«Галатея»

 

Второй корабль серии вступил в строй в 1935 году, примерно через три месяца после головного. Относительно точности даты имеются расхождения: 4 августа (Рэйвен/Робертс), 14 августа (Уитли), 3 сентября (Лентон). В течение четырех лет «Галатея» была бессменным лидером минных сил Средиземноморского флота. За это время на ней держали свой флаг прославленные впоследствии адмиралы Эндрю Каннингхэм и Джеймс Сомервилл. Перед войной «Галатея» прошла ремонт и модернизацию, получив на вооружение спаренные 102-мм универсальные ору­дия.

Крейсер покинул Средиземное море в декабре 1939 года вместе с двумя систершипами. В составе Флота метрополии «Галатея» стала флагманом 2-й эскадры крейсеров вице-адмирала Дж. Эдвард-Коллинза. В феврале 1940 года она вме­сте с линейным крейсером «Ринаун», авианосцем «Арк Ройял» и несколькими эсминцами временно находилась в рас­поряжении командования Западных под­ходов и участвовала в пресечении попыт­ки прорыва немецких судов из испанско­го порта Виго. Операция завершилась перехватом шести блокадопрорывателей.

В начале апреля «Галатея» вместе с «Аретьюзой» и флотилией эсминцев при­были в Розайт. Оттуда они должны были сопровождать транспорты с войсками, ко­торым надлежало высадиться в норвеж­ских портах. Однако немцы опередили англичан. Вечером 7 апреля Эдвард-Кол­линз получил приказание выйти в море на соединение с главными силами Фло­та метрополии. Поиски германских кораб­лей продолжались целые сутки, но не дали результатов. Утром 9 числа пришли сообщения о немецкой высадке в Нор­вегии. Затем несколько часов подряд британское соединение подвергалось массированным ударам немецкой авиа­ции. В результате был потерян эсминец «Гурка». К счастью, обе «аретьюзы» серь­езных повреждений не получили. 18 апреля «Галатея», «Аретьюза», «Кар­лайл», «Кюрасао» и два эсминцах до­ставили в Ондальснес два батальона 148-й пехотной бригады. Пятью днями позже «Галатея», «Глазго», «Шеффилд» и шесть эсминцев перебросили туда же часть 15-й пехотной бригады. Третий рейс в этот порт эскадра Эдвард-Коллин­за («Галатея», «Аретьюза», «Шеффилд», «Саутхэмптон», 6 эсминцев, 2 транспор­та) совершила в ночь на 1 мая — на этот раз для эвакуации высаженных войск.

Начало боевых действий на Западном фронте заставило Адмиралтейство пере­распределить силы флота — часть крей­серов и эсминцев была отведена в Юж­ную Англию. Сюда попала и 2-я эскадра крейсеров, точнее, лишь ее половина, по­скольку два корабля находились в ремон­те. 24 — 26 мая «Галатея» и «Аретьюза» поддерживали войска под Кале. 5 июня их перевели в Ширнесс, а в начале июля пе­редали в подчинение Норского военно-морского округа в состав так называемых Сил Хамбера. В это время англичане ак­тивно готовились к отражению ожидавше­гося немецкого вторжения на острова, и «аретьюзы» входили в число тех, кто дол­жен был принять на себя первый удар. В сентябре эскадра вернулась в состав Флота метрополии, но «Галатея» выбыла из строя после двух подрывов на донных минах— 1 и 9 сентября. Хотя поврежде­ния корабля оказались не тяжелыми, от­сутствие свободных заводских мощностей задержало его восстановление. Ремонт крейсера производился в Чатеме с 18 ок­тября 1940-го по 8 января 1941 года и был совмещен с единственной его военной мо­дернизацией.

После ремонта «Галатея» вернулась к привычной роли флагмана 2-й эскадры крейсеров (с начала 1941 года ею коман­довал контр-адмирал Кертис). В течение мая крейсера типа «Аретьюза» поочеред­но вели патрулирование между Исланди­ей и Фарерскими островами. К моменту начала операции против «Бисмарка» «Га­латея» находилась в Скапа-Флоу, откуда вышла в море в составе главных сил ад­мирала Тови. Днем 24 мая крейсера контр-адмирала Кертиса («Галатея», «Аурора», «Кения», «Хермиони») отдели­лись для сопровождения авианосца «Викториес», самолеты с которого должны были нанести удар по германскому рей­деру. Стремительная погоня опустошила топливные цистерны кораблей, поэтому после безуспешной атаки торпедоносцев соединению пришлось возвращаться на базу. Участие в охоте на «Бисмарк» ста­ло для крейсера последней операцией в составе Флота метрополии. Вскоре «Галатею» перевели на Средиземное море, куда она прибыла в июле 1941 года круж­ным путем вокруг Африки. Первой круп­ной операцией с ее участием стал печаль­но известный выход флота 23 — 25 нояб­ря, во время которого немецкая подвод­ная лодка U-331 потопила линкор «Бархэм». 8— 11 декабря «Галатея» в соста­ве соединения контр-адмирала Вайена участвовала в набеговой операции про­тив итальянского судоходства и в обстре­ле Дерны. 13 декабря крейсер вышел в свой последний поход.

От британских субмарин поступили сведения о выходе из Таранто трех кон­воев, на перехват которых было направ­лено соединение «В» контр-адмирала Вайена (крейсера «Найяд», «Галатея», «Юриалес» и 9 эсминцев). Бой мог полу­читься неравным, так как легким крейсе­рам противостояли бы линкоры. Поэтому в море был направлен также быстроход­ный минный заградитель «Эбдиел», что­бы, нарушая радиомолчание, создать у итальянцев видимость присутствия глав­ных сил Средиземноморского флота. Уловка сработала — конвои были отозва­ны. Корабли Вайена также повернули на­зад, но в 30 милях от Александрии наткну­лись на завесу неприятельских подводных лодок.

Незадолго до полуночи немецкая суб­марина U-557 (капитан-лейтенант Сттокар Паульсен) выпустила по «Галатее» полный залп из носовых аппаратов. В цель попало три торпеды, и в 23.59 14 де­кабря крейсер затонул, унося с собой жизни 23 офицеров и 447 матросов во гла­ве с командиром — кэптеном Эдвардом Симсом. Координаты гибели корабля: 31°12' с.ш., 29°15' в.д. Американский ис­торик К.Блэйр считает, что на авторство этой атаки может претендовать также италь­янская подводная лодка «Дагабур» (ка­питан-лейтенант Альберто Торри). Обе субмарины находились в одном районе, вышли в атаку практически одновремен­но, и неизвестно, кто из них потопил «Галатею». Впрочем, Паульсену в любом слу­чае не пришлось носить лавры победите­ля. В ночь на 16 декабря в 15 милях от Крита U-557 была протаранена итальян­ским миноносцем «Орионе» и погибла со всем экипажем. Во время расследования командир миноносца М.Гамбетта заявил в свое оправдание, что «силуэтом лодка не походила на итальянскую», поэтому он счел ее неприятельской.