Действия в Атлантике (операция  «Берлин»)

 

28 декабря 1940 года «Гнейзенау» и «Шарнхорст» под командованием адми­рала Лютьенса вышли в Северную Ат­лантику для операций против британ­ского судоходства. Жестокий шторм в Северном море заставил корабли идти малым ходом; «Гнейзенау» получил серь­езные повреждения корпуса как раз в тех местах, где в ходе ремонта сняли стойки и подпорки. Под ударами тяже­лых волн погнулись шпангоуты за обшив­кой и палубные бимсы, главная палуба и обшивка в носу в нескольких мес­тах искривились. Из-за больших напря­жений, которым подвергался корпус на огромных волнах, вышли из строя сис­темы управления огнем, включая зенит­ные калибры.

Хотя с «Шарнхорстом» непогода обо­шлась менее жестоко, кораблям при­шлось повернуть назад: «Шарнхорст» вернулся в Готенхафен (польский порт Гдыня), а «Гнейзенау» — в Киль. Из-за тяжелых штормовых повреждений ко­мандир «Гнейзенау» капитан цур зее Отто Фаин (назначен в августе) потребовал снова переделать носовую часть корабля, что специалисты военной вер­фи выполнили в рекордный срок.

«Шарнхорст» вернулся в Киль 19 ян­варя, а через три дня оба корабля снова под командой Лютьенса вышли из Киля в Атлантику для выполнения операции «Берлин». Во время прохода проливами Каттегат и Скаггерак их обнаружила анг­лийская агентура в Дании, и Флот мет­рополии в ночь на 26 января вышел из Скапа-Флоу, чтобы блокировать проход Фареры-Исландия. Немецкие радары вовремя обнаружили прямо по курсу большое число кораблей (это были лин­коры «Нельсон», «Родней», «Рипалс», 8 крейсеров и 11 эсминцев), и Лютьенс приказал изменить курс. На повороте германские корабли с дистанции 5000 м обнаружил легкий крейсер «Найяд». Он доложил командованию и следил за нем­цами, пока те не скрылись за снежным зарядом. К сожалению, командующий Флотом метрополии адмирал сэр Джон Тови счел это сообщение ошибочным и прекратил поиск.

После дозаправки топливом к восто­ку от о.Ян-Майен с танкера «Адриа» («Шарнхорст» принял 1700 м3) немцы повернули на юг и на высокой скорости устремились к Датскому проливу — во­ротам в Атлантику. Они вышли на опе­ративный простор после 3 часов 3 фев­раля, когда удачно миновали последний британский крейсерский патруль. Чтобы еще более запутать англичан, 1 февра­ля из Бреста в свою вторую «атланти­ческую» операцию вышел «Адмирал Хиппер», который должен был действо­вать против конвоев на маршруте Гиб­ралтар-Фритаун.

Утром 6 февраля 1941 года оба ли­нейных крейсера дозаправились с тан­кера «Шлеттштадт» к югу от мыса Фареуэлл («Гнейзенау» принял 1515 м3 топ­лива), а на следующий день приступили к поиску судов. Качка была настолько сильной (шторм доходил до 10 баллов), что на «Гнейзенау» при резком крене один из унтер-офицеров размозжил го­лову о башню. Корабли снизили ход, что­бы уменьшить дискомфорт экипажа и снизить риск повреждений.

В 8.35 8 февраля с «Гнейзенау» за­метили мачты конвоя НХ-106, шедшего из Галифакса, и корабли приготовились к атаке. «Шарнхорст» послали вперед, чтобы атаковать с севера, но в 9.47 его сигнальщики усмотрели в охранении кон­воя старый дредноут «Рамиллиес», во­оруженный восемью 381-мм орудиями. Узнав о присутствии столь мощного при­крытия, адмирал Лютьенс отменил ата­ку конвоя, поскольку имел приказ не ввя­зываться в бой с линейными кораблями. Тем не менее, к 9.50 «Шарнхорст» сбли­зился с конвоем до 23 000 м, пытаясь отвлечь на себя корабли охранения, что­бы «Гнейзенау» смог атаковать оставшие­ся без защиты суда. Но Лютьенс пря­мым приказом отменил эту попытку и вернул «Шарнхорст» к флагману.

