Вооружение

 

Характеристики    артиллерии

Орудие (калибр/длина ствола в клб)

283/54,5

150/55

105/65

37/83

20/65

Модель

SKC/34

SKC/28

SKC/33

SKC/30

MGC/30

Вес ствола с затвором, кг

53.250

9.080

4.560

243

64 и 57,5

Вес снаряда, кг

330

45,3

15,1

0,745

0,132

Начальная скорость снаряда, м/с

890

875

900

1000

835-900

Живучесть ствола, выстрелов

300

1.100

2.950

7.500

22.000

Дальность стрельбы, км

40,93

22/23*

17,7/12,5**

8,5/6,8**

4,9/3,7**

Угол возвышения, градусы

40

35/40*

80

85

90

* одиночная/спаренная установки;

** горизонтальная/вертикальная

 

Главный калибр. 283-мм орудия мо­дели SKC/34 с длиной ствола 54,47 ка­либра являлись улучшенной версией орудий SKC/28, разработанных для «кар­манных линкоров» типа «Дойчланд», и размещались в таких же трехорудийных башнях модели Drh LC/28 (носовые «Ан­тон» и «Бруно», кормовая «Цезарь»). Последнее позволило значительно со­кратить время постройки кораблей, но из-за того, что башни на «Гнейзенау» и «Шарнхорсте» имели более мощное бро­нирование, чем на «дойчландах», их иногда обозначают Drh LC/34 или прос­то С/34. Как и большинство немецких установок, башни имели электроприво­ды горизонтальной наводки (ГН), но все остальные перемещения осуществля­лись с помощью гидравлики. Хотя вес вращающейся части башни составлял 750 т (диаметр шарового погона 9 м при внутреннем диаметре барбета 10,2 м), скорость ГН оказалась вполне прилич­ной — 7,2 град./с. Расстояние между ося­ми орудий равнялось 2750 мм, длина отдачи — 1200 мм. Конструкция орудия была типично германской: внутренняя труба (или труба «А»); сменный лейнер, заменяемый со стороны затвора; состо­ящий из двух частей кожух, насаженный на трубу «А» примерно на 2/3 ее длины; казенная часть, ввернутая в горячем со­стоянии в заднюю часть кожуха. Затвор был горизонтальный скользящего типа и обеспечивал довольно высокую для столь тяжелых орудий скорострель­ность — выстрел каждые 17 секунд. От­личной скорострельности способствова­ла и высокая скорость вертикальной на­водки (ВН), достигавшая 8 град./с. Угол максимального возвышения стволов (+40°) был одинаков для всех башен, но угол снижения несколько отличался: —8° для концевых «Антон» и «Цезарь» и — 9° для возвышенной «Бруно».

Снаряд для нового орудия был длин­нее, но нес меньше взрывчатки, чем сна­ряд орудия модели SKC/28. Основное отличие заключалось в том, что допол­нительный вес в новом снаряде пошел на колпачок и аэродинамический нако­нечник, что обеспечивало лучшую бронепробиваемость.

Немцы использовали три типа снаря­дов: 1) бронебойные, используемые в ос­новном по мощно бронированным це­лям, имели небольшой заряд взрывчат­ки и донный взрыватель с замедлением типа 38; 2) полубронебойные (общего на­значения) с тем же донным взрывателем, содержавшие несколько больше взрыв­чатой начинки и имевшие, соответственно, большее осколочное действие — они использовались по целям, защищенным не очень толстой броней, которую могли пробить; 3) фугасные с головным взры­вателем, которые использовались по не­бронированным целям, таким как эсмин­цы, или когда требовалось мощное ос­колочное воздействие — по незащищен­ному персоналу, открытым зениткам, пос­там управления огнем, прожекторам и т.п. Этих правил использования того или иного типа снарядов немцы придержи­вались в течение всей войны, хотя на­зывали их все одинаково — Panzer-sprenggranaten. Последние два типа име­ли меньший вес и начальную скорость 900 м/с, но баллистические характерис­тики были примерно одинаковы с бро­небойным, что упрощало управление стрельбой. Снаряды заряжались с помо­щью гидропривода при фиксированном угле возвышения ствола +2°, что также определялось желанием вести бой на ближних дистанциях (то есть на низких углах возвышения) и позволяло сокра­тить время перевода орудий после за­ряжания в положение для стрельбы. Боевой заряд из метательного пороха типа RPC/38 весил 119 кг и состоял из двух частей. Главный заряд (76,5 кг) хра­нился в 47,5-кг латунной гильзе, а вспо­могательный (или «передний») весом 42,5 кг — в шелковом картузе. С обоих концов главного заряда и в основании вспомогательного устанавливались за­палы из 360 г крупнозернистого черного пороха.

