«Вакацуки»

 

Переданный флоту 31 мая 1943 года в Нагасаки эсминец «Вакацуки» («Луна в первой четверти») в тот же день вошел в состав 11-го ДНЭМ 1-го флота. Его ко­мандиром стал коммандер Судзуки Ясуацу, ранее командовавший эсминцами «Минегумо» и «Митисио».

Вступление в строй «Вакацуки» совпа­ло с загадочной гибелью линкора «Мутцу» 8 июня 1943 года. Находившийся по­близости от места трагедии «Вакацуки» принял активное участие в спасении ос­татков его команды.

15 августа эсминец оставил Куре и со­вершил переход к Труку. В сентябре и октябре вместе с силами флота он выхо­дил в море на поиск американских авиа­носцев, тренирующих свои авиагруппы в ударах по японским периферийным опор­ным пунктам.

30 октября «Вакацуки» вышел из Трука в Рабаул, имея на борту летные экипажи для пополнения систематически редеющей авиагруппы этого главного японско­го форпоста в регионе. 1 ноября он бро­сил якорь в Рабауле. Ранним утром того же дня 12 американских транспортов вы­садили 14 тысяч морских пехотинцев на мысе Торокина в бухте Императрицы Ав­густы в центре юго-западного побережья о.Бугенвилль. Американцы хорошо усво­или уроки Гуадалканала, высадку прове­ли энергично и сразу отвели транспорты. Гарнизон из 270 японцев при одном ору­дии дать отпор не смог и отступил в джун­гли.

Японское командование четко пред­ставляло, что сбросить десант можно только самыми решительными действия­ми в первые же дни его высадки. Поэто­му командиру 5-й ДКР контр-адмиралу Омори Сентаро было приказано собрать все наличные на базе силы и выдвинуть­ся к Бугенвиллю для уничтожения транс­портов противника и проводки конвоя с контрдесантом.

1 ноября в 17.00 соединение Омори покинуло бухту Симпсон-Харбор и напра­вилось на юго-восток. Японские корабли шли тремя колоннами. В центральной — тяжелые крейсера «Миоко» (флаг Омо­ри) и «Хагуро». Слева — завеса из лег­кого крейсера «Сендай» и трех эсмин­цев. Справа — легкий крейсер «Агано» и 3 эсминца. «Вакацуки» шел концевым в правой колонне. В нескольких милях по­зади следовали еще 5 эсминцев, пере­возивших 1000 солдат. Некоторые из ко­раблей имели радары, но операторы были новичками, и командующий со­единением больше полагался на оптику и гидросамолеты.

В 21.20 японское соединение было обнаружено американским самолетом, сбросившим бомбы рядом с «Сендай». В связи с потерей внезапности Омори отказался от высадки контрдесанта и отослал эсминцы-транспорты назад в Рабаул, а сам продолжил движение, на­мереваясь решить первую часть боевой задачи.

Район высадки охранялся оперативным соединением TF-39 контр-адмирала Меррила (4 крейсера типа «Кливленд» и 8 эсминцев). Американский адмирал, будучи отлично осведомленным о передвиже­нии противника, занял позицию поперек входа в бухту и решил вести артиллерий­ский бой на пределе эффективного дей­ствия японских торпед (80—100 кбт), пре­доставив полную самостоятельность двум подчиненным командирам дивизионов эсминцев.

В 2.27 японские корабли были обнару­жены американскими радарами, а еще че­рез 20 минут начался бой, длившийся поч­ти до утра. Американские корабли дейст­вовали слаженнее, в полной мере ис­пользуя огонь и маневр. Напротив, кораб­ли Омори, не имевшие опыта совместных действий, полностью нарушили строй и даже допустили два столкновения. На поврежденном в самом начале боя и до­битом около 4 часов ночи крейсере «Сендай» погибло около 320 человек, осталь­ные добрались до Бугенвилля на плотах. Эсминец «Хацукадзе» погиб со всем эки­пажем; «Хагуро» получил повреждения.

