Б.В.Соломонов. «Аурора» под китайским флагом

 

Официальная передача крейсера «Аурора» ВМС Китая состоялась 19 мая 1948 года в Портсмуте, однако оконча­тельно «китаянкой» бывшая богиня ста­ла 10 июня на Мальте, когда ее покину­ли английские моряки, и в командование кораблем вступил Дэн Чжаосян. 46-лет­ний кэптен Дэн считался одним из луч­ших морских офицеров китайского фло­та. Он получил отличное военное обра­зование: окончил военную академию Вампу, Яньтайское военно-морское учи­лище, Нанкинское военно-морское мин­ное училище, а в 1929 году — Королев­ский военно-морской колледж в Англии.

Следует заметить, что достоверных сведений о последующей службе крей­сера, получившего у новых хозяев назва­ние «Чунцин», практически нет. Некото­рые встречающиеся в печати факты ско­рее напоминают анекдоты, хотя не ис­ключено, что ряд из них соответствует действительности. Например, упомина­ния о случаях массового — до 50% — де­зертирства среди экипажа крейсера, о крайне низком уровне подготовки его матросов и офицеров, их неумелом об­ращении с техникой.

В серьезных боях под флагом Гоминь­дана корабль участвовал осенью 1948 года, когда огонь его орудий обрушился на части 4-й колонны (командующий У Кэхуа, политкомиссар Мо Вэньхуа) 2-й Народно-освободительной Армии Китая. По занятым 10-й, 11-й и 12-й дивизиями «красных» Ташаньским позициям, борь­ба за которые продолжались шесть су­ток, было выпущено до 1500 снарядов главного калибра. По признанию коман­дования НОАК, 4-я колонна потеряла более 10 тысяч человек (!), но, тем не менее, наступление гоминьдановцев провалилось (Встречаются упоминания о том, что во время Цзиньч-жоуской операции от огня тяжелых морских орудий до­сталось 41-му корпусу НОАК. Но на самом деле речь идет об одном и том же соединении: в конце 1948 — начале 1949 годов 4-я колонна была переформирова­на в 41-й корпус).

Позднее «Чунцин» действовал в ус­тье реки Янцзыцзян, причем одной из его главных задач считалось недопущение бегства своего же флота в море. Однако 2 марта 1949 года крейсер вышел из гавани Усункоу (рядом с Шанхаем) и в порту Вэйхай (Шаньдун) был сдан войскам Народно-освободительной армии. Что произошло на корабле на самом деле, установить практически невозможно. Можно предположить, что после ряда поражений гоминьдановцев моральный дух его экипажа заметно упал. По одной из версий, инициатором бегства оказал­ся сам кэптен Дэн, по другой — восста­ние против «преступного режима Чан Кайши» поднял один из унтер-офицеров, а командир крейсера просто примкнул к восставшим. Необходимо отметить, что часто встречающаяся в литературе вер­сия о сдаче «Чунцина» в Шанхае не име­ет ничего общего с действительностью, поскольку этот город перешел к «крас­ным» только в конце мая.

Дэн Чжаосян получил от коммунисти­ческого руководства полное прощение прошлых грехов: в 1955 году он стал вице-адмиралом Народного флота, был награжден орденом «Освобождение» I степени, занимал весьма ответственные посты (командовал военно-морскими базами, был заместителем командующе­го Северным флотом). По свидетельству советских специалистов, он приложил немало усилий для развития китайского подводного флота. Однако все это про­исходило до «культурной революции», и неизвестно, как сложилась судьба адми­рала в годы расправ и чисток.

По утверждению китайской и совет­ской прессы, Чан Кайши, узнав о перехо­де на сторону врага своего самого круп­ного корабля, лично отдал приказ унич­тожить его любой ценой. Спасаясь от авианалетов, «Чунцин» ушел на север Ляодунского залива, но и там ему укрыться не удалось. В порту Таку 19 (по другим данным, 20 или 21) марта 1949 года его потопили гоминьдановские бом­бардировщики В-24. Впрочем, советский контр-адмирал А.Кузьмин писал, что «Крейсер... в целях сохранения был за­топлен своим экипажем». Если дело обстояло именно так, то надо признать гру­бейшие ошибки «хранителей»: корабль лег на борт, что впоследствии изрядно затруднило его подъем. Есть также вер­сия (британская), что бывшая «Аурора» подверглась 20 марта атаке бомбарди­ровщиков В-24 у о.Калабаш (Calabash). В таком случае, ее затопление в Таку (в факте гибели крейсера непосредствен­но у пирса сомнений нет!) могло стать следствием как повреждений, так и, дей­ствительно, стремления «укрыть» цен­ную единицу флота до лучших времен. Тем более, что самолетов В-24 в соста­ве чанкайшистских ВВС имелось всего то ли два, то ли три, подготовка их эки­пажей оставляла желать лучшего, а бом­бардировка с горизонтального полета — далеко не самый эффективный способ борьбы с боевыми кораблями.

Между прочим, бывшую «Аурору» упо­мянул в произнесенной 30 апреля 1949 года речи сам Мао Цзэдун: «Может ли быть, что мистер Этли не знает, какая страна передала Гоминьдану «Чунцин», тяжелый крейсер, который был недавно потоплен?». В официальном издании речей «великого кормчего» к этим словам есть примечание: «Британское прави­тельство в феврале 1948 года передало Гоминьдану тяжелый крейсер «Чунцин», величайший крейсер гоминьдановского флота. 25 февраля 1949 года офицеры и команда крейсера восстали, порвали с реакционным гоминьдановским прави­тельством и присоединились к Китайско­му Народному флоту. 19 марта империа­листы США и гоминьдановские бандиты послали тяжелые бомбардировщики и потопили «Чунцин» в Хулутао, в Ляодун­ском заливе в северо-восточном Китае».

Подъем крейсера осуществлялся со­ветскими специалистами ЭПРОНа. В своей книге «Служба особого назначе­ния» бывший начальник Аварийно-спа­сательной службы ВМФ Н.П.Чикер так описывал ход работ: «Любопытным в инженерном отношении является и подъем крейсера «Чунцин» (7322 т). Ко­рабль лежал в одном из портов на глу­бине 11 м с креном 92° на правый борт. От носовой части его до стенки прича­ла было всего полметра, от кормы — 13м. Поэтому перед поворотом корабль пришлось оттащить от причала с помо­щью 28 пар 60-тонных гиней, взятых за мертвяки на другом причале. Для облег­чения крейсера заделали палубные от­верстия, отжали воздухом до 3000 куб. метров воды и остропили четыре 80-тонных понтона.

Затем с помощью гиней корабль был поставлен на ровный киль. После установки шахт на палубные отверстия, на­ходившиеся ниже уровня воды, крейсер был осушен и всплыл на поверхность.

Работа обошлась почти в три раза дешевле расчетной стоимости. Техни­ческое руководство проектированием и подъемом осуществляли инженеры В.Н.Григорьев и А.И.Завтраков». Инте­ресно, что Н.П.Чикер не упоминает о повреждениях крейсера, что косвенно подтверждает версию о его «затоплении для сохранения».

О дальнейшей службе крейсера в со­ставе ВМС КНР известно очень мало. Сообщается, что сразу после подъема «Чунцин» переименовали в «Хуанхэ» (1951 г.), затем в «Бэйцзин» (1951 г.) и позже в «Гуаньчжоу». С 1955 года он ис­пользовался в роли стационарного учеб­ного корабля и в море больше не выхо­дил. Его разобрали на металл в 1960-е годы (вероятно, в 1966-м).