Баллистические качества 283-мм не­мецких орудий делали их эффективны­ми против новых французских линейных крейсеров типа «Дюнкерк» (пояс 225 — 283 + 16-мм подложка, барбеты 310 — 340 мм + 15 + 15) на нормальных бое­вых дистанциях.

Из-за ограничений по водоизмещению для успешного боя с кораблем типа «Дюнкерк» требовалось обеспечить эко­номичное, с точки зрения веса, располо­жение орудий главного калибра. Остано­вились на варианте с тремя трехорудийными башнями, поскольку такие башни для 4-го и 5-го броненосных кораблей типа «Дойчланд» были уже спроектиро­ваны и для них заготовили материалы. А это многое значило в тех условиях, когда германская металлургия должна была обеспечивать сталью, кроме фло­та, еще армию и ВВС. Все предыдущие германские линкоры и линейные крейсе­ра несли главные орудия в двухорудийных башнях для лучшего управления ог­нем и равного его распределения в нос и корму. При этом соображения по эко­номии веса и материалов были на вто­ром месте.

Системы подготовки и подачи боеза­паса в башни (два снарядных погреба под четырьмя зарядными) остались, как на броненосных кораблях, с небольши­ми модификациями из-за возросшего веса снарядов. Снаряды с помощью под­весного рельса и захватов подавались со стеллажей на кольцевой рольганг, а с него в подъемник. Главные заряды в ла­тунных гильзах подавались в подъемник при помощи наклонных скользящих лот­ков и поперечных захватов, а вспомога­тельные — вручную. Подъемник левого орудия проходил между ним и централь­ным орудием, с другой стороны которо­го проходили два остальных подъемни­ка. В зарядной каретке подъемника глав­ный заряд располагался над вспомога­тельным, последний загружался в ору­дие вручную, а главный — гидротолкате­лем, как и снаряд. В пределах боевого отделения перемещение снарядов и главных зарядов производилось с помо­щью подвесных приводов. Боезапас со­стоял из 1350 главных, такого же коли­чества вспомогательных зарядов и по 450 снарядов указанных трех типов, то есть по 150 на орудие — необычно мно­го для главного калибра.

Во время проектных работ Гитлер от­клонил предложение адмирала Редера увеличить калибр орудий до 380 мм. Но после подписания англо-германского морского соглашения и начала строи­тельства новых французских линкоров типа «Ришелье» с 380-мм главным ка­либром фюрер дал добро на такую за­мену. В своей книге «Майн Кампф» он сильно критиковал недостаточное воору­жение некоторых германских кораблей Первой мировой войны и теперь также почувствовал, что вооружение новых линейных крейсеров получается сла­бым. Поэтому для их последующего пе­ревооружения заключили контракт на производство 380-мм 52-калиберных (точнее 51,66) орудий модели SKC/34 (1934 года). Замену вооружения плани­ровали провести зимой 1940/41 года.

В 1935 — 1936 годах постройка кораб­лей уже находилась в такой стадии, что замена главного калибра сильно бы ее затянула — ведь на время проектирова­ния и изготовления новых башен рабо­ты на верфях приостановились бы. Хотя трехорудийные 283-мм башни во многих отношениях походили на двухорудийные 380-мм, имелись и серьезные отличия в подаче боезапаса и заряжании. При­шлось бы переносить некоторые попе­речные переборки, несколько переделы­вать погреба. Поэтому решили провес­ти перевооружение, как только будут го­товы специальные башни для 380-мм орудий. Важной проблемой при этом становилось увеличение осадки и диффе­рента на нос, которые и так уже вызыва­ли беспокойство. В результате решили увеличить ширину корпуса и сместить наружу главный броневой пояс. Были уже готовы новые чертежи шпангоутов, где места крепления цементированных плит остались без изменений. Эти чер­тежи забросили с началом войны, но за­тем о них вспомнили, когда «Гнейзенау» получил тяжелые повреждения при на­лете на Киль 26 февраля 1942 года.

