«Судзуцуки»

 

Ирония судьбы «Судзуцуки» («Холод­ная Луна») заключается в том, что, нахо­дясь в строю Императорского флота дольше всех остальных кораблей, эсминец до 1945 года не участвовал ни в одном круп­ном сражении. Причиной этого стали по­вреждения, дважды полученные в резуль­тате атак американских подводных лодок. Участие в последнем походе линкора «Ямато» в апреле 1945 года оказалось единственным по-настоящему боевым выходом «Судзуцуки» в море.

15 января 1943 года эсминец вошел в состав 61-й ДНЭМ 10-й эскадры эсмин­цев 3-го флота. Его командиром был на­значен коммандер Накадзава Сидзуо. Первым заданием корабля стало сопро­вождение авианосцев «Дзуньо» и «Хийо» из Саеки до Трука. Поход продолжался с 22 по 27 марта и прошел успешно. В кон­це марта — начале апреля «Судзуцуки» совершил плавание из Трука в Рабаул и обратно, доставив для главной базы япон­ского флота строительные материалы и конструкции. Весь апрель и половину мая эсминец оставался на Труке.

Для планировавшегося противодействия американскому вторжению на Атту часть сил флота, оперировавшая в районе Трук — Рабаул, была отозвана в метрополию. С 17 по 22 мая «Судзуцуки» сопровождал отряд японских кораблей в Йокосуку. Время, пока эсминец оставался в японских водах, было занято боевой учебой. 10 июля он вместе с флотом вышел обратно к Труку, куда при­был через пять дней.

Вторая половина 1943 года прошла для «Судзуцуки» в различных транспортных миссиях и редких выходах в составе фло­та, которые к боевому соприкосновению с противником не привели.

В оставшиеся летние месяцы корабль интенсивно использовался в операциях по переброске войск и грузов снабжения: он совершил поход в эскорте гидроавиатран­спорта «Ниссин», крейсеров «Могами», «Ойодо» и «Агано», доставлявших войска из Трука в Рабаул (19-21 июля); участво­вал в переброске войск к Бука (22 июля); обеспечивал возвращение «Могами», «Ойодо» и «Агано» на Трук; конвоировал из Палау на Трук группу танкеров (30 июля — 3 августа); эскортировал тяжелые крейсера «Миоко» и «Хагуро» с войсками из Трука в Рабаул; обеспечивал переход легкого крейсера «Касима» из Трука на Кваджелейн (27 августа — 2 сентября).

В качестве запоздалой реакции на на­беги американских авианосцев на япон­ские опорные пункты в центральной час­ти Тихого океана в сентябре — октябре 1943 года состоялись два выхода сил Им­ператорского флота, в которых принял участие и «Судзуцуки», но перехватить американское оперативное соединение корабли не смогли.

В ноябре «Судзуцуки» дважды покидал Трук: следуя на помощь торпедированно­му крейсеру «Агано» (12—15 ноября) и сопровождая флот в кратковременном и безрезультатном выходе, предпринятом в связи с высадкой противника на Тараву.

7 декабря 1943 года «Судзуцуки» в эс­корте авианосца «Дзуйкаку» и тяжелого крейсера «Тикума» покинул южные во­ды—как оказалось, навсегда. 12 декабря корабли достигли Куре. 24 декабря «Судзуцуки» в составе конвоя, куда кро­ме него входили однотипный «Хацуцуки» и войсковой транспорт «Акаги Мару», ос­тавил якорную стоянку у Унадзимы и вы­шел к атоллу Уэйк. Поход завершился благополучно, и 9 января все три кораб­ля возвратились в Куре. На следующий день произошла замена командира эс­минца: кэптен Наказава передал корабль коммандеру Сэо Нобору.

