Атлантика и Арктика

 

Летом 1940 года активность надводных флотов в водах, омывающих Великобри­танию, заметно снизилась. Немцы восстанавливали силы после потерь, понесен­ных в Норвегии, а основной заботой анг­личан стала подготовка к отражению ожи­давшегося вторжения на острова. Лишь осенью британский флот возобновил дей­ствия по нарушению коммуникаций про­тивника.

13 октября самолет Берегового коман­дования засек конвой у норвежского по­бережья. На перехват из Розайта вышла 4-я флотилия кэптена Вайена: «Коссак», «Ашанти», «Сикх», «Маори» («Зулу» при выходе из залива подорвался на акусти­ческой мине и был вынужден вернуться). Около полуночи эсминцы обнаружили кон­вой в районе Эгерсунна. Завязавшийся бой продолжался недолго — немцы отошли под защиту береговых батарей, но артиллерий­ским огнем «трайблы» потопили вспомо­гательное судно «Нетце» (1025 брт), а флагманский «Коссак» торпедным залпом пустил на дно сетевой заградитель «Ге­нуя» (1949 брт).

17 октября эсминцы «Ашанти» и «Фейм» в сильный шторм были выброшены на кам­ни у побережья графства Сандерленд. На первом повреждения оказались столь серь­езными, что пришлось менять обшивку днища почти на всем протяжении, демонтировать оба ТЗА и два котла, заменить руль. Ремонт, сопровождавшийся обшир­ной модернизацией, занял девять месяцев, лишь в августе следующего года корабль вернулся в строй.

В начале 1941 года, после убытия X авиакорпуса Люфтваффе на Средиземно­морский театр, побережье Норвегии ока­залось практически незащищенным. Анг­личане не преминули воспользоваться этим, проведя примечательный по дер­зости набег на оккупированные немцами Лофотенские острова (операция «Клеймор»). 1 марта в море вышли пехотно-десантные транспорты «Принцесс Беатрикс» и «Куин Эмма» с 500 коммандос на борту. Их сопровождали эсминцы 6-й флоти­лии — «Сомали» (брейд-вымпел кэптена Кэслона), «Эскимо», «Тартар», «Бедуин» и «Лиджен». Легкие крейсера «Эдинбург» и «Нигерия» осуществляли дальнее при­крытие. Ранним утром 4 марта отряд дос­тиг Свольваэра. В результате операции было уничтожено четыре завода по пере­работке рыбьего жира. Затем настала оче­редь эсминцев, занявшихся прочесыва­нием прибрежных вод. В 6.20 «Сомали» обнаружил сторожевой корабль NN-04 (300-тонный траулер «Кребс»). Стороже­вик успел сделать лишь три выстрела из единственной пушки, когда его накрыл мощный залп «трайбла». Один снаряд уго­дил в кранцы первых выстрелов и поджег их, два других разбили рубку и котельное отделение. Почти вся команда погибла, а неуправляемый корабль вылетел на при­брежные камни. Абордажная партия под командованием лейтенанта Уормингтона обнаружила на сторожевике детали шиф­ровальной машины «Энигма» и таблицы ключей прибрежной радиосети, что позволило британским службам радиоперехва­та в течение нескольких недель читать вражеские переговоры.

При набеге на гавань Свольваэра «Тар­тар» потопил артиллерией рыболовную базу «Гамбург» (9780 брт) и подрывными зарядами уничтожил еще два парохода — «Пасажес» (1996 брт) и «Феликс Хойманн» (2468 брт). У Бреттеснеса «Бедуин» пе­рехватил и потопил норвежский каботаж­ный пароход «Мира» (1152 брт), перево­зивший немецких солдат. Затем жертва­ми британских эсминцев стали «Айленау» (1404 брт), «Бернард Шульте» (1058 брт) и «Гумбиннен» (1381 брт). Удалились англичане так же стремительно, как и появи­лись, захватив 213 пленных немцев и 12 норвежских коллаборационистов, а также забрав 314 добровольцев, пожелавших сражаться с фашизмом. Кроме того, нор­вежский траулер «Мюрланн» (321 брт), команда которого решила присоединить­ся к союзникам, был направлен на Фарер­ские острова.

