Строительство

 

Постройка серии кораблей проекта 1135 велась на трех заводах страны: При­балтийском судостроительном «Янтарь» в Калининграде с 1968 года, судостроитель­ном «Залив» имени Б.Е.Бутомы в Керчи с 1969 года и Ленинградском им. А.А.Жда­нова с 1974 года. Головным предприя­тием был выбран ПСЗ «Янтарь», и имен­но ему досталась труднейшая роль первопроходца. Ранее в Калининграде строи­лись сторожевые корабли значительно меньшего водоизмещения (проекты 50, 35, 159), и очень скоро стало ясно, что выполнить новый заказ на существующих производственных мощностях невозмож­но. Поэтому в начале 1967 года на «Янта­ре» приступили к сооружению специаль­ного стапеля, получившего название «Бу­ревестник» — по аналогии с кодовым на­именованием проекта. Параллельно с ре­конструкцией завода полным ходом шла технологическая обработка поступавших из ЦКБ-53 рабочих чертежей.

Новизна конструкции «одиннадцать-тридцать пятого» сочеталась с принципи­ально новой технологией его постройки. Так, при формировании корпуса корабля на стапеле был принят поточно-позици­онный метод, когда собранные блоки по мере готовности передвигались с одной позиции на другую. В частности, на пер­вой позиции производилась сборка вто­рого и третьего блоков корпуса, а также погрузка платформ под маршевые двига­тели. На второй устанавливались выго­родки, фундаменты под механизмы и устройства, проводились испытания свар­ных швов и гидравлические испытания отсеков на непроницаемость. На третьей позиции — общая стыковка и сварка всех блоков между собой, установка успокои­телей качки, кронштейнов гребных валов, монтаж надстроек, дымовой трубы и мачт.

Кроме того, на «Янтаре» впервые в СССР применили построечно-спусковую оснастку на шаровых опорах качения. Спусковые сани оборудовались сепарато­рами с металлическими шарами диамет­ром 101 мм, способными перемещаться по дорожкам стапеля, что позволило от­казаться от использования традиционной насалки при спуске корабля и уменьшить трудоемкость этой ответственной опера­ции.

После разбивки теоретического черте­жа на плазе и разработки оснастки (шаб­лонов, каркасов и т. п.) корпусообразующий цех приступил к изготовлению дета­лей, а сборочно-сварочный — к сборке секций. Днищевые секции собирались в постелях, палубные — на горизонтальных стендах, а оконечности — в специальных кондукторах или каркасным методом. Го­товые секции передавались стапельному цеху, который формировал из них блоки корпуса корабля. 21 июня 1968 года, пос­ле того, как на стапеле «Буревестник» за­нял свое место блок №3, состоялась офи­циальная закладка головного корабля про­екта 1135. Ему присвоили заводской но­мер 151, а несколько позже — наимено­вание «Бдительный». Ответственным сдатчиком-строителем ВПК был назначен Л.Я.Змачинский, впоследствии ставший одним из директоров ОАО ПСЗ «Янтарь», его заместителем — Г.Н.Шолохов, главным конструктором механической час­ти— А.В. Чертков. Военную приемку возглавлял капитан 1 ранга Городилов, вел заказ капитан 3 ранга Мархаров.

В технологичес­ком отношении осо­бенностью нового корабля было при­менение нетрадици­онных конструкцион­ных материалов — алюминиевых спла­вов АМГ для всех надстроек, дымовой трубы и мачты, а так­же титана для слож­ных по своей конфи­гурации обтекателей подкильной и букси­руемой гидроакустических станций. И если изготовление стальных деталей, сборка и сварка секций корпуса на ста­пеле особых проблем не вызывали, то при работе с конструкциями из цветных ме­таллов возникли определенные труднос­ти. Для расконсервации листового и про­фильного проката из АМГ от заводской смазки, его правки на «Янтаре» пришлось создать специализированный участок. Сборку и сварку надстроек из легкого сплава выполняла бригада сборщиков, которую возглавлял А.Н.Орехов. Несмот­ря на солидный опыт, судостроителям пришлось учиться заново, поскольку технология работы с АМГ в корне отличалась от применявшейся ранее. Так, после свар­ки надстройки на палубе ходовой рубки появились бухтины глубиной до 30 мм, и при хождении палуба «хлюпала». Как из­бавиться от этого дефекта, никто не знал. Нагрев полотна палубы газовым резаком «пятаками», аналогично правке стальных конструкций, положительных результатов не принес. Сдать ОТК и военпредам над­стройку с деформированной палубой не представлялось возможным, а это грози­ло затянуть спуск корабля на неопреде­ленный срок. К счастью, выход был най­ден: А.Н.Орехов экспериментальным пу­тем выявил, что если бухтину выжать в обратную выгибу сторону и нагреть учас­ток в пределах шпации аргонно-дуговой горелкой не «пятаками», а параллельны­ми линиями, то после остывания металла деформация исчезает и больше не появ­ляется.

Новым для завода стало и изготовление деталей из титана. Оно оказалось «не по зубам» существующему оборудованию. Пришлось применять плазменную ручную резку, однако при такой технологии требо­валась механическая обработка кромок для удаления газонасыщенного слоя, посколь­ку в противном случае сварка титана ока­зывалась невозможной. Этот метод изго­товления деталей увеличивал трудоемкость работ, но другого выхода, увы, не было.

