Экспериментальные модификации

 

Позиционная служба была не единствен­ной задачей, к решению которой могли при­влекаться «щуки». Утвержденное замести­телем начальника Морских сил РККА И.Лудри 20 мая 1934 года оперативно-техничес­кое задание предусматривало переоборудо­вание лодок V серии в заправщики гидроса­молетов. Предполагалось, что лодка сможет снабжать бензином привлекавшиеся к даль­ней разведке летающие лодки МБР-4 и поплавковые гидросамолеты Р-6А. Для этого создавалась особая система, включавшая расположенные в легком корпусе цистерны на 6 т авиационного бензина, металличес­кую магистраль для подачи топлива на корму, два отростка с запорными клапанами и гибким шлангом длиной 24 м. Для поддер­жания шлангов на корме планировалось установить два выстрела длиной 14 м, за­валивающихся в походном положении к носу лодки. Концы выстрелов опирались на по­плавки. Подача бензина (до 300 л/мин) обес­печивалась системой ВВД. Масло, хранив­шееся в 30 стандартных 16-литровых бидо­нах, наливалось вручную. Общий запас был рассчитан на заправку трех Р6-А или семи МБР-4. Оговаривалось требование просто­ты демонтажа всей системы, применение ко­торой планировалось только для специальных операций. Несомненно, что подобная лодка-заправщик могла бы найти примене­ние на Севере и Тихом океане, однако до реальных работ дело так и не дошло.

В 1934 году рассматривалось предложе­ние по оснащению подлодок типа «Щ» III се­рии 102-мм динамореактивным орудием сис­темы Курчевского. На лодках V серии пла­нировалась установка пушек калибра 152 мм, как одноствольных, так и спаренных (боеком­плект — 50 фугасных и шрапнельных вы­стрелов весом 35—40 кг; дальность стрель­бы 60 кбт при угле возвышения 30°, скоро­стрельность 8 выстр./мин, расчет 6 человек), для стрельбы по береговым объектам, а так­же по небольшим боевым и транспортным кораблям противника. Быстро выявилась ма­лая практическая пригодность (большие и тя­желые снаряды не проходили по габаритам, за­ряжание получилось раздельным) этой идеи, и до испытаний на лодках дело не дошло.

В середине 1941 года техническое бюро за­вода № 202 им.Ворошилова («Дальзавод») во Владивостоке по личной инициативе А.П.Со­ловьева, Л.В.Калачевой и В.Г.Желтовского раз­работало технический, а затем и рабочий про­ект «бортового минного устройства», с возмож­ностью его установки на подводной лодке лю­бого типа. В качестве примера служила под­водная лодка типа «Щ» V серии. По мысли разработчиков, их система обеспечивала воз­можность приема 40 мин типа ПЛТ. Конструк­ция была предельно простой: мины закрепля­лись на бортах лодки специальными тросовы­ми бугелями. Длина бугелей могла регулиро­ваться винтовыми талрепами. Нижние концы крепились к специальным подушкам, а верх­ние зажимались гаками устройства, приводи­мого в действие изнутри лодки. Для отдачи мин через систему конических шестерен повора­чивали вал, освобождая верхние концы буге­лей. Мины, группами по пять, отделялись от лодки и приводились в боевое положение.

Особую ценность должна была предостав­лять возможность установки и демонтажа устройства силами экипажа, стационарным был только вал сбрасывающего устройства, закрытый кожухом. Подушки и бугели пред­полагалось монтировать за час-полтора, за­пас мин принимать не больше, чем за пять часов. Съемные части могли храниться как на береговой базе, так и на лодке. Чтобы скрыть мины от посторонних глаз, предлага­лось закрывать их окрашенным брезентом. Для снижения сопротивления в носовой и кор­мовой частях устанавливались небольшие обтекатели. Общий вес съемных частей со­ставлял 2,2 т, привода с кожухом — 3,7 т, ком­плекта мин — 33,6 т. Утверждалось, что мины будут безопасны при любых кренах и диффе­рентах лодки, в надводном и подводном по­ложении. Не рекомендовалось ходить самым полным надводным ходом, предельная вели­чина волнения устанавливалась в 10 баллов. Сброс мин мог производиться в любой по­следовательности. При постановке рекомендо­валось выдерживать дифферент не более 2— 3°, а крен в пределах 1—1,5°. В подводном положении не рекомендовалось идти эконо­мическим ходом — оптимальными признава­лись 5—6 узлов. После сброса мин следова­ло производить выравнивание дифферента.

Работа над проектом закончилась 28 июля 1941 года. В следующем году были из­готовлены детали и узлы бортового минно­го устройства. Его монтаж на подводной лодке Щ-101, проведение швартовых, завод­ских и ходовых испытаний завершились к вес­не 1944-го. Несмотря на положительные ре­зультаты испытаний, система распростране­ния не получила и в боевых действиях не при­менялась. Однако в 1946 году автор проекта А.П.Соловьев за эту разработку получил Ста­линскую премию III степени.

После войны проходило испытания любо­пытное устройство, получившее название БСПК (борьба с преследующими кораблями), выбрасывающее с подлодки малые плавающие мины. Оно создавалось в ЦКБ-18 под руководством С.А.Егорова с 1941 года. Обра­зец мины ПЛТ-4, имевшей диаметр 533 мм, массу заряда 30—40 кг, углубление 1—2 м, время плавания до полутора суток, глубину выпуска от 10 до 100 м, был создан в ЦКБ-36. Постановку предполагалось производить из труб, идущих вдоль корпуса лодки. Боекомп­лект составлял 40 штук. В апреле 1945-го про­ект был утвержден. В 1949 году на «Дальзаводе» изготовили это устройство и смонтиро­вали его на Щ-132 (X серии). Испытания не дали положительных результатов. Через год БСПК в переработанном виде подвергли ис­пытаниям сначала на стенде, а затем вновь на лодке. Устройство показало надежную ра­боту, но оказалось совершенно невостребо­ванным на субмаринах нового типа.