Сэо начал войну в должности команди­ра эсминца «Сигурэ», прославившегося какой-то мистической способностью избе­гать гибели в самых безнадежных ситуа­циях. Но первый же поход на новом ко­рабле окончился для офицера трагедией. 15 января «Судзуцуки» под флагом коман­дира 61-го ДНЭМ кэптена Томари Мицуйоси вновь повел «Хацуцуки» и «Акаги Мару» к Уэйку. В ночь на 16 января корабли вош­ли в пролив Бунго, где были обнаружены американской подводной лодкой «Стёрджен» (SS-187). Последовал торпедный залп, и флагман группы был поражен сра­зу двумя торпедами. Хотя корабль остал­ся на плаву, повреждения оказались очень серьезными: эсминец потерял носовую и кормовую оконечности, погибло 135 чело­век, включая кэптена Томари, коммандера Сэо и находившихся на корабле 89 сол­дат. Субмарина не возобновила атаки, и «Хацуцуки» смог взять искалеченного со­брата на буксир. 18 января японские ко­рабли достигли Куре. Там «Судзуцуки» в первый раз был поставлен на ремонт в док.

Ремонт эсминца затянулся почти на 9 месяцев. Только 12 октября корабль вер­нулся в строй, пропустив, таким образом, возможность принять участие в сражении в Филиппинском море.

16 октября «Судзуцуки» следовал в сопровождении конвоя из Опта к Формо­зе, когда на траверзе Тоизаки японские корабли вошли в район боевого патрули­рования «волчьей стаи» американских подводных лодок, ведущей поиск против­ника. В результате атаки субмарины «Бесуго» «Судзуцуки» получил торпедное по­падание и снова потерял носовую часть корпуса. На следующий день корабль вновь оказался в доке в Куре, где нахо­дился до 11 ноября.

После окончания ремонта «Судзуцуки» был включен в 41-й ДНЭМ 2-й эскадры эсминцев 2-го флота. 23 ноября вместе с однотипным «Фуюцуки» он сопровождал авианосец «Дзуньо» в транспортном по­ходе из Куре в Манилу и обратно, благо­получно вернувшись в Сасебо 9 декабря. Затем по март 1945 года эсминец нахо­дился во Внутреннем море, где экипаж занимался учебной подготовкой.

В марте на должность командира ко­рабля назначили коммандера Хираяма Тосио. «Судзуцуки» стал четвертым за войну эсминцем под командованием Хи­раяма, причем последний его корабль — «Хаясимо» — погиб в сражении у Лейте, входя в состав соединения адмирала Курита.

В конце месяца начались широкомас­штабные боевые действия непосред­ственно в водах метрополии, когда аме­риканцы приступили к операции «Айс­берг» — кодовое название высадки на Окинаву. Появлению десантной армады предшествовали сокрушительные удары палубной авиации и бомбардировщиков В-29. Японские летчики противодейство­вать неприятелю в небе уже не могли. Все они становились легкой добычей амери­канцев, и к утру 1 апреля, когда первые американские солдаты высадились на остров, возможности японской авиации оказались исчерпанными. Что касается жалких остатков Объединенного флота, то любые планы их вмешательства в боевые действия были обречены на провал. Но японцы не были бы японцами, если бы не предприняли этой самоубийственной по­пытки.

Операция «Теничиго» («Небеса-1») предполагала одновременный удар по силам вторжения шестьюстами камикад­зе и соединением кораблей во главе с линкором «Ямато». Воздушное прикрытие соединения не предусматривалось. Глав­нокомандующий флотом адмирал Тоёда справедливо считал, что у операции нет и 50% шансов на успех, но полагал, что если ее не проводить, то оставшиеся бое­способные корабли больше вообще не удастся использовать. Назначенный ко­мандующим 1-м Диверсионным соедине­нием вице-адмирал Ито Сеити оценивал возможности вверенных сил еще более скептически.

6 апреля в 15.20 1-е Диверсионное соединение покинуло якорную стоянку Токуяма. Оно включало линкор «Ямато», легкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, в том числе два «акицуки» — «Судзуцуки» и «Фуюцуки». Корабли не имели полного запаса топлива и продовольствия, зато несли полный боекомплект. Достигнуть Окинавы планировалось на рассвете 8 апреля. Противолодочное обеспечение выхода возлагалось на эсминец «Ханацуки» и эскортные миноносцы «Кая» и «Маки». Эти корабли имели топлива толь­ко до выхода из пролива Бунго и возвра­щения в Куре.

