Щ-209

 

Щ-209 (капитан 3 ранга И.Н.Киселев) во­шла в число трех подлодок ЧФ, первыми вы­сланных для действий на вражеских комму­никациях. Ее крейсерство (22.6— 10.7.1941) происходило на позиции у м. Эмине, однако, несмотря на интенсивный поиск, ничего дос­тойного обнаружить не удалось, как, впрочем, и в следующем походе (22.7 — 8.8.1941) в этот район. Единственный замеченный транспорт (6 августа — первый случай обнаружения суд­на противника на Черном море) прошел на слишком большом расстоянии от подлодки. Не увенчался успехом и третий поход (23.9 — 13.10.1941) на коммуникацию Босфор — Бур­гас. В ноябре (18.11 —7.12.1941) субмарину направили для патрулирования Бургасского залива. Киселев несколько раз смело форси­ровал минное заграждение на входе в залив (при этом 30 ноября прибором «Краб» была подсечена мина) и дважды выходил в атаки на суда. Торпеда была выпущена только во втором случае, 2 декабря, но она прошла под днищем атакованной шхуны. Через три дня, уже при возвращении в базу «щука» обнару­жила наш конвой, направлявшийся в Севас­тополь, правда, приняв первоначально его за противника, погрузилась. Поняв свою ошиб­ку, Киселев приказал всплыть и дал опозна­вательные, но тут же подвергся обстрелу с «бдительных» тральщиков охранения. Субма­рина получила легкие повреждения от близ­ких разрывов снарядов. 23 декабря к ним до­бавились новые, вызванные падениями трех авиабомб во время стоянки в Туапсе. Несмот­ря на это, уже 4 января лодка вышла на пози­цию у м. Калиакра. Крейсерство, продолжав­шееся до 23 января, было отмечено един­ственным эпизодом — в приборе «Краб» за­стрял минреп противолодочной мины, от ко­торой «щуке» удалось освободиться лишь спустя полтора часа.

Весной 1942 года действия авиации про­тивника против наших баз и коммуникаций значительно активизировались. Первой по­страдавшей подлодкой стала Щ-209. В ночь на 7 марта она вышла в очередной поход к м.Шаблер, но на следующий день в районе Синопа подверглась атаке одиночного бом­бардировщика. Из-за плохой видимости само­лет обнаружили с опозданием, и малая ско­рость погружения «щук» чуть было не приве­ла лодку к гибели. Шесть авиабомб взорва­лись, когда субмарина находилась на глуби­не 4,5—5 м, и вызвали многочисленные по­вреждения приборов и механизмов. 12 марта подлодка вернулась в Туапсе и подверглась новым атакам авиации противника. Ежеднев­ные налеты на порт продолжались с 23 по 25 марта. Во время одной из бомбежек оскол­ком был смертельно ранен И.Н.Киселев; но­вым командиром «щуки» стал капитан 3 ран­га В.И.Иванов, ранее командовавший Щ-208, но имевший годичный перерыв в службе. Под его командованием субмарина соверши­ла два не принесших результатов (12.4 — 2.5.1942 к м. Эмине и 25.5 — 13.6.1942 к ана­толийскому побережью Турции) похода. Затем лодку привлекли к снабжению Севастополя. Это были беспримерные по сложности рей­сы (18 — 22.6 и 27.6 — 4.7.1942). В осажден­ный город «щука» доставила 60 т боеприпа­сов и эвакуировала 106 человек, в том числе и командующего Приморской армией генерал-лейтенанта И.Е.Петрова. По возвращении Щ-209 начала средний ремонт, продолжав­шийся до середины марта 1943-го. В апреле (10 — 30.4.1943) и в июне (5 — 25.6.1943) суб­марина совершила два похода в район мыса Тарханкут, в ходе которых произвела четыре безрезультатных торпедных атаки. Основной причиной неудач была стрельба с дальних дистанций в дневное время, из-за чего вра­жеские конвои без труда уклонялись от вы­стрелов, а в ответ контратаковали лодку глу­бинными бомбами. Целью крейсерства у Бос­фора (3 — 29.8.1943) стал перехват кораблей противника, занятых перевозкой хромовой руды. Утром 21-го Иванову представился оче­редной шанс открыть боевой счет, но три вы­пущенные с дистанции 12 кбт торпеды опять не достигли цели. Очевидно, желая взять хоть какой-то реванш, командир решил проявить инициативу и провести разведку вражеской системы ПЛО. Для этого он намеревался за­хватить языков с ходивших под берегом шхун, часть которых, по ошибочным данным нашей разведки, использовалась неприятелем в ка­честве судов-ловушек. «Пикантность» ситуа­ции заключалась в том, что Иванову был из­вестен строжайший запрет атаковать турец­кие суда, встреча с которыми при осуществ­лении подобного замысла становилась неиз­бежной. Поздно вечером 22 августа Щ-209 всплыла возле одиночной шхуны, но, вопре­ки ожиданиям, после предупредительной оче­реди из ДШК турецкий экипаж не стал дожи­даться досмотра, а незамедлительно ушел на шлюпке к находившемуся рядом берегу. Учтя предыдущий опыт, в ночь на 25-е Иванов по­пытался остановить другую шхуну (по-види­мому, «Дервиш», 100 брт), шедшую мористее. Турки остались верны себе, а попытка догнать их шлюпку ничего не дала — ночью на мел­ководье Иванов побоялся рисковать кораб­лем. Вместо этого командир досмотрел шху­ну (перевозила древесину, яблоки и орехи) и, ничего не взяв, ушел в море. Этот эпизод тут же получил широкую огласку, а турки обвини­ли экипаж нашей лодки в пиратском нападе­нии на мирное судно.

