Щ-404

 

В начале войны лодка (капитан-лейтенант В.А.Иванов) вместе с Щ-403 на четыре меся­ца передавалась в распоряжение командира Иокангской ВМБ. С перерывом на ремонт в Архангельске субмарина совершила четыре выхода в дозор (23 — 24.6, 26.6 — 12.7, 2 — 20.8 и 1 —9.10.1941), так ни разу и не встре­тив врага. С конца октября «щука» базирова­лась в Полярном и после небольшого курса боевой подготовки вышла на коммуникации противника. Первые два похода (15.12.1941 — 7.1.1942 и 6.2 — 3.3.1942) проходили в обста­новке полярной ночи, снегопада, сильных штормов и не принесли результатов, если не считать высадки разведгруппы в районе Тромсе. Боевой счет был открыт в третьем крей­серстве на позиции близ Тана-фьорда (30.3 — 5.4.1942). Хотя первая атака 31 марта полу­чилась неудачной из-за плохой видимости, на следующий день Щ-404 метким залпом пото­пила транспорт «Михаэль» (2793 брт). Эскорт конвоя не остался в долгу: в результате 2,5-часового преследования на находившую­ся на грунте «щуку» было сброшено более 60 бомб. От их взрывов вышли из строя при­боры, разбились три бака аккумуляторной ба­тареи. После ремонта субмарина выходила в Лоппское море (28.4 — 8.5.1942), где несколь­ко раз безуспешно искала противника на шхер­ных коммуникациях. После возвращения Щ-404 начала текущий ремонт. К сожалению, по времени он совпал с ожесточенными бом­бардировками Мурманска, где как раз и ремон­тировалась субмарина. Утром 30 июня в 14 м от находившейся на слипе лодки взорвалась 250-кг бомба, буквально изрешетившая оскол­ками легкий и прочный корпуса. Выход из строя многих приборов и механизмов задержал срок готовности корабля до конца августа.

Между 16 сентября и 1 октября субмарина патрулировала в Варангер-фьорде. Один раз — 22-го — ей довелось выйти в безуспеш­ную торпедную атаку, на которую противник от­ветил вялым бомбометанием. При попытке на­пасть на конвой в следующем походе (15 — 29.10.1942 в район м. Нордкап) «щука» была обнаружена сторожевиками, но смогла без по­вреждений уклониться от 55 глубинных бомб. Две торпедные атаки с очень больших рассто­яний (20 и 17 кбт) были проведены днем 4 де­кабря во время следующего похода (30.11 — 15.12.1942). Увеличение дистанций уберегло лодку от контратак, но и лишило успехов. В этих походах субмарина лишь чудом избежала встреч с минами, линии которых она многократ­но форсировала в самых опасных условиях.

Осторожность, присущая Иванову, прояви­лась и в последующих патрулированиях. С 15 по 27 января 1943 год он действовал на пози­ции у Нордкапа, дважды атаковал с больших дистанций конвои и, опасаясь противолодоч­ных кораблей, не сумел воспрепятствовать постановке нового минного заграждения в се­верной части его позиции. После еще одного безрезультатного крейсерства в данном рай­оне (22.2 — 11.3.1943) Иванов, воевавший в должности командира Щ-404 с первого дня войны, возглавил дивизион (И.А.Колышкин 28.2.1943 стал командиром БПЛ). На долж­ность командира лодки был выдвинут капи­тан-лейтенант Г.Ф.Макаренков, ранее испол­нявший обязанности помощника на Щ-402. И действия «щуки» сразу же стали более актив­ными. В первом же походе (18.4 — 4.5.1943) в Варангер-фьорд, несмотря на большую про­должительность полярного дня и многочис­ленные дозоры противника, Макаренков сме­ло пошел на сближение с конвоем. К сожале­нию, его подлодка была обнаружена и под­верглась 8,5-часовому преследованию, в ходе которого на нее обрушились 174 глубинные бомбы. Несмотря на столь серьезное испы­тание, новый командир смог уберечь корабль от значительных повреждений и спустя не­сколько дней, 25 апреля, дал четырехторпедный залп по группе вражеских охотников — правда, прошедший мимо цели. После воз­вращения субмарина была награждена орде­ном Красного Знамени (24 июля), затем про­шла текущий ремонт, в ходе которого получи­ла ГАС «Дракон». В руках Макаренкова эта станция оказалась не бесполезным предме­том, а средством, позволявшим эксперимен­тировать над выработкой новых тактических приемов. В сентябре (11 —21.9.1943) Щ-404 действовала в Варангер-фьорде. Придя к пра­вильным выводам относительно причин сры­вов торпедных атак, Макаренков попытался стрелять без использования перископа с глу­бины 15м, исключительно по данным акусти­ческих пеленгов. Первая такая атака была предпринята против немецкого конвоя 14 сен­тября. Во втором случае, спустя 6 дней, ко­мандир попробовал увеличить глубину погру­жения до 22 м, но просчитался — хвостовая часть одной из трех торпед оказалась зажата в торпедном аппарате. Вполне возможно, тор­педные залпы и привели бы к успеху, если бы ГАС использовалась в гораздо более эффек­тивном активном режиме, а сами залпы совер­шались с меньших дистанций. В любом слу­чае, лодка так и не была обнаружена против­ником и на нее не упала ни одна бомба. Про­должить эксперименты в следующем походе (31.10—18.11.1943 в район Порсангер-фьорда) Макаренкову не удалось. «Щука» неодно­кратно пыталась выходить на перехват вражес­ких конвоев, о которых сообщала воздушная разведка, но не находила целей. 13 декабря лодка начала средний ремонт, что фактически означало постановку на прикол —для того, что­бы произвести необходимый объем работ, не было ни сил, ни средств. До окончания боевых действий выйти из ремонта «щуке» уже было не суждено, в связи с чем в июне 1944 года ее командира перевели на новейшую С-19. По­следним командиром Щ-404 военной поры стал капитан 3 ранга С.А.Голев.