Бой с линейным крейсером «Ринаун»

 

В 4.30 9 апреля радар на «Гнейзенау» обнаружил крупную цель в 25 км по кор­ме и на кораблях объявили боевую тре­вогу. Все еще не доверяя радару, коман­дир «Гнейзенау» капитан цур зее Харальд Нетцбандт приказал артиллерийскому офицеру фон Бухка проверить контакт дальномерами. Радары «Шарнхорста» все еще не давали контакта, а дождь и низкая облачность ограничивали види­мость. Около 5.00 штурман «Шарнхор­ста» в зеркале секстана обнаружил вспышку от огня тяжелых орудий, а спус­тя 5 минут сигнальщики увидели силуэт крупного корабля. Это был «Ринаун», ко­торый с дистанции 11 800 м открыл огонь по «Гнейзенау» из 381-мм орудий. Немцы ответили минутой позже, а в 5.18 «Ри­наун» перенес огонь на «Шарнхорст». Лютьенс приказал повернуть от против­ника, но Нетцбандт попросил у адмира­ла разрешения довернуть на 20 градусов влево, чтобы могли стрелять носовые башни. Артиллерийская дуэль споради­чески продолжалась до 6 часов, а затем, после 20-минутной паузы, до 7.15.

Через 5 минут после открытия огня «Гнейзенау» с помощью радара добил­ся двух попаданий в противника. Один 283-мм снаряд пробил опору треногой фок-мачты «Ринауна» и улетел за борт, так и не взорвавшись. Второй ударил в правый борт в районе кормовой башни «Y» между верхней и главной палуба­ми — над отделением рулевых машин, пролетел через весь корабль и, пробив левый борт, также упал в море. Почти одновременно и «Гнейзенау» получил два 381-мм снаряда. Первый пробил ба­шенку директора (КДП), повредил мно­жество электрокабелей и улетел за борт без разрыва. Осколками убило старше­го артиллерийского офицера фрегаттен-капитана Х.-Г. фон Бухка и 5 матросов, ранило 8 или 9 человек, уничтожило оп­тические дальномеры носовых 150-мм орудий, башня директора оказалась сдвинутой в корму. Второй снаряд повре­дил кормовую башню 283-мм орудий, ко­торая замолчала до конца боя (по дру­гим данным, в корабль попал один 381-мм снаряд и два среднего калибра). Пос­ле попаданий «Гнейзенау» прекратил огонь и увеличил скорость. Немцы уже определили, что «Ринаун» сопровожда­ется восемью эсминцами, которые тор­педами могли добить их корабли, если бы те получили повреждения или снизи­ли скорость. «Гнейзенау» выпустил 60 283-мм и 8 150-мм снарядов (по другим данным, соответственно 53 и 10), а «Шарнхорст» 195 283-мм снарядов (поч­ти все бронебойные) и несколько 150-мм. Последний так и не добился попа­даний, возможно, из-за вышедшего из строя радара. Расход боезапаса на «Ринауне» оказался много больше: около 230 381-мм и 1065 114-мм (многовато ради двух-трех попаданий, даже прини­мая во внимание погоду и частую смену курса противником).

Немецкие корабли на высокой скоро­сти вышли из боя. Несмотря на сделан­ные модификации корпусов, в штормо­вом море они брали носом огромные массы воды, которая каскадами прони­кала в главную палубу и развернутые за левый траверз носовые башни. Из-за проникновения воды в электроцепи подъемника боезапаса носовой башни «Гнейзенау» возникло короткое замыка­ние. И на «Шарнхорсте» носовая башня вышла из строя под ударами тяжелых волн. Вода проникала в башню через от­верстия для выброса стреляных гильз, кожухи дальномеров и амбразуры орудий. В цепях электромоторов подачи бое­запаса из-за попадания соленой воды произошло короткое замыкание. Когда «Шарнхорст» попытался увеличить ход до самого полного, пришлось остановить правую турбину, из-за чего скорость сни­зилась до 25 узлов.

«Ринаун» и его эсминцы бросились в погоню, ведя непрерывный огонь из ору­дий среднего калибра. Частые вспышки выстрелов с эсминцев заставили немцев предположить, что их преследует мощ­ное соединение. Тем не менее, им уда­лось увеличить дистанцию и уйти сна­чала на север, а потом на запад — по­дальше в Северный Ледовитый океан, где они оставались несколько дней, прежде чем рискнули вернуться в Гер­манию. За это время на «Шарнхорсте» удалось устранить неполадки механиз­мов и он смог дать 28,5 узла. 12 апреля линейные крейсера в Северном море соединились с «Хиппером» и в 22.12 пришли в Вильгельмсхафен. На конеч­ном участке пути англичане бросили про­тив ускользавшего противника более 90 бомбардировщиков, но те не смогли обнаружить цель, а появившиеся немецкие истребители сбили из них не менее де­сятка.

Бой с «Ринауном» заставил немецкие силы дальнего прикрытия уйти на север, оставив назначенный им для патрулиро­вания район у Лофотенских островов.

В результате англичанам удалось 10 и 13 апреля внезапно напасть на находившие­ся в Нарвике эсминцы. Гибель этих 10 современных кораблей стала первым серьезным ударом для Кригсмарине.

«Шарнхорсту» надо было серьезно ремонтировать носовую башню и энер­гетическую установку. Но все надежды его командира о постановке в док похо­ронил приказ ОКМ (Oberkommando Marine), запрещавший начинать любой ремонт, требующий более 6 часов. 1 мая корабль перешел в Везермюнде, а спус­тя 9 дней — на Балтику, чтобы в спокой­ной обстановке пройти курс боевой подготовки, необходимый для 87 вновь при­бывших офицеров и старшин. После не­дели пребывания в районе Готенхафена (Гдыня) «Шарнхорст» отозвали в Киль на долгожданный ремонт. Верфь Дойче Верке запросила на работы 12 суток, но командующий флотом потребовал за­кончить все к 31 мая. Дело в том, что к этому времени из тяжелых немецких ко­раблей в строю оставались только «Шарн­хорст» и «Гнейзенау» («Лютцов» чинил торпедное повреждение, «Адмирал Шеер» проходил плановый ремонт), а события в Норвегии требовали присут­ствия кораблей Кригсмарине у ее берегов. Поднапрягшись, верфь уложилась в указанный срок.