«Аретьюза»

 

Головному крейсеру серии была угото­вана самая длинная карьера, но, как ни странно, яркими эпизодами она не изоби­ловала. В годы войны «Аретьюза» посто­янно находилась в тени своих систершипов, хотя исправно «тянула лямку» и по­лучала боевые повреждения, из-за кото­рых в общей сложности 27 месяцев про­вела в ремонте.

Сразу после вступления в строй ко­рабль был направлен на Средиземное море, где бессменно находился до сентяб­ря 1939 года в составе 3-й эскадры крей­серов. Начавшаяся война заставила от­ложить запланированный ремонт и пере­вооружение крейсера, поэтому он оказал­ся единственным, сохранившим первона­чальный состав зенитного вооружения.

В декабре 1939 года «Аретьюза» вме­сте с «Пенелопой» и «Галатеей» была отозвана со Средиземноморского театра. Из четверки однотипных кораблей в соста­ве Флота метрополии сформировали 2-ю эскадру крейсеров, которая использова­лась главным образом для перехвата не­мецких блокадопрорывателей и прикры­тия конвоев, курсирующих на линии Ме­тил— Берген. В феврале «Аретьюза» во главе дивизиона эсминцев участвовала в поисках судна снабжения «Альтмарк» у берегов Скандинавского полуострова.

В ходе начавшейся вскоре Норвежской кампании крейсер занимался в основном воинскими перевозками. 18 апреля, со­вместно с другими кораблями, он доста­вил в Ондальснес пехотную бригаду, 22-го — наземный персонал Королевских ВВС с необходимыми материалами для оборудования аэродрома. Вскоре англи­чанам уже пришлось приступить к эваку­ации собственных контингентов. В ночь на 1 мая из Ондальснеса было вывезено 2200 человек. Походы к берегам Норве­гии совершались под постоянной угрозой со стороны немецкой авиации, но «Аретьюзе» посчастливилось избежать по­вреждений. 8 мая крейсер был передан в распоряжение Норского военно-морского командования. 11 мая он сопровождал суда, перевозившие из Эймейдена в анг­лийские порты золотой запас Голландии, две недели спустя оказывал огневую под­держку отступающим сухопутным войскам в районе Кале, а позже принимал учас­тие в эвакуации портов французского ат­лантического побережья.

Выход Франции из войны обострил по­ложение Британской империи на Среди­земном море. Ответной мерой англичан стало формирование Соединения «Н» для действий в Западном Средиземномо­рье. 28 июня «Аретьюза» под флагом ко­мандующего— вице-адмирала Джеймса

Сомервилла — прибыла в Гибралтар. Помимо нее в состав соединения вошли линейный крейсер «Худ», линкоры «Вэлиент» и «Резолюшн», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Энтерпрайз» и 11 эскадрен­ных миноносцев. Первой акцией гибрал­тарской эскадры стала печально извест­ная операция «Катапульта»—удар по французскому флоту в Мерс-эль-Кебире. В ней крейсерам отводилась далеко не ведущая роль, главное слово сказали ору­дия линкоров. 8—10 июля Соединение «Н» совершило боевой поход к берегам Сардинии, а в первых числах августа про­вело операцию «Харри» по доставке ис­требителей на Мальту.

Пребывание на Средиземном море оказалось недолгим. Вскоре «Аретьюза» пришла на родную верфь в Чатеме, где с 17 августа по 30 сентября на ней провели ремонт. После этого крейсер находился в составе Флота метрополии, участвовал в патрулировании Фареро-Исландского прохода, прикрывал атлантические кон­вои — в общем, нес незаметную, но очень полезную службу. Между апрелем и июнем 1941 года на нем разместили две установки реактивных снарядов UP и че­тыре «эрликона» (парами в районе вто­рой трубы и батареи зенитных орудий).

Тревожное известие о выходе в море «Бисмарка» застало «Аретьюзу» в Скапа-Флоу, откуда поздно вечером 22 мая она была направлена на поддержку крейсе­рам «Бирмингем» и «Манчестер» в Фареро-Исландском проходе. К явному разо­чарованию экипажей этих кораблей, гер­манское соединение прошло вне зоны их патрулирования.

