Тихоокеанский флот

 

Девять тихоокеанских «щук» X серии всту­пили в строй в 1936 году. Десятой подлодкой этого типа стала перешедшая Северным мор­ским путем в конце 1940 года Щ-423 (в апреле 1942-го, после вступления в строй четырех суб­марин Х-бис серии, она получила тактический номер Щ-139). Не успели новейшие подлодки закончить цикл подготовки, как последовали первые потери. Утром 18 июля 1942 года на стоявшей в Николаевске-на-Амуре Щ-138 про­гремел мощный взрыв. Его причиной стала детонация зарядных отделений запасных тор­пед. Корабль мгновенно затонул, унеся с со­бой жизни 35 членов экипажа. Подозрение, что на субмарине произошла диверсия, усилилось после того, как выяснили, что помощник коман­дира лодки лейтенант П.С.Егоров покончил жизнь самоубийством. 29 сентября «щуку» подняли с помощью спасательного судна «Тельман», но, принимая во внимание объем разрушений, решили ее не восстанавливать. Очередная катастрофа грянула на следующий год. 31 августа 1943 года во время ночных тор­педных стрельб в заливе Америка из-за гру­бого нарушения командиром Щ-128 правил навигации его лодка нанесла таранный удар в борт Щ-130, которая затонула на глубине 36 м. Спустя трое суток ее подняло спасательное судно «Находка». Личный состав, за исключе­нием двух погибших при столкновении, остал­ся цел. Корабль отремонтировали и менее чем за полгода ввели в строй. Наконец, 26 апреля 1945 года на Щ-139, стоявшей в бухте Ракуш­ка в заливе Владимира, взорвались подрыв­ные патроны. Подлодка получила пробоину в прочном корпусе и села на грунт на глубине 7,5 м. Спустя две недели ее подняли и поста­вили на капитальный ремонт. Не редкими были случаи столкновений и посадок на мель — правда, обходившиеся без серьезных послед­ствий. Причины столь высокой аварийности объяснимы: корабли много плавали, готови­лись к предстоящим боям, а служивший на них личный состав оказался недостаточно обучен, поскольку наиболее подготовленных моряков постоянно переводили на действую­щие флоты.

Участие лодок X и Х-бис серий в советско-японской войне свелось всего к четырем по­ходам. Щ-134 (капитан-лейтенант А.К.Вдовин) и Щ-135 (капитан-лейтенант Н.Е.Чирков) за­нимали позиции в зоне ответственности Владимиро-Ольгинской ВМБ. Противник, загнан­ный ударами союзной авиации, минными по­становками и нехваткой нефти в собственные базы, у берегов Приморья, разумеется, не появлялся. Более продуктивным оказалось патрулирование Щ-126 (капитан-лейтенант В.А.Морозов) и Щ-127 (капитан 3 ранга М.Д.Мельников), действовавших совместно на позиции юго-восточнее Находки. 14 авгус­та Мельников донес, что им обнаружена груп­па кораблей противника, идущая курсом на запад. Спустя 50 минут командир передал, что соединение идет со скоростью 18 узлов и состоит из линкора и четырех эсминцев! Ра­диограмма вызвала переполох в штабе ТОФа, поскольку в тот момент к Сейсину двигалось наше десантное соединение. К выходу были подготовлены 12 подводных лодок, но после того, как высланные на разведку самолеты никаких следов загадочного соединения не обнаружили, от их развертывания отказались. Зато Щ-126 встретила не иллюзорного, а ре­ального противника. Вечером 21 августа Мо­розов обнаружил японский мотобот, который был потоплен артиллерией. Безымянный ка­терок стал единственным судном, уничтожен­ным «щуками» в ходе советско-японской вой­ны и последним в боевой карьере подводных лодок этого типа.