Вечером 6 апреля американские под­водные лодки «Тредфин» и «Хэклбек» обнаружили японские корабли, о чем не­медленно проинформировали штаб фло­та. Уничтожение «Ямато» возложили на палубную авиацию 58-го оперативного соединения. В 9.15 утра над кораблями адмирала Ито повисли американские раз­ведчики, и японцы перестроились в ор­дер ПВО с крейсером во главе и радиу­сом кольца эсминцев около 1500 м. Со­единение держало скорость 20 узлов и каждые 5 минут выполняло зигзаг.

Из-за неисправности машин от ордера отстал эсминец «Асасимо». Он скрылся из виду и длительное время считался пропав­шим без вести со всем экипажем. Только после войны в Японии стало известно, что днем 7 апреля одинокий корабль был по­топлен американской авиацией в 150 ми­лях юго-западнее Нагасаки.

Атаки американских бомбардировщи­ков начались в 12.30. Во время первого налета, в котором участвовало 150 само­летов, в крейсер «Яхаги» попали бомба и торпеда. В машинном отделении начался пожар, и корабль лишился хода. Эсминец «Хамакадзе» также был поражен бомбой и торпедой. Он разломился пополам и, просев в воду серединой, начал стреми­тельно погружаться. Сто человек из его экипажа погибли, и только решительные действия «Хацусимо» позволили спасти 257 человек, включая командира Маикава Кадзуи. В ходе первой атаки «Ямато» получил до 4 бомбовых и 4 торпедных попаданий.

Вторая волна из 50 бомбардировщи­ков подошла в 13.00. В «Ямато» попало еще 4 или 5 торпед, а получивший новые повреждения «Яхаги» пошел ко дну. Око­ло 30 человек с крейсера, включая коман­дира корабля, были подобраны «Хацусимо» и «Юкикадзе» только ближе к вечеру.

В 13.45 началась последняя атака, в ходе которой японский флагман получил, по меньшей мере, 4 торпеды и 3 авиа­бомбы. Крен линкора к 14.00 достиг 15°, потери экипажа были очень велики. С пра­вого борта «Ямато» прикрывал «Фуюцу­ки», с левого — «Юкикадзе». В 13.56 фа­тальные повреждения получил эсминец «Исокадзе».

А в 14.17 последнее торпедное попа­дание лишило «Ямато» хода, крен начал неудержимо расти. Корабль лег на борт, и в его чреве произошел ужасный взрыв, унесший жизни 2498 человек, включая ко­мандира корабля и командующего соеди­нением...

Уцелевшим эсминцам оставалось со­брать из воды уцелевших моряков и по­пытаться прорваться домой. В 17.00 два прямых попадания авиабомб поразили «Касуми». На эсминце погибли 17 и были ранены 47 человек. «Фуюцуки» снял с его борта 321 человека и добил потерявший ход корабль двумя торпедами. Поздно вечером «Юкикадзе» принял на борт 285 человек из экипажа «Исокадзе» и зато­пил ветерана практически всех тихооке­анских сражений орудийным огнем.

К концу дня 7 апреля «Фуюцуки», «Юки­кадзе», «Хацусимо» и «Судзуцуки» выш­ли из-под ударов авиации противника и поспешили к родным берегам. Труднее всех обратный путь дался «Судзуцуки». В ходе боя корабль получил прямое попа­дание бомбы в район носовых башен, они обе вышли из строя, сократив огневую мощь корабля вдвое. На эсминце погиб­ли 57 человек, 34 были ранены. Корабль осел носом, его управляемость значитель­но ухудшилась, скорость упала. Прочность даже усиленных экипажем переборок между затопленными и непострадавши­ми отсеками стала вызывать опасение. Дальнейшее движение носом вперед ста­ло невозможно, и Хираяма повел свой эсминец вперед кормой. Обеспечивая управляемость покалеченного корабля, бригады по 4 моряка, сменяясь каждые 20 минут, специальным аварийным руч­ным насосом в течение всей ночи созда­вали необходимое давление в гидравли­ческой системе управления рулем.

8 апреля «Судзуцуки» в третий раз за свою боевую биографию поставили в док, но полное восстановление корабля уже не имело смысла. Частично отремонтирован­ный эсминец покинул док 5 мая, а 10 июня в качестве плавучей зенитной батареи был пришвартован около Сасебо, где его и застала капитуляция Японии.

После исключения из списков флота «Судзуцуки» некоторое время использо­вался в качестве волнолома в Такамацу, затем был окончательно разобран.