Компоновка и корпус

Противолодочный крейсер “Москва” имел необычную, впервые применявшуюся в нашем флоте архитектуру. Высокобортный корпус в кормовой части, наиболее защищенной от заливания волнами, был отведен под ВПП, а все комплексы вооружения располагались в носовой части. Многоярусная надстройка, совмещенная с дымовой трубой и башнеподобной мачтой, придавала кораблю внушительный и эффектный вид.

Корпус изготавливался из стали по продольной системе набора со шпацией 500 мм. Его форма также была необычной: для обеспечения требуемой площади полетной палубы в кормовой части предусматривался значительный развал борта; в носовой части обводы, наоборот, имели прямолинейную \/-образную форму. Подобный теоретический чертеж применялся впервые, и оценка такого конструкторского решения выглядит неоднозначной. С одной стороны, он позволил обеспечить рациональную компоновку корабля в минимально возможных габаритах, с другой — отрицательно сказался на пропульсивных качествах и мореходности.

Особенностью крейсера стала уникальная конструкция перекрытия ангара под полетной палубой — она имела огромную площадь (около 2000 м2) при минимальном количестве опор. Весьма рационально была спроектирована и надстройка: при столь внушительном объеме она оказалась достаточно легкой (в ее конструкции широко использовались алюминиево-магниевые сплавы), но прочной. Примечательно, что ее форма выбиралась из условия обеспечения наименьшей радиолокационной заметности — наклонные грани трубы и башнеподобной мачты предвосхитили будущую технологию “стэлс”.

Непотопляемость крейсера обеспечивали 16 главных водонепроницаемых переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт. Конструктивной защиты (то есть бронирования) не было — в то время во всем мире преобладало ошибочное мнение, будто корабельная броня себя изжила. По расчетам, выполненным в ходе разработки технического проекта, корабль должен выдержать 3—4 попадания ракет с зарядом ВВ 500 кг в надводный борт или 2—3 взрыва под днищем неконтактных торпед с зарядом 420 кг (в тротиловом эквиваленте). Для уменьшения крена в случае получения подводной пробоины днищевые топливные цистерны имели оригинальную 2-образную форму (см.схему). При такой конструкции боевое повреждение с любого борта почти наверняка разрушит внутренний скуловой стрингер, что приведет к затоплению обеих цистерн и, в свою очередь, погасит кренящий момент. В случае, если же скуловой стрингер останется невредимым, подобное расположение днищевых цистерн вызовет лишь минимальный крен, поскольку его источником будет только объем, расположенный выше стрингера.

В оконечностях корпуса противокреновая система была несколько иной. Там четыре пары наиболее крупных бортовых и одна пара днищевых цистерн соединялись между собой переточными трубами с клинкетами, которые открывались после израсходования топлива. Переточными трубами (без клинкетов) соединялись и коридоры гребных валов. Кроме того, для выравнивания крена служили две пары специальных симметрично расположенных аварийно-креновых цистерн, суммарная эффективность которых по расчетам составляла около 12°. Столь большое внимание конструкторов к обеспечению остойчивости корабля вполне объяснимо: высокий борт, широкая верхняя палуба и массивные надстройки крейсера в боевых условиях существенно увеличивали риск его опрокидывания.

В целях защиты от оружия массового поражения на кораблях проекта 1123 практически отсутствовали иллюминаторы. Исключение составляли только кают-компания летного и офицерского состава, лазарет, операционная и несколько кают; остальные помещения (а всего на крейсере их было 1127) имели лишь искусственное освещение и принудительную вентиляцию. По предварительным расчетам, крейсер “Москва” должен был сохранить боеспособность при воздушном взрыве атомной бомбы мощностью 30 кт на расстоянии 2000 м. Все оборудование, включая радиолокационные станции, соответствовало требованиям ударостойкости. Предполагалось, что крен корабля не превысит 5°; опрокидыванием от ударной волны грозил лишь взрыв на дальности до 770 м. Для защиты от радиоактивного заражения предусматривалась система водяной защиты (СВЗ) с расходом воды 7 л/м2 в минуту. В машинно-котельных отделениях и помещениях электростанций имелась система герметизации и циркуляции воздуха по замкнутому циклу; к механизмам воздух подавался через фильтры грубой очистки. Правда, в этом случае максимальная скорость хода корабля не превышала 20 узлов. Жесткие требования ТТЗ к водоизмещению вынудили конструкторов применить очень “плотную” компоновку крейсера, предусматривавшую несимметричное расположение расходуемых грузов, которые замещались забортной водой. Кроме того, жидкий балласт приходилось принимать при опускании обтекателя ГАС “Орион” — его огромные размеры также отрицательно влияли на остойчивость.

По проекту корпус крейсера в подводной части должен был покрываться шестью слоями этинолевой краски ЭКЖС-40 с предварительным холодным фосфатированием: помимо борьбы с обрастанием это снижало электрическое поле корабля.

 

                   

 

                        Распределение весовой нагрузки

                    (по техническому проекту 1123, 1961 г.)

Статьи нагрузки Вес, т Процент от водоизмещения
Корпус 5563 57,9
Вооружение 495 5,2
Боезапас 249 2,6
Механизмы 882 9,2
Системы 566 5,9
Электрооборудование,
аппаратура связи и управления 1086 11,3
Жидкие грузы 211 2,2
Экипаж и провизия 441 4,6
Запас водоизмещения 108 1,1
Стандартное водоизмещение 9600 100