Испытания и учебные походы

 

Броненосные корабли «DErsatz Elsass» (замена броненосца «Эльзасе») и «Е — Ersatz Hessen» (замена броненосца «Гессен») заложили на военной верфи Вильгельмсхафена и на верфи фирмы Дойче Верке в Киле 14 февраля 1934 года. Но уже 5 июля постройку при­остановили в связи с принятым решени­ем строить линейные крейсера значи­тельно больших размеров. Перезаклад­ка состоялась соответственно 15 июня и 6 мая 1935 года. Спуск «Шарнхорста» состоялся 3 октября 1936 года. Церемо­ния была очень торжественной, на ней присутствовал сам Адольф Гитлер. Про­ведение верфью большого объема ре­монтных работ и задержки в поставках некоторого оборудования, например, турбогенераторов, сказались на сроках постройки. Корабль вошел в строй 7 ян­варя 1939 года, первым командиром на­значили капитана цур зее (капитана 1 ранга) Отто Цилиакса. «Гнейзенау» спу­стили 8 декабря 1936 года. При этом ра­зорвалась одна из мощных цепей, удер­живавших корпус от разгона, и корабль, врезавшись в противоположный берег, повредил корму. На снятие его с мели потребовалось несколько часов. Укомп­лектовали новый линейный крейсер 21 мая 1938 года, и первым его команди­ром стал капитан цур зее Эрих Фёрсте.

Войдя в строй первым, «Гнейзенау» провел первый год службы в бесконеч­ных испытаниях и тренировках экипажа. Плавания по Балтике и Северному морю в штормовую погоду показали, что высота борта в носу явно недостаточная. При первом же плановом ремонте на верфи зимой 1938/39 года носовую часть переделали, увеличив развал шпангоу­тов, наклон форштевня и его подъем кверху. Якоря оставили в клюзах.

В июне 1939 года адмирал Редер по­слал «Гнейзенау» в плавание по Атлан­тике, в основном для артиллерийской практики, поскольку Гитлер заверил, что держит политическую ситуацию в Евро­пе под контролем. Корабль принял в по­греба учебные снаряды и почти не имел боевых. Позднее Редер комментировал: «В любое другое, даже более мирное, время ни один корабль не уходил из сво­их вод без полного боезапаса, и если бы я чувствовал приближение войны, то никогда не разрешил бы ему («Гнейзе­нау») выйти в море неготовым к бою. Ни командующий дивизией линкоров (адми­рал Герман Боем), ни главнокомандую­щий флотом не проявляли ни малейше­го беспокойства по этому поводу».

Предварительные испытания «Шарн­хорста» выявили ряд недостатков в раз­личных системах и оборудовании кораб­ля, в том числе новых котлов, и это по­требовало значительных переделок и доводок. Обнаружились недостаточная высота борта в носу и дифферент на нос. В августе носовую часть переделали, на корабль добавили самолетный ангар. 2 сентября «Шарнхорст» совершил корот­кий испытательный пробег, после кото­рого пришлось провести ряд работ с трубками перегревателей котлов. Перей­дя вместе с «Гнейзенау» на Балтику, он во время учебных стрельб получил по­вреждения ангара и гидросамолета на средней катапульте (от дульных газов), а также испытывал сложности с цент­ральной турбиной. После двухнедельно­го ремонта на верфи (тогда же устано­вили радар) «Шарнхорст» вернулся в Северное море. Произведенного в чин контр-адмирала Отто Цилиакса на посту командира корабля сменил капитан цур зее Курт Хоффманн.