Линейные корабли типа «Шарнхорст»

 

Германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» по праву считаются одними из самых зна­менитых боевых кораблей Вто­рой мировой войны. Редко кому из их современников удалось поучаст­вовать в таком количестве операций в прибрежных европей­ских водах, Атлантике и Заполя­рье. Королевский флот Велико­британии, которому сильно досаж­дала эта пара линкоров, не раз устраивал настоящую охоту за «Сэлмоном» и «Галштейном», как называли их английские моряки. На первом этапе войны немцам везло, хотя они не раз испытыва­ли на себе удары снарядов, тор­пед, бомб и мощных донных мин. По объему полученных поврежде­ний «Шарнхорст» и «Гнейзенау» стали настоящими «рекордсмена­ми» среди всех боевых кораблей мира. Но каждый раз высокое ка­чество постройки и великолепная выучка экипажей позволяли им благополучно выходить из самых опасных переделок и после ремон­та вступать в строй.

Став первыми линейными кораб­лями германского флота, построен­ными после Первой мировой войны, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (Герхард Иоганн Шарнхорст (1755—1813) — прусский ге­нерал, в 1807—1811 годах начальник Генштаба, В 1813 году был начальником штаба в армии генерала Г.Блю­хера. Август Вильгельм Гнейзенау (1760—1831) — прус­ский фельдмаршал, граф (1814). Вместе с Шарнхорстом проводил реорганизацию прусской армии после 1807 года, в 1813 — 1815 годах был начштаба у Блюхера, а с 1830 года — главнокомандующий прусской армией.) унасле­довали имена прославившихся в 1914 году броненосных крейсеров эскад­ры адмирала Шпее.

Этим как бы подчеркивалось, что на ниве рейдерства от них ожидают не менее громких успехов — ведь числено слабейший немецкий флот не мог рассчитывать на другой спо­соб ведения войны на море. И, дума­ется, они превзошли своих предшест­венников, хотя и не потопили ни од­ного крупного артиллерийского ко­рабля в честной дуэли.

Однако участь гитлеровских сверхрейдеров все же была предре­шена. «Гнейзенау», поврежденный авиацией в Киле и полностью выве­денный из строя, так и простоял в тыловой базе до конца войны, по­степенно — по мере ухудшения об­становки на сухопутных фронтах и роста неприязни фюрера к своим линкорам и крейсерам — превраща­ясь в беспомощный блокшив. «Шарнхорсту» «повезло» больше — он по­гиб в последнем классическом мор­ском сражении германского флота. Не имея никаких шансов на успех, он сра­жался до последней возможности, чем заслужил искреннее уважение противника. Подводя итог боя, ко­мандующий британским Флотом метрополии адмирал Брюс Фрэйзер сказал офицерам своего флагманско­го линкора «Дюк оф Йорк»: «Джент­льмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я на­деюсь, что любой из вас, кому ког­да-либо придется вести свой ко­рабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхор­стом». Пожалуй, столь высокой оценки, прозвучавшей из уст непри­ятеля, не удостоился больше ни один линкор в мире...