Летом 1941 года положение осажден­ной Мальты оставалось тяжелым: здесь по-прежнему нуждались в топливе, бое­припасах и снаряжении. Пользуясь уходом германской авиации из Западного Среди­земноморья, британское руководство ре­шило провести на остров долгожданный конвой. В него вошло 7 транспортов, на которых находилось 5000 солдат и 50 тыс. т различных грузов. Суда вышли из мет­рополии под охраной Соединения «X» вице-адмирала Сифрета (линкор «Нельсон», крейсера «Аретьюза», «Эдин­бург», «Манчестер», быстроходный мин­ный заградитель «Мэнксмэн» и 8 эсмин­цев). В Гибралтаре к ним присоединилось Соединение «Н» (линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Хермиони», 8 эсминцев). Командование операцией, получившей кодовое наиме­нование «Сабстэнс», принял адмирал Сомервилл.

21 июля конвой вышел из Гибралтара, при этом войсковой транспорт «Лейнстер» сел на мель и был вынужден вернуться. Большое скопление кораблей и судов не могло пройти незамеченным для италь­янских субмарин и самолетов-разведчи­ков. 23 июля в районе мыса Бон конвой подвергся налетам итальянских бомбар­дировщиков. Погиб эсминец «Файрдрейк»; крейсер «Манчестер» и эсминец «Фирлесс» получили повреждения и вернулись в Гибралтар. Вечером соединение Сомервилла легло на обратный курс, а транспорты в сопровождении крейсеров и эсминцев Сифрета продолжили свой путь к Мальте. Им удалось благополучно миновать завесу из четырех итальянских субмарин, но утром появились неприя­тельские торпедные катера, базировавшие­ся на о. Пантеллерия. Совместная ата­ка MAS-532 и MAS-533 оказалась успеш­ной — несмотря на все усилия эскорта, они торпедировали крупный транспорт «Сидней Стар». Тем не менее, судно осталось на плаву, и вскоре после полудня караван в полном составе достиг Ла-Валетты. Пополнив запасы топлива, Соеди­нение «X» двинулось в обратный путь, прихватив с собой семь порожних транс­портов. Итальянские ВВС снова произве­ли несколько атак, повредив танкер «Хоуг Худ». Утром 25 июля в районе мыса Бон конвой был встречен Сомервиллом и 27-го прибыл в Гибралтар.

В целом операция «Сабстэнс» прошла успешно, однако из-за посадки на мель «Лейнстера» и повреждения «Манчесте­ра» более 1700 человек — в основном пилоты и наземный авиаперсонал — так и не добрались до Мальты. Было решено перебросить их на борту «Аретьюзы», «Мэнксмэна» и трех эсминцев (операция «Стайл»). Корабли вышли в море 31 июля, прибыли на остров 2 августа, разгрузи­лись и немедленно отправились обратно. Ни одна из семи неприятельских подвод­ных лодок, развернутых вдоль маршрута перехода, в атаку не выходила. 4 августа «Аретьюза» бросила якорь в Гибралтаре, а позже ушла в метрополию.

Следующим заметным событием, в ко­тором довелось участвовать крейсеру, стал проведенный под Рождество рейд на Лофотенские острова (операция «Энклет»). «Аретьюза» стала флагманским кораблем контр-адмирала Гамильтона — командующего Соединением «Z». В него также вошли 7 эскадренных и эскортных миноносцев, 2 корвета, 3 тральщика, 2 десантных корабля, 2 танкера, 2 вспомо­гательных судна и буксир. В ночь на 26 декабря эта разношерстная армада подо­шла к норвежскому побережью. Высадив­шиеся на берег 260 коммандос перереза­ли идущие на острова телеграфные кабе­ли. В деревушке Рейне основали времен­ную базу для действий против немецкого прибрежного судоходства, однако вскоре начались налеты германской авиации.

«Аретьюза» получила серьезные повреж­дения от близких разрывов. Операцию пришлось свернуть, и 28 декабря соеди­нение вернулось в Скапа-Флоу.

Ремонт крейсера производился на род­ной верфи в Чатеме с 6 февраля по 9 ап­реля 1942 года. На этот раз было суще­ственно усилено зенитное вооружение; одинарные 102-мм зенитки наконец-то за­менили спаренными Mk.XIX. Завершив ре­монт и пройдя необходимый курс боевой подготовки, «Аретьюза» совершила про­тяженный переход через всю Атлантику, мимо мыса Доброй Надежды, через Ин­дийский океан и Суэцкий канал и в мае прибыла в Александрию. Там ее включи­ли в состав 15-й эскадры крейсеров Сре­диземноморского флота, которой коман­довал знаменитый контр-адмирал Филип Вайен. 12 июня корабль вышел в море для участия в проводке на Мальту конвоя «Вигорес». Конвою пришлось пробираться к острову под непрерывными атаками авиа­ции противника, действовавшей с аэро­дромов Крита и Киренаики. Вечером 14 июня поступила информация о выходе в море итальянских линкоров, после чего главком — адмирал Харвуд — приказал поворачивать обратно. На рассвете посту­пил противоположный приказ — продол­жить движение на запад, еще раз отме­ненный спустя три часа. Это метание по «Бомбовой аллее» не могло остаться без­наказанным. Германские бомбардировщи­ки, подводные лодки и торпедные катера потопили два транспорта, крейсер и три эсминца. К моменту возвращения на базу на кораблях оставалось не более трети зенитного боезапаса. К счастью для «Аретьюзы», она отделалась лишь осколочными пробоинами.

