«Ворошилов»

 

После вступления в строй крейсер «Воро­шилов» вошел в состав ОЛС ЧФ в качестве флагманского корабля, на нем держал свой флаг контр-адмирал Т.А.Новиков. Корабль отрабатывал задачи боевой подготовки, как одиночные, так и в составе отряда. С 14 по 20 июня 1941 года участвовал в больших уче­ниях флота, проводимых совместно с войс­ками Одесского военного округа. К началу войны крейсер прошел 16 892 мили за 1494 ходовых часа.

Уже 23 июня 1941 года Верховное Глав­нокомандование поставило перед черно­морцами задачу ударами авиации и набе­говыми действиями кораблей разрушить портовые сооружения и уничтожить запасы нефти в главной базе противника — Кон­станце. Решение этой задачи Военный со­вет флота возложил на ОЛС. Артиллерий­ский удар по Констанце должна была нано­сить ударная группа — лидеры «Москва» и «Харьков», в группу корабельной поддерж­ки вошли крейсер «Ворошилов», эсминцы «Сообразительный» и «Смышленый». Опе­рацией руководил командир Отряда легких сил контр-адмирал Т.А.Новиков (флаг на «Ворошилове»). В случае встречи «Моск­вы» и «Харькова» с миноносцами против­ника ей надлежало отходить к группе кора­бельной поддержки, которая должна была маневрировать в 50 милях восточнее Кон­станцы.

«Ворошилов» вышел из Севастополя 25 июня 1941 года в 22.41, на 2,5 часа позже лидеров. В темноте, в условиях радиомолча­ния, корабли потеряли друг друга, и всю ночь крейсер шел один, без охранения. «Смышле­ный» на Инкерманском фарватере зацепил параваном за грунт и так долго разбирался в случившемся, что до 3.00 не мог выйти за минное заграждение и встретил крейсер лишь утром, в 7.25, когда тот уже возвращался в Севастополь. «Ворошилов» и «Сообрази­тельный» в 0.33 вышли за минное загражде­ние, и крейсер развил скорость 28 узлов. Эс­минец в темноте отстал от флагмана и до­гнал его только на рассвете.

При подходе к Констанце лидеры из-за большой скорости хода потеряли параваны. В 5.02 26 июня ударная группа на скорости 28 узлов открыла огонь по порту. Румын­ские эсминцы и другие цели были плохо раз­личимы в дымке на фоне берега, наши же корабли четко вырисовывались на светлом горизонте. По ним открыли огонь румын­ские корабли и береговая батарея; в воздух были подняты самолеты. В 5.10, выпустив 350 130-мм снарядов, лидеры легли на курс отхода и увеличили скорость до 30 узлов. В 5.21 мощный подводный взрыв разломил кор­пус лидера «Москва» на две части. Через не­сколько минут «Харьков» был накрыт залпом 280-мм береговой батареи. От сотрясений вы­шел из строя главный котел и скорость упала до 6 узлов. Тяжелые снаряды ложились в 5— 7 кбт от кормы, в это же время лидер атако­вали бомбардировщики противника. В 5.36 с «Харькова» отправили радиограмму коман­диру Отряда легких сил: «Обстрелял нефте­баки, нуждаюсь помощи». Крейсер в это вре­мя, находясь в 50 милях от Констанцы, ма­неврировал противолодочным зигзагом на скорости 27—30 узлов. Т.А.Новиков приказал командиру эсминца «Сообразительный» не­медленно следовать к лидеру. В 5.50 коман­дир отряда получил с «Харькова» вторую ра­диограмму, но она оказалась искаженной, и о гибели «Москвы» Новиков узнал только в Севастополе. В 6.12 он обратился к команду­ющему флотом с просьбой выслать для при­крытия «Москвы» и «Харькова» авиацию. В ответ поступило приказание: «Ворошилову» отходить полным ходом в Севастополь. Воз­вращавшийся в главную базу крейсер был встречен тральщиками, в охранение его всту­пили эсминцы «Беспощадный» и «Бодрый», с воздуха прикрывали истребители. В 13.41 26 июня он вошел в Севастополь. Здесь сто­ит отметить, что первая боевая операция ЧФ была спланирована штабом поспешно , без учета мнения командования эскадрой и ОЛС, и имела ряд существенных недоработок. Группа прикрытия намного превосходила по артиллерийскому вооружению и ударную группу, и потенциального противника (4 ру­мынских эсминца). Но в то же время непонят­но, какую поддержку могли оказать лидерам корабли поддержки, находясь от них на рас­стоянии 50 миль — ведь крейсер мог преодо­леть этот путь лишь за 1,5 часа при скорости 32 узла. Когда же эта поддержка потребова­лась, крейсер по приказу командования фло­том полным ходом пошел в главную базу, хотя ему реально ни корабли, ни авиация врага не угрожали.

