«Аурора»

 

Последний из крейсеров серии достраи­вался как флагманский корабль коман­дующего эсминцами Флота метрополии и в этом качестве проплавал весь довоен­ный период своей карьеры. Начало вой­ны «Аурора» встретила в Скапа-Флоу под командованием кэптена Л.Х.К.Гамильто­на. Первый боевой поход она совершила 6— 10 сентября 1939 года совместно с линкорами «Нельсон», «Родней», крейсе­ром «Шеффилд» и десятью эсминцами. Столь мощное соединение выходило в Северное море на поиск немецких паро­ходов, поскольку предполагалось, что для их встречи германский флот покинет свои базы. В начале войны оказавшаяся в гуще событий «Аурора» действовала гораздо активнее своих систершипов, находив­шихся на Средиземном море. Вечером 22 сентября вместе со 2-й эскадрой крейсе­ров («Саутхэмптон», «Глазго», «Шеф­филд») она выходит в рейд в Северное море, но операция сорвалась из-за столк­новения двух эсминцев. 25 — 26 сентяб­ря те же силы отправляются на выручку подводной лодке «Спирфиш», получив­шей повреждения в центральной части Северного моря. Дальнее прикрытие осу­ществляли главные силы Флота метропо­лии. Британские корабли были обнаруже­ны немецкой авиацией. К счастью, вы­сланная против крейсеров эскадрилья 1./KG 26 цели не нашла. 7 октября англий­ский самолет-разведчик обнаружил у юж­ного побережья Норвегии германское со­единение в составе линкора «Гнейзенау», легкого крейсера «Кёльн» и девяти эсмин­цев. Немцы проводили демонстрацион­ную операцию, чтобы навести корабли противника на завесу своих подводных лодок. Англичане попались на уловку — на перехват было направлено 2 линкора, 2 линейных крейсера, авианосец, 6 крей­серов (в том числе и «Аурора») и 12 эс­минцев, а также значительные силы авиа­ции. Однако ни одной из сторон не уда­лось добиться результата. 9 октября все корабли вернулись на базы. Следующая операция Флота метрополии прошла 23 — 31 октября и была связана с прикрытием важного конвоя с железной рудой из нор­вежского порта Нарвик. «Аурора» во гла­ве дивизиона эсминцев осуществляла не­посредственное охранение судов.

Крупнейшей операцией германского флота в 1939 году стал набег линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» на британ­ский Северный патруль. 23 ноября ими был потоплен вспомогательный крейсер «Равалпинди». По сигналу последнего все силы британского флота пришли в движе­ние. Находившуюся к тому моменту в Розайте «Аурору» вместе с крейсерами «Эдинбург» и «Саутхэмптон» направили к острову Фэр-Айл, чтобы закрыть пролив между Шетландскими и Оркнейскими ос­тровами. Однако перехватить немецкую эскадру не удалось, и к 27 ноября поиски были прекращены. Заметную роль «Ауро-ре» довелось сыграть в ходе Норвежской кампании. В первых числах апреля 1940 года крейсер под флагом контр-адмира­ла Э. Эванса прибыл в устье Клайда, имея задачу эскортировать транспорты с войс­ками в Нарвик и Тронхейм. Известие о выходе в море значительных сил герман­ского флота заставили Адмиралтейство изменить свои планы, в результате нем­цы всего на сутки опередили англичан с высадкой в Норвегии. Поздно вечером 7 апреля «Аурора» с эсминцами вышли на соединение с главными силами Флота метрополии. Утром 9-го находившиеся в 200 милях западнее Бергена британские корабли подверглись массированному удару авиации противника. Атаки продол­жались более двух часов и завершились уничтожением эсминца «Гурка» и повреж­дением ряда кораблей. От близких разры­вов авиабомб пострадала и «Аурора», но, по всей видимости, не слишком серьез­но.

