Строительство

Закладка головного корабля ПЛО дальней зоны проекта 1123 (заказ № 701) состоялась 15 декабря 1962 года на нулевом стапеле Николаевского судостроительного завода № 444 имени И.И.Носенко — так в то время назывался бывший завод № 198 имени А.Марти, до революции известный как “Наваль”. Одновременно кораблю присвоили наименование “Москва”. Позже, в 1965 году, его официально переклассифицировали в противолодочный крейсер (ПКР).

Постройка столь крупного корабля, насыщенного огромным количеством систем принципиально нового типа, представляла собой необычайно трудную задачу. К выполнению данного заказа привлекалось около 200 предприятий-смежников 27 различных министерств, и далеко не все из них укладывались в заданные сроки. Серьезно опаздывала поставка турбогенераторов, водоотливных насосов, систем ЗРК “Шторм” и РЛС “Восход”. Дело усугубляли и постоянные изменения конструкторской документации, вызванные, в первую очередь, многочисленными дополнительными требованиями со стороны ВМФ. В результате строительство крейсера “Москва” заняло 4 года вместо 2,5 по первоначальному графику.

После торжественного спуска на воду, состоявшегося 14 января 1965 года, “Москву” перевели в большой ковш завода и поставили к достроечной стенке. Швартовые испытания корабля начались только в ноябре 1966-го, причем из-за множества выявленных недостатков они затянулись до мая следующего года. Соответственно, сдвинулись и сроки ходовых испытаний: их завершили только в августе.

Государственные испытания проходили в августе — декабре 1967 года. В них принимали активное участие главный конструктор проекта 1123 А.В.Маринич (в марте того же года он сменил ушедшего на пенсию А.С.Савичева), председатель правительственной комиссии контр-адмирал Б.Н.Ламм, директор завода А.Б.Ганькевич, главный ответственный сдатчик В.К.Коноваленко, наблюдающий от ВМФ инженер-капитан 1 ранга А.М.Хохлов. Возникавшие то и дело проблемы решались коллегиально и очень оперативно — для этого на корабле находилась целая бригада конструкторов из Невского ПКБ (бывшего ЦКБ-17), на месте искавших нужные решения и разрабатывавших необходимые чертежи. Не обошлось и без острых столкновений: судостроители никак не могли найти общего языка с представителями военной приемки авиационной промышленности и в конце концов телеграмму с просьбой разрешить конфликт отправили лично генсеку Л.И.Брежневу! К счастью, противоречия удалось уладить, и 25 декабря 1967 года приемный акт был подписан.

В соответствии с постановлением правительства, принятым в ноябре 1963 года, поначалу предусматривалось построить по проекту 1123 два корабля. Второй из “кондоров”, получивший название “Ленинград”, был заложен на освободившемся нулевом стапеле 15 января 1965 года — на следующий день после спуска “Москвы”. Его строительство шло быстрее — крейсер сошел на воду через полтора года, 31 июля 1966-го. Несомненно, здесь сыграл свою роль опыт, приобретенный заводом при создании головного корабля, а также отработанность конструкторской документации, в которую уже почти не вносилось изменений. 27 декабря 1968 года “Ленинград” вышел на ходовые испытания, а еще через полгода правительственная комиссия подписала акт о приемке крейсера.

Еще до ввода в строй головного корабля, 7 июня 1967 года, на совместном заседании представителей ВМФ и Министерства судостроительной промышленности было принято решение поручить Невскому ПКБ разработать проект 1123.3, по которому предполагалось построить третий крейсер-вертолетоносец с усиленным зенитным вооружением, повышенной дальностью плавания, улучшенной обитаемостью и рядом других усовершенствований. Все это повлекло за собой увеличение водоизмещения на 2000 т, длины и ширины корпуса на 10 и 1 м соответственно. Технический проект был подготовлен в кратчайшие сроки, и третий противолодочный крейсер, уже получивший название “Киев”, намечалось заложить на стапеле в феврале 1968 года. Однако дальше события стали развиваться примерно так же, как и при разработке проекта 1123. Демонстрация экспериментального самолета вертикального взлета и посадки Як-36, состоявшаяся летом 1967 года, произвела на командование ВМФ сильное впечатление, и по поручению главкома С.Г.Горшкова конструкторам надлежало оснастить противолодочный крейсер этим перспективным видом вооружения. Затем последовали требования разместить на “Киеве” новейшие противокорабельные ракеты “Малахит”, существенно изменить архитектуру корабля, усовершенствовать системы обнаружения... В итоге проект 1123.3 так и не был реализован, оставшись лишь прототипом принципиально нового проекта 1143, унаследовавшего имя “Киев”. Так противолодочный крейсер “Москва” стал родоначальником семейства самых больших боевых кораблей в истории отечественного флота — тяжелых авианесущих крейсеров, постепенно превратившихся в полноценные авианосцы. Впрочем, это уже тема для отдельного рассказа...

 

Заводской номер Закладка Спуск на воду Подъем Военно-морского флага Подписание приемного акта
«Москва» 701 15.12.1962 14.1.1965 16.4.1967 25.12.1967
«Ленинград» 702 15.1.1965 31.7.1966 15.12.1968 22.4.1969