 

Характеристики 283-мм снарядов для орущий моделей SKC-28 и SKC-34

Орудие

Тип снаряда

Длина в клб

Общий вес, кг

Колпачок, кг

Вес ВВ, кг

SKC/28

 

 

Бронебойный

3,7

300

32

7,8

Полубронебойный

4,2

300

16,9

Фугасный

4,2

300

23,3

SKC/34

 

 

Бронебойный

4,4

336

44,7

6,6

Полубронебойный

4,4

316

16,0

Фугасный

4,5

315

21,8

 

Пробитие брони 283-мм снарядом

Дистанция, м

0

7900

15100

18288

27432

Угол возвышения ствола, град.

0

3,3

7,4

9,7

18,7

Угол падения снаряда на цель, град

0

4,4

10,3

15,2

30,2

Скорость снаряда при ударе, м/с

890

693

552

496

420

Пробитие бортовой брони, мм

604

460

335

291

205

Пробитие палубной брони, мм

19

41

48

76

 

Противоминная батарея. Выбор вто­ричной батареи базировался на двух факторах: имелись в наличии восемь 150-мм одноорудийных установок, а кон­церн Рейнметалл-Борзиг уже разработал проект новой двухорудийной 150-мм башни. Поэтому оба корабля получили необычную комбинацию из четырех двухорудийных башен и четырех одноору­дийных установок. Намерение располо­жить всю среднюю артиллерию в двухорудийных башнях осталось нереализо­ванным из-за весовых соображений. Ка­либр 150 мм был стандартным для круп­ных германских кораблей с начала века. Одноорудийные установки типа MPL35 (угол возвышения +35°, угол снижения —10°), стоявшие по бокам от тру­бы близко друг к другу, имели 25-мм противоосколочные щиты и общую подачу боезапаса для каждой пары одного бор­та. Более надежную защиту обеспечить не удавалось из-за недостатка веса и снижения скорости горизонтальной на­водки. Польза от этих установок была со­мнительной — в последнем бою «Шарнхорста» они вышли из строя в первую очередь. При одновременном их исполь­зовании с двухорудийными установками возникали проблемы с управлением ог­нем — в основном из-за различной их скорострельности (благодаря лучшей подаче и силовому обслуживанию ба­шенные стреляли чуть быстрее). Такие же трудности возникали при стрельбе осветительными снарядами ночью.

Четыре двухорудийные башни моде­ли LC/34 (или С/34, угол возвышения +40°, снижения -10°), расположенные по краям от одноорудийных установок, давали последним дополнительное при­крытие с острых курсовых углов. Башни имели силовые приводы наводки, их при­слуга защищалась более мощной бро­ней, да и подача боезапаса была лучше. С учетом брони и обо­рудования вес вращающей­ся структуры составил око­ло 126т.

Главной задачей 150-мм орудий модели С/28 было отражение атак крейсеров и эсминцев, для чего скоро­стрельность в 6 — 8 выстре­лов в минуту считалась вполне достаточной. На­чальник Артиллерийского Бюро германского флота контр-адмирал Карл Вин-цель относительно выбора 150-мм орудий после войны писал: «Мы имели противника, обладавшего боль­шим преимуществом в эсминцах, и по­тому нуждались в артиллерии среднего калибра, способной быстро и эффектив­но действовать по большим эсминцам, а также отражать массированные атаки торпедных кораблей меньшего размера. Поэтому на основе масштабных полигон­ных испытаний и обстрелов кораблей-целей мы пришли к выводу, что для очень быстрых действий против патрульных ко­раблей, а также против транспортных конвоев необходимо 150-мм орудие. Од­нако из-за большого веса и недостаточ­ной скорострельности оно не годилось для действий против авиации. Американ­ские 127-мм и британские 133-мм уни­версальные орудия не удовлетворяли нашим требованиям быстрого и реши­тельного отпора эсминцам».

Рассматривался и вопрос об универ­сальном орудии, но в 1935 году немцы не считали возможным создать действи­тельно скорострельное, подвижное и мощное орудие, годное для действий по надводным и воздушным целям. Немец­кие эксперты морской артиллерии полагали, что вторичная батарея линкора должна иметь калибр не менее 150 мм, а такое орудие нельзя было сделать хо­рошим универсальным из-за отсутствия временных взрывателей и устройств для их быстрой установки. Скорости навод­ки башен также подбирались для над­водного боя. Взрыватели вручную уста­навливались для каждой дистанции на башенной платформе. Боезапас состо­ял из 1600 зарядов в гильзах длиной 865 мм и весом 23,5 кг (порох RPC/32), 800 фугасных 45,6-кг снарядов с головным взрывателем и длиной 655 или 679 мм (заряд 3,058 или 3,892 кг), 800 45,3-кг по­лубронебойных снарядов с донным взрывателем (длина и вес заряда те же) и 240 осветительных (к ним 240 зарядов). Без учета осветительных — по 150 вы­стрелов на орудие.