Оправившись от шока, вызванного гер­манским вторжением в Норвегию, союз­ники приступили к ответным мерам. Дозаправившись в Скапа-Флоу, «Аурора» снова вышла в море в ночь на 13 апреля. На борту крейсера находился адмирал флота лорд Корк-и-Орери, назначенный командующим союзными войсками в Се­верной Норвегии. 14 апреля он прибыл в Харстад, выбранный в качестве опорного пункта. Адмирал настаивал на активных действиях, желая выбить из Нарвика не­большой немецкий гарнизон. Флот присту­пил к блокаде Уфут-фьорда. 19 апреля лорд Корк выходил на «Ауроре» в район Нарвика для рекогносцировки. На 24-е был назначен штурм города с моря. В этот день линкор «Уорспайт», крейсера «Эф-фингем», «Энтерпрайз», «Аурора» и 10 эскадренных миноносцев вошли в Уфут-фьорд и в течение трех часов вели об­стрел немецких позиций, но из-за сильно­го снегопада стрельба была неточной и ог­невые точки противника подавить не уда­лось. Высадку десанта пришлось отме­нить. 1 мая «Аурора» поддерживала ар­тиллерией британских пехотинцев у по­селка Анкенес, а два дня спустя совмест­но с «Эффингемом» и линкором «Резо-люшн» обстреливала вражеские позиции на берегу Бейс-фьорда. Попытку выса­дить десант повторили 13 мая в районе поселка Бьерквик (северо-восточнее Нар­вика), и на этот раз она оказалась успеш­ной. В ходе операции крейсера оказыва­ли огневую поддержку, на «Ауроре», кро­ме того, находились подразделения фран­цузского Иностранного легиона.

Участие в Норвежской кампании для крейсера закончилось 18 мая. В этот день в районе Нарвика он был атакован гер­манскими бомбардировщиками Ju-88 из состава 6./KG 30 и Не-111 из состава II/KG 26, получил прямое попадание 250-кг авиабомбы и был вынужден отправиться в ремонт. Устранение повреждений про­изводилось в Портсмуте с 30 мая по 28 июня. Одновременно было усилено зенит­ное вооружение: появились пара счетверенных «пом-помов» и установка UP на юте.

Конец 1940 и начало 1941 года «Аурора» провела в северных водах вместе со своими систершипами. 2-я эскадра крей­серов, в которую входили все «аретьюзы», патрулировала Фареро-Исландский про­ход и несла конвойную службу. В апреле «Аурора» прошла в Тайне докование и ремонт, в ходе которого на ней были установлены радар управления огнем типа 284 и поисковый типа 290. Во время охо­ты за «Бисмарком» она входила в состав соединения контр-адмирала Кертиса, со­провождавшего авианосец «Викториес». За этим последовала масштабная опера­ция против германских судов снабжения в Северной Атлантике, и первого успеха в ней добились «Аурора» и «Кения». 3 июня между Гренландией и Лабрадором они обнаружили и потопили танкер «Бельхен» (6367 брт), занимавшийся дозаправ­кой подводных лодок.

Летом 1941 года специально для дей­ствий в Арктике из крейсеров «Нигерия» и «Аурора», эсминцев «Панджаби» и «Тартар» было сформировано Соедине­ние «К» под командованием контр-адми­рала Ф.Вайена. Его первой операцией стал поход к Шпицбергену (27 июля — 6 августа). Здесь был высажен норвеж­ский военный комендант, а на корабли при­нято 65 добровольцев, пожелавших сра­жаться на стороне союзников. На обрат­ном пути крейсера уничтожили метеостан­цию на острове Медвежий, чтобы предот­вратить ее использование противником. Намеченную набеговую операцию против норвежского побережья отменили из-за обнаружения отряда немецкой авиацион­ной разведкой. Соединение вернулось в Скапа-Флоу. Примерно в это время в оче­редной раз было усилено зенитное во­оружение «Ауроры» — счетверенные 12,7-мм пулеметы уступили место шести 20-мм «эрликонам». Вскоре британское ко­мандование приняло решение о выводе из строя шахт и метеостанций на Шпиц­бергене и эвакуации населения. Операция получила кодовое название «Гонтлит» («Перчатка»). 19 августа к архипелагу на­правился лайнер «Эмпресс оф Канада» в сопровождении «Ауроры», «Нигерии» и эсминцев «Икарус», «Энтилоп» и «Энто­ни». В Баренцбурге «Эмпресс оф Канада» и «Нигерия» приняли 1955 советских шах­теров, доставили их в Архангельск и ут­ром 1 сентября вернулись. После этого с архипелага было эвакуировано 932 нор­вежских рабочих, сожжены все имеющие­ся запасы угля — почти полмиллиона тонн, уничтожены шахты и метеостанция. Отряд двинулся домой 3 сентября, при­хватив три норвежских угольщика, кито­бойное судно, ледокол, буксир и пару ры­боловных судов.