Рейд на Лофотенские острова стал пер­вым в череде специальных операций, в которых довелось участвовать 6-й флоти­лии. Вскоре ее эсминцам предстояло стать настоящими «охотниками за секретами». 7 мая «Сомали» захватил в районе Ян-Майена разведчик погоды «Мюнхен» (WBS-6, 306 брт), чье местоположение установила британская служба радиопеленгации. Встреча с англичанами произошла на­столько неожиданно, что команда трауле­ра не успела ничего предпринять. На борту «Мюнхена» были захвачены шифрмашина, шифровальная книга ближней связи, кодовая метеорологическая книга и военно-морская координатная сетка! 28 июня в том же районе «Тартар» (коммандер Скипвит) перехватил другой метеоразведчик — «Лауэнбург» (WBS-2, 344 брт). Все 34 члена его экипажа попали в плен, а ко­довые шифрблокноты с этого судна позво­лили англичанам отслеживать переговоры немецких кораблей в течение всего июля. Непосредственным итогом перехвата вра­жеских радиосообщений стало уничтоже­ние всей сети судов снабжения, разверну­тых немцами для обеспечения прорыва в Атлантику линкора «Бисмарк», в сражении с которым прославилась другая флотилия «трайблов» — 4-я.

Утром 26 мая «Коссак» (кэптен Вайен), «Зулу» (коммандер Грэхэм), «Сикх» (ком­мандер Стоке), «Маори» (коммандер Арм­стронг) и польский «Перун» находились в охранении войскового конвоя WS-8B, ког­да пришел приказ следовать для соедине­ния с охотившимися на «Бисмарк» британ­скими линкорами. Невзирая на сильный шторм, флотилия двинулась на северо-вос­ток 27-узловым ходом. Тут произошел эпи­зод, наглядно характеризующий Вайе-на. Когда радисты приняли сигнал от раз­ведывательной «Каталины», наконец-то обнаружившей противника, перед коман­диром флотилии встала дилемма: выпол­нять полученные распоряжения и идти на­встречу собственным линкорам или, воп­реки приказу, двинуться наперерез врагу. Из-за строгого радиомолчания решение пришлось принимать на свой страх и риск. Понимая, что поблизости нет других кораб­лей, способных атаковать «Бисмарк», Вай­ен направил флотилию к нему. Этим он полностью оправдал надежды командую­щего Флотом метрополии. Адмирал Тови был так уверен в наступательном боевом духе командира флотилии, что на предло­жение передать ему новые инструкции от­ветил словами: «Это совершенно излиш­не. Я знаю Вайена, он уже проигнориро­вал приказ и идет на неприятеля». В су­мерках флотилия сблизилась с «Бисмар­ком», к тому времени уже поврежденному торпедоносцами с «Арк Ройяла». Убедив­шись, что скорость линкора заметно сни­зилась, Вайен расположил свои эсминцы вокруг «Бисмарка» — по одному с носовых курсовых углов, два с миделя, один с кор­мы. Как писал Вайен в своем рапорте Тови, он видел свою задачу, во-первых, в том, чтобы поддерживать контакт с противни­ком; во-вторых, попытаться атаковать его торпедами, когда темнота позволит сде­лать это без риска ненужных потерь. Пред­принятая за полчаса до полуночи попытка совместного нападения не увенчалась ус­пехом. Бурное море и весьма точный огонь немецких артиллеристов (впоследствии на полубаке «Зулу» нашли головную часть 380-мм снаряда) не позволили выйти на дистанцию торпедного залпа. Поняв, что скоординированной атаки не получилось, Вайен приказал эсминцам действовать самостоятельно.

