В норвежских фьордах

 

Для британского флота Норвежская кампания стала серьезным испытанием.

Она принесла «трайблам» и громкие по­беды, и первые потери. 7 апреля британ­ский самолет обнаружил неподалеку от датского побережья крупное германское соединение. Адмиралтейство решило, что немцы предпринимают попытку прорыва в Атлантику. Поздним вечером адмирал Ч.Форбс вывел на перехват Флот метро­полии. Из Скапа-Флоу вышла 6-я флоти­лия эсминцев, 4-я выдвинулась из Розай-та. Сутки англичане проболтались в море, не обнаружив противника, а утром 9 ап­реля поступили сообщения о внезапной высадке немецких десантов в Норвегии. В это время флот находился на широте Бергена, примерно в 100 милях от побе­режья. Адмирал Форбс приказал отряду в составе четырех легких крейсеров и эсминцев «Африди», «Гурка», «Сикх», «Мохок», «Сомали», «Матабеле» и «Мэшона» войти в этот порт и уничтожить любые суда и ко­рабли, какие будут обнаружены. Однако вскоре над британским соединением по­явились неприятельские бомбардировщи­ки. Воздушные атаки продолжались не­сколько часов. Линкор «Родней» и четыре крейсера отделались сравнительно легки­ми повреждениями, но «Гурка» получил прямое попадание. Бомба взорвалась в кормовой части. Сразу же погас свет, ко­рабль получил крен в 45° на правый борт, из разбитых цистерн в море потекла нефть. В течение четырех с половиной часов аварийные партии прилагали неимоверные усилия, чтобы спасти корабль. Но серьез­ные разрушения и штормовая погода не оставили им шансов. В 20 часов эсминец перевернулся и затонул, погибли 15 чле­нов экипажа, спаслись 190.

«Гурка» стал первым из «трайблов», по­гибшим во Второй мировой войне, но че­рез несколько дней «собратья» отомсти­ли за его гибель сполна. На севере Нор­вегии, в порту Нарвик, англичане блоки­ровали десять германских эсминцев, вы­садивших там десант. 10 апреля флоти­лия под командованием кэптена Уорбертона-Ли проникла в фьорд и в ходе ко­роткого боя потопила два из них. Адми­ралтейство намеревалось покончить и с остальными, для чего было выделено со­единение вице-адмирала Уайтворта в со­ставе линкора «Уорспайт» и девяти эсмин­цев. Второе сражение состоялось у Нарвика 13 апреля 1940 года. В полдень британская эскадра вошла в Уфут-фьорд. Уайтворт разделил свои корабли на три группы. В центре шел «Уорспайт»; перед ним с выставленными тралами на случай минной опасности двигались «Икарес», «Хироу» и «Фоксхаунд»; на левом фланге, чуть выдвинувшись вперед, — «Коссак», «Кимберли» и «Форестер»; правофланго­вую группу составляли «Бедуин», «Эски­мо» и «Панджаби». Эскадренными мино­носцами командовал коммандер Дж. А. Мак-Кой, находившийся на «Бедуине». В 12.28 головной «Коссак» заметил неприятель­ский эсминец. Через две минуты по нему открыли огонь с максимальной дальности, прекращенный после второго залпа, по­скольку невозможно было видеть места падения снарядов. Изморось, оседавшая на линзах дальномеров и прицелов, за­трудняла наводку. Еще на входе в фьорд с борта флагманского линкора стартовал гидросамолет-разведчик «Суордфиш». Он потопил субмарину U-64 и передал све­товой сигнал о германском эсминце, при­таившемся у южного берега в миле впе­реди. Поспешившие в этот район «Беду­ин», «Эскимо» и «Панджаби» заранее раз­вернули свои орудия и торпедные аппа­раты на врага. Им оказался «Эрих Кель­нер», не имевший возможности отойти из-за полученных накануне повреждений. Противники обменялись первыми выстре­лами практически одновременно в 13.09 с дистанции 18 кбт. Англичане открыли плотный огонь как из 120-мм орудий, так и из «пом-помов». В течение десяти ми­нут «Кельнер» получил одно торпедное и множество снарядных попаданий и пре­вратился в горящую развалину. Команда оставила корабль, но расчет одного ору­дия продолжал стрельбу до тех пор, пока несколько залпов с «Уорспайта» не пус­тили эсминец на дно.