Почти три месяца крейсер простоял в глав­ной базе у Угольной пристани, а затем у при­стани Совторгфлота. Экипаж занимался уче­ниями и тренировками, дважды корабль вы­ходил на рейд.

В середине сентября в связи с сосредо­точением крупных сил немецко-фашистской пехоты и техники на подступах к Перекопу Военный совет ЧФ принял решение нанести по ним удар с моря, из Каркинитского залива, используя дальнобойные 180-мм орудия новых крейсеров. Крейсеру «Ворошилов» был отдан приказ обстрелять скопления про­тивника в Алексеевке, Хорлы и Скадовске. Задача осложнялась тем, что стрельба долж­на была производиться в светлое время су­ток, и, кроме того, штаб флота не мог выде­лить ни одного эсминца для сопровождения крейсера. Весь расчет строился на внезап­ности удара. В 5.00 19 сентября «Вороши­лов» вышел в море, по фарватеру № 5 в сво­ем минном заграждении он шел с паравана­ми 20-узловым ходом. Выйдя за границы минного поля, крейсер убрал параваны и развил скорость 30 узлов, идя противолодоч­ным зигзагом. С воздуха его прикрывали ис­требители. В 8.40 крейсер обогнул м.Тархан-кут. Получив данные от самолета-корректи­ровщика МБР-2, он в 10.20 лег на боевой курс и в 10.30 открыл огонь по д. Алексеевка с дистанции 200 кбт, имея под килем ми­нимально возможную глубину и ход 6 узлов. После второго залпа самолет-корректиров­щик показал накрытие, и крейсер сразу же начал стрельбу на поражение. В 10.58 огонь был перенесен на порт Хорлы (с дистанции 148 кбт). В 11.20 крейсер лег на новый галс и в 11.34 открыл огонь по Скадовску с дис­танции 101 кбт. Самолет, у которого конча­лось горючее, улетел, а «Ворошилов» про­должил стрельбу по видимым целям — скоп­лению войск и элеватору. В 11.50 он закончил стрельбу, и на 32-узловой скорос­ти лег на курс отхода. Всего крейсер израс­ходовал 148 снарядов 180-мм калибра, ре­зультатом этого обстрела стали большие по­жары. Получив сообщение об обнаруженной подводной лодке в районе фарватера № 4, корабль обогнул опасный район и вошел в главную базу по фарватеру № 2, с юга. В 19.25 он вернулся в Севастополь. Против­ник противодействия операции не оказал.

24—25 сентября крейсер в сопровожде­нии эсминца «Смышленый» перебазировал­ся из Севастополя в Новороссийск, где дли­тельное время стоял у Элеваторной приста­ни. Несмотря на то, что немецкие воздушные разведчики постоянно появлялись над портом, место стоянки «Ворошилов» не менял. 2 ноября с 9.30 до 20.00 корабль подвергся нескольким налетам немецких пикировщи­ков. Отражая их атаки, зенитчики крейсера израсходовали 233 100-мм, 204 45-мм, 117 37-мм снарядов и 769 12,7-мм патронов. Во время первого налета в 9.36 три Ю-88 с вы­соты 800 м сбросили 10—12 бомб, из кото­рых две (весом по 250 кг) попали в крейсер. Первая пробила верхнюю, нижнюю палубы и платформу в районе 233-го шп. с правого борта и, пронизав обшивку, взорвалась в воде, на 4 м ниже ватерлинии. Взрывом раз­рушило наружные листы выкружки мортиры правого гребного вала, переборки между по­гребом 3-й башни и левым коридором вала, между коффердамом и правым коридором, между 9-м креповым отсеком и кладовой провизии. Поступившая через пробоину пло­щадью 8 м2 вода затопила артиллерийский погреб 3-й башни и минно-торпедные погре­ба, оба коридора гребных валов, 9-й креновой отсек, кладовую провизии, помещения кормовой рефрижераторной машины и коф­фердам. В настиле верхней палубы осталось отверстие диаметром 200 мм. Вторая бомба прошила две палубы в районе 273-го шп. в 1,2 м от правого борта и, ударившись о бро­невой скос румпельного отделения, взорва­лась в шкиперской кладовой, образовав надводную пробоину площадью 16—18 м2. Через пробоину в броневой защите рум­пельного отделения площадью 2,5 м2 внутрь корпуса корабля хлынула вода. От взрыва верхняя палуба между 262-м и 286-м шп. вспучилась на высоту 1,8 м и образовалась поперечная трещина от борта до борта ши­риной до 300 мм. Возник крен 2,5° на пра­вый борт. Было повреждено рулевое управ­ление, руль заклинило в положении 20—25° лево на борт. Погас свет, в кубрике № 11 на­чался пожар. Пожар в погребе 3-й башни, к счастью, погасила вода, поступившая через пробоину. Кроме того, вода начала просачи­ваться в рулевое отделение, кормовой гиропост, кормовое МО и подбашенные отсеки. Аварийные группы крейсера сумели бы­стро локализовать распространение воды по кораблю и погасить загоревшиеся в куб­рике окраску переборок и личные вещи краснофлотцев. Корабль принял в кормо­вые помещения 660 т воды. Для ликвида­ции дифферента было принято еще 220 т воды в дифферентные отсеки № 1 и 2 и бен­зохранилище.