5 сентября Вайену сообщили о немец­ком конвое, движущемся на север вдоль норвежского побережья. Оставив суда на попечение эсминцев, «Нигерия» и «Аурора» двинулись наперерез. Встреча с про­тивником произошла на рассвете 7 сен­тября в устье Тана-фьорда. Конвой состо­ял из крупных транспортов «Барселона» и «Траутенфельс» под охраной учебно-ар­тиллерийского корабля «Бремзе» и не­скольких вооруженных траулеров. Завя­завшийся неравный бой можно назвать образцом мужества немецких моряков. «Бремзе» (капитан 3 ранга фон Брози-Штейнберг) прикрыл суда конвоя дымовой завесой и решительно направился на­встречу врагу. Разумеется, шансов у него не было никаких — четырем 127-мм ору­диям корабля, не превосходящего по размерам эсминец, противостояло 18 шести­дюймовок крейсеров. «Бремзе» не про­держался и получаса. Прошитый снаря­дами и протараненный «Нигерией», он пошел на дно вместе с большей частью экипажа. Однако этого времени хватило, чтобы суда, на которых находилось око­ло полутора тысяч горных стрелков, пе­ребрасывавшихся на крайний северный фланг советско-германского фронта, ус­пели укрыться в глубине фьорда, куда англичане не рискнули идти из-за густого тумана. 10 сентября корабли Вайена вер­нулись в Скапа-Флоу. Для «Ауроры» за­кончился период службы в составе Фло­та метрополии, в ее боевой биографии открывалась новая страница — средизем­номорская.

12 октября «Аурора» в качестве флаг­манского корабля нового Соединения «К» отправилась из Скапа-Флоу на Мальту, прибыв туда 21 октября. Командир крей­сера кэптен У.Х.Эгню принял командова­ние самым знаменитым из Мальтийских ударных соединений. Как уже описано в истории службы «Пенелопы», первой ус­пешной операцией отряда стал разгром конвоя «Дуйсбург». Во время этого боя «Аурора» шла головной в колонне, поэто­му ей больше других пришлось вести огонь по итальянским эсминцам. От зал­пов ее орудий «Грекале», «Эуро» и «Бер-сальере» получили серьезные поврежде­ния. Торпедисты крейсера записали на свой счет два из семи отправленных на дно судов, к которым добавился танкер «Минититлан», уничтоженный артиллери­ей.

В потоплении «Прочиды» и «Марицы» 24 ноября (речь идет о следующей опе­рации соединения) «Ауроре» не довелось принять реального участия — она находи­лась слишком далеко, и бой завершился до ее подхода. Зато 1 декабря крейсер внес основной вклад в уничтожение италь­янского лайнера «Адриатике» (1976 брт), а на следующий день — эсминца «Апвизе да Мосто» и танкера «Иридио Мантовани» (10 540 брт). Потом были операция по встрече «Бреконшира» (16 — 17 декаб­ря) и роковая ночь под Триполи.

