Результаты боевой деятельности подводных лодок типа «Щ»

 

На счету «щук» в годы Второй мировой вой­ны значится 29 потопленных транспортов про­тивника (82 211 брт; сюда же включены фин­ский пароход «Вильпас» и немецкий «Рейн-бек», уничтоженные в ходе советско-финлянд­ской войны), японский мотобот, а также две немецкие БДБ, подводная лодка и стороже­вик. Еще четыре вражеских судна (18 168 брт) получили повреждения. Необходимо сразу оговориться, что этот список явно не оконча­телен; предстоит уточнение результатов, как минимум, еще десятка атак, после которых подводники имели основания докладывать как об одержанных победах. Особняком стоят 19 транспортов и шхун нейтральных государств (10 турецких, 5 болгарских, 3 шведских, 1 эс­тонский; общий тоннаж около 6500 брт), унич­тоженных в ходе «неограниченной подводной войны» вблизи территориальных вод указан­ных государств. В масштабах общих дости­жений наших подводников «щукари» претен­дуют примерно на 40% по количеству и на 35% по тоннажу — больше, чем экипажи под­водных лодок любых других типов. На Балти­ке в 1941—1945 годах «щуки» потопили 17 из 31 вражеского транспортного и вспомогатель­ного судна; на Черном море — 5 из 17, на Севере — 5 из 23. Такая неравномерность объясняется не только распределением под­лодок по флотам, но и тем, что к началу вой­ны практически все «щуки» находились в строю или на сдаточных испытаниях и, сле­довательно, вынесли на себе основную тя­жесть борьбы на коммуникациях противника в 1941—1942 годах. Не случайно первых по­бед на каждом из западных театров добились именно подводные лодки типа «Щ». К тому моменту, как наши подводники и командова­ние накопили необходимый опыт, уцелело лишь небольшое количество подлодок этого типа, да и из них примерно половина оказа­лась на приколе из-за слабости судоремонт­ной базы на Севере и Черном море.

Потери «щук» весьма впечатляющи — 31 из 44 (70%), принявших участие в Великой Отечественной войне. На всех театрах глав­ной причиной их гибели стали мины: на них подорвалось 13—14 балтийских, 6 черномор­ских и 3 североморские. 5—6 лодок потопили надводные корабли, 2 — вражеские субмари­ны и еще одну, по-видимому, своя авиация. Фактически уничтожение каждого вражеско­го корабля или судна оплачивалось гибелью одной «щуки». 17 из погибших подлодок не смогли открыть боевой счет, как минимум, восемь (Щ-203, Щ-208, Щ-212, Щ-302, Щ-322, Щ-324, Щ-405, Щ-408) погибли, так ни разу и не выйдя в торпедную атаку, а пять (Щ-206, Щ-301, Щ-302, Щ-319, Щ-408) не вернулись из первого же боевого похода.

Но несмотря на беспримерные по сложно­сти условия боевой обстановки, несовершен­ство своих кораблей и систем оружия, наши подводники смело шли в бой и уничтожали врага. Из командиров «щук» наиболее весо­мых успехов добились: П.И.Бочаров (Щ-407; потопил 2 транспорта, 13 308 брт), П.П.Ветчинкин (Щ-309; 3 транспорта, 11 762 брт), М.В.Грешилов (Щ-215; 1 транспорт, 1782 брт и 1 БДБ), А.Д.Девятко (Щ-211; 2 транспорта, 11 862 брт), Г.Е.Карбовский (Щ-216; 1 транс­порт, 4336 брт; повредил 1 танкер, 7327 брт), Н.К.Мохов (Щ-317; 3 транспорта, в том числе 1 шведский, 5878 брт; повредил 1 транспорт, 2405 брт), Е.Я.Осипов (Щ-406; 2 транспорта, в том числе 1 шведский, 3855 брт; повредил одну шхуну, 545 брт) и Н.Г.Столбов (Щ-402; один транспорт, 682 брт и один СКР). Звания Ге­роев Советского Союза из этого списка полу­чили только М.В.Грешилов и Е.Я.Осипов. Кро­ме того, золотой звезды Героя были удостое­ны С.Н.Богорад (Щ-310), М.С.Калинин (Щ-307), Н.А.Лунин (Щ-421), Ф.Г.Вершинин (Щ-311) и А.М.Коняев (Щ-324), а также командир «щучь­его» дивизиона БПЛ СФ И.А.Колышкин.