В 1.21 «Маори» приблизился к линко­ру на 25 кбт и безрезультатно выпустил четыре торпеды. Следом «Зулу» атаковал противника двумя торпедами с левого борта, но попал под ответный огонь и был вынужден отвернуть. На отходе все сто­явшие на мостике увидели «яркое заре­во, вспыхнувшее между носовой над­стройкой и кормой линкора», и сочли это за попадание. В 1.40 кэптен Вайен повел в атаку флагманский «Коссак». Восполь­зовавшись тем, что немцы в этот момент отбивались от других эсминцев, он сбли­зился с противником и выпустил три тор­педы примерно с 30 кбт. В расчетное вре­мя наблюдался столб пламени над носо­вой частью «Бисмарка», поэтому было решено, что «они совершенно точно до­бились попадания». Через несколько ми­нут с «Зулу» сообщили, что линкор оста­новился, и это стало очередным подтвер­ждением успеха. Последним атаковал «Сикх». Он выпустил все четыре торпеды с дистанции около 35 кбт, ориентируясь по вспышкам выстрелов, и также претен­довал на одно попадание.

В действительности попаданий не до­бился ни один из эсминцев. Иначе и быть не могло, принимая во внимание погоду и дистанцию торпедных залпов. Вспыш­ка в районе носовой части на поверку ока­залась догоравшим осветительным сна­рядом, а «яркое зарево» — собственным бортовым залпом линкора. Вайену ниче­го не оставалось, как выполнять другую часть задания — следить за противником. Тови приказал каждые полчаса освещать его осветительными снарядами, но нем­цы по-прежнему превосходно стреляли, и это оказалось невозможным. Остава­лось надеяться на радары. В 3.55 «Кос­сак» зашел с севера и с дистанции в 2 мили выпустил последнюю торпеду, не наблюдая результата. Вскоре все эсмин­цы потеряли контакте «Бисмарком», лишь в 5.55 «Сикх» восстановил его. Около 7 часов утра «Маори» выпустил две остав­шиеся торпеды, но попаданий также не добился.

Несмотря на неудачные атаки, флоти­лия Вайена сумела сохранить контакт с противником, избежав при этом соб­ственных потерь. С рассветом эсминцы заняли позиции, позволявшие вести по­стоянное наблюдение с четырех направ­лений, и стали ждать подхода своих ли­нейных кораблей. Израсходовав торпеды, они уже не могли повлиять на исход днев­ного боя. После его окончания «Маори» принял на борт 20 человек с затонувше­го «Бисмарка».

В районе сражения находились еще два «трайбла» — «Тартар» и «Мэшона», но не­достаток топлива заставил их уйти в базу до того, как немецкий корабль скрылся под водой. Служивший на «Тартаре» лей­тенант Людвиг Кеннеди успел запечатлеть на кинопленку завязку боя, а впоследствии написал книгу о «Бисмарке», по сей день остающуюся лучшим описанием погони за бронированным гигантом и его гибели.

Утром 28 мая крупные силы Люфтваф­фе были брошены на поиски британских кораблей, возвращавшихся домой. Во время налета «хейнкелей» из состава KG 100 был легко поврежден близкими раз­рывами эсминец «Маори», а «юнкерсы» из I/KG 77 обнаружили в 100 милях запад­нее Ирландии «Тартар» и «Мэшону». Эта пара шла на 12 узлах, экономя топливо. В 9.25 «Мэшона» получил прямое попада­ние. Бомба пробила палубу рядом с но­совой трубой и взорвалась в котельном отделении № 1. В обшивке образовалась огромная пробоина, взрывом сорвало с фундамента котел № 2. Эсминец остано­вился с сильным креном на левый борт. Погибли 46 человек. Коммандер Сэлби приказал оставить корабль, который че­рез 45 минут затонул. «Тартар» принял на борт 170 офицеров и матросов с погиб­шего собрата и на следующий день при­был в Лондондерри, имея в цистернах всего 5 т нефти.

За участие в охоте на «Бисмарка» Фи­лип Вайен получил «Орден за выдающие­ся заслуги» и был произведен в контр­адмиралы. 10 июля кэптен Э.Бертон при­нял у него флотилию. Вскоре она ушла на Средиземное море.

