Общая оценка проекта

 

Давая оценку кораблям типа «Аретьюза», в первую очередь, следует учитывать ту специфическую роль, которая отводи­лась им планами Адмиралтейства. Они проектировались как крейсера для служ­бы в составе главных сил флота — свое­го рода наследники крейсеров-скаутов на­чала XX века, а одной из основных задач, традиционно возлагавшихся на такие ко­рабли, была борьба с неприятельскими эсминцами. Исходя из назначения, выби­рались требования к вооружению, защи­те, скорости.

Можно констатировать, что в рамках данной концепции англичанам удалось создать весьма удачный корабль. Шести­дюймовые орудия позволяли гарантиро­ванно поражать все типы современных эс­кадренных миноносцев, а размещение в башнях обеспечивало их функционирова­ние практически в любую погоду. Зенит­ное вооружение «аретьюз» после внедре­ния спаренных установок вообще стало сильнейшим в своем классе и не сдало позиций на протяжении всей войны (боль­шее число зениток нес только «Белфаст», да и то лишь в начале своей карьеры). Бронирование обеспечивало достаточную защиту от артиллерии эсминцев, хотя в целом выглядело не слишком убедитель­но— усилить его в рамках отведенного водоизмещения не представлялось воз­можным. Дальность плавания, остойчи­вость и мореходность соответствовали высоким стандартам Королевского фло­та. Сравнение «Аретьюзы» с предше­ственниками— крейсерами типа «D» — демонстрирует ее преимущество по всем характеристикам, кроме бронирования.

В то же время «аретьюзы» оказались самыми маленькими британскими крейсе­рами, построенными в межвоенный пери­од. Кораблей водоизмещением менее 6000 т немного и среди их зарубежных со­временников. Характерно, что большин­ство из них также имело узкую специали­зацию. При этом французский «Плутон», голландский «Тромп», шведский «Гот­ланд» или японский «Юбари» находились в более легкой «весовой категории» и, бе­зусловно, уступали «мифологическим ге­роиням» по совокупности тактико-техни­ческих элементов. Японцы на предназна­чавшихся для решения аналогичных за­дач крейсерах 5500-тонного типа делали ставку на скорость и мореходность, но достигалось это за счет вооружения и бро­нирования (которое на «Сендаи» удалось довести до приемлемого уровня). Кораб­лестроение Германии находилось под диктатом Версальских ограничений, по­этому взятый для сравнения «Эмден» яв­лялся не более чем продолжением линии кораблей периода Первой мировой вой­ны — отсюда и невысокая скорость, и устаревшее расположение артиллерии главного калибра, и слабость зенитного вооружения. Формально имея на два ствола меньше, «Аретьюза» обладала равным с ним бортовым залпом, а учитывая пре­имущество в весе снаряда, скорострель­ности и защищенности орудий, даже пре­восходила немецкий крейсер. Наконец, итальянцы. Их крейсера серий «Кондотьери» А и В создавались как противовес французским лидерам, поэтому имели мощное вооружение и высокую скорость хода. Заплатить за это пришлось брони­рованием, не способным по-настоящему противостоять даже 138-мм артиллерии своих основных оппонентов, и дальностью плавания, едва достаточной для операций на Средиземноморье. К этому можно до­бавить традиционно неудачное размеще­ние башенных орудий в единой люльке, их низкие баллистические характеристи­ки (большой разброс снарядов) и мораль­но устаревшие средства ПВО.

Таким образом, создать полноценный крейсер в рамках ограниченного водоиз­мещения в межвоенный период не уда­лось никому. Среди рассматриваемых ва­риантов проект «Аретьюзы» выглядит наиболее сбалансированным. Ставка на основной принцип британской корабле­строительной школы — не жертвовать морскими качествами ради боевых — ока­залась верной. А примененные новшества (эшелонное расположение энергетичес­кой установки, спаренные 102-мм зенит­ки и их расположение) обрели долгую жизнь в Королевском флоте, причем их прямые потомки — крейсера типа «Дидо» — стали самой массовой серией кораблей данного класса, построенной уже в ходе Второй мировой войны.