В описании событий ночи 19 декабря вахтенный журнал «Ауроры» отстает от журналов других кораблей. Так, согласно ему, первый раз головной «Нептун» подо­рвался в 1.11 (на самом деле — в 1.06). После этого следовавшая в кильватер флагману «Аурора» немедленно вышла из строя вправо, но в 1.12 под ее левым бортом в районе башни «В» также прогре­мел взрыв. Корабль сразу накренился и сел носом. Носовая топливная цистерна была затоплена, и вода появилась на ниж­ней палубе. Крен быстро достиг 11°, но был выровнен контрзатоплением. Набор корпуса оказался поврежден на протяже­нии 40 м, заклинило элеваторы носовых башен, пострадало электрооборудование. Скорость снизилась до 10 узлов. Кэптен Эгню сразу понял, что корабли попали на минное поле. Поскольку соединение на­ходилось всего в 20 милях от Триполи и после рассвета могло подвергнуться силь­нейшим воздушным атакам, он приказал эсминцам «Лэнс» и «Хэвок» сопровождать «Аурору» на Мальту. После обследования повреждений было решено, что крейсер способен дать 18-узловый ход. В полдень корабли прибыли в Ла-Валетту, где «Ауро­ра» была поставлена в док.

Исправление повреждений заняло око­ло трех месяцев. 29 марта 1942 года крей­сер покинул Мальту и через Гибралтар ушел в метрополию. С 6 апреля по 30 июня он прошел более продолжительный ремонт в Ливерпуле.

В октябре «Аурора» вернулась на Сре­диземноморский театр — только теперь в Гибралтар, в состав Соединения «Н» вице-адмирала Сифрета. 28 — 30 октяб­ря она участвовала в последней из мно­гочисленных операций по переброске ис­требителей на Мальту, прикрывая авиа­носец «Фьюриес».

8 ноября союзники начали операцию «Торч» («Факел») — вторжение во Фран­цузскую Северную Африку. «Аурора» вошла в состав Центрального оператив­ного соединения коммодора Трубриджа, целью которого являлся порт Оран. Фрон­тальную атаку предполагалось провести бывшим американским кораблям берего­вой охраны «Уолни» и «Хартлэнд» с мор­скими пехотинцами на борту, но оба были потоплены прямо в гавани огнем кора­бельной и береговой артиллерии. «Ауро­ра» должна была оказывать огневую под­держку, и вскоре ей пришлось вступить в бой с французскими эсминцами «Трамонтан», «Торнад» и «Тифон», вышедшими из порта, чтобы атаковать десантные транспорты. Первый же залп британского крейсера разрушил мостик «Трамонтана» и вывел из строя половину его артилле­рии. Командир и многие офицеры погиб­ли. Осевший в воду эсминец выбросился на берег недалеко от порта. Та же судьба постигла «Торнад», но он хотя бы успел выпустить все шесть своих торпед. Один лишь «Тифон» смог вернуться в порт со снесенной за борт трубой. Адмирал Каннингхэм позже указал в своем рапорте, что «Аурора» довольно легко разделалась с противником. Правда, по данным Питера Смита и Джона Домини, крейсер постра­дал от огня береговых батарей.

Спустя некоторое время «Тифон» и ли­дер «Эпервье» предприняли новую по­пытку прорыва.«Аурора» и присоединив­шиеся к ней крейсер «Джамайка» и эсмин­цы «Бодицея», «Бриллиант» и «Колл» преградили выход из гавани. В ходе жаркого боя «Эпервье» потерял 21 человека погибшими и 31 ранеными, на нем возник пожар, и он вынужден был выброситься на берег под прикрытие береговых бата­рей. Уже пострадавший «Тифон» снова повернул назад, но, понимая, что уйти не удастся, его экипаж взорвал эсминец на входном фарватере. На следующее утро Оран перешел в руки союзников.