Наибольшую сложность при строитель­стве БПК представляла доводка вооружения, особенно ЗРК «Оса». По сути дела, на «Бдительном» установили опытный обра­зец этой системы, переделанный из сухо­путного комплекса. Его «оморячивали» пря­мо на корабле, решая не свойственные армейскому варианту задачи — такие, как отработка углов качки, герметичность и влагозащищенность бортовой аппаратуры и др. Меньше хлопот было с противолодоч­ным комплексом «Метель», изначально со­здававшемся как корабельное оружие. Серь­езные трудности вызвал монтаж систем буксируемой ГАС «Вега». На испытаниях ан­тенну на трос-кабеле упорно уводило на 35° к правому борту, пока не подобрали обте­катели и не отрегулировали рули.

В процессе заводских испытаний в по­исках оптимального варианта на «Бди­тельном» сменили три комплекта гребных винтов, причем первоначальный зареко­мендовал себя лучше остальных. Приме­чательно, что предусмотренные конструк­торами меры по снижению шумности пропульсивной установки оказались даже бо­лее эффективными, чем ожидалось. Греб­ные винты ни на каких оборотах не вхо­дили в кавитирующий режим, и установ­ленная противокавитационная система «Пелена» практически не использовалась.

Всего в строительстве «Бдительного» принимали участие более 400 предприятий Советского Союза, в том числе из со­вершенно «сухопутных» регионов. Напри­мер, трос-кабель для буксируемой ГАС «Вега» был изготовлен в одном из НИИ Ташкента.

Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков внимательно следил за ходом постройки головного БПК проекта 1135 и в целом оценил работу кораблестроителей весь­ма высоко. Во время одного из визитов на ПСЗ «Янтарь» он оставил в книге по­четных посетителей следующую запись: «Завод и его славный коллектив рабочих, служащих, инженеров выполняет весьма ответственную работу по укреплению морской мощи нашей великой Родины. Военно-морской Флот отмечает высокое качество работ. Спасибо вам за этот труд».

Действительно, заводчане блестяще справились с поставленной задачей. От закладки до сдачи головного корабля про­шло всего два с половиной года — и это при необычайной сложности объекта, вы­звавшей необходимость радикального из­менения технологии работ. Следующие три серийных ВПК построили с интерва­лами в 12 месяцев. Со временем темп увеличили до двух единиц в год.

Всего к декабрю 1981 года ПСЗ «Ян­тарь» сдал флоту 19 кораблей проектов 1135 и 1135М. При этом трудоемкость ра­бот постоянно снижалась. И если для го­ловного «Бдительного» она составила 2100 тыс. часов, то на последний корабль се­рии — «Пытливый» — потребовалось лишь 1301 тыс. нормо-часов. Общая стоимость головного заказа — около 26 млн. руб.

Интересно отметить, что при внедре­нии в серию «буревестников» удалось избежать мало-мальски серьезных конф­ликтов между строителями и проектиров­щиками (случай довольно редкий). По мнению калининградцев, Северное ПКБ (ЦКБ-53) настолько качественно выполни­ло все проработки, что в процессе строи­тельства не пришлось прибегать к каким-либо существенным изменениям черте­жей. Корректировка рабочей и техноло­гической документации после сдачи го­ловного корабля также прошла спокойно и по-деловому.

С 1969 года БПК проекта 1135 начали строить в Керчи. Темп — один корабль в два года. Всего СЗ «Залив» сдал флоту семь единиц, а затем перешел на выпуск пограничных сторожевых кораблей про­екта 11351. Наконец, в 1974 году строи­тельство «буревестников» развернулось в Ленинграде. Завод имени А.А.Жданова построил шесть кораблей, причем только по «чистому» проекту 1135.

 

Завод-строитель

Номер заказа          Название       

Дата подписания приемного акта

ПСЗ «Янтарь», Калининград

СКР (ВПК) проекта 1135

 

151           «Бдительный»

5.12.1970

152              «Бодрый»

23.11.1971

153             «Свирепый»

29.12.1972

154              «Сильный»

30.6.1973

155          «Сторожевой»

30.12.1973

156            «Разумный»

30.9.1974

157             «Разящий»

30.12.1974

158             «Дружный»

12.7.1975

ССЗ Им. Б.Е.Бутомы, Керчь

11             «Достойный»

31.12.1971

12           «Доблестный»

28.12.1973

13            «Деятельный»

25.12.1975

14          «Беззаветный»

30.12.1977

15      «Безукоризненный»

30.12.1979

16               «Ладный»

29.12.1980

17           «Порывистый»

29.12.1981

Лез Им. А.А. Жданова, Ленинград

711                «Жаркий»

29.6.1976

712             «Ретивый»

28.12.1976

713        «Ленинградский комсомолец» («Легкий»)

29.9.1977

714              «Летучий»

20.8.1978

715               «Пылкий»

28.12.1978

716            «Задорный»

31.8.1979

ПСЗ «Янтарь»,

Калининград

СКР проекта 1135М

 

159               «Резвый»

30.12.1975

160               «Резкий»

30.9.1976

161          «Разительный»

31.12.1976

162            «Грозящий»

30.9.1977

163         «Неукротимый»

30.12.1977

164             «Громкий»

30.9.1978

165          «Бессменный»

26.12.1978

166          «Горделивый»

28.9.1979

167               «Рьяный»

31.12.1979

168          «Ревностный»

27.12.1980

169            «Пытливый»

30.11.1981

ССЗ Им. Б.Е.Бутомы, Керчь

 

ПСКР проекта 11351

 

201           «Менжинский»

29.12.1983

202         «Дзержинский»

29.12.1984

203      «Имени 27 съезда КПСС» («Орёл»)

30.9.1986

204       «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» («Псков»)

1987

205       «Имени 70-летия погранвойск»

30.12.1988

206              «Кедров»

28.12.1989

207           «Воровский»

29.12.1990

208        «Гетьман Сагайдачний» («Киров»)

11.7.1993

209               «Гетьман Вишневецкий»