В ночь на 13 августа «Аретьюза» и «Клеопатра» с четырьмя эсминцами про­извели обстрел острова Родос в качестве одной из диверсионных акций, направлен­ных на прикрытие операции «Пьедестал». Конвои на Мальту с востока англичане не посылали до тех пор, пока не была лик­видирована опасность со стороны бази­ровавшейся в Северной Африке авиации противника. Такой момент наступил толь­ко в ноябре 1942 года, когда силы держав Оси были скованы в Центральном и За­падном Средиземноморье.

17 ноября из Порт-Саида вышли 4 суд­на— конвой «Стоунэйдж». Следующим утром к ним присоединились 15-я эскад­ра крейсеров контр-адмирала Пауэра («Аретьюза», «Клеопатра», «Дидо», «Ори­он») и 10 эсминцев 12-й и 14-й флотилий. Сразу же конвой был обнаружен герман­ской авиационной разведкой. 18 ноября в 11.10 шесть Ju-88 произвели первую без­результатную атаку, потеряв при этом один самолет. Около 16.00 над конвоем проле­тела большая группа транспортных Ju-52 в сопровождении истребителей, а спустя 40 минут крейсера отвернули на север, чтобы прикрыть суда с самого опасного направления. Соединение находилось се­вернее Дерны, дул северо-западный ве­тер силой 5 баллов, луна скрывалась в облаках, периодически налетали дожде­вые шквалы, когда состоялся еще один налет. По свидетельству очевидцев, само­летов было три, они заходили в атаку по­следовательно, и в 18.05 торпеда второго поразила «Аретьюзу»( Относительно авторства данного успеха нет единого мнения. Во всех британских работах это попадание без­оговорочно приписывается итальянским «аэросилуранти». Однако в этой версии настораживает отсутствие упоминаний о принадлежности самолета к какой-либо авиачасти и даже его типе. Отечественные авторы Е.Грановский и М.Морозов, основываясь на германских источниках, относят достижение на счет шестерки Не-111 эскадрильи 6./KG 26. Это представляется ма­ловероятным, так как известно, что за годы войны не­мецкими торпедоносцами не было поражено ни одного крупного боевого корабля, тогда как за итальянцами таких успехов числилось немало).

Торпеда ударила в левый борт под уг­лом 170° (корабль совершал поворот на­право) в район второй башни главного ка­либра. Взрыв 200-кг боеголовки проделал в борту пробоину длиной 16м, причем ударная волна прошла через четыре па­лубы. Все помещения под нижней палубой между 20-м и 61-м шпангоутами были за­топлены. Обе носовые башни, а также внутрикорабельная связь вышли из строя. Крейсер получил крен 15° на левый борт, при этом носовая часть ушла в воду по клюзы. Вспыхнувший сразу в нескольких местах из-за разлившегося топлива пожар бушевал более 12 часов, лишь к рассвету самоотверженными усилиями экипажа его удалось потушить. Невзирая на шторм «Аретьюза» двинулась на восток 12- узло­вым ходом в сопровождении эсминца «Пе­тард». Управление кораблем осуществлялось вручную из румпельного отделения. На следующий день из-за угрозы распрос­транения затоплений «Петард» начал бук­сировку «подранка» кормой вперед. Тур­бины крейсера работали на задний ход, но через 4 часа их пришлось остановить из-за перегрева подшипников. К полуночи ко­рабли подошли к Александрии, где на по­мощь им пришли буксиры «Респонд» и «Бриган». Вечером 21 ноября они втянули поврежденную «Аретьюзу» в гавань. Из состава ее экипажа 1 офицер и 155 матро­сов погибли, а 43 моряка получили ране­ния (в том числе и командир). Единствен­ным утешением для англичан могло слу­жить то, что это была, как сказал С.Роскилл, «последняя потеря в личном соста­ве флота, понесенная им в борьбе за под­держку защитников Мальты».