Конец 1942 года отмечен активизаци­ей действий британского флота на мор­ских коммуникациях противника, подпиты­вавших свою африканскую группировку. 12-я эскадра крейсеров контр-адмирала Харкорта, в состав которой вошла «Аурора», перебазировалась в порт Бон на по­бережье Алжира. Вместе с эсминцами крейсера образовали ударное Соедине­ние «Q». Его первый боевой поход состо­ялся в ночь на 2 декабря. «Аурора», «Си­риус», «Аргонот», с эсминцами «Киберон» и «Квентин» в 40 милях от мыса Бон на­пали на итальянский конвой, состоявший из четырех транспортов под эскортом эс­минцев «Николосо да Рекко», «Камичия Мера», «Фольгоре», миноносцев «Клио» и «Прочионе».

Противник был обнаружен в 0.38, и анг­личане немедленно открыли огонь. Не­приятельские эсминцы провели несколь­ко торпедных атак, израсходовав весь бое­запас, но не добились попаданий (что, впрочем, не помешало им заявлять обрат­ное). Артиллерийский бой продолжался недолго. Через полчаса «Фольгоре» полу­чил попадание снаряда (вероятнее все­го, с «Ауроры») и вскоре затонул. «Николосо да Рекко» продержался дольше, но получил поврежде­ния и потерял ход. Позже его от­буксировал на базу однотипный «Антонио Пигафетта». Благода­ря усилиям эскорта, суда конвоя успели рассредоточиться, но к двум часам ночи были все унич­тожены британскими корабля­ми. Среди потопленных оказа­лись немецкий военный транс­порт КТ-1, итальянские «Авентино» и «Аспромонте»; назва­ние четвертого установить не удалось. Однако радость побе­ды омрачилась потерей «Квен­тина», атакованного на обрат­ном пути германской авиацией.

В дальнейшем «Аурора» продолжала действовать в одной группе с «Аргонотом», но успехов, аналогичных этому, уже не добивалась. К январю 1943 года состав Соединения «Q» изменился — вместо по­врежденных кораблей прибыли новые, и теперь 12-ю эскадру крейсеров составля­ли «Аурора», «Пенелопа», «Сириус» и «Дидо». Действия на коммуникациях про­тивника завершились с капитуляцией ту­нисской группировки. С началом июня со­юзники приступили к захвату островов в Тунисском проливе. 8 июня «Аурора» вхо­дила в состав сил, обстреливавших Пантеллерию. Тремя днями позже, при высад­ке десанта на этот остров, на ней нахо­дился главнокомандующий войсками на Средиземноморском театре американ­ский генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр. 12 июня «Аурора», «Пенелопа», «Орион», «Нью­фаундленд» обстреливали Лампедузу. 20 июня крейсеру выпала высокая честь принимать на борту короля Георга VI, при­бывшего на героическую Мальту.

В ходе подготовки к высадке на Сици­лию «Аурора» и «Пенелопа» сопровождали линкоры в Александрию, а затем вош­ли в состав соединения прикрытия вице-адмирала Уиллиса. Почти весь август они занимались обстрелом целей на побере­жье Италии. К началу операции «Слэпстик» в Таранто коммодор Эгню принял командование 12-й эскадрой крейсеров. Затем «Аурора» поддерживала десантни­ков под Салерно, а в октябре ушла в Эгей­ское море (к тому времени командование кораблем принял кэптен Дж. Барнард). Там она успела совершить единственную относительно успешную акцию — 20 ок­тября вместе с греческим эсминцем «Миаулис» обстреляла цели на Родосе. Актив­ность Королевского флота в этом районе была сведена на нет успешными действи­ями германской авиации. В течение де­сяти дней бомбардировщики Люфтваффе повредили три британских крейсера — «Пенелопу», «Карлайл» и «Сириус», а 30 октября — «Аурору».

В тот день 14 пикировщиков Ju-87 из состава 11/StG 3 прорвались через воздушный патруль в районе острова Кастелоризон и точно отбомбились по кораб­лям. «Аурора» получила пря­мое попадание 500-кг бомбы замедленного действия, кото­рая взорвалась позади второй трубы, на кормовой рулевой платформе. В результате была полностью уничтожена зенит­ная батарея: левую носовую 102-м м установку сбросило за борт, остальные вышли из строя, равно как «пом-пом» и торпедный аппарат левого борта, три «эрликона», кормо­вой зенитный директор, рада­ры и антенное оборудование. Кранцы первых выстрелов зе­нитного боезапаса воспламенились, дым­ная пелена укутала всю кормовую часть, но взрыва, к счастью, не последовало. Со­рок шесть офицеров и матросов погибли, еще 20 получили ранения.

