строя «Хорнет». Ночью бро­шенный экипажем авианосец добили эс­минцы из отряда контр-адмирала Абэ Хироаки.

Вечером 26 октября эсминцы «Теруцу­ки», «Маикадзе» и «Хацукадзе» эскорти­ровали поврежденные авианосцы «Сёка­ку» и «Дзуйхо» к Труку. К ночи адмирал Хэлси отдал приказ базирую­щимся на Эспириту-Санто ле­тающим лодкам PBY «Катали­на», вооруженным торпедами, атаковать противника. Ночью американские самолеты обна­ружили японские корабли, од­нако единственным результа­том воздушных атак стало по­вреждение «Теруцуки». Торпе­да шла прямо в район над­стройки, но эсминец спасло низкое качество магнитного взрывателя: взрыв произошел преждевременно. На корабле погибли 7 человек, а корпус получил незначительные по­вреждения.

С 29 октября «Теруцуки» находился на Труке на ремон­те, пришвартованный к плавмастерской «Акаси». А 9 нояб­ря он вместе с кораблями 2-го флота под командованием вице-адмирала Кондо Нобутаке покинул Трук. На о.Шортленд к выходу в море был го­тов конвой адмирала Танака. Силы японского флота, задей­ствованные в операции, тради­ционно были разбиты на боль­шое количество отдельных от­рядов, имевших собственные задачи. Анализ радиоперехва­тов позволил адмиралу Хэлси получить почти полное пред­ставление о японской опера­ции. Он пошел на определен­ный риск и принял решение не отзывать свои корабли, находящие­ся в пути к Гуадалканалу, по возможно­сти ускорить разгрузку транспортов и на­нести японцам поражение ударами авиа­ции и сил флота. 12 ноября американ­ские корабли подошли к стоянке у Лунга и начали разгрузку.

К вечеру авиаразведка доложила об обнаружении на подходе к Гуадалканалу двух отрядов противника, и американские транспорты отошли на юго-восток. В про­ливе Железное Дно для защиты аэродро­ма и места высадки осталась группа из 5 крейсеров и 8 эсминцев под командова­нием контр-адмирала Каллахэна.

Уже в кромешной тьме в пролив вошли корабли вице-адмирала Абэ, направляв­шиеся к траверзу Лунга тремя кильва­терными колоннами: на флангах эсмин­цы 4-й и 10-й эскадр, а в середине строя легкий крейсер «Нагара» и линкоры «Хией» (флаг Абэ) и «Кирисима». Абэ рас­полагал сведениями о нахождении днем 12 ноября американских кораблей на сто­янке у Лунга, однако рассчитывал, что противник, как обычно, с наступлением темноты покинет пролив.

В 1.24 нового дня радиолокаторы аме­риканцев обнаружили врага, а через 15 минут силуэты кораблей Абэ были заме­чены с головных эсминцев. Несмотря на это Каллахэн свое преимущество такти­ческой внезапности реализовать не успел: в 1.45 эсминец «Акацуки» осветил прожектором шедший контркурсом крейсер «Ат­ланта». Начался жестокий получасовой бой, в течение которого из-за полной тем­ноты и малой дистанции огня царила пол­ная неразбериха.

В момент начала боя «Теруцуки» шел в середине левой колонны на траверзе линкоров, затем вместе с эсминцем «Юкикадзе» в кильватере флагмана 10-й ЭЭМ «Нагара» и участвовал в торпедной атаке американских кораблей (эсминец «Лэффи» взорвался и затонул, а крейсе­ра «Портленд» и «Джуно» получили по­вреждения).

В 2.05 «Теруцуки» осветил прожекто­ром потерявший ход эсминец «Кашинг» и обрушил на него ливень огня из своих ско­рострельных 100-мм пушек. Вскоре на «американце» были уничтожены все ору­дия, разрушены надстройки, окончатель­но выведены из строя машины и рулевое устройство. В 2.20 команда «Кашинга» оставила пылающий корабль.

К рассвету бой прекратился. Несмот­ря на ощутимые потери крейсер «Атлан­та» пришлось затопить, погибли эсминцы «Лэффи», «Бартон», «Монссен» и «Ка­шинг, крейсер «Джуно» утром потопила японская подлодка I-26, всего из 13 аме­риканских кораблей только ЭМ «Флетчер» не имел повреждений; адмиралы Каллахэн и Скотт погибли в бою. Американцам удалось достичь желаемого: получив ре­шительный отпор, Абэ отказался от об­стрела аэродрома и отвел свои корабли.

