Общая оценка проекта

 

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» стали первыми капитальными кораблями воз­рождавшегося германского флота и на их проект наложили отпечаток многочис­ленные ограничения. Немцы решили построить эти корабли, несмотря на воз­можную нехватку стали и оборудования. Они рискнули, и оба корабля вошли в строй в самом начале Второй мировой войны. Активная деятельность и много­численные полученные повреждения дали отличную возможность оценить их сильные и слабые стороны.

Их главным недостатком, вызванным политическими, но никак не технически­ми причинами, стал небольшой для лин­кора 283-мм главный калибр — к боль­шому разочарованию гросс-адмирала Редера. Именно отсутствие на «Шарнхорсте» орудий, снаряды которых могли бы пробивать броню 35 000-тонного лин­кора, стало решающим фактором его гибели. Если бы эти корабли перевоору­жили 380-мм орудиями, пожертвовав сроками ввода в строй, их боевая эффек­тивность была бы намного выше. Но и 283-мм орудия оказались достаточно хороши в тех условиях, для которых они и проектировались. В первый и послед­ний раз на этих капитальных кораблях немцы применили трехорудийные баш­ни крупного калибра.

Для своего размера и водоизмещения они имели мощную защиту, хотя ей и не хватало толстой верхней цитадели, как на типе «Бисмарк». Пояс в 350 мм (кста­ти, более толстый, чем на «Бисмарке» и «Тирпице», хотя многие источники при­писывают обоим типам пояс 320 мм) плохо сочетался с 283-мм орудиями, на­рушая принцип соответствия защиты своему главному калибру, принятый на всех других линкорах. Главными недо­статками защиты «Шарнхорста» и «Гней­зенау» были слабое палубное брониро­вание и тонкий верхний пояс, что позво­ляло крупным снарядам с пологой тра­екторией пробивать нижнюю бронепалубу. Хотя комбинация бортовой брони, скосов бронепалубы и противоторпед­ной переборки обеспечивала прекрас­ную защиту жизненно важных частей в бою на ближних дистанциях. Слабость палубного бронирования проявилась при бомбежках «Шарнхорста» в Ла-Паллисе и «Гнейзенау» в Киле. Попадание 356-мм снаряда в котельное отделение «Шарнхорста» в его последнем бою про­демонстрировало необходимость в бо­лее толстом верхнем поясе, дававшем дополнительную защиту нижней броне-палубе.

Корабли этого типа имели недостаточ­ную защиту и от торпед, особенно в рай­оне башен главного калибра. Это было вызвано желанием получить высокую скорость хода за счет заострения обво­дов корпуса и ограничением по водоиз­мещению. Ошибочным оказался и про­ект структуры ПТЗ, что продемонстриро­вали взрывы торпед с зарядом 204-кг и 340-кг. Основной недостаток заключал­ся в том, что противоторпедная перебор­ка резко заканчивалась на нижней бронепалубе, а ее сварные соединения ока­зались не везде качественными. Весо­вые проблемы не позволили довести ПТП до верхней бронепалубы, что дало бы лучшую структурную целостность, более надежное крепление ПТП и боль­шую возможность ей пластически де­формироваться без разрушения. Немец­кие конструкторы знали об этом недо­статке, когда разрабатывали проект. Еще более очевидной была слабость ПТЗ в оконечностях броневой цитадели, где по проекту защита должна была выдержи­вать взрыв 200 кг ТНТ, а не 250 кг, как в средней части. Серьезный недостаток имелся в ПТЗ в районе прохода гребных валов через ПТП. При попаданиях тор­пед в это место валы получали серьез­ные повреждения, а образующиеся при взрыве газы не встречали на своем пути достаточного сопротивления элементов структуры.

