История создания

 

Британская империя вступила в XX век на пике своего величия. Ее владения занимали четвертую часть планеты и «над ними никогда не заходило солнце». Фунт стерлингов был самой стабильной валю­той, а доля «владычицы морей» в миро­вом экспорте составляла более 30 про­центов. И несмотря на бурный экономический рост в Германии и США, Велико­британия сохраняла за собой положение бесспорного мирового лидера.

Гарантом незыблемости монархии и стержнем, скрепляющим ее разбросан­ные по всем континентам земли, был, конечно же, Ройял Нэйви — Королев­ский военно-морской флот. Без него ка­залось немыслимым не только процве­тание страны, но и вообще ее существо­вание. И неудивительно, что в бюджете самой богатой державы мира он зани­мал первое место.

В основе морской политики Лондона лежал принцип «двукратного стандарта» (two power standard), означавший, что на море Британия должна быть сильнее двух следующих по силе стран (на тот мо­мент — Франции и России) вместе взя­тых. Не считаясь с расходами, англичане свято соблюдали этот принцип. Могуще­ство Королевского флота казалось нео­споримым. Тогда никто еще не мог предположить, что буквально через несколь­ко лет расстановка сил в мире резко изменится, и о былом «двукратном стан­дарте» британскому Адмиралтейству при­дется забыть навсегда...

История возникновения проекта броне­носца «Кинг Эдуард VII» восходит к весне 1901 года, когда в Адмиралтействе нача­лось обсуждение тактико-технических элементов кораблей, постройка которых предусматривалась только что принятым бюджетом. В то время основу линейных сил Ройял Нэйви составляли 40 броненос­цев, сошедших со стапелей в течение по­следнего десятилетия. Все они являлись развитием удачного проекта «Ройял Со­верен» (1893 г.) и были довольно близки как по внешнему виду, так и по своим ха­рактеристикам. Их создателем был один человек — сэр Вильям Генри Уайт, дирек­тор отдела военного кораблестроения Ад­миралтейства. Именно он разработал ос­новные принципы, определившие облик британских броненосцев 1890-х годов: барбетные установки орудий главного калибра, большая площадь вертикальной брони, наличие карапасной броневой па­лубы, относительно высокий надводный борт и расположение средней артиллерии в индивидуальных казематах на главной палубе. Некоторые из этих положений выглядели отнюдь не бесспорными, одна­ко факт остается фактом: Уайту удавалось спроектировать, а английским верфям быстро и качественно построить хорошо сбалансированные внушительные корабли, ставшие своего рода эталоном, на кото­рый ориентировались кораблестроители всех стран. Объединенные в однородные эскадры многочисленные броненосцы были олицетворением мощи «владычицы морей», и неслучайно лучшие годы Бри­танского флота — последнее десятилетие правления королевы Виктории — в мор­ской исторической литературе часто име­нуются «эпохой Уайта».

Но в июле 1900 года произошел неле­пый случай, нанесший репутации выдаю­щегося кораблестроителя сильнейший урон и в конечном счете поставивший крест на его блестящей карьере. Новая королевская яхта «Виктория энд Альберт» во время достройки на плаву внезапно оп­рокинулась в доке. Уайт взял вину на себя, хотя проведенное затем расследование показало, что ошибок в проектных черте­жах не было, а вся ответственность за инцидент целиком лежит на руководстве верфи, нарушившим элементарные пра­вила (яхту перегрузили размещенными на верхней палубе посторонним оборудова­нием и материалами — при том, что в ее бункерах почти не было угля, а в котлах — воды). Совет Адмиралтейства лишь пожу­рил Уайта за недостаточный контроль за выполнением ответственного задания, но пресса и парламент набросились на него с нескрываемой злостью. Несправедли­вые обвинения окончательно расшатали нервы сэра Вильяма, и вскоре он покинул свой пост. Поэтому участие Уайта в про­ектировании «Кинга Эдуарда VII» оказа­лось почти символическим, хотя этот ко­рабль и принято считать его последним творением.