Зенитная батарея. Четырнадцать 105-ММ/65 универсальных орудий моде­ли С/33 располагались в двухорудийных установках модели LC/33 на палубу выше, чем 150-мм орудия, с лучшим рас­средоточением по надстройкам и хоро­шими углами обстрела. Другие источни­ки свидетельствуют, что орудия стояли в установках LC/31, спроектированных еще для 88-мм зениток. Имея скоро­стрельность 15—18 выстрелов в минуту, угол возвышения 80° и начальную ско­рость 900 м/с, 105-мм зенитки обеспе­чивали эффективную защиту от авиации на ближних дистанциях, но на дальних уступали более крупным зениткам дру­гих стран.

Установка LC/33 весила 27 350 кг — в основном из-за двух факторов. Орудия имели большой угол возвышения и ме­ханическое устройство заряжания с транспортными роликами. Большой угол снижения (-8°), позволявший вести огонь по надводным целям на самых близких дистанциях, требовал размещения ору­дийных цапф как можно ближе к затво­ру. Для уравновешивания и уменьшения силы отдачи стволы пришлось сделать тяжелыми — по 9,3 т на пару. Защита состояла из 15-мм плит спереди, 10-мм с боков и 8-мм сверху и сзади.

Орудийная люлька установки имела три оси вращения. Горизонтальная и вертикальная наводка осуществлялась дистанционно со скоростью соответ­ственно 8 и 10 град./с (при ручной на­водке всего 1,5 град./с и 1,33 град./с), а непрерывная подстройка уровня произ­водилась следящим гидроприводом кон­церна Питтлер-Тома. Третья ось враще­ния появилась в результате исследова­ния процесса стрельбы на больших уг­лах возвышения с подвижной платформы. При наводке орудий, не зависимой от движений корабля, оказалось возмож­ным уменьшить нагрузку на привод управления и повысить эффективность заряжания. Третья ось вращения позво­ляла также вести по самолетам непре­рывный огонь, менее зависимый от пе­ремещений корпуса корабля в простран­стве. Боезапас состоял из 6020 унитар­ных патронов общей длиной 1163 мм: :наряд весил 15,1 кг и имел 5,2-кг разрывной заряд. Обычно имелось еще 420 26,5-кг трассирующих снарядов с 6-кг боеголовкой.

Разделение среднего калибра на противоминный и зенитный оказалось вполне эффективным для европейского театра, поскольку англичане на первых этапах войны использовали при атаках на немецкие корабли сравнительно небольшие группы тихоходных самоле­тов, по боевым качествам заметно уступавших, например, японским и американским. К тому же, для немцев не су­ществовало проблемы, ставшей основ­ной в войне на Тихом океане — отраже­ние атак пикирующих бомбардировщи­ков. У противника таких самолетов прос­то не было, да и мастерство британ­ских пилотов морской авиации не шло в сравнение с немцами, японцами и американцами.

Зенитные автоматы. Шестнадцать 37-мм автоматов модели SKC/30 с дли­ной ствола в 83 калибра, стоявшие в спа­сенных установках модели LC/30 (два по бокам башни «Бруно», два на носовой надстройке и четыре вокруг кормового поста УАО), не были полностью автоматизированы, но, имея скорострельность до 80 выстрелов в минуту (теоретически до 160), являлись основным сред­ством ближней ПВО на всех крупных гер­манских кораблях. Как и 105-мм установки, 37-мм спарки имели три оси враще­ния. Скорости ГН и ВН вручную состав­ляли 4 и 3 град./с, угол снижения —10°. Боезапас обычно насчитывал 32 000 унитарных патронов на все установки (дли­на 543 мм, вес 2,1 кг, масса разрывного заряда 0,365 кг).