Три следующих похода лодка совершила к западным берегам Крыма. И если в первом (25.9 — 25.10.1943) Щ-209 не обнаружила ни одной цели, то во втором (15.11 — 15.12.1943) ей наконец-то удалось открыть боевой счет. Днем 2 декабря Иванов четырехторпедным залпом с дистанции 2 кбт отправил на дно БДБ F-566. Произошедший вблизи корпуса лодки мощный взрыв привел к появлению течи. Несмотря на это, командир решил ос­таться на позиции. В ночь на 4-е он встретил крупный конвой, но при попытке сблизиться с ним был обнаружен и контратакован. Немцы выслали в район поисково-ударную группу, которая, может, и не обнаружила бы «щуку», если бы Иванов не напал первым. Корабли противника без труда уклонились от выпущен­ных с дальней дистанции торпед, а затем в течение двух часов беспрестанно бомбили субмарину. На поверхности появилось боль­шое масляное пятно, а после того, как немцы выловили из воды огнетушитель с надпися­ми на русском языке, они посчитали потопле­ние советской подлодки бесспорным. На са­мом же деле Щ-209 отделалась повреждени­ем клапана замещения топлива и еще неде­лю патрулировала на позиции.

Следующий поход (24.1 —24.2.1944) за­кончился безуспешно. Единственным достой­ным упоминания событием в нем оказался обстрел «щуки» турецкой погранзаставы, когда она при возвращении в базу случайно во­шла в чужие воды. Любопытно, что о самом факте обстрела подводники узнали только в Батуми — в момент событий верхняя вахта его не заметила!

В начале июля 1944 года Щ-209 вышла из ремонта, но, несмотря на это, оценивалась как сильно изношенная — возможностей для полноценного техобслуживания ни в Поти, ни в Батуми не было. В июле (10 — 30.7.1944) «щука» патрулировала в районе между Бос­фором и Бургасом. К сожалению, стремление ее нового командира — капитан-лейтенанта Н.В.Суходольского, ранее командовавшего стоявшей на приколе Д-5 — проявить себя стало поводом для нового осложнения отно­шений между СССР и Турцией. 19 июля се­вернее Боссрора Суходольский безуспешно атаковал пароход «Канарья», но турецкие власти поспешили заявить, что это произош­ло в территориальных водах нейтрального государства. В дальнейшем лодка перешла ближе к болгаро-турецкой границе, где днем 20-го потопила торпедой шхуну без флага — ею оказалась турецкая «Шемси-Бахри» (26 брт), по-видимому, самое маленькое судно, торпе­дированное советской подлодкой в годы вой­ны, а утром 26-го расстреляла вторую. Хотя на борт Щ-209 был принят весь турецкий эки­паж — 7 человек — название уничтоженного судна не удается выяснить до сих пор. В по­следний— 18-й раз — подлодка выходила в море в сентябре (1 — 19.9.1944). Поход к бе­регам Болгарии пришелся на последние дни войны на Черном море, когда вражеский флот практически уже перестал существовать. 6 марта 1945 г. совершившая наибольшее чис­ло походов за время войны Щ-209 была на­граждена орденом Красного Знамени.