Непосредственно в ходе ночного боя японцы потеряли только «Акацуки», но утром американцы добили поврежденный «Юдати», а флагманский линкор «Хией» из-за полученных повреждений лишился хода и остался у северного берега о.Саво, став мишенью для непрерывных атак самолетов с Гендерсонфилд. Несмотря на самоотверженную борьбу экипажа лин­кора и выделение для его охраны пяти эсминцев, включая «Теруцуки», флагман Абэ к 19.00 был потоплен. Япония поте­ряла свой первый линкор, а вице-адми­рал Абэ доверие командования — больше в море он не выходил.

В связи с тем, что операция по подав­лению аэродрома на Гуадалканале сорвалась, контр-адмирал Танака получил при­каз возвратиться на Шортленд. Перевоз­ка войск 38-й дивизии откладывалась на сутки. В полдень 13 ноября японский кон­вой достиг базы, а уже через час снова вышел на юго-восток. Рассвет 14 ноября застал корабли Танака на середине пути от Шортленда к Гуадалканалу.

В течение всего дня самолеты с Гендерсон-Филд наносили удары по конвою и кораблям 8-го флота. Японцы потеряли тяжелый крейсер «Кинугаса» и 6 транс­портов. Несколько кораблей и один транс­порт получили повреждения. Микава был вынужден отказаться от обеспечения при­крытия и направил свои крейсера к Шортленду. Лишь самоотверженные действия экипажей эсминцев Танака, под огнем американских самолетов подобравших из воды 5000 человек, позволили избежать огромных потерь в личном составе. Од­нако практически все тяжелое вооруже­ние, боеприпасы и грузы обеспечения 38-й дивизии были утрачены.

В середине дня Танака получил депе­шу от Ямамото с приказом пробиться к Гуадалканалу во что бы то ни стало. Руко­водство флота не могло позволить, что­бы операция, сопряженная с такими по­терями, окончилась безрезультатно.

Для удара по аэродрому Гендерсон-Филд и содействия высадки десанта сюда была направлена сводная эскадра под командованием вице-адмирала Кондо: линкор «Кирисима», тяжелые крейсера «Атаго» (флаг Кондо) и «Такао», 2 легких крейсера и 9 эсминцев. Около 22.15, уже в темноте, эскадра Кондо в районе о.Саво неожиданно встретила сильный аме­риканский отряд: линкоры «Вашингтон» и «Саут Дакота» с эскортом из 4 эсминцев.

В последовавшем бою японцы потеря­ли линкор, уничтоженный огнем более мощного «Вашингтона», и эсминец «Аянами». Легкие силы Кондо быстро расправились с двумя американскими эсминца­ми и вывели из строя третий (он был за­топлен на следующий день), но линкоры противника им оказались не по зубам. Неоднократные торпедные атаки, в кото­рых участвовал и «Теруцуки», успехом не увенчались, а артиллерия тяжелых крей­серов смогла нанести только незначитель­ные повреждения «Саут Дакоте». Против­ники разошлись, но победа американцев, сорвавших бомбардировку Гендерсон-Филд, была несомненна. После боя «Те­руцуки» принимал участие в спасении эки­пажа линкора «Кирисима».

Окончание похода конвоя адмирала Танака было драматичным. Пользуясь тем, что американские корабли связаны боем, оставшиеся четыре японских транспорта смогли к 2.15 подойти к мысу Тассафаронга и стать на якорь. Немедленно на­чалась высадка, однако ей препятствова­ла американская береговая артиллерия. Танака приказал посадить транспорты на мель у берега. К утру удалось выгрузить около 2 тысяч солдат и офицеров, а так­же 260 ящиков снарядов и 1500 мешков риса. Но с рассветом в небе появилась американская авиация, и вскоре и все 4 японских транспорта были уничтожены.

18 ноября «Теруцуки» прибыл на Трук и до прихода легкого крейсера «Агано» являлся флагманом командира 10-й ЭЭМ контр-адмирала Кимура.