Исходное задание на проектирование «броненосцев бюджета 1901 года» гласи­ло, что это должны быть корабли, пред­ставляющие собой усовершенствованный «Формидебл» с увеличенными водоиз­мещением (до 16 тыс.т), длиной (до 420 футов) и усиленной артиллерией среднего калибра. Причем последнему пункту уде­лялось особое внимание. Накануне воз­никновения «Дредноута» это может показаться странным, но не следует за­бывать, что опытом русско-японской вой­ны ни адмиралы, ни конструкторы тогда еще не располагали. Зато свежи были воспоминания о кризисе тяжелой артил­лерии, когда стремление одержать верх над броней привело к появлению непово­ротливых орудий-монстров, способных делать лишь четыре выстрела в час... На этом фоне скорострельные пушки сред­него калибра превратились чуть ли не в основное оружие броненосца, что частич­но подтвердилось в 1894 году во время боя японской и китайской эскадр у устья реки Ялу. Конечно, совершенствование брони и увеличение дальности артилле­рийского боя делали скорострелки сред­него калибра все менее и менее эффек­тивными, но к столь революционному шагу, как отказ от них в пользу увеличе­ния числа тяжелых орудий, кораблестро­ители еще не были готовы. Оставался другой путь — рост калибра средней артил­лерии либо ее дополнение более мощными «промежуточными» (то есть находящимися между главным и средним калибром) ору­диями.

Между прочим, броненосцы Уайта не­редко критиковались именно за слабую среднюю артиллерию, стандартно состо­явшую из двенадцати 152-мм орудий. В частности, ежегодник Брассея неодно­кратно указывал на то, что многие иност­ранные линкоры даже при меньших раз­мерах по огневой мощи превосходят ко­рабли Ее Величества. Вильям Уайт, будучи сторонником броненосцев большого водоизмещения, категорически отвергал упреки в свой адрес, резонно утверждая о бессмысленности сравнения кораблей по их характеристикам на бумаге и дока­зывая, что за уменьшение размеров не­избежно придется заплатить ухудшением каких-либо других параметров. Но тут в дело вмешался Контролер Адмиралтей­ства (Третий морской лорд) А.Вильсон. Он выразил озабоченность тем, что только что заложенный в Девонпорте броненосец «Куин» при водоизмещении 15 000 т во­оружен всего лишь четырьмя 305-мм и двенадцатью 152-мм орудиями, в то вре­мя как итальянский «Бенедетто Брин» во­доизмещением в 13 427 т будет иметь че­тыре 305-мм, столько же 203-мм и двенад­цать 152-мм пушек, а американский «Нью-Джерси» водоизмещением 14 948 т — соответственно четыре 305-мм, восемь 203-мм и двенадцать 152-мм. Игнориро­вать прямые указания начальства отдел кораблестроения не мог, и конструкторы взялись за работу.

Поскольку Вильям Уайт в то время от­сутствовал из-за болезни, первые предэскизные проекты броненосца со средней артиллерией двух разных калибров раз­рабатывали его заместитель Г.Дедмэн и конструктор Дж.Нарбет. Дедмэн выдал несколько «экзотических» вариантов ком­поновки будущего корабля, призванного стать сильнейшим линкором в мире. Увы, осуществление его идей в то время вы­глядело абсолютно нереальным. Нарбет предложил серию проектов, основанных на конструкции «Формидебла», но допол­ненных артиллерией 234-мм или 190-мм калибра. Особой оригинальности в его проработках не было, зато они отличались тем, что могли быть завершены в кратчай­шие сроки.

При обсуждении вариантов Нарбета отдельно остановились на американской схеме размещения орудий в двухъярус­ных башнях, примененной на броненос­це «Кирсардж». С одной стороны, такая компоновка обеспечивала хорошие углы обстрела (возможность ведения огня из 203-мм орудий на оба борта) и не требо­вала увеличения длины корабля для раз­мещения дополнительных башен в преде­лах броневой цитадели. С другой, двухъ­ярусные башни повышали «верхний» вес и сильно осложняли конструкцию элева­торов боезапаса 203-мм орудий. Кроме того, считалось, что огонь одной из ба­шен будет существенно мешать артилле­рийской прислуге другой, что неизбежно снизит скорострельность орудий. Наконец, важным недостатком «Кирсарджа» посчи­тали возможность выхода из строя сразу четырех орудий (то есть половины тяже­лой артиллерии корабля) в результате одного попадания вражеского бронебой­ного снаряда. В итоге американскую схему безоговорочно отвергли.

В конце концов конструкторы остано­вили свой выбор на вооружении, состо­явшем из четырех 305-мм и восьми 190-мм орудий в двухорудийных башнях и десяти 152-мм пушек в каземате на главной па­лубе. Любопытно, что этот проект был принят и разослан для ознакомления на верфи без обычного рассмотрения на Совете Адмиралтейства.

Тем временем на свое рабочее место вернулся Уайт. Он в целом одобрил пред­ставленный Нарбетом проект, но настоял на замене спаренных 190-мм башенных установок на одноорудийные 234-мм. Га­бариты и стоимость тех и других были примерно одинаковыми; директор моти­вировал свое решение тем, что 9,2-дюй­мовые (234-мм) пушки хорошо зарекомен­довали себя на крейсерах и имеют луч­шую бронепробиваемость. Совет поддер­жал эту точку зрения и, наконец, утвер­дил чертежи.