Из большого количества торпед, вы­пущенных в бою японцами, только одна достигла цели, повредив эсминец «Фут». Артогонь же вообще был практически безрезультатным. Противники разошлись перед рассветом, причем Омори доло­жил о потоплении двух вражеских крей­серов. Парадоксально, но это искажение фактов имело самые негативные послед­ствия для японского флота. Собранные в Рабауле для развития «успеха» 7 тяже­лых крейсеров 2-го флота утром 5 нояб­ря подверглись сокрушительному удару палубной авиации TF-38 адмирала Шермана и были выведены из строя. Эсми­нец «Фудзинами» поразила невзорвав­шаяся торпеда, а «Вакацуки» получил легкие повреждения от близких бомбо­вых разрывов. Невозможность маневра находящихся в бухте японских кораблей свела на нет существенную мощь зенит­ной артиллерии (кстати, плотный огонь помешал своим истребителям, поднятым по тревоге). Американцы потеряли все­го 10 самолетов.

11 ноября «Вакацуки», сопровождая плавбазу «Тёгей», вышел из Рабаула на Трук. Так ему удалось избежать повторив­шегося в тот же день авиаудара по Рабаулу, который завершился гибелью эсмин­ца «Судзунами» и повреждением еще пяти кораблей. 18 ноября вместе с «Тёгей» и легким крейсером «Касима» эсминец со­вершил семидневный переход в Куре и, достигнув берегов Японии, некоторое время находился на ремонте в Йокосуке.

С февраля по апрель 1944 года он эс­кортировал ударные авианосцы, собирав­шиеся в районе Сингапура для участия в операции «А». С 12 по 15 мая в составе 1-го Мобильного флота совершил пере­ход из Лингга-Роудз до Тавитави.

6 июня, находясь в охранении конвоя из танкеров, следовавших из Тавитави до Баликпапана, «Вакацуки» спас 45 членов экипажа эсминца «Минацуки», потоплен­ного американской субмариной «Хардер».

В сражении в Филиппинском море «Ва­кацуки» находился в составе ударного соединения адмирала Одзава. Эсминец снял командующего и его штаб с гибнув­шего «Тайхо» и доставил их на «Хагуро», участвовал в спасении людей с погибших авианосцев Одзава. По возвращении в метрополию «Вакацуки» с 8 по 20 июля сопровождал силы флота в транспортной миссии из Куре до Лингга с заходом в Манилу. 19 сентября в составе конвоя корабль вернулся в Куре.

16 октября, находясь в охранении кон­воя, следовавшего от Опта к Формозе, «Вакацуки» помог торпедированному «Судзуцуки» добраться до Куре.

В ходе боя у м.Энганьо, в котором «Ва­кацуки» участвовал в составе Северной группы, эсминец собирал из воды экипа­жи погибших кораблей, а затем попал под огонь эскадры Дю-Боуза, но смог ото­рваться от погони и уйти в Японию. Но уже через четыре дня после окончания сражения в заливе Лейте «Вакацуки» в эскорте крейсера «Ойодо» совершил пе­реход из метрополии до Манилы.

В тени грандиозной баталии в Филип­пинских водах оказалась операция «ТА» (такое обозначение получили действия японского флота по доставке на Лейте войсковых подкреплений, вооружения и боеприпасов), начавшаяся в тот же день, что и сражение вокруг американского плацдарма на о.Лейте. В период с 23 ок­тября по 11 декабря 1944 года девять ос­новных конвоев и бесчисленное количест­во отдельных мелких транспортов пред­принимали попытки преодолеть 600 миль, разделяющих Манилу и Ормок — крупный порт на западном берегу Лейте. Полная драматизма история этих походов, пред­принятых в условиях абсолютного господ­ства американских сил на море и в воз­духе, неоправданно померкла перед ли­цом катастрофического поражения япон­ского военного флота в боях 23—26 ок­тября.

В начале ноября 1944 года руководство операцией «ТА» было возложено на вице-адмирала Окочи Денсичи, прибывшего в Манилу на должность командующего фло­том Юго-западного района с поста началь­ника Военно-морской академии. Для кон­воев ТА № 3 и № 4 он собрал в Маниле 5 сухогрузов, три десантных корабля и 7 эсминцев. В соответствии с планом кон­вой ТА № 3 (под командованием контр-­адмирала Мацуяма Мицухару, флаг на сто­рожевом корабле «Окинава») должен был перевезти на Лейте главные силы и тя­желое вооружение 26-й дивизии. Для эс­корта выделялись эсминцы 2-й эскадры контр-адмирала Хаякава Микио. ТА № 4 под эскортом 1-й ЭЭМ контр-адмирала Кимура Масатоми должен был завершить доставку 26-й и 1-й дивизий.

