«Трайблы» стран Содружества

 

Эсминцы типа «Трайбл» ВМС стран Содружества

Бортовой

номер*

Название

Фирма-

строитель

Заложен

Спущен на

воду

Вступил в

строй

ВМС Австралии

130 D5*

144 D18*

191 D9*

«Arunta»

«Warramunga»

«Bataan» (быв. «Kurnai»)

кд

кд

кд

15.11.1939

10.2.1940

18.2.1942

30.11.1940

6.2.1942

15.1.1944

3.3.1942

23.11.1942

25.5.1945

ВМС Канады

Первая группа

G07

«Athabaskan» (быв. «Iroquois»)

BA

31.10.1940

18.11.1941

3.2.1943

G63

«Haida»

BA

29.9.1941

25.8.1942

18.9.1943

G24

«Huron»

BA

15.7.1941

25.6.1942

28.7.1943

G89

«Iroquois» (быв. «Athabaskan»)

BA

19.9.1940

23.9.1941

10.12.1942

Вторая группа

R79

«Athabaskan»

Гал

15.5.1944

4.5.1946

20.2.1948

R04

R10

«Cayuga»

«Micmac»

Гал

Гал

7.10.1943

20.5.1942

28.7.1945

18.9.1943

20.10.1947

14.9.1945

R96

«Nootka»

Гал

20.5.1942

26 .4. 1944

9.8.1946

Примечания:

*Бортовые номера с литерой D — при службе в составе Тихоокеанского флота США в 1945 г.

Сокращения названий фирм-строителей:

КД — «Cockatoo Dockyard» (Сидней); BA — «Vickers-Armstrong» (Тайн);  Гал — «Halifax Shipyard» (Галифакс).

 

Когда незадолго до начала войны ВМС Австралии решили обзавестись новейши­ми эсминцами британского проекта, их выбор, вполне естественно, пал на «трайблы» — самые современные и хорошо во­оруженные корабли данного класса. Постройку должна была вести компания «Кокату Айленд» в Сиднее при технической помощи Великобритании (в частности, британскими предприятиями изготавлива­лись все механизмы). Для австралийской судостроительной промышленности это стало значительным шагом вперед, так как до этого крупнейшим кораблем, постро­енным в этой стране, была плавбаза гидроавиации «Альбатрос». Хотя она превос­ходила «трайблы» размерами, создание таких быстроходных и технически сложных кораблей, как эсминцы, требовало более высокого технологического уровня. 24 ян­варя 1939 года были заказаны «Арунта» и «Уоррамунга», 20 декабря последовал за­каз еще на четыре корабля, но фактически из последних был заложен только «Курнаи» (в 1944 году переименованный в «Батаан» и ставший единственным «трайблом», чье имя выпадало из названий серии). Строи­тельство затянулось в связи с необходи­мостью доставлять оборудование из Бри­тании, а также недостатком опыта верфи. Первый эсминец вступил в строй лишь вес­ной 1942 года. Установка дополнительно­го вооружения и оборудования, а также не­удовлетворительная весовая дисциплина привели к тому, что полное водоизмеще­ние австралийских эсминцев отличалось от «оригинала» более чем на 200 т.

После многочисленных дискуссий и об­суждений, в 1940 году в Канаде также ре­шили заказать для своего флота эскадренные миноносцы типа «Трайбл». Принимая во внимание возможные из-за военного времени трудности с получением техничес­кой помощи из Британии, канадцы реши­ли не доверять строительство собственным предприятиям, испытывавшим недостаток квалифицированных рабочих и, к тому же, загруженным заказами на эскортные ко­рабли и тральщики. В качестве подрядчи­ка была выбрана компания «Виккерс-Арм-стронг». В начале 1940 года ей заказали эсминцы «Этабаскан» и «Ирокез» (в ходе постройки они «обменялись» названиями), до конца года последовал заказ еще на два корабля. «Трайблы» стран Содружества извлекли пользу из боевого опыта, получен­ного однотипными эсминцами Королевско­го флота, и к моменту вступления в строй несколько отличались от проектного вида. На позиции «X» изначально устанавлива­лась спаренная 102-мм зенитка, вторая труба срезалась на 1,2 м по британскому образцу, вместо массивной грот-мачты на австралийских эсминцах стояла неболь­шая, на канадских она не устанавливалась вообще. В дополнение к этому, на канад­ских «трайблах» поменяли между собой места установки прожектора и счетверен­ного «пом-пома», что обеспечило послед­нему лучший сектор стрельбы. Для повы­шения остойчивости на австралийских и канадских эсминцах, как и на британских, уложили балласт, а для компенсации веса уменьшили запас топлива до 505 т. Легкое зенитное вооружение включало шесть «эр-ликонов», но «Этабаскан» вступил в строй с десятью 20-мм автоматами — на крыль­ях мостика и на кормовом шельтердеке стояли «спарки». Радиолокационное обо­рудование состояло из радаров типов 285 и 291. «Ирокез» и «Этабаскан» получили также опознаватели «свой — чужой» типа 242 — их крестообразные антенны разме­щались на правом ноке фок-рея. Числен­ность экипажа — 240 человек.

Вторая канадская пара — «Хайда» и «Гу­рон» — имела все 20-мм автоматы в спа­ренных установках с силовым приводом. Раздельные башенки директора и дальномера уступили место комбинированному КДП Mk.lll(W) с радаром управления ог­нем типа 285. Кроме того, оба корабля ос­нащались РЛС обнаружения надводных целей типа 271. Ее характерный радиопрозрачный конус, напоминающий фонарь маяка, устанавливался в передней части кормового шельтердека. В апреле 1941 года ВМС Канады заказали компании «Га­лифакс Шипъярд» еще два эсминца («Мик-мак» и «Нутка»), а их механизмы — фирме «Дж. Инглиз & Со». Наконец, ровно год спустя той же верфи были заказаны по­следние «трайблы» — «Каюга» и «Этабаскан» (II). Ни один из этих кораблей не ус­пел вступить в строй до окончания Вто­рой мировой войны.