Вооружение

 

Артиллерийское вооружение эсминцев типа «Трайбл» стало значительным шагом вперед по сравнению с предшествующими типами. Главный калибр состоял из восьми 120-мм орудий Mk.XII в четырех спаренных установках Mk.XIX. Опытный образец такой установки с декабря 1936 по июнь 1937 года проходил испытания на эскадренном миноносце «Хируорд» и получил положительные отзывы специали­стов артиллерийского отдела. Сама пуш­ка была практически идентична более распространенной модели Mk.IX, устанав­ливавшейся на британские эсминцы с се­редины 20-х годов до конца войны. Длина ствола составляла 45 калибров, начальная скорость 808 м/с, масса снаряда — 22,7 кг. Дальность стрельбы достигала 15 520 м при угле возвышения 40°. Существенным плюсом артсистемы была значительная для такого калибра живучесть ствола — до 1400 выстрелов. Масса спаренной уста­новки Mk.XIX — 25,9 т (в том числе 2,6 т приходилось на щит). Оба орудия нахо­дились в единой люльке. Схема вертикаль­ной наводки — как на предыдущей одно-орудийной установке Mk.XVIII. Максималь­ный угол возвышения 40° достигался за счет сдвига оси цапф пушек к затворам. Это обеспечивало пространство, необхо­димое для отката при максимальном угле возвышения, однако нарушало естествен­ную балансировку орудий и вело к росту массы всей артсистемы, так как требова­лось догружать казенную часть. Предпо­лагалось, что корабли программы 1936 года получат новые орудия Mk.XI с дли­ной ствола 50 калибров и увеличенным до 28,4 кг весом снаряда. Но доводка этой пушки сильно затянулась, и впервые она появилась на эсминцах типа «L» програм­мы 1938 года.

В артиллерии главного калибра «трай-блов» широко применялись гидравличес­кие силовые приводы. Носовая и кормо­вая группы орудий имели по 140-сильной паровой турбине, которые приводили в действие помпы (на эсминцах следующих типов каждая установка снабжалась соб­ственным электромотором). Гидравликой обеспечивалось вертикальное и горизон­тальное наведение орудий, при этом ско­рость подъема стволов и поворота всей установки составляла 10 град./с. Гидрав­лическими были и снарядные элеваторы и досылатели. Практическая скорострель­ность равнялась 10 выстр./мин. Стандарт­ный боекомплект — 300 снарядов на орудие (200 фугасных, 50 осколочных с дис­танционным взрывателем и 50 освети­тельных). По замыслу проектировщиков, угол возвышения в 40° должен был обес­печивать главному калибру возможность ведения зенитного огня, однако в воен­ное время быстро выяснилось, что его достаточно лишь для заградительной стрельбы по низко летящим целям. За тот небольшой промежуток времени, пока самолет находился в зоне обстрела, рас­чет успевал произвести от силы два—три выстрела. Поэтому в ходе войны англи­чанам пришлось снимать с эсминцев по одной 120-мм «спарке» и заменять ее по-настоящему универсальными оруди­ями.

Зенитное вооружение ближнего дей­ствия состояло из счетверенного 40-мм автомата «Виккерс» Mk.VII и двух счетверенных 12,7-мм пулеметов «Виккерс» Mk.I.

Двухфунтовый автомат «Виккерс», про­званный «пом-помом» за характерный звук, издаваемый при выстреле, в межвоенные годы был основным легким зе­нитным вооружением британских кораб­лей. Он имел длину ствола 40,5 калибра и обеспечивал 764-граммовому снаряду начальную скорость 732 м/с. Последняя характеристика уже не могла считаться достаточной, так как ограничивала даль­ность стрельбы — прицельная не дотяги­вала и до половины «паспортного» значе­ния в 6220 м (досягаемость по высоте — 3960 м). Это отчасти компенсировалось значительной — около 100 выстр./мин — скорострельностью, позволявшей разви­вать высокую плотность огня. Вот только подача боеприпасов в многоствольных «пом-помах» не отличалась надежностью. Сама установка имела силовой привод, обеспечивающий ей скорость вертикаль­ной и горизонтальной наводки 25 град./с, но делающий ее зависимой от источника энергии. Эсминцы несли по 14 400 сна­рядов для зенитных автоматов — в пере­счете на один ствол боекомплект «Трайб-ла» втрое превосходил аналогичный по­казатель линкора «Кинг Джордж V».