Крейсер своим ходом добрался до Александрии, где его подлатали, оконча­тельный же ремонт производился в Таран­то, еще недавно — главной базе итальян­ского флота. К апрелю 1944 года, когда «Аурора» снова вышла в море, на ней была произведена своеобразная «роки­ровка» легкого зенитного вооружения: вместо четырех одинарных «эрликонов» поставили две спаренные установки Mk.V с силовым приводом. Летом крейсер за­нимался патрулированием и сопровожде­нием войсковых конвоев в Средиземно­морье. 15 августа — в день высадки со­юзников в Южной Франции (операция «Энвил/Драгун») — он находился в соста­ве соединения огневой поддержки британ­ского контр-адмирала Мэнсфилда. Месяц спустя Мэнсфилд возглавил так называе­мые «Британские Эгейские силы», сфор­мированные для реоккупации островов Эгейского моря и побережья континен­тальной Греции, уже оставленных немца­ми. Так «Аурора» снова оказалась в Вос­точном Средиземноморье, где и остава­лась до конца войны.

Британские корабли днем и ночью сно­вали среди бесчисленных островов, боль­шинство из которых было занято против­ником, и столкновения на море не были редкостью. 17 сентября «Ауроре» пред­ставилась возможность разделаться с минным заградителем «Драхе» — едва ли не самой крупной боевой единицей Кригсмарине в Эгейском море, однако немцам удалось укрыться в гавани острова Милос. 5 октября «Аурора» и эсминец «Кэттерик» (типа «Хант») обстреляли остров Левита и высадили на него десантную партию, ко­торая приняла капитуляцию гарнизона. Через десять дней соединение контр-адмирала Мэнсфилда провело операцию «Манна» по освобождению греческой сто­лицы. Крейсера «Орион», «Эйджекс», «Аурора», «Блэк Принс» и «Сириус» со­провождали в Афины транспорты с лич­ным составом и снаряжением двух пехот­ных бригад. С воздуха корабли прикрыва­ли самолеты двух эскортных авианосцев. Операция протекала без противодей­ствия — немцы за неделю до этого при­няли решение полностью вывести свои войска из Греции. Тем не менее, изоли­рованные немецкие гарнизоны ряда ост­ровов Эгейского моря продолжали сопро­тивление, поэтому флот Его Величества не прекращал своей деятельности. Для обстрела островов Милос и Пископи, гос­подствующих на подходах к Дарданеллам, привлекался даже линкор «Кинг Джордж V», о крейсерах и говорить нечего. 25 — 26 октября «Аурора» с эсминцами «Теткотт» и «Тириан» бомбардировала Милос, а 4 декабря с эсминцами «Метеор», «Марн» и «Маскетир» — Родос. Но все же главным противником англичан на данном ТВД в конце 1944 — начале 1945 года ста­ли отряды Народно-освободительной ар­мии Греции (ЭЛАС). Поддерживая армию и ВВС, флот взял под контроль греческие порты Салоники, Патры, Волос, но учас­тия в боевых действиях моряки практичес­ки не принимали. В составе 15-й эскадры крейсеров в греческих водах «Аурора» оставалась до марта 1946 года. С 18 июня по 8 октября 1945 года она прошла пере­оборудование на Мальте. На ней демон­тировали три одинарных 20-мм автомата, а взамен установлен еще один спаренный Mk.V.

После войны многие британские крей­сера постройки 1930-х годов пошли на слом. Однако «Аурору» ждала другая судьба. В начале 1948-го была достигну­та договоренность о ее продаже нацио­налистическому (гоминьдановскому) пра­вительству Китая, и кораблю — един­ственному из всей четверки — довелось послужить во флоте другой страны.