После нападения Германии на СССР опе­рационная зона Флота метрополии (в его составе осталась 6-я флотилия, которой теперь командовал кэптен Д.К.Бэйн) пе­реместилась за Полярный круг. Хотя в целом действия флотов в Арктике осенью 1941 года не отличались напряженностью, «трайблам» довелось принять участие в нескольких операциях. В конце июля — на­чале августа соединение контр-адмирала Вайена (крейсера «Нигерия» и «Орора», эсминцы «Панджаби» и «Тартар») осуще­ствило эвакуацию норвежских и совет­ских рабочих со Шпицбергена, попутно уничтожив там весь имевшийся запас угля — более 500 тыс.т. 5—11 октября «Со­мали», «Эскимо», «Ашанти», «Бедуин», «Матабеле» и «Панджаби» сопровождали соединение (линкор «Кинг Джордж V», крейсер «Пинилоуп» и авианосец «Викто-риэс») в рейде на побережье Северной Норвегии. 24 ноября отряд контр-адми­рала Барроу (крейсер «Кения», эсминцы «Бедуин» и «Интрепид») вместе с совет­скими эсминцами «Гремящий» и «Гром­кий» провел поиск судов в районе Варан-гер-фьорда и обстрелял порт Вардё.

Самой же успешной стала операция «Энклет» — новый рейд на Лофотенские острова. Для осуществления этой акции было сформировано Соединение «Z» под командованием контр-адмирала Гамильто­на. Помимо эсминцев «Сомали», «Ашанти», «Бедуин» и «Эскимо», в него вошли крей­сер «Аретьюза», эскортные миноносцы «Уитленд», «Краковяк» и «Куявяк» (два последних— польские), корветы «Эглантайн» и «Экентус», тральщики «Спидуэлл», «Харриер» и «Хэлсион», десантные корабли «Принц Альберт» и «Принцесс Шарлота» с 260 коммандос на борту, а также 2 танке­ра, 2 вспомогательных судна и буксир. В ночь на 26 декабря эта разношерстная ар­мада подошла к норвежскому берегу, пе­ререзала идущие на острова телеграфные кабели и основала в деревушке Рейне вре­менную базу для действий против немец­кого прибрежного судоходства. В Вест-фьорде «Аретьюза», «Сомали», «Ашанти» и «Эскимо» захватили норвежские паро­ходы «Конг Харальд» и «Нурланн» (1125 и 725 брт соответственно), а 125-тонный гер­манский сторожевик V-5904 («Гейер») был потоплен артиллерией «Ашанти» после того, как с него были сняты команда и ко­довые книги. 28 декабря соединение вер­нулось в Скапа-Флоу.

Дважды «трайблам» приходилось вы­ступать в роли средства передвижения для важных особ. В августе 1941 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, начальник Имперского Гене­рального штаба генерал Джон Дилл и главный маршал авиации Уилфред Фри-ман совершили вояж из Хваль-фьорда (Исландия) в Скапа-Флоу на борту «Тар­тара». А в декабре «Сомали» доставил в Великобританию посла Советского Союза И.М.Майского.

В 1942 году основной задачей 6-й флотилии (в марте ее возглавил кэптен Дж. Итон, до этого командовал «Мохоком») стало сопровождение конвоев в Рос­сию. К тому времени по личному приказу Гитлера группировка германских ВВС и ВМС на Севере была значительно усиле­на. Первый в этом году конвой PQ-8 при­нес новую потерю. 17 января в 23.27, все­го в 8 милях от советского берега, под­водная лодка U-454 капитан-лейтенанта Хаклендера торпедировала «Матабеле». В считанные минуты эсминец затонул почти со всем экипажем (в живых остались двое) во главе с коммандером Стаффордом.