Артиллерия среднего калибра впол­не соответствовала характеру ожида­емых боев, но столкновения в годы войны опровергли предвоенные взгля­ды немцев. Неудачной оказалась ком­бинация легко защищенных палубных 150-мм установок с бронированными двухорудийными башнями, хотя и это немцы понимали еще до ввода кораб­лей в строй. Палубные установки бы­стро выходили из строя даже в бою с крейсерами. Лучше было бы поставить две спаренные башни вместо четырех одиночных установок. 150-мм башен­ные орудия следовало приспособить для зенитной стрельбы, как сделали французы на линкорах типа «Рише­лье». Такое перевооружение вполне можно было бы сделать еще до нача­ла войны. Дальности стрельбы 105-мм зениток не хватало, чтобы сбить или отогнать самолеты еще до сброса ими торпед или бомб. В целом примене­ние смешанного противоминно-зенитного среднего калибра израсходовало много веса и загромоздило верхнюю палубу и надстройки множеством установок, чего не было бы при исполь­зовании универсальных орудий.

Тихоходные британские «Суордфиши» и несовершенная британская так­тика бомбо- и торпедометания не поз­волили своевременно заметить не­адекватность 105-мм орудия совре­менному бою, но при действиях в рай­оне Тихого океана в боях с более ско­ростными и технически совершенны­ми самолетами слабость ПВО немец­ких крупных кораблей выявилась бы сразу. Оба раза, когда эти корабли подвергались массированным авиана­летам, их прикрывали мощные силы истребителей, оставляя зениткам лишь вспомогательную роль.

Повреждения на минах показали, что вспомогательные механизмы, электронные устройства, артиллерия, электрическое оборудование и фунда­менты, на которых все это крепилось, спроектированы неправильно и не вы­держивали ударных нагрузок. Вспомо­гательные механизмы в машинно-ко­тельных отделениях выходили из строя даже при неконтактном взрыве, приводившем к незначительным по­вреждениям корпуса и затоплениям.

Немцы слишком рано применили энергетические установки с высокими параметрами пара, несмотря на воз­ражения Кораблестроительного отде­ла. Одновременное оснащение бое­вых кораблей нескольких классов кот­лами различных проектов привело к многочисленным задержкам и увели­чило стоимость обслуживания, не го­воря уже о частых выходах кораблей из строя на длительное время из-за различных неисправностей в котлах. Достаточно сказать только о трубках перегревателей; еще хуже обстояло дело со вспомогательным оборудова­нием и арматурой для котлов, которые выходили из строя еще чаще, а их ре­монт занимал еще больше времени. К тому же, применение турбинной уста­новки вместо дизельной резко снизи­ло дальность плавания.

Проект кораблей типа «Шарнхорст» можно считать удовлетворительным только с учетом тех ограничений, с ко­торыми пришлось столкнуться конст­рукторам. Корабли были отлично за­щищены и вооружены для своего раз­мера, учитывая небольшие дистанции боев в Северном море. Главный ка­либр, однако, оказался слишком сла­бым для капитального корабля Второй мировой войны. ПТЗ не оправдала ожиданий в основном из-за противо­речий в структуре корпуса. Горизон­тальное бронирование в районе меха­низмов оказалось очень слабым, а от­сутствие толстой верхней цитадели позволяло тяжелым снарядам прони­кать в котельные отделения, что и слу­чилось в последнем бою «Шарнхорста». Скорость была превосходной, хотя именно из-за нее и не удалось дать кораблям такую же защиту, кото­рую имели германские линейные крей­сера Первой мировой войны: Однако, последний бой «Шарнхорста» против превосходящих сил англичан проде­монстрировал высокое качество его проекта и постройки. Он сражался бо­лее трех часов, пока его артиллерия главного калибра не израсходовала боезапас, выдержав тяжелые повреж­дения. Для его потопления понадобилось около 11 попаданий торпед. От­сутствие сил эскорта не позволило ему отразить атаки британских эсминцев, и, получив несколько торпед, «Шарн­хорст» был настигнут сильнейшим противником и принужден к неравно­му артиллерийскому бою. Немецкие эсминцы могли также атаковать бри­танский линкор «Дюк оф Йорк», нане­ся ему повреждения или снизив эф­фективность его стрельбы. Их радары, в условиях выхода из строя носового радара на «Шарнхорсте», могли бы своевременно обнаружить британское соединение и немцы успели бы уйти. Люфтваффе обнаружило британские корабли, однако, когда информация достигла борта «Шарнхорста», она была настолько искажена, что приве­ла к Ошибочному Толкованию. Исход боя решил 356-мм снаряд, попавший в котельное отделение № 1, и потеряв­ший преимущество в скорости «Шарн­хорст» позволил британским кораблям сблизиться на пистолетную дистанцию и провести неотвратимые торпедные атаки.