Счетверенный 12,7-мм (полудюймо­вый) пулемет разрабатывался фирмой «Виккерс» с начала 20-х годов, но был принят на вооружение лишь в середине 30-х и успел морально устареть. Будучи сходным по устройству с «пом-помом», он повторял практически все его досто­инства и недостатки, к тому же высокая плотность огня обесценивалась низким разрушительным действием пули. Да и боезапас нельзя признать достаточным — всего 10 000 патронов (По стандартам британского флота боезапас для счетверенных пулеметов составлял 10 тыс. патро­нов на установку, но в имеющейся литературе по «трайблам» прямого указания на это нет).

Помимо тяжелых, на эсминцах имелось еще по четыре пулемета «Льюис» калибра 7,71 мм, которые устанавливались по од­ному или «спаркой» на легких переносных лафетах на сигнальном или ходовом мос­тике. Как средство ПВО это оружие могло иметь лишь психологический эффект. На­верное, единственный успешный случай его применения — абордажной группой «Коссака» во время освобождения плен­ных с «Альтмарка».

Торпедное вооружение, принесенное в жертву артиллерии, ограничивалось од­ним четырехтрубным 533-мм торпедным аппаратом с четырьмя торпедами Mk.IX. Аппарат, впервые в британской практике, имел силовой привод (ручной оставался в качестве резервного). Отсутствие запас­ных торпед серьезно ограничивало воз­можности «трайблов» в бою с тяжелыми надводными кораблями, так как они мог­ли произвести лишь один торпедный залп. Это наглядно проявилось в ходе преследования «Бисмарка» эсминцами 4-й фло­тилии. Израсходовав торпеды в безуспеш­ных ночных атаках, они лишились возмож­ности нанести по противнику решающий удар днем.

Противолодочное вооружение включа­ло «Асдик», 20 глубинных бомб, один бом­босбрасыватель и два бомбомета, размещавшихся на кормовой надстройке. В годы войны число глубинных бомб дове­ли до 30. Это считалось вполне достаточ­ным для кораблей, действовавших в со­ставе флота, хотя эсминцы из эскортных групп имели более «солидный» запас.

Система управления огнем состояла из командно-дальномерного поста (директо­ра) Mk.I и комбинированного 12-футово­го (3,6 м) дальномера/зенитного дирек­тора Mk.II, размещавшихся на верхнем мостике на отдельных основаниях. Пер­вый из них являлся визиром центральной наводки, но использовался только для стрельбы по морским целям, второй слу­жил дальномером при стрельбе по мор­ским целям и дальномером-директором для зенитной стрельбы. Подобная схема применялась на всех британских эсмин­цах, начиная с типа «С», что было вынуж­денной мерой, так как комбинированных КДП —для управления огнем как по мор­ским, так и по воздушным целям — не было в наличии, а их вес, наверняка, пре­высил бы все допустимые нормы. Серь­езным недостатком являлось отсутствие стабилизации ПУАО.

При стрельбе по воздушной цели даль­номер-директор определял ее высоту и скорость и синхронно передавал данные на приемную станцию, находившуюся под носовой надстройкой на нижней палубе. Последняя вычисляла угол возвышения и поворота, а также обеспечивала установ­ку взрывателя для 120-мм орудий. Гори­зонтальная наводка орудий осуществля­лась синхронно с директором, с помощью гидравлических приводов. Установка взры­вателя на нужную высоту производилась автоматически по сигналу с приемной стан­ции. Для управления огнем счетверенного «пом-пома» и зенитных пулеметов имелось два директора, располагавшихся на верх­нем мостике, рядом с основанием даль­номера. Стрельба торпедами также про­изводилась с верхнего мостика. Вычис­лять параметры цели и автоматически производить установку торпед на нужную глубину и угол упреждения позволяли при­боры IDS (Torpedo Deflection Sight).