Оба корабля после этого ушли на се­веро-запад к проливу Дэвиса, а после нескольких дней безрезультатного крей­серства в том районе спустились на юг. Штормовая погода препятствовала на­блюдению за морем, поврежденные вен­тиляционные раструбы не обеспечива­ли нормальную работу в машинно-ко­тельных отделениях, на открытых постах зенитных батарей просто невозможно было находиться. Скорость снова сни­зили, чтобы уменьшить заливаемость носовой оконечности и надстроек. Ког­да погода несколько улучшилась, 14 и 15 февраля корабли снова провели доза­правку с танкеров «Шлеттштадт» («Гней­зенау» принял 2550 м3) и «Эссо Гам­бург». Только 22 февраля приблизитель­но в 500 милях к востоку от о.Ньюфаундленд обнаружили идущий на запад кон­вой транспортов в балласте. Увидев гер­манские корабли, суда бросились врас­сыпную. Используя для поиска разбе­жавшейся «добычи» бортовые самоле­ты, «Гнейзенау» и «Шарнхорст» смогли потопить всего пять судов общим водо­измещением 25 874 брутто-тонн (брт): первый, как и подобает флагману, запи­сал на свой счет четыре — транспорты «Трелони» (4689 брт), «Кантара» (3327 брт), «Э.Д.Хафф» (6219 брт) и «Харлсден» (5483 брт) — а «Шарнхорсту» дос­тался только танкер «Ластрес» (6156 брт). Некоторые из них успели послать в эфир сообщение о германских рейдерах, заставив их сменить район действий.

Адмирал Лютьенс перенес операции в юго-восточную часть северной Атлан­тики, чтобы перекрыть маршрут конво­ев Кейптаун — Гибралтар в точке к се­веру от м. Верде-Айлендс. Перед прихо­дом в этот район корабли заправились топливом у Азорских островов 27 — 28 февраля с танкеров «Эрмланд» и «Бреме». 7 марта недалеко от берега Афри­ки наблюдатели «Шарнхорста» обнару­жили линейный корабль «Малайя», так­же вооруженный восемью 381-мм оруди­ями, а за горизонтом — мачты, по мень­шей мере, 12 торговых судов. Лютьенс снова приказал «Шарнхорсту» отойти на соединение с флагманом, шедшим в 40 милях позади. Отдавая такой приказ, Лютьенс, очевидно, руководствовался опытом Ютландского боя. «Рамиллиес» и «Малайя» со скоростью 23 —25 узлов не могли догнать 30-узловые германские корабли, но высокая скорость — слиш­ком хрупкое преимущество в бою. Един­ственное попадание 381-мм снаряда могло его лишить.

Замеченные 12 торговых судов входи­ли в состав конвоя SL-67, направлявше­гося в Великобританию. Чтобы избежать боя с линкором, Лютьенс решил выйти в хвост конвоя и навести на него подвод­ные лодки, отправив радиограмму в Бер­лин. Германское военно-морское коман­дование направило к конвою субмари­ны U-124 и U-105, которые за ночь 7 — 8 марта пустили ко дну судов на 28 488 брт. Немецкие рейдеры также были обнару­жены гидросамолетом с одного из кораб­лей эскорта, и «Малайя» сблизился с ними на 24 000 м. Немецкие 283-мм ору­дия уже доставали до противника, но Лютьенс не решился на артиллерийскую дуэль. Местом дальнейших операций он избрал центральную часть Атлантики. По пути к месту заправки 9 марта рей­деры потопили одиночный греческий па­роход «Маратон» с грузом угля для Алек­сандрии, имевший несчастье наткнуть­ся на «Шарнхорст».

Линейные крейсера 12 марта запра­вились и получили необходимые припа­сы с вооруженных кораблей снабжения «Уккермарк» (бывший «Альтмарк») и «Эрмланд». В тот же день все четыре корабля двинулись на север, образовав поисковую линию шириной 120 миль. Спустя трое суток они перехватили не­сколько танкеров, из которых «Гнейзе­нау» один потопил (британский 6197-тон­ный «Симния») и три захватил в качест­ве призов (норвежские 5684-тонный «Бианка» и 6405-тонный «Поликарб», 8046-тонный «Сан Казимиро»). «Шарн­хорст» отправил на дно «Бритиш Стренге» 7139 т) и «Ателфоум» (6554 т). Рейдеры продолжили движение на се­вер, надеясь найти конвои, следующие в Британию из Галифакса. Тем време­нем британские линкоры «Родней», «Нельсон» и новейший «Кинг Джордж V» ожидали немцев в северных водах Ат­лантики, рассчитывая, что те, исчерпав запас автономности, скоро вынуждены будут прорываться домой.

