Щ-216

 

Щ-216 (капитан-лейтенант Г.Е.Карбовский), находившаяся к началу войны на завод­ских испытаниях в Николаеве, вступила в строй только 17 августа 1941 года. Далее по­следовал традиционный поход в дозор (24.8 — 13.9.1941), а вслед за ним — крейсерство на вражеских коммуникациях в районе м.Зейтин-Бурну (16.10 — 3.11.1941). Единственная вы­пущенная торпеда (20.10 по буксиру) ушла в «молоко» из-за того, что командир произвел выстрел в момент циркуляции. Во втором и третьем походах в этом же районе лодка не­однократно встречала шхуны, но, считая их турецкими, Карбовский каждый раз отказы­вался от атаки. В марте 1942 года командо­вание ЧФ использовало субмарину для до­ставки в Севастополь важных штабных документов, а затем снова отправило на комму­никацию Босфор — Бургас (28.3 — 16.4.1942). Начавшийся после возвращения гарантийный ремонт затянулся почти на все лето. Дальше последовал еще один поход к м. Кару-Бурну (17.8 — 5.9.1942) и крейсерство у м. Олинька (27.9 — 18.10.1942). В последнем Карбовскому удалось продемонстрировать свое мастер­ство. Хотя первая атака, проведенная по зем­лечерпалке днем 7 октября, закончилась не­удачей (торпеды взорвались при ударе о мол), поздним вечером 10-го «щука» потопила из надводного положения румынский транспорт «Карпати» (4336 брт) с грузом немецкого во­енного имущества. После этого случая про­тивник предпринял меры по усилению ПЛО, и в следующем походе в этот же район (18.11 — 7.12.1942) субмарина сама была ата­кована сторожевым катером. В результате меткого бомбометания на ней были повреж­дены некоторые приборы и механизмы.

С начала 1943 года основным районом пат­рулирования наших подлодок стало западное побережье Крыма. Особое внимание привле­кал м. Тарханкут — здесь находился важный узел вражеских коммуникаций, связывавших Севастополь, Одессу и порты Румынии. Щ-216 совершила туда три похода (1 — 21.2.1943, 24.3 — 13.4.1943 и 27.5—16.6.1943), однако они не увенчались успехом. В начале июля наша агентурная разведка получила данные об активизации вражеских перевозок между Босфором, болгарскими и румынскими порта­ми. У выхода из пролива были нарезаны две позиции, на одну из которых между 16 июля и 10 августа выходила и Щ-216. Первые дни про­шли в ожидании, но после полудня 6 августа Карбовскому удалось обнаружить выходивший из Босфора конвой. Одна из трех торпед, скрытно выпущенных с дистанции 14 кбт, по­разила немецкий танкер «Фируз» (7327 брт), шедший в Констанцу с грузом газойля. Судно получило серьезные повреждения, но не за­тонуло. «Щука» же была контратакована ру­мынским эсминцем «Реджеле Фердинанд», который смог нанести ей ряд повреждений. Вообще, усилившаяся со второй половины 1943 года эффективность вражеских проти­володочных сил не могла не сказаться на ре­зультатах действий черноморских подводни­ков. Так, в очередном походе к м. Тарханкут (27.11 —27.12.1943) все три попытки Карбовского сблизиться с конвоями сорвались из-за помех, создаваемых эскортом, а однажды он сам подвергся артиллерийскому обстрелу с охотника.

В последний раз субмарина вышла в бое­вой поход вечером 6 февраля 1944 года. Спу­стя двое суток Карбовский доложил о прибы­тии на позицию, а утром 10 февраля — об успешной атаке вражеского конвоя. К сожа­лению, на самом деле оснащенные неконтакт­ными взрывателями торпеды взорвались, не дойдя 100 м до большого охотника Uj-106. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану должна была сделать это 4 марта. Что могло стать причи­ной ее гибели? Наиболее вероятными кажут­ся две: немецкое противолодочное минное поле S-77, скрытно выставленное врагом 9 февраля в 4,5—5,5 мили юго-западнее м. Тарханкут, либо атака немецких кораблей. По данным противника, утром 17 февраля боль­шие охотники Uj-103 и Uj-106 искали отстав­шую от конвоя БДБ, когда внезапно увидели торпедный след. Корабли уклонились и пос­ле гидроакустического поиска сбросили не­сколько десятков глубинных бомб. «Щука» (если это была она) сразу же получила смертельные повреждения, поскольку на поверх­ности моря образовалось большое масля­ное пятно, всплыли деревянные обломки, пустые сигаретные пачки, обрывки одежды и книги.

По-видимому, именно так закончился бое­вой путь экипажа, завоевавшего четвертое по результативности место в подводных силах ЧФ.