Опасность исходила не только от про­тивника, но и от природных условий. 25 марта «Тартар», находившийся в составе дальнего прикрытия конвоя PQ-13, в рай­оне острова Медвежий попал в 8-балль­ный шторм и получил серьезные повреж­дения. Еще более трагичной оказалась проводка конвоя PQ-15. 1 мая «Панджа­би», пересекавший линию движения фло­та в условиях сильного тумана, был про­таранен флагманским линкором «Кинг Джордж V». На 25-узловом ходу линкор врезался в эсминец в районе машинного отделения и, как нож масло, разрезал его. Погиб 21 человек, в основном от взрывов глубинных бомб. Эсминцы «Марн» и «Мар­тин» спасли 206 моряков, в том числе ком-мандера Уолдгрэйва. Последнюю потерю в северных водах «дикое племя» понесло в сентябре, во время проводки обратного конвоя QP-14. 20 сентября германские суб­марины торпедировали тральщик «Леда» и транспорт «Силвер Суорд». В разгар спасательной операции, воспользовав­шись суматохой, U-703 (капитан-лейте­нант Бильфельд) выпустила торпеды по «Сомали». Взрыв в машинном отделении смял кормовую часть корабля. Но эсми­нец держался на плаву. Подошедший «Ашанти» взял его на буксир. Восемьде­сят часов — на протяжении 420 миль — шла борьба за живучесть. Исход наступил в ранние часы 24 сентября. На море уси­лился шторм, ослабленный корпус затре­щал в бушующих волнах, «Сомали» раз­ломился и затонул. Погибли все, находив­шиеся на борту, — 7 офицеров, включая лейтенант-коммандера К.Д.Мода, и 69 матросов.

Вскоре 6-я флотилия, в составе кото­рой осталось всего три эсминца, была расформирована. Лишь через год «трайблы» вернутся в Арктику, но это будут уже другие корабли.

 

Участие эскадренных миноносцев типа «Трайбл» в сопровождении арктических конвоев

Конвой

Период прохождения

Участие эсминцев типа «Трайбл»

(и.о. — непосредственное охранение;

д.п. — дальнее прикрытие)

1941 год

PQ-3/QP-3

9 ноября — 7 декабря

«Бедуин» (н.о.)

1942 год

PQ-8

QP-5

QP-6

PQ-12/QP-8

PQ-13/QP-9

PQ-14/QP-10

 

PQ-15

PQ-16

PQ-17

PQ-18/QP-14

8 — 17 января

13 — 24 января

24 января — 2 февраля

1 — 13 марта

20 марта — 3 апреля

8 — 27 апреля

 

26 апреля — 5 мая

21— 30 мая

27 июня — 4 июля

2 — 26 сентября

«Сомали», «Матабеле» (t) (н.о.)

«Тартар» (н.о.)

«Сомали» (н.о.)

«Ашанти», «Бедуин», «Панджаби», «Тартар» (д.п.)

«Ашанти», «Бедуин», «Тартар», «Эскимо» (д.п.)

«Бедуин», «Сомали», «Эскимо» (д.п.)

«Панджаби» (н.о.)

«Панджаби» (t) (д.п.)

«Ашанти» (н.о.)

«Сомали» (д.п.)

«Ашанти», «Сомали» (t), «Тартар», «Эскимо» (н.о.)

1943 год

RA-54A

JW-54A/RA-54B

 

JW-55A/RA-55A

JW-55B/RA-55B

1 — 14 ноября

15 ноября — 9 декабря

 

12 декабря — 1 января

20 декабря — 8 января

«Хайда» (д.п.)

«Хайда», «Гурон», «Ирокез» (н.о.)

«Ашанти» (д.п.)

«Ашанти», «Этабаскан», (н.о.)

«Хайда», «Гурон», «Ирокез» (н.о.)

1944 год

JW-56B/RA-56

22 января — 1 1 февраля

«Гурон» (н.о.)

1945 год

JW-66/RA-66

1 6 апреля — 8 мая

«Хайда», «Гурон», «Ирокез» (н.о.)

Примечание:

t — погиб при сопровождении конвоя