Утром 16 марта линейные крейсера обнаружили еще несколько отставших от конвоев судов. Тут уж рейдеры порезви­лись вволю, как лисы в курятнике. «Гнейзенау» потопил шесть транспортов: «Эмпайр Индастри» (3648 т), норвежский «Гранли» (1577 т), «Ройял Кроун» (4364 т), «Майсон» (4564 т), «Рио Дорадо» (4507 т) и датский «Чилиан Рифер» (1739т), а «Шарнхорст»—четыре: «Мангхай» (8290 т), «Сильверфир» (4347 т), «Сардиниан Принс» (3200 т), «Деметертон» (5200 т). Но одно из судов успело ради­ровать о нападении и в данный район полным ходом направились «Родней» и «Кинг Джордж V». Последним столкно­вением стал бой с небольшим фруктовозом «Чилиан Рифер», который мастер­ски избегал огня «Гнейзенау» и постоян­но радировал открытым текстом свое точное местонахождение. В конце кон­цов, транспорт, поставив дымзавесу, по­вернул на линейный крейсер, ведя огонь из единственного палубного орудия. Та­кое яростное сопротивление убедило немцев, что перед ними, как минимум, вспомогательный крейсер. Поэтому они решили добить его с дальней дистанции, выпустив 73 283-мм снаряда — больше, чем затратит на потопление остальных судов за все время крейсерства. Всего за 15 —16 марта немцы потопили или захватили 16 судов. Захваченные три судна под конвоем «Эрмланда» и «Уккермарка» отправили в Брест.

Доблестный «Чилиан Рифер» еще сражался, когда на экране радара «Гней­зенау» появились отметки неопознанно­го крупного корабля. Немцы на большой скорости скрылись в дождевом шквале. С «Роднея» — а это был он—успели заметить флагман Лютьенса и около 21.00 даже запросили прожектором: «What ship?» («Что за корабль?»). Ко­мандир «Гнейзенау» капитан цур зее Отто Фаин приказал ответить: «HMS «EmeraeSd» (корабль его величества «Эмерод» — этот крейсер входил в со­став Флота метрополии и вполне мог ока­заться в северной Атлантике). После это­го, не дожидаясь нового запроса, резко положив руль на борт, немецкий корабль на полном ходу удалился от грозного противника. Истина англичанам откры­лась буквально через несколько минут, когда «Родней» наткнулся на обломки тонущего транспорта и начал спасать его экипаж. Капитан судна после слов бла­годарности сказал: «Нас только что по­топил «Гнейзенау»...

Адмирал Лютьенс приказал проло­жить курс на Брест, понимая, что кольцо вокруг его кораблей сужается и шансов на дальнейший успех не много. Герман­ский морской штаб полагал, что дальней­шее присутствие в океане линейных крейсеров, потревоживших «осиное гнез­до» британских поисковых групп, ослож­нит возвращение в Германию «Адмира­ла Хиппера» и «Адмирала Шеера», так­же находящихся на «большой дороге» в Атлантике. К тому же, на «Шарнхорсте» начались проблемы с котлами — частые выходы из строя трубок перегревателей.

Вечером 20 марта разведывательный биплан «Суордфиш», поднятый с авиа­носца «Арк Ройял», обнаружил герман­ские корабли в 700 милях от Бреста. Лютьенс тут же повернул на север и дер­жался этого курса, пока самолет не исчез за горизонтом, а затем снова повер­нул на восток. «Арк Ройял» находился всего в 160 милях от немецкого соеди­нения, но приближающаяся темнота и плохая погода сделали невозможным подъем самолетов для нанесения уда­ра. На следующий день самолет британ­ского Берегового командования обнару­жил оба немецких корабля в 200 милях от Бреста, а 22 марта они благополучно достигли этого французского порта, ускользнув от погони Флота метрополии. В ходе двухмесячного крейсерства «Гнейзенау» и «Шарнхорст» потопили и за­хватили 22 судна общим тоннажем 115 335 брт (на счету первого 14 судов и 66 449 брт), большинство из которых шли в балласте. Дополнительным успехом опе­рации можно считать возвращение «Ад­мирала Шеера». Увлекшись охотой за линейными крейсерами, англичане прос­то «прозевали» одиночный рейдер, ко­торый проскользнул домой по тому же маршруту, что и в Атлантику — вокруг Исландии и Британских островов.

Следующая аналогичная операция под названием «Рейнюбунг» была предпринята в мае. В ней приняли участие новейший линкор «Бисмарк» (флаг ад­мирала Лютьенса) и тяжелый крейсер «Принц Ойген». На этот раз англичане были начеку и перехватили противника на выходе из Датского пролива. В бою 24 мая «Бисмарк» потопил «Худ» и по­вредил другой линкор — «Принс оф Уэльс», потратив всего 93 380-мм сна­ряда. Но затем Королевский флот устроил настоящую охоту за обидчиком и, в конце концов, задействовав почти все наличные силы, ему удалось отправить «Бисмарк» на дно. «Принцу Ойгену» удалось прорваться в Брест, где он присо­единился к «Шарнхорсту» и «Гнейзенау».