По проекту корабли несли по 8 20-мм автоматов модели С/30 на одиночных установках С/30 с ручным обслуживанием (вес 420 кг): два на спардеке по бокам башни «Бруно», два на верхней плат­форме носовой надстройки, два на плат­форме трубы и два на шканцах. С нача­лом войны добавили еще два ствола на верхней палубе в корме. Эти автоматы имели практическую скорострельность 120 выстрелов в минуту (теоретическая 280), свободно качающийся ствол (в вер­тикальной плоскости от - 11° до + 85°) и стреляли обоймами по 20 патронов (вес унитарного патрона 320 г, длина 203 мм, масса разрывного заряда 39,5 г). В ходе войны число 20-мм автоматов на этих кораблях непрерывно увеличива­лось, причем большая их часть появи­лась на борту во время пребывания в Бресте. «Шарнхорст» получил 18 допол­нительных стволов (4x4, 2x1), «Гнейзе­нау»—14 (3x4, 2x1). Автоматы новой модели С/38 в одноствольных (модель С/30, вес 416 кг) или четырехствольных установках («Vierlinslafette» С/38, вес 2150 кг) размещали там, где было сво­бодное пространство — на крышах ба­шен, специальных платформах, на от­крытой палубе или на местах части про­жекторов. Максимальное количество — 38 (7x4 и 10x1) — нес «Шарнхорст» в 1943 году. При модернизации «Гнейзе­нау» число 20-мм автоматов модели С/38 планировалось увеличить до 6 четы­рех- и 8 одноствольных установок. Ствол нового автомата оказался чуть легче, а практическая скорострельность повыси­лась до 220 выстрелов в минуту (теоре­тическая даже до 480). Боезапас, составлявший в начале войны 20 000 патронов, в дальнейшем рос пропорционально увеличению числа автоматов.

Торпедное вооружение. Первона­чальным проектом торпедное вооруже­ние не предусматривалось, но после воз­вращения из крейсерства по Атлантике в конце марта 1941 года командовавший этой операцией адмирал Лютьенс пред­ложил установить на обоих линейных крейсерах палубные торпедные аппара­ты. По его мнению, потопление транс­портов артиллерийским огнем требова­ло большого расхода времени и снаря­дов, а торпедами, особенно на ближних дистанциях, это можно было сделать быстрее. Верховное командование фло­та (ОКМ) согласилось и распорядилось во время нахождения кораблей в Брес­те поставить на «Шарнхорст» и «Гнейзенау» по два трехтрубных 533-мм ап­парата, снятых с легких крейсеров «Лейп­циг» (на «Гнейзенау») и «Нюрнберг» (на «Шарнхорсте»). Никакой системы управ­ления торпедной стрельбой, кроме при­целов на самих аппаратах, не предусмат­ривалось, а обслуживание возлагалось на прислугу зенитных автоматов. Торпе­ды, которых корабли принимали по 14 штук, хранились в расположенных рядом с аппаратами ящиках. Аппараты не име­ли никакой защиты и могли легко быть выведены из строя снарядами даже мел­кого калибра, осколками или взрывной волной. В последнем бою «Шарнхорста» один из его торпедных аппаратов вывел из строя близкий разрыв снаряда.

Гидросамолеты. При отсутствии в гер­манском флоте авианосцев крупные ко­рабли вынужденно несли гидросамоле­ты для разведки, корректировки огня и даже некоторых наступательных дей­ствий против кораблей противника (авиа­бомбы хранились в специальном погре­бе). Устройство ангаров на этих кораб­лях отличалось друг от друга. Когда в 1938 году «Гнейзенау» вошел в строй, он имел небольшой ангар. На «Шарнхор­сте» ангар большего размера в ходе ка­питального ремонта в 1939 году удлини­ли еще на 8 метров, чтобы вместить три гидросамолета типа «Арадо-196». Кры­ша ангара была сдвижной — две перед­них скользящих двери заходили на зад­нюю. Для извлечения самолетов из ан­гара и постановки на катапульту в его кормовой части использовались два кра­на. Еще один самолет мог храниться на крыше башни «Цезарь». Сначала на этой башне имелась катапульта, но во время зимнего ремонта 1939 года с обоих ко­раблей ее сняли. Ангар «Гнейзенау» пол­ностью переделали в Бресте в 1941 году. Катапульту установили внутри расши­ренного и удлиненного ангара, боковые стены которого получили огромные две­ри. Один самолет хранился на катапуль­те, а еще два — под ней.

Оба корабля довольно интенсивно использовали свои бортовые самолеты в ходе всей карьеры, но особенно во время действий в Атлантике в начале 1941 года. Однако наличие на борту са­молетов подвергало корабли дополни­тельному риску из-за необходимости хранить легковоспламеняющееся авиа­топливо. В бою у мыса Нордкап «Шарнхорст» получил в ангар несколько попа­даний, вызвавших сильные пожары.