Тем временем в сражение вступили еще четыре германских эсминца («В.Цен-кер», «Б.фон Арним», «Г.Людеманн» и «Г.Кюнне», позже к ним присоединился «Г.Тиле»). Начался маневренный бой в узком мешке фьорда. По показаниям очевидцев со стороны англичан, немцы дей­ствовали очень искусно, разворачиваясь так, чтобы задействовать все орудия, в то же время благоразумно держась на дос­таточном расстоянии от головных британ­ских эсминцев. Противники обменивались артиллерийскими и торпедными залпами, малоэффективными из-за плохой видимо­сти. Лишь «Бедуин» получил несколько попаданий 127-мм снарядами. Его бако­вое 120-мм орудие было снесено за борт, а обшивка в носовой части от множества пробоин стала походить на решето. «Кос­сак» (коммандер Роберт Шербрук) также несколько раз накрывали неприятельские залпы. В один из моментов боя эсминец оказался в ситуации, когда невозможно было увернуться от трех приближавших­ся торпед. Затаив дыхание, моряки наблю­дали, как все они прошли мимо: одна— почти по носу, вторая — за кормой, тре­тья — прямо под корпусом в районе мос­тика. Дефекты рулей глубины, от которых в то время страдали немецкие торпеды, сыграли на руку англичанам.

К 14 часам немцы израсходовали бое­припасы и под прикрытием дымовой за­весы стали отходить в узкий и длинный Румбакс-фьорд. Командир «Германа Кюн-не», не заметивший сигнала флагмана об отступлении, направился в северную часть Херьянгс-фьорда, чтобы выброситься на берег, спасти экипаж и взорвать эсминец. «Эскимо» (коммандер Дж.А.Миклетуэйт) преследовал его и в 14.13 с дистанции 25 кбт выпустил торпеду. Мощный взрыв пе­реломил немецкий корабль пополам, причем осталось невыясненным, было ли это результатом попадания торпеды или сра­ботали собственные подрывные заряды «Кюнне».

Сразу же вслед за этим «Эскимо» бро­сился в погоню за другими германскими эсминцами, которые поджидали его в са­мом узком месте Румбакс-фьорда. По­ставленная ими дымовая завеса еще не успела развеяться, и торпедный залп «Георга Тиле» застал англичан врасплох. Ширина фьорда составляла чуть более кабельтова, что исключало возможность уклонения. В 14.45 прогремел взрыв, на­чисто оторвавший носовую оконечность «трайбла» вплоть до второго орудия. Из состава экипажа 15 человек были убиты и 10 ранены, что составило более четверти потерь англичан в этом бою. Мож­но сказать, что британским морякам круп­но повезло, так как вторая торпеда «Тиле» не вышла из аппарата, а залп «Людеманна» оказался на редкость неточным. Подоспевшие «Бедуин», «Хироу» и «Форестер» открыли по противнику ураган­ный огонь, заставив немцев отойти в глубь фьорда, где они взорвали свои ко­рабли.

Не менее драматические события раз­ворачивались в самой нарвикской гава­ни. Около 14 часов находившиеся там эс­минцы «Эрих Гизе» и «Дитер фон Рёдер» (последний не имел хода и был пришвар­тован к пирсу) вступили в поединок с «Бедуином» и «Панджаби». Дистанция быстро сократилась с 30 до 15 кбт. «Пан­джаби» (коммандер Басе) накрыло мет­кими залпами немецких артиллеристов, и он получил повреждения. Вышедший из гавани «Гизе» попал под ураганный огонь британского линкора и вскоре за­тонул.

Уже считая сражение выигранным, ад­мирал Уайтворт просигналил: «Противник должен быть уничтожен без промедления. При необходимости идите на таран или берите на абордаж». В 14.15 коммандер Шербрук направил «Коссак» в гавань Нарвика, чтобы выяснить, не осталось ли там кораблей противника, и сразу же по­пал под обстрел. Артиллеристы «Рёдера» стреляли до полного израсходования бое­припасов и успели добиться четырех по­паданий с дистанции 12 кбт — на «Коссаке» был перебит главный паропровод, уничтожен пост управления огнем, убито 11 человек, ранено 19. Эсминец потерял управление и в 14.22 сел на мель носо­вой частью. Тем не менее, видя, что нем­цы оставили свой корабль, деятельный Шербрук решил спустить вельбот и за­хватить «Рёдер» в качестве приза. К счас­тью, он почти сразу отказался от этой авантюры. Вскоре сильнейший взрыв раз­метал обломки несостоявшегося трофея. Снять «Коссак» с мели удалось лишь на следующий день во время прилива. За это время он был обстрелян с противополож­ного берега гаубицей, но немцы, почти пристрелявшись, почему-то прекратили огонь.

Подведя итоги боя, старший артилле­рист «Коссака» доложил, что было израс­ходовано 850 снарядов главного калибра и более 500 выстрелов «пом-пома». Коммандер Шербрук был награжден «Ор­деном за выдающиеся заслуги» за пре­красное управление кораблем в ходе сра­жения.

Общие потери англичан в ходе второго боя под Нарвиком составили 28 убитыми и 55 ранеными. «Панджаби» ремонтировался до 12 июня, «Коссак» —до середи­ны августа, наиболее пострадавший «Эс­кимо» — до конца сентября 1940 года. Сра­жение стало одной из самых ярких побед Королевского флота в первый год войны. По выражению Д. Томаса, оно «явилось блестящим примером мастерских дей­ствий эсминцев».