3 декабря на Труке эсминец получил незначительное повреждение из-за каса­ния днищем рифа. 5-го числа он вышел к Шортленду. К декабрю японская группиров­ка на Гуадалканале оказалась буквально на грани голодной смерти из-за нерегулярно­го снабжения; остро сказывалась и нехватка тяжелого вооружения и боеприпасов. Сол­даты микадо, вынужденные заниматься охо­той и собирательством, существенно сни­зили свою боевую активность, перейдя в оборону. Американцы до поры до времени терпели их присутствие, традиционно не желая идти в атаку без подавляющего мно­гократного превосходства не только в воз­духе и на море, но и на суше.

Основные усилия японского флота в этот момент были направлены на обес­печение снабжения своих войск. В усло­виях господства противника в воздухе вся тяжесть по доставке грузов легла на 2-ю эскадру эсминцев. Интенсивные ночные рейсы быстроходных кораблей на Гуадалканал американцы называли «токийскими экспрессами». Для борьбы с ними, в пер­вую очередь, привлекались авиация и тор­педные катера.

Впрочем, целесообразность рискован­ных операций по прорыву блокады ост­рова выглядела сомнительной. Адмирал Танака в частной беседе высказывался о ситуации так: японские войска, находящие­ся на Гуадалканале, своими действиями и реальными возможностями не оправды­вают усилия флота по их снабжению и риск, которому подвергаются корабли. Но в Токио считали иначе, и рейсы «экспрес­сов» продолжались.

5 декабря адмиралу Танака были до­полнительно переданы два эсминца, а 7 декабря он получил «Теруцуки». Танака сразу же перенес на него свой флаг. Из-за хлопот, связанных со сменой флагман­ского корабля, он не смог возглавить оче­редной поход к Гуадалканалу. И когда в полдень 7 декабря 10 эсминцев 2-й ЭЭМ покинули Шортленд, их повел командир 15-й ДНЭМ Сато Торадзиро.

Конвой был сразу обнаружен берего­выми наблюдателями — своеобразной партизанской разведкой союзников, ши­роко применявшейся на Соломоновых островах. Вечером последовал удар пи­кирующих бомбардировщиков. Близкое попадание бомбы вывело из строя «Новаки», и его пришлось вести назад на бук­сире. Затем отряд Сато встретили аме­риканские торпедные катера. И хотя в результате их атаки не погиб ни один из японских кораблей, выгрузка доставлен­ного продовольствия была сорвана. Кон­вой вернулся к Шортленду 8 декабря.

Три дня спустя 11 эсминцев вышли в новый рейс к Гуадалканалу. Отряд вел Та­нака, державший флаг на «Теруцуки». Пе­ренеся традиционный вечерний налет без потерь и сбив два вражеских самолета из 27 атаковавших, корабли достигли мыса Эсперанс и выгрузили 1200 контейнеров с грузом. Когда японские эсминцы уже собирались уходить, с флагмана замети­ли несколько быстро приближавшихся тор­педных катеров. Стремительная атака аме­риканцев увенчалась успехом: две торпе­ды (с ТКА РТ-37 и РТ-40) поразили «Теруцуки» в левый борт, ближе к корме. На корабле вспыхнул пожар, эсминец поте­рял управление. Танака получил контузию.

Ориентируясь в темноте по пламени на борту, американцы попытались добить поврежденный корабль. Однако японцы уже устремились на помощь флагману. ТКА РТ-44 был разнесен на куски серией прямых попаданий и последовавшим взрывом собственных торпед, остальные, попав под шквальный огонь, отошли.

Повреждения «Теруцуки» оказались слишком тяжелыми, пламя бушевало в непосредственной близости от кормовых артиллерийских погребов, и шансов на спасение корабля практически не остава­лось. К флагману подошли «Наганами» и «Араси». Адмиральский флаг был спущен, 140 человек экипажа, штаб эскадры и при­шедший в себя Танака оставили эсминец. Снять всех людей с «Теруцуки» не уда­лось — американские катера не прекраща­ли атак. Эсминцы, проводившие прием людей, начали отход, а остатки экипажа флагмана (156 человек во главе с коммандером Орита) принялись спускать на воду спасательные средства, на которых они впоследствии смогли добраться до Гуадалканала. В 4.40 последовал взрыв глубин­ных бомб и кормовых погребов, и «Теру­цуки» скрылся под водой. Остальным ко­раблям эскадры удалось оторваться от противника и вернуться к Шортленду.

Этот поход эсминцев стал последней операцией с участием крупных японских кораблей, предпринятой в 1942 году в це­лях снабжения гарнизона Гуадалканала.