Военные модернизации

 

Первые же месяцы войны выявили не­достаточность средств ПВО британских эсминцев, и «трайблы» не оказались исключением. Усиление их зенитного во­оружения началось в конце 1940 года («Аф­риди» и «Гурка» к этому времени успели погибнуть), когда с позиции «X» стали сни­мать орудия главного калибра и заменять их 102-мм зенитками Mk.XVI в спаренных установках Mk.XIX. Эта артсистема, широ­ко применявшаяся на кораблях всех клас­сов, вела огонь снарядами весом 15,88 кг, имела угол возвышения 80°, дальность стрельбы 18 150 м, досягаемость по высоте 11 890 м и скорострельность 12 выстр./мин. Замена производилась главным образом в ходе текущих ремонтов или (как на «Ашанти» и «Зулу») при устранении бое­вых повреждений. К весне 1941 года «трай­блы» приобрели по-настоящему эффектив­ные зенитные орудия. Усиление ПВО было продолжено в середине 1941 года с при­нятием на вооружение 20-мм автомата швейцарской фирмы «Эрликон». Он зна­чительно превосходил «пом-пом» по ско­рострельности, почти не уступая в досяга­емости по высоте, а 20-мм снаряд обла­дал гораздо большей разрушительной силой, чем 12,7-мм пуля «Виккерса». К со­жалению, темпы лицензионного производ­ства «эрликонов» сильно отставали от потребностей флота, поэтому сначала «трайблы» получили лишь по два таких автома­та, устанавливавшихся на крыльях мости­ка, причем «Зулу» и «Сикх» первоначаль­но были довооружены не ими, а двумя одинарными «пом-помами». Со временем на кормовом шельтердеке стали монтиро­вать еще по паре 20-мм автоматов (бом­бометы при этом переносились на верх­нюю палубу), а к концу 1942 года «эрлико-нами» заменили 12,7-мм пулеметы на площадке между трубами — в итоге их чис­ло довели до шести.

К концу 1941 года видоизменился си­луэт эсминцев: треногую грот-мачту де­монтировали, а вторую дымовую трубу, ограничивавшую сектор обстрела счет­веренным пулеметом, срезали по высо­те на 4 фута (1,2 м). Но на «Сомали» тру­бу укоротили, не тронув грот-мачту, а «Панджаби» сохранил первоначальный облик вплоть до самой гибели. Кроме того, были улучшены отопление и тепло­изоляция жилых и служебных помещений для действий в арктических условиях («Нубиэн» и «Мохок», постоянно находив­шиеся на Средиземноморье, подобной модернизации, по всей видимости, не проходили).

В начале 1941 года на некоторых «трайблах» появились радары обнаружения воз­душных целей типа 286. Не успели все эсминцы получить эти станции, как на во­оружение поступила гораздо более эф­фективная РЛС типа 291. К началу 1943-го она полностью вытеснила предшествен­ницу. Оба радара работали в диапазоне метровых волн; их антенны располагались на топе фок-мачты (средневолновые ра­диопеленгаторы при этом переносились к основанию фок-рея). Помимо поисковых радиолокаторов, с середины 1941 года на корабли начали поступать РЛС управления огнем типа 285 (на «Коссаке» она уже сто­яла во время охоты за «Бисмарком»), ко­торая могла использоваться для действия как по воздушным, так и по надводным целям. Чтобы луч радара совпадал с ли­нией прицеливания, его антенна, прозван­ная на флоте «рыбной костью», размеща­лась на КДП. Для этого на «трайблы» по­ставили закрытые директоры-дальномеры Mk.II(W) вместо прежних открытых. При­мерно с середины 1942 года часть эсмин­цев оснастили коротковолновыми радиопеленгаторами (HF/DF) НМ.З. Их монти­ровали на невысоких пилонах на месте снятой грот-мачты.

Наиболее значительные модернизации прошли в конце 1943 — начале 1944 годов. Все уцелевшие к тому времени «трайблы» были перевооружены спаренными 20-мм автоматами «Эрликон» в установках Mk.V, имевших силовой привод. Их монтирова­ли вместо одноствольных автоматов на крыльях мостика, в средней части и на кормовой надстройке, хотя порой кораб­ли несли смешанный состав вооружения из «спарок» и одинарных установок с руч­ным приводом, как было на «Тартаре» в июне 1944 года. Тогда же на четырех со­хранившихся британских эсминцах вместо треногих смонтировали высокие решетчатые мачты, верхушки которых сразу же за­няли полукруглые антенны новейших 10-см радаров обнаружения надводных целей типа 293 (жаргонное название «головка сыра»).

Последние военные доработки относят­ся к 1945 году, когда на «Нубиэне» и трех австралийских эсминцах «эрликоны» на площадке между трубами были заменены одинарными 40-мм автоматами «Бофорс», производимыми по шведской лицензии. Наконец, в послевоенные годы «трайблы» ВМС Канады и Австралии прошли обшир­ные модернизации, существенно изме­нившие их облик.