Оправившись от неожиданности, союз­ники направили в Норвегию собственные войска, высадившиеся в Ондальснесе, Намсусе и Харстаде. «Трайблы» сопровождали транспорты и даже сами выса­живали на берег пехотные подразделения, как, например, шесть эсминцев 4-й фло­тилии в Намсусе 16 апреля. В ночь со 2 на 3 мая «Сикх» и «Тартар» совместно с тремя французскими лидерами участво­вали в безрезультатном набеге в Скагер­рак. Но в целом боевые действия в Нор­вегии развивались для союзников неудач­но, и уже к концу апреля стало ясно, что им придется уходить. «Тартар», «Сикх» и «Мэшона» эвакуировали войска из Он-дальснеса, а «Сомали» вывез боевую группу из Олесунна. В ночь на 3 мая ко­рабли союзников эвакуировали более 5000 человек из Намсуса.

Последним кораблем, покинувшим Нам-сус, был «Африди». Ему поставили за­дачу принять арьергардное подразделе­ние саперов, взрывавших мосты, желез­нодорожную станцию и другие объекты. Из-за этой задержки эсминец вышел в море уже на рассвете. По пути он подо­брал моряков с французского лидера «Би­зон», потопленного немецкими пикирую­щими бомбардировщиками. Эсминец пол­ным ходом нагонял конвой, когда появи­лись самолеты. В своих мемуарах Филип Вайен так рассказывал о дальнейших со­бытиях: «Мы нагнали соединение адмира­ла Каннингхэма к трем часам пополудни и немного расслабились, надеясь, что к этому времени конвой должен был выйти за предел радиуса действия пикирующих бомбардировщиков. Но оказалось иначе — группа «штук» появилась одновременно с нами. Один из них зашел в пике справа от нас, явно целясь по «Африди». Начался роковой бой. Мы круто повернули в на­правлении самолета, чтобы сделать угол пикирования чрезмерным для пилота. В этот момент сообщили о втором пики­ровщике, приближавшемся с левого бор­та. Помощник посоветовал переложить руль, но я решил, что корабль успеет за­кончить маневр, и приказал продолжать поворот.»

И все же избежать попаданий не уда­лось. В 14.46 эсминец содрогнулся от двух мощных взрывов. Первая бомба ударила позади ходового мостика и разорвалась в котельном отделении, разворотив борт и вызвав сильный пожар. В тот же момент вторая бомба угодила в полубак, разло­мив корабль надвое. «Африди» стреми­тельно затонул; погибли 49 членов экипажа, 13 солдат и 30 французов с «Бизо­на» (Разрушительное воздействие авиации противни­ка довелось испытать на себе еще трем эсминцам: 26 апреля «Ашанти» был поврежден близкими раз­рывами авиабомб в районе Краквагс-фьорда, 2 мая «Маори» попал под бомбардировку в Намсусе, а «Сомали» — 15 мая под Нарвиком).

После отхода союзных войск в районе Нарвика еще месяц продолжались боевые действия. Задачи эскадренных миноносцев свелись к сопровождению конвоев и обстрелу береговых целей. Особенно ак­тивно действовали «Бедуин» и «Зулу» (коммандер Кроуфорд). На счету послед­него числится и победа в морском бою. 10 мая он потопил в Ран-фьорде захваченный немцами норвежский пароход «Норд Норге» (991 брт), производивший высадку десанта. 17 мая британский отряд перебрасывал пехотное подразделе­ние из Харстада в Будё. Чтобы обезопа­сить себя от немецких бомбардировщи­ков, англичане шли плохо изученным фарватером. Не дойдя всего 12 миль до пун­кта назначения, крейсер «Эффингем» на­летел на подводную скалу, следом выско­чил на отмель «Матабеле» (коммандер Стоке). Эсминец вскоре сошел на глубо­кую воду, но спасти крейсер не удалось. С него сняли экипаж и солдат, а обречен­ный корабль добили торпедой. Едва вый­дя из дока, 27 мая «Матабеле» снова сел на мель у Барроу, и его возвращение в строй затянулось до середины августа.

Весной 1940 года «трайблы» сражались не только в Норвегии. 11 мая «Мохок» сов­местно с «Вэнситтартом» эвакуировали британскую дипломатическую миссию из Нидерландов. 23 мая «Ашанти», «Маори» и «Зулу» прикрывали высадку англичан в Исландии. В июне «Панджаби» участвовал в эвакуации Сен-Назера и спасал людей с лайнера «Ланкастрия», потопленного гер­манской авиацией. В целом же короткая Норвежская кампания была единственным периодом, когда «трайблы» действовали вместе. Вскоре водоворот войны разбро­сал их.