Радар

 

Германский флот оказался одним из первых, кто правильно оценил возмож­ности радиолокационного определения дистанции до цели. Работы над кора­бельным радаром немцы начали летом 1933 года, а уже в октябре 1934-го опыт­ный экземпляр с дальностью действия всего 12 км установили на яхте «Грилле». Успешные испытания в 1935 году разработанной доктором Вильгельмом Рунге радиолокационной аппаратуры, работавшей на 50-см волнах, позволи­ли германскому флоту в феврале 1936 года заключить контракт с фирмой СЕМА, которая вскоре разработала 80-см радар, способный обнаружить движу­щийся корабль с дистанции 35 км, а ле­тящий самолет — с 48 км. Фирма разра­ботала этот радар под нажимом флота, хотя ее специалисты отдавали предпоч­тение установкам, работавшим на мень­шей длине волны. Радар испытали в Свинемюнде, рассматривая его исполь­зование не только на флоте, но и в ар­мии. Морская версия получила кодовое название «Зеетакт» (Seetakt), а сухопут­ная— «Фрейя». Первым из боевых ко­раблей радар «Зеетакт» получил крей­сер «Кенигсберг», а броненосцы «Адми­рал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд» (позже «Лютцов») получили более совершенные модели. По другим данным, первый в мире корабельный радар появился на «Адмирале графе Шпее» в 1936 году.

С началом войны «Шарнхорст» и «Гнейзенау» получили по две радар­ные установки «Зеетакт» FuMO 22 — одну на носовом директоре (КДП), расположенном на верху носовой над­стройки, другую — на кормовом. Ан­тенны «матрасного» типа размером 6x2 м (нижняя часть для излучения) вращались вместе с башенками дирек­торов. Радары работали на частоте 368 МГц (длина волны 81,5 см, дли­тельность импульса 5 мс), имели вы­ходную мощность 8 кВт. Дальность об­наружения крупного корабля—25 км, точность по пеленгу 5°. Носовая уста­новка имела круговой сектор действия, но с кормовых углов ей мешали над­стройки. Поэтому и был установлен кормовой радар, по проекту подобный авиационному радару «Фрейя». Мо­дель FuMO 22, будучи чувствительной к влажности и сотрясениям от стрель­бы, не полностью удовлетворяла тре­бованиям моряков. Поэтому в ходе войны появились более совершенные образцы, мощность которых превыша­ла 15 кВт, ошибка дистанции сократи­лась до 50 м и менее. «Гнейзенау» (ян­варь 1941 года) и «Шарнхорст» (в на­чале 1942-го) получили радары моде­ли FuMO 27, которые допускали ошиб­ку по пеленгу всего 0,25 — 0,3°, ошиб­ку дистанции 70 м. Размер антенны удалось уменьшить до 4x2 м. В 1943 году «Шарнхорст» дополнительно по­лучил радары следующих типов: FuMB 1, FuMO 3, FuMO 4, FuMO 7.

Немцы, несмотря на протесты фир­мы GEMA, приостановили работы над радарами с малосантиметровой длиной волны. Ответственность за такое реше­ние ложилась на многих чиновников, но главную роль здесь сыграл Герман Ге­ринг. Он не смог правильно направить усилия электронной промышленности, хотя, если бы ему показали, как рабо­тает радар с длиной волны в несколько сантиметров, то он, возможно, и пред­принял бы шаги по завершению работ над ним. Ошибочное решение о прекра­щении работ по сантиметровому рада­ру для флота принадлежит адмиралу Витцелю, который имел сильное влия­ние на офицера связи между ОКМ и фирмой GEMA. В результате Германия, бывшая в начале войны в технических аспектах радиолокации впереди всех, уже к середине 1941 года оказалась позади Британии.