Палубные реактивные

Решение командования ВМФ о включении в состав авиагруппы кораблей проекта 1123.3 (позже 1143) самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-ЗбМ требовало всесторонних испытаний принципиально новой для флота техники. Один из основных этапов этих испытаний решили провести на “Москве”. Во время ремонта в Николаеве на полетной палубе соорудили специальную площадку из жаропрочной стали, под которой разместили приборы для измерения температуры, давления газов и других параметров.

Первая в истории отечественного флота посадка самолета на палубу боевого корабля состоялась 18 ноября 1972 года. Крейсер “Москва” стоял на якоре неподалеку от Феодосии, когда стартовавший с аэродрома Кировское Як-ЗбМ, управляемый летчиком испытателем М.А.Десбахом, совершил посадку на подготовленную площадку. Маневр был выполнен идеально — все три колеса шасси коснулись палубы одновременно. Через четыре дня самолет успешно стартовал с крейсера и перелетел на аэродром.

Эти эксперименты сыграли огромную роль в развитии отечественного ВМФ — именно они ознаменовали собой рождение реактивной палубной авиации. Позже Як-ЗбМ был принят на вооружение флота под обозначением Як-38 и стал основной машиной авиакрыла тяжелых авианесущих крейсеров типа “Киев” и “Баку”.

М.А.Десбах еще несколько раз взлетал с палубы “Москвы” и садился на нее, в том числе в присутствии главкома ВМФ адмирала С.Г.Горшкова. Впоследствии за успешное освоение новой авиатехники ему было присвоено звание Героя Советского Союза.