«Трайблы» в войне с Японией

 

Задержка готовности австралийских «трайблов» привела к тому, что они всту­пили в строй, когда война уже подбира­лась к их родине. Летом 1942 года голов­ной «Арунта» (коммандер Морроу) завер­шил курс боевой подготовки и сразу же включился в боевые действия против японцев. В конце августа он совместно со шлюпом «Суон» доставил подкрепления из Порт-Морсби в залив Милн, где шли жар­кие бои. Вскоре эсминец одержал свою первую победу. Утром 29 августа япон­ская подводная лодка Ro-33 торпедиро­вала небольшой пароход «Мамуту». Выс­ланный на поиски «Арунта» обнаружил лодку в 10 милях юго-западнее Порт-Морс­би и потопил ее глубинными бомбами.

В дальнейшем австралийские «трайб­лы» действовали в юго-западной части Тихого океана в составе американского 7-го флота, оказывавшего поддержку вой­скам генерала Д. Макартура, и занимались сопровождением войсковых конвоев, переброской армейских подразделений и оказанием огневой поддержки. Например, 22—23 октября «Арунта» и «Стюарт» вы­садили пехотный батальон на остров Гуденаф, оставленный японцами. 9—10 ян­варя «Арунта» эвакуировал с острова Тимор в Порт-Дарвин 282 солдат и 31 мир­ного жителя.

В марте 1943 года «Арунта» и вступив­ший в строй «Уоррамунга» (коммандер Дешане) вошли в состав 74-го оператив­ного соединения, которым командовал австралийский контр-адмирал Кратчли. К тому времени в войне на Тихом океане уже наступил перелом, и основной задачей военно-морских сил союзников стало про­ведение десантных операций. Австралий­ские корабли осуществляли прикрытие и оказывали огневую поддержку в ходе мно­гочисленных десантов. В июле 1944-го соединение занималось обстрелом япон­ских позиций под Айтапе. В ночь на 20 июля «Уоррамунга» совместно с американскими торпедными катерами РТ-144 и РТ-149 уничтожил у Каравопа три япон­ских десантных баржи. 15 сентября «Арун­та», «Уоррамунга» вместе с крейсерами «Австралия» и «Шропшир» поддержива­ли высадку десанта на остров Моротай — последний пункт перед вторжением на Филиппины. 17 октября оба эсминца во­шли в залив Лейте в составе сил прикры­тия (оперативная группа TG.77.3), а в день высадки — 20 октября — осуществляли ог­невую поддержку северной группы десан­та. Во время знаменитого ночного сраже­ния в проливе Суригао 24—25 октября «Арунта» действовал совместно с амери­канскими эсминцами «Киллен» и «Бил», являясь флагманом дивизиона. Эсминцы располагались в центральной части про­лива, но их атака («Арунта» выпустил тор­педы по японскому эскадренному мино­носцу «Сигурэ») оказалась безрезультат­ной. Полтора месяца отдыха — и «трайб­лы» вернулись к ставшей уже привычной деятельности. 15—24 декабря в составе TG.77.3 они прикрывали высадку десанта на остров Миндоро, а 2—8 января 1945 года в составе TG.77.2 участвовали в де­сантной операции в заливе Лингайен, с которой началось освобождение Лусона. Там 6 января «Арунта» был поврежден истребителем-бомбардировщиком А6М «Зеро». Сброшенная им 100-кг бомба уго­дила прямо в ходовой мостик. Командир корабля коммандер Бьюкенен взрывной волной был выброшен за борт, но отделался небольшими ушибами. Устранение повреждений на месте заняло пять часов, позже эсминец ушел на ремонт в Сидней и не участвовал в боевых действиях до середины мая.

С началом нового года в войну с Япо­нией включились эсминцы 10-й флотилии. В феврале «Тартар» (кэптен Джонс), «Эскимо» (лейтенант-коммандер Синклер) и «Нубиэн» (лейтенант-коммандер Бродрик) прибыли в Тринкомали и присоединились к британскому Ост-Индскому флоту. Бое­вой дебют здесь состоялся 13 марта, ког­да «Эскимо» совместно с эсминцем «Робак» и индийскими шлюпами «Ковери» и «Джамна» прикрывали амфибийную опе­рацию у Летрана на побережье Бирмы. К великому сожалению экипажей «трайб­лов», им не довелось принять участие в уничтожении тяжелого крейсера «Хагуро» — в ночь на 16 мая его потопили эс­минцы другой флотилии. Своеобразная компенсация представилась спустя почти месяц. 5 июня 10-я флотилия в составе «Тартара», «Эскимо», «Нубиэна», «Пала­дина» и «Пенна» вышла из Тринкомали для действий против японского судоходства между Никобарскими островами и Сабан-гом, где японцы проводили эвакуацию своих островных гарнизонов. Вечером 11 июня британская подводная лодка «Трай­дент» навела «трайблы» на вражеский кон­вой в районе Пинанга («Паладин» и «Пени» отделились и действовали самостоятель­но). В 5.26 англичане визуально обнару­жили противника, на поверку оказавшего­ся одиночным пароходом «Куросио-Мару». Сопровождавший его охотник за подвод­ными лодками Ch-57 был быстро потоп­лен артиллерией «Нубиэна», после чего «Эскимо» двумя торпедами пустил на дно и судно. Это были последние победы «ди­кого племени» в морском бою.

Служба в условиях тропиков стала су­ровым испытанием для экипажей британ­ских «трайблов», ведь в свое время они были оборудованы для действий в Аркти­ке. В июле 1945 года кэптен Джонс на­правил командующему эсминцами Ост-Индского флота специальный рапорт, в котором описал условия обитаемости на кораблях своей флотилии: «Каюта коман­дира не имеет никакой вентиляции, иллю­минаторы закрыты ветроотбойниками, что создает невыносимую жару. Вытяжная вентиляция редукторов проходит через корабельный лазарет и нагревает его. При открывании провизионок по жилой палу­бе распространяется крайне неприятный запах. Ночью из-за необходимости соблю­дать светомаскировку температура в куб­риках достигает 70 °С. Помещение рада­ра типа 293, расположенное над котель­ным отделением № 1, исключительно жар­кое, что вызывает неполадки в аппарату­ре. Ни один из кораблей не имеет холо­дильников для питьевой воды». Исключе­ние составлял лишь «Эскимо», на котором во время последнего ремонта была улуч­шена вентиляция жилых помещений.

Завершением боевого пути «трайблов» на Тихом океане стало 28 августа 1945 года, когда «Уоррамунга» (коммандер Кларк) и только что вступивший в строй «Батаан» (коммандер Беррелл) прибыли в Токийский залив на церемонию подпи­сания капитуляции Японии. А 2 сентября «Тартар» присутствовал при капитуляции японского гарнизона в Сингапуре.