Корабль выбыл из строя на долгие 18 месяцев. После проведенных в январе 1943 года в Александрии восстанови­тельных работ 7 февраля он вышел в море и направился в Чарльстон (Кали­форния) для окончательного ремонта, со­провождавшегося модернизацией зенит­ного вооружения. Работы были заверше­ны к 15 декабря 1943 года, после чего крейсер через Панамский канал ушел на родину с заходом в Норфолк и на Берму­ды. По прибытии его направили в Чатем (по другим данным — в Ширнесс), где с 24 января по 6 апреля 1944 года он про­шел окончательное укомплектование. За этим последовали учения, так что ко­рабль едва обрел полноценную боеготов­ность, когда в июне началось вторжение в Нормандию.

Для участия в грандиозной операции «Оверлорд» (ее морская часть называ­лась «Нептун») союзники выставили 1213 боевых кораблей и 4125 десантных судов. Для выполнения задачи были созданы два военно-морских соединения — Восточное под командованием британского контр-ад­мирала Вайена и Западное под командо­ванием американского контр-адмирала Кёрка. Первому предстояло высадить три британских дивизии на фронте около 30 миль между р. Орн и небольшой гаванью Поран-Бессен. «Аретьюза» была припи­сана к Соединению огневой поддержки «D» контр-адмирала У.Паттерсона, при­крывавшего высадку 3-й британской ди­визии у Лион-сюр-Мер на участке «Су-орд». В состав соединения входили так­же линкоры «Уорспайт» и «Рамиллиес», монитор «Роберте», крейсера «Моришес» (флагман), «Фробишер», «Данае», «Дрэгон» и 13 эскадренных миноносцев 23-й флотилии.

На рассвете 6 июня корабли артилле­рийской поддержки прошли протраленны­ми фарватерами и, встав на якоря близ французского берега, открыли огонь. Как пишет С.Роскилл, «такого мощного артил­лерийского удара с моря никогда еще не наносилось». Основной целью для «Аретьюзы» была 150-мм четырехорудийная батарея у Мервилля, запасной — анало­гичная батарея у Ле-Мона. В 5.30 в атаку на соединение устремились три немецких миноносца (Т-28, «Мёве» и «Фальке» из состава 5-й флотилии). Невзирая на плот­ный огонь линкоров и крейсеров им уда­лось потопить норвежский эсминец «Свеннер» и уйти без потерь. Дальнобой­ные береговые батареи также сконцент­рировали огонь на кораблях артиллерий­ской поддержки, вынудив «Уорспайт» сме­нить позицию. В течение утра «Аретьюза» вместе с «Моришесом» поддержива­ла огнем парашютистов 6-й воздушно-де­сантной дивизии, а затем действовала «по вызову». Вклад корабельной артиллерии в успех первого дня «Оверлорда» трудно переоценить. В донесении командующе­го 7-й германской армией говорилось: «Мы несли большие потери на побережье из-за огня противника с моря».

16 июня «Аретьюзе» выпала высокая честь: на ее борту король Георг VI совер­шил поездку из Портсмута в район втор­жения и обратно. Вторую половину 1944 года крейсер снова провел у судоремонт­ной стенки (24 и 25 июня он получил по­вреждения от разрывов авиабомб). В ян­варе 1945-го «Аретьюза» отправилась в Восточное Средиземноморье, где вошла в состав 15-й эскадры крейсеров контр­адмирала Мэнсфилда. Основной задачей соединения стала доставка конвоев с грузами в греческие порты — здесь британ­ские и поддерживаемые ими греческие вой­ска боролись с повстанцами из нацио­нально-освободительной армии.

Послевоенная карьера «Аретьюзы» оказалась недолгой. Корабль исчерпал запас водоизмещения для дальнейших мо­дернизаций, кроме того, сама концепция «флотского» крейсера с шестидюймовой неуниверсальной артиллерией совершен­но устарела. В составе британских ВМС ос­тавалось немало более современных крейсеров типа «Дидо» с универсальным 133-мм главным калибром, а содержать большой флот стране с подорванной вой­ной экономикой было уже не по силам. В ноябре того же года «Аретьюза» была вы­ведена в резерв в Ширнессе, затем прове­ла четыре месяца в Чатеме в резерве ка­тегории «В». В 1949 году она использова­лась в качестве учебного и эксперимен­тального корабля, но вскоре была исклю­чена из списков флота и продана на ме­таллолом компании «Дж.Кэшмор». 9 мая 1950 года крейсер прибыл в Ньюпорт для разборки, которая завершилась в августе.