Важность радара в операциях этих линейных крейсеров отмечал и послед­ний командир «Гнейзенау» капитан цур зее (позже адмирал) Вольфганг Кёлер (Kahler), который писал: «Может быть, я должен подчеркнуть важность нашего радара на «Гнейзенау». Мы всегда могли на него положиться; мы обнаруживали корабли и другие цели на огромных дистанциях и получали хорошие и точные данные от него для управления артстрельбой, которые в туманную погоду и в сумерках оказы­вались лучше информации, получае­мой от оптических дальномеров».

Потеря «Гнейзенау» была вызвана расчетным риском. Вопреки инструк­циям на корабле, стоявшем в сухом доке перед уходом в Норвегию, хра­нился полный боезапас. Единствен­ный тогда свободный в Киле сухой док V верфи Дойче Верке находился ря­дом с пирсом, где ремонтировался «Шарнхорст». Эта ситуация, когда два крупных корабля находились близко друг к другу, горячо обсуждалась флот­ским руководством. Предложение уве­сти «Шарнхорст» отклонили, не желая прерывать ремонтные работы. Пред­ложение сгрузить с «Гнейзенау» бое­запас также отклонили, поскольку это задержало бы корабль на верфи на че­тыре дня, не позволяя ему проскочить в Норвегию во время новолуния. Верфь обратилась за указаниями в ОКМ, и Редер приказал ставить «Гней­зенау» в док с боезапасом. Но нельзя возложить всю ответственность на Редера, которого сильно ругал Гитлер за задержку кораблей на верфях, на­стаивая на их скорейшем переводе в Норвегию, где они должны были дей­ствовать против конвоев в Россию.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау», пер­вые новые крупные корабли Кригсмарине, в ходе своей боевой карьеры по­стоянно демонстрировали значитель­ные успехи немецких военных кораб­лестроителей, сумевших создать в пределах ограниченного водоизмеще­ния корабли с хорошей защитой и ско­ростью, хотя и с ослабленным воору­жением. Фактически это были послед­ние в мире линейные крейсера в том виде, как их традиционно представлял немецкий флот. Желание иметь ана­логичные корабли побудило руковод­ство США, Японии, Нидерландов и особенно СССР санкционировать ра­боты по их созданию. Эти последова­тели «шарнхорстов» отличались более высокой скоростью, иногда более мощным вооружением, но несоизме­римо худшей защитой, что делало их морально устаревшими еще до за­кладки. Ведь главным козырем немцев была именно защита, что наглядно подтвердил последний бой «Шарнхор­ста». Расстрелянный практически в упор тяжелыми 356-мм снарядами, он пошел на дно только после попадания 11 торпед с британских эсминцев и крейсеров. Для сравнения можно на­помнить, что гигантский японский «Ямато», вдвое больший по водоизме­щению, погиб, получив такое же коли­чество авиационных торпед, имевших, к тому же, меньшую «убойную» силу. Да и условия, в которых пришлось ве­сти бой и бороться за живучесть эки­пажам этих кораблей, нельзя даже сравнить — одинокий рейдер в штор­мовом декабрьском Норвежском море полярной ночью и идущий в составе соединения гигант в почти спокойных апрельских водах Тихого океана.