«Шарнхорст» в норвежских водах

 

«Шарнхорсту» в Киле повезло боль­ше, хотя 12 марта 1942 года и он во вре­мя очередного налета получил неболь­шие повреждения, на борту имелись уби­тые и раненые. 1 апреля произведенно­го в чин контр-адмирала Хоффманна на посту командира корабля сменил капи­тан цур зее Фридрих Хюффмайер. Ко­рабль следовало на 10 недель поставить в док и затем еще 3 недели заканчивать ремонт на плаву. Но из-за угрозы с воз­духа плавучий док, где чинился «Шарнхорст», отбуксировали из Кильской бух­ты и держали там, пока ПВО базы не уси­лили дополнительными зенитками и ис­требителями. Это задержало ремонтные работы, и корабль вывели из дока толь­ко 16 июня, а предъявили к испытаниям в июле. После их завершения «Шарн­хорст» провел еще несколько дней в Киле, меняя трубки в восьми котлах. Обнаружились и неполадки в турбинах, в частности, левой низкого давления.

16 августа «Шарнхорст» под эскортом вышел в Готенхафен для учений и тре­нировок. Спустя месяц во время учений с подводными лодками он столкнулся с U-523. Хотя повреждения не были серь­езными, корабль пришлось на несколь­ко дней поставить в док. В конце октяб­ря в Готенхафене на нем заменили руль. В новой конструкции учли опыт повреж­дений от торпед «Лютцова» и «Принца Ойгена». Проблемы с котлами и турби­нами помешали кораблю перейти в Нор­вегию в течение 1942 года. В декабре «Шарнхорст» имел в действии всего два вала и не мог дать больше 25 узлов. Поэтому ему предписали капитальный ремонт механизмов. Уже в январе 1943 года энергетическую установку ввели в действие, испытания признали удовлет­ворительными, а сам корабль — готовым к переводу в Норвегию. Несмотря на то, что его по известному приказу Гитлера 1 июля 1943 года должны были разукомп­лектовать, после больших учений, кото­рыми командовал адмирал Шнивиндт, 7 января «Шарнхорст», «Принц Ойген» и пять эсминцев вышли в Норвегию (опе­рация «Фронттеатер»). Но после обна­ружения активности на аэродромах все­го побережья Англии и Шотландии 11 января соединение вернули.

К этому времени англичанам с помо­щью дешифровальной машинки «Ульт­ра» удалось «расколоть» германские коды и они перехватили сообщение о посылке «Шарнхорста» в Норвегию. Ад­миралтейство приказало Береговому командованию принять меры по атаке немецких кораблей.

23 января «Шарнхорст» снова вернули с перехода (операция «Домино») по той же причине, а во время подготовки к третьему выходу 10 февраля он сел на мель, пытаясь избежать столкновения с подводной лодкой. Пробоину в носу ла­тали в сухом доке 24 — 26 февраля. В это время руководство обсуждало даль­нейшую судьбу «Шарнхорста» в свете решения фюрера вывести из строя все крупные корабли. Адмиралы Дёниц и Шнивиндт считали, что его все-таки следует послать в Норвегию, где он с «Тирпицем» составит мощную эскадру, что окажет воздействие не только на против­ника, но и поднимет дух личного соста­ва Кригсмарине. Вернуться же «Шарнхорст» мог бы вместе с «Тирпицем» (того фюрер наметил вывести из строя осе­нью) в сентябре или октябре, что позво­лит сэкономить топливо и число задей­ствованных эскортных кораблей. Эту точку зрения удалось отстоять, но при­шлось «пожертвовать» крейсером «Принц Ойген», которого раньше наме­ченного времени перевели в учебную эскадру на Балтике.

«Шарнхорст» в сопровождении четы­рех эсминцев 8 марта вышел из Готенхафена в Норвегию (операция «Падерборн»). Находясь в Норвежском море у Бергена, корабли 11 марта встретили жестокий шторм, заставивший эсминцы искать убежище в фиордах. «Шарн­хорст» продолжил свой путь в одиноче­стве, сначала на скорости 17 узлов, а после того, как шторм немного стих, на 28 узлах. Орудийные установки левого борта получили небольшие поврежде­ния. Зато плохая погода защитила ко­рабль от британских самолетов. В 16 часов 14 марта линейный крейсер бро­сил якорь в бухте Боген у Нарвика, а 22 марта он вместе с «Тирпицем» и «Лютцовом» перешел в Альтен-фиорд, где прошел ремонт штормовых поврежде­ний. В начале апреля «Шарнхорст» и «Тирпиц» проводили различные учения в Ледовитом океане и вместе с девятью эсминцами совершили поход к о.Мед­вежий. 8 апреля на корабле произошел случайный взрыв в кормовом отделении вспомогательных механизмов над бро­невой палубой, в результате которого убило и ранило 34 человека. По тревоге затопили погреба башни «Цезарь». По­следствия взрыва с помощью ремонтно­го судна устранили за 14 суток, но при­чину его так и не установили.

Почти шесть месяцев «Шарнхорст» практически бездействовал, если не счи­тать коротких выходов на учения. Актив­ность гитлеровского флота серьезно ограничивал недостаток топлива. Тем не менее, присутствие столь мощной гер­манской эскадры в Норвегии не позво­ляло англичанам возобновить проводку конвоев в СССР, пока не начнется поляр­ная ночь. К тому же, немцам удавалось скрывать от противника, что большин­ство их ударных авиаэскадрилий уже переброшены на Восточный фронт. В июне 1943 года англичане и норвежцы - захватили германскую метеостанцию на О.Шпицберген и в течение лета немцы готовили ответную акцию (операция «Айс­берг») с привлечением «Тирпица» и «Шарнхорста». Хотя такие силы каза­лись чрезмерными, это была редкая воз­можность отработать взаимодействие двух крупнейших кораблей Кригсмарине и поднять моральный дух личного состава в условиях длительного бездействия. 8 сентября «Тирпиц», «Шарнхорст» и 10 эсминцев обстреляли береговые соору­жения на Шпицбергене в Свеагрува, од­ним из залпов подавив батарею из двух 76-мм орудий. Линкоры вели огонь по зданиям, угольным шахтам, топливным танкам, местам строящихся батарей и причальным сооружениям. На берег вы­садилось 1000 человек германского де­санта, но норвежский гарнизон острова успел уйти в горы. В 11.00 «Шарнхорст» закончил свою миссию. Стрельба его в этой операции была такой отвратитель­ной, что капитан цур зее Хюффмайер немедленно по возвращении в базу вы­вел свой корабль в море на артиллерий­ские учения.

Пока «Шарнхорст» учился стрелять, англичане провели операцию по атаке базы карликовыми подлодками типа «ХЕ». 22 сентября «миджеты» атакова­ли стоящий в Каа-фиорде «Тирпиц», по­вредив ему машины и надолго выведя из строя (по оценкам немецкого штаба — до апреля). Две лодки должны были ата­ковать и «Шарнхорст», но тот оказался не на своей штатной якорной стоянке, а на швартовах у о.Аарой в ожидании выхода на очередные зенитные стрель­бы. После повреждения «Тирпица» и ухода «Лютцова» 23 сентября на плано­вый ремонт активное ядро германского флота в Арктике сократилось до «Шарн­хорста», шести эсминцев 4-й флотилии и 24 подлодок.