Однако поставить подпись на рабочей документации Вильяму Уайту не довелось. 31 января 1902 года он ушел на пенсию, передав почти законченный проект своему преемнику — будущему конструктору «Дредноута» Филипу Уоттсу. Примеча­тельный факт: когда создатель «виктори­анского» флота покидал стены корабле­строительного отдела, никто из сослужив­цев (за исключением одного пожилого курьера) не подал ему руки — за последние полтора года Уайт сделался столь мрач­ным и раздражительным, что его отноше­ния с коллегами окончательно испорти­лись...

Уоттс дал высокую оценку разработан­ному проекту. Он подписал окончательные чертежи и доложил Совету Адмиралтей­ства, что полностью отвечает за них.

Головной броненосец был заложен на государственной верфи в Девонпорте 8 марта 1902 года. Его нарекли «Кинг Эдуард VII» — в честь недавно взошедше­го на трон короля (В отличие от Российского Императорского флота традиция называть корабли в честь здравствующих монархов в других европейских странах была рас­пространена довольно широко). Его величество лично присутствовал на церемонии закладки сво­его бронированного «тезки» и, обращаясь к представителям Адмиралтейства, выска­зал пожелание, чтобы этот корабль был флагманом одного из флотов «владычи­цы морей».

Вслед за головным броненосцем раз­ным заводам выдали заказы на постройку четырех однотипных кораблей. Два из них («Доминион» и «Коммонвелф»), как и «Кинг Эдуард VII», строились по бюджету 1901 года, последняя пара («Хиндустан» и «Нью Зиленд») — по бюджету 1902 года. Все они получили названия в память о помощи, оказанной метрополии во время англо-бурской войны Австралией, Кана­дой и колониями.

Работы на всех пяти кораблях продви­гались очень быстро: через 11 —16 меся­цев после закладки их корпуса благопо­лучно сошли на воду. Сложилась необыч­ная (а по российским меркам — просто немыслимая) ситуация: конструкторы-ко­раблестроители не поспевали за про­мышленностью! Действительно, по бюд­жету 1903 года планировалась построй­ка новых линкоров типа «Лорд Нельсон», но их проект еще не был окончательно готов, что грозило судостроительным за­водам убытками из-за вынужденного про­стоя. Так, руководство верфи в Девонпорте в конце 1903 года собиралось к рождественским праздникам уволить или от­править в неоплачиваемый отпуск 500 ра­бочих. Все это грозило неприятностями, и тогда Совет Адмиралтейства принял решение отодвинуть строительство «нельсонов» и заказал еще три корабля типа «Кинг Эдуард VII». Помимо желания за­грузить судостроительные заводы, этим достигалась и другая цель — флот полу­чал однородную эскадру из абсолютно идентичных по характеристикам боевых единиц. В начале 1904 года на стапелях заложили «Африку», «Британнию» и «Хибернию». Последняя пара была названа в честь древнеримских провинций (Хиберния — это нынешняя Ирландия). А общее число броненосцев в серии таким образом достигло восьми.

 

№ п/п

Корабль

Место постройки

Дата

Стоимость,

фн. ст.

 

 

 

 

 

 

закладка

спуск

вступление в строй

корабля

воору-жения

1

"King Edward VII"

Девонпорт*

8.3.1902

23.7.1903

фев. 1905

1382675

89400

2

"Dominion"

"Виккерс",

23.5.1902

25.8.1903

июль 1905

1364318

89400

 

 

Барроу

 

 

 

 

 

3

"Commonwealth"

"Фэйрфилд",

17.6.1902

13.5.1903

март 1905

1382127

89400

 

 

Глазго

 

 

 

 

 

4

"Hindustan"

"Джон Браун",

25.10.1902

19.12.1903

Июль 1905

1361762

88890

 

 

Клайдбэнк

 

 

 

 

 

5

"New Zealand"

Портсмут*

9.2.1903

4.2.1904

июнь 1905

1335753

88890

6

"Africa"

Чатам*

27.1.1904

20.5.1905

нояб. 1906

1328970

91070

7

"Britannia"

Портсмут*

4.2.1904

10.12.1904

сент. 1906

1316983

91070

8

"Hibernia"

Девонпорт*

6.1.1904

17.6.1905

янв. 1907

1347620

91070

Примечание: знаком (*) помечены казенные военно-морские верфи.