Налеты на Манилу и прошедшая поло­са тайфуна задержали погрузку тяжелого оборудования, в результате чего ТА № 4 смог выйти в море раньше, чем № 3. Ран­ним утром 8 ноября новые быстроходные транспорты «Такацу Мару», «Кинка Мару» и «Касии Мару», имея на борту 10 тысяч войск и 3,5 тысячи т боеприпасов, а так­же три десантных корабля с 1000 солдат вышли курсом на Ормок. В эскорте сле­довали эсминцы «Касуми» (флаг Кимура), «Усио», «Акисимо», «Асасимо», «Нагана­ми» и «Вакацуки». Непогода способство­вала скрытности перехода и к вечеру 9 ноября ТА № 4 должен был достигнуть пункта назначения.

Первыми в гавань Ормока вошли три десантных корабля. Они оттянули на себя атаку четырех американских бомбарди­ровщиков и 16 истребителей и сбили че­тыре машины противника. Через час, ког­да азарт вражеских пилотов несколько спал, в залив вошли транспорты, а эсмин­цы встали в охранении мористее.

Наступившей ночью японцев пытались атаковать две пары американских торпед­ных катеров, но их удалось отогнать без какого-либо ущерба. А едва взошло сол­нце, последовала атака 30 бомбардиров­щиков В-25 с Моротая. Сосредоточенным зенитным огнем было сбито пять из пер­вых восьми нападавших самолетов, затем еще два в последующих волнах. В это время «Такацу Мару» со всеми находящи­мися на борту был разнесен в клочья взрывом неразгруженных боеприпасов. Получивший не менее пяти попаданий «Касии Мару» пошел ко дну практически сразу после того, как все оставшиеся в живых покинули судно.

Уцелевшие корабли ТА № 4 под ярост­ными воздушными атаками поспешили выйти из залива.

Тем временем ТА № 3, оставивший Манилу утром 9 ноября, следовал через море Сибуян. Он включал 5 транспортов, перевозивших 2000 солдат 26-й дивизии и 6000 т боеприпасов. Командир эскорта Хаякава держал свой флаг на эсминце «Симакадзе» и располагал «Хаманами», «Хацухару», миноносцем «Такэ», тральщи­ком и охотником за подводными лодка­ми. Днем 10 ноября самый крупный транс­порт конвоя «Целебес Мару» сел на риф у полуострова Бондок, и большая часть дня ушла на перегрузку судна.

В ночь на 11 ноября произошла встре­ча конвоев ТА № 4 и ТА № 3. Предвари­тельно имелось решение усилить эскорт ТА № 3 за счет присоединения части эс­минцев Кимура. Однако «Наганами» и «Асасимо» были переполнены людьми с потерянных судов, а покалеченный «Акисимо» едва поспевал за своими. Флагман Кимура «Касуми» принял людей, и «Вакацуки», «Наганами» и «Асасимо» поспе­шили за судами ТА № 3. К эсминцам Ки­мура присоединились «Хацухару» и «Такэ». Охотник № 46 остался с сидящим на рифе транспортом. Остатки ТА № 4 вернулись в Манилу к вечеру 11 ноября.

Первыми противниками Хаякава стали американские торпедные катера, но ре­шительные действия эсминцев сорвали их атаку.

С рассветом 350 самолетов с авианос­цев адмирала Шермана, находившихся к востоку от пролива Сан-Бернардино, под­нялись в воздух для нанесения удара по конвою. Последовавшее побоище напо­минало сражение в море Бисмарка в мар­те 1943 года. Сухогрузы вообще не име­ли шансов на спасение и вскоре все четыре были уничтожены. После этого са­молеты занялись кораблями эскорта. Ни сплошная стена зенитного огня, ни ды­мовые завесы, ни полные обороты машин не смогли уберечь корабли Хаякава. Пер­выми внимание американских летчиков привлекли «Симакадзе» и «Вакацуки», выделявшиеся своими размерами и опо­знанные как крейсера. В результате целе­направленных атак оба корабля были быстро потоплены (10°50' N, 124°35' Е). Из 600 человек их экипажей спасся 131, в том числе только 12 офицеров. Коммандер Судзуки погиб вместе с «Вакацуки», контр-адмирал Хаякава был убит во вре­мя прямого бомбового попадания в «Си­макадзе». Вслед за флагманом пошли ко дну эсминцы «Наганами», «Хаманами» и тральщик № 30.

«Асасимо» был единственным спас­шимся кораблем, принесшим в Манилу мрачную весть о разгроме конвоя поздно вечером 12 ноября. Уничтожение ТА № 3 обошлось американцам в девять сбитых самолетов.