«Фуюцуки»

 

Боевая биография эсминца «Фуюцуки» оказалась чем-то схожей с карьерой од­нотипного «Судзуцуки». Современник грандиозных баталий 1944 года, он в них не участвовал; вошел в состав 1-го Ди­версионного соединения и уцелел в по­боище, устроенном американской авиа­цией к северу от Окинавы в апреле 1945 года; капитулировал в поврежденном со­стоянии и также завершил свою карьеру в виде волнолома.

В день зачисления в списки действу­ющего флота «Зимняя Луна» (так пере­водится название эсминца) получила на­значение в 11-й ДНЭМ. Командиром ко­рабля стал коммандер Сакума Еидзи, ве­теран ночных баталий у Гуадалканала. Сакума начал войну в должности коман­дира эсминца «Аянами» и участвовал в бою 15 ноября 1942 года, когда его ко­рабль был потоплен огнем линкора «Ва­шингтон».

29 июня 1944 года «Фуюцуки» совер­шил однодневный поход из Йокосуки до Титидзимы, а 15 июля вошел в состав действующего подразделения флота — 41-й ДНЭМ 10-й эскадры эсминцев 3-го флота. 15—17 июля эсминец участвовал в транспортном походе из Куре на Оки­наву. В конце сентября прошел профи­лактическое докование в Йокосуке.

Боевое крещение корабля состоялось 12 октября. Он сопровождал крейсер «Ойодо» из Йокосуки во Внутреннее море, когда получил торпеду с подводной лод­ки «Трепанг» (SS-412). Экипаж практичес­ки не пострадал, но часть носовых отсе­ков оказалась затопленной, вышла из строя орудийная башня №1. Мощность американских торпед не шла ни в какое сравнение с японскими; «Фуюцуки» смог дойти до Куре, где с 14 октября по 20 но­ября ремонтировался в доке. Уже 23-го эс­минец смог принять участие в эскорте авианосца «Дзуньо» в транспортном по­ходе из Куре в Манилу с заходом в Мако. С 1 до 9 декабря он обеспечивал переход «Дзуньо» и линкора «Харуна» из Манилы в Сасебо.

С конца декабря по март 1945 года «Фуюцуки» находился во Внутреннем море. В последний день января произош­ла небольшая навигационная авария: эс­минец наскочил на необозначенную на карте мель в районе Опта и получил лег­кое повреждение днища в носовой части корпуса. Восстановление корабля произ­водилось в доке в Куре и завершилось 27 марта. 1 марта 1945 года коммандер Са­кума получил новое назначение, а в долж­ность командира эсминца вступил ком­мандер Ямано Хиру.

В конце марта на якорной стоянке Токуяма начали собираться корабли 1-го Диверсионного соединения вице-адми­рала Ито. Первую потерю соединение по­несло за неделю до фатального 7 апре­ля: 29 марта эсминец «Хибики» в районе Химедзимы наткнулся на плавающую мину и вышел из строя. «Хацусимо» от­буксировал его в Куре на ремонт, и вме­сто 9 эсминцев в операции «Теничиго» участвовало 8. В сражении с американ­ской авиацией «Фуюцуки» вместе с одно­типным «Судзуцуки» в ордере ПВО за­нимали далеко не бесспорную позицию на кормовых курсовых углах линкора «Ямато». Находясь на крамболах или тра­верзах флагмана, эсминцы ПВО могли бы эффективнее осуществлять его оборону от атак торпедоносцев. Вместе с тем, любые доводы относительно целесооб­разности той или иной позиции обоих «акицуки» в ордере «Ямато» теряют свой смысл перед лицом подавляющего пре­восходства противника. Японские навод­чики были просто подавлены количеством атакующих самолетов, что не мог­ло не сказаться на результативности от­ветного огня. За два часа практически не­прерывного боя соединением было унич­тожено всего 10 американских самоле­тов, 5 из которых относят на счет зенит­чиков линкора. Учитывая количество стволов зенитной артиллерии на кораб­лях (на одном только «Ямато» было 24 127-мм и 147 25-мм орудий), эти резуль­таты говорят сами за себя.

Главной целью американских летчиков был «Ямато», задачи полного уничтоже­ния всех кораблей японского соединения перед ними не стояло, и с гибелью лин­кора сражение фактически закончилось. Из четырех оставшихся эсминцев три практически не пострадали. «Фуюцуки» потерял 12 человек убитыми и столько же ранеными в результате попадания ракет и пулеметного обстрела. Отремон­тированный в Сасебо, он с 1 июня нахо­дился в Модзи, формально входя в 41-й ДНЭМ, подчиненный теперь 31-й эскорт­ной эскадре. Здесь его и застала капи­туляция.

20 августа 1945 года у кормы корабля произошел взрыв, отнесенный на счет плавающей мины. Кормовую оконечность оторвало полностью. Некоторое время покалеченный и разоруженный корабль использовался в качестве волнолома в Такамацу, а затем был окончательно ра­зобран.