Потопление  «Равалпинли»

 

«Гнейзенау» (флаг нового командую­щего линейным флотом вице-адмирала Вильгельма Маршалла) и «Шарнхорст» в сопровождении легких крейсеров «Лейп­циг», «Кёльн» и трех эсминцев 21 но­ября 1939 года вышли из Вильгельмсхафена для нанесения ударов по британ­ским патрульным судам между Исланди­ей и Фарерскими островами. И эта опе­рация имела целью отвлечь француз­ские и британские корабли из южной Ат­лантики, где они сжимали кольцо вокруг рейдера «Адмирал граф Шпее». Как только оба линейных крейсера прошли минные поля, легкие корабли вернулись в базу. Строем пеленга, с «Гнейзенау» во главе и с «Шарнхорстом» в 20 000 м справа сзади, они на 27-узловой скоро­сти устремились в разыгравшееся силь­ным штормом открытое море. От ударов волн оба корабля получили повреждения корпуса, а в носовые башни и погреба стала поступать вода. Пришлось умень­шить скорость до 12 узлов, но вскоре сиг­нальщики обнаружили на горизонте анг­лийские корабли. В 16.07 23 ноября с «Шарнхорста» заметили вспомогатель­ный крейсер «Равалпинди» — бывший лайнер компании Р&О, вооруженный во­семью устаревшими 152-мм орудиями. Этот корабль был крайним с востока в крейсерском патруле, который также включал новый «Ньюкастл» и устарев­шие «Дели», «Калипсо» и «Сириз». В 17.03 «Шарнхорст» открыл огонь по прак­тически беззащитному судну, а спустя восемь минут к нему присоединился «Гнейзенау». В 17.06 залп 283-мм сна­рядов попал в надстройку вспомогатель­ного крейсера, убив капитана Э.Кенне­ди и большинство офицеров. Среди горы обломков начались сильные пожары. Еще через 10 минут огонь германских кораблей превратил «Равалпинди» в пылающую развалину, медленно погру­жавшуюся в воду. Всего «Гнейзенау» израсходовал 53 283-мм снаряда и 106 —125 150-миллиметровых, а «Шарн­хорст», огнем которого управлял корветтен-капитан Доминик, выпустил 89 283-мм и 109 150-мм снарядов, но и сам получил попадание 152-мм снаряда в корму. Имелись раненые и небольшие повреждения от осколков. Вице-адмирал Маршалл приказал «Шарнхорсту» подобрать уцелевших британских моряков. Однако появившийся вскоре «Ньюкастл» заставил немцев прервать это занятие и под прикрытием дымовой завесы быс­тро покинуть поле боя. Они легли кур­сом на север, чтобы, дождавшись пло­хой погоды, вернуться в базу. Из-за пло­хой видимости противники так и не смог­ли точно узнать друг друга. Англичане посчитали, что «Равалпинди» потопил «Дойчланд» с помощью крейсера «Эмден», поэтому они и бросили на помощь сначала только легкие крейсера, воору­женные 152-мм артиллерией. Немцы же, не зная, какие силы перед ними, упусти­ли прекрасную возможность вслед за «Равалпинди» расправиться с четверкой крейсеров. За такую нерешительность, а также за большой расход снарядов при потоплении вспомогательного судна вице-адмирал Маршалл затем подверг­ся резкой критике со стороны командо­вания, хотя немецкая пропаганда поспе­шила объявить этот поход крупным ус­пехом германского оружия.

Обратный путь проходил в такую же штормовую погоду, и корабли снова по­лучили повреждения: вода заливала но­совые башни, а также — через щели между деформированными листами об­шивки — носовые кубрики экипажа. Из-за недостаточной высоты борта линей­ные крейсера большую часть перехода принимали воду всей носовой частью, ледяные потоки заливали даже мостики и платформы носовой надстройки, так что управление пришлось перенести в боевую рубку. Союзники послали в пого­ню мощные силы из линкоров и линей­ных крейсеров («Худ», «Дюнкерк», «Нельсон», «Родней»), но рейдеры, пройдя проливом между Бергеном и Шетландскими островами, 27 ноября благополучно вернулись в Вильгельмсхафен для ремонта штормовых повреж­дений. Тогда же на «Шарнхорсте» про­извели ремонт котлов, на «Гнейзенау», перешедшем в Киль, в течение семине­дельного ремонта на военной верфи сно­ва переделали нос, увеличив развал шпангоутов и подъем форштевня. В но­ябре на него назначили нового команди­ра — Харальда Нетцбандта.

Англичане не хотели смириться с тем, что безнаказанно упустили немецкие рейдеры и 17 декабря предприняли на­лет на Вильгельмсхафен силами 24 бом­бардировщиков «Веллингтон». Стояв­ший там «Шарнхорст» в течение 8 ми­нут вел неэффективную стрельбу свои­ми зенитными автоматами (мешали кра­ны и здания верфи), зато 10 самолетов сбили «мессершмитты».

11 января 1940 года «Шарнхорст» пе­решел в Киль, где соединился с «Гнейзенау» для учений и артиллерийской практики, которая началась 15 января. Но слишком холодная зима заставила корабли вернуться в главную базу. Пре­одолевая толстый лед в Кильском кана­ле, 4 февраля «Гнейзенау» и днем поз­же «Шарнхорст» вышли в Вильгельмс­хафен. Для «Гнейзенау» двухсуточный переход не прошел бесследно, и 10 — 15 февраля ему пришлось ремонтиро­вать в доке ледовые повреждения, в частности, оба внешних винта. Тогда же для целей идентификации крыши башен окрасили в желтый цвет.

18 февраля «Гнейзенау», «Шарнхорст», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и два эсминца вышли из устья реки Яде для атаки британских конвоев в Нор­вегию и обратно. Достигнув прохода у Шетландских островов и не встретив ни одного судна, командующий операцией адмирал Маршалл 20 февраля повел соединение в базу. Обе главные боевые единицы Кригсмарине полтора месяца простояли на якорях в Вильгельмсхафене, проводя различные тренировки. Во время учений 6 марта разбился один из самолетов «Шарнхорста» и, хотя по­вреждения удалось исправить, оба лет­чика погибли. «Гнейзенау» же около ме­сяца провел на верфи, где с его кормо­вой башни сняли катапульту, а с кормо­вой надстройки — самолетный кран.