Экипаж начал готовить корабль к перехо­ду в Поти для ремонта. Водолазы осмотрели винты и руль и не обнаружили повреждений. Линии валов также оказались неповрежден­ными. При запуске электронасоса в рулевом отделении выяснилось, что он не создает давление и рулевая машина не работает. Вто­рой насос находился в затопленном румпель-ном отделении.

Следовать своим ходом в Поти с огром­ными пробоинами и неработающей рулевой машиной корабль не мог, для его буксиров­ки был выделен крейсер «Красный Кавказ». В 19.00 портовые буксиры повели «Вороши­лов» из Новороссийска на рейд. В тот мо­мент, когда корабль проходил ворота порта, начался очередной налет — немецкие самолеты сбрасывали на парашютах мины. Одна из них пролетела над кораблем и упала за воротами порта рядом с фарватером. Крей­сер зенитный огонь не открывал. «Вороши­лов» был взят на буксир «Красным Кавка­зом», и в 1.00 3 ноября корабли начали дви­жение. Поврежденный крейсер все время стремился катиться влево. Тогда левую ма­шину застопорили, а правой дали «задний ход» (30 об/мин). Скорость буксировки не превышала 3—4 узлов.

К утру 4 ноября машинистам, работав­шим почти сутки в затопленном румпельном отделении в легководолазных костюмах, удалось переключить масляные гидравли­ческие магистрали и поставить перо руля в нейтральное положение, а затем перейти на ручное управление. Отдав буксир, «Вороши­лов» пошел далее своим ходом, развивая до 20 узлов. При изменении курса скорость сни­жалась, и руль перекладывался вручную уси­лиями 12 человек. В 15.00 4 ноября «Воро­шилов» ошвартовался у 13-го причала Поти. Ремонт корабля выполнял завод № 201, применив впервые на флоте специально по­строенный кессон — так называемый бездо­ковый метод. 18 марта 1942-го крейсер всту­пил в строй.

На следующий день в 12.00 «Вороши­лов» снялся со швартовов и на буксире вы­шел из Поти. В 12.55 он отдал буксир и вме­сте с эсминцем «Свободный» 26-узловым ходом направился в Феодосийский залив для обстрела позиций противника. В 2.05 ночи крейсер лег на боевой курс и снизил скорость до 12 узлов. В 2.12 с дистанции 147 кбт он открыл огонь по селу Аржиголь; в 2.22 перенес огонь на Большие Камыши (дистанция 132 кбт), а в 2.32 — на Владиславовку (188 кбт). В 3.39 крейсер лег на но­вый курс и с дистанции 146 кбт обстрелял селение Малые Камыши. По четырем целям было выпущено 190 снарядов главного калибра, стрельба велась по площадям. В 4.30 к «Ворошилову» присоединился «Свободный», корабли развили скорость 26 узлов и в 11.30 вошли в Туапсе.

2 апреля 1942 года в 19.30 крейсер вмес­те с лидером «Ташкент» вышел из Новорос­сийска для обстрела противника в Феодосийском заливе. Корабли сначала шли на запад, а в полночь повернули на север. 3 апреля в 1.03 крейсер лег на боевой курс, снизив ско­рость до 12 узлов. В 1.14 с дистанции 191 кбт он открыл огонь по Владиславовке, выпустив за 10 минут 79 снарядов. В 1.27 крейсер на­чал отход, соединился с «Ташкентом» и в 9.30 ошвартовался у Элеваторной пристани Ново­российска.

10 апреля десять самолетов Ю-88 сбро­сили на порт до 50 крупных фугасных бомб. От их осколков в корпусе крейсера появилось множество мелких пробоин, имелись убитые и раненые. Поэтому 11 апреля корабль пере­шел в Батуми.

8 мая началось наступление немецких войск на Керченский полуостров. Командую­щий Северо-Кавказским направлением мар­шал Советского Союза С.М.Буденный поста­вил перед флотом задачу — выделить кораб­ли для обстрела войск противника. В ночь на 10-е крейсер «Ворошилов» и лидеры «Таш­кент» и «Харьков» обстреляли район Таш-Алчин. В светлое время суток они отошли в рай­он дневного маневрирования, а в ночь на 11 мая повторили обстрел. Стрельба велась в темное время суток по площадям, и ее эф­фективность, видимо, была невысокой.

19 мая командир ОЛС получил от коман­дующего флотом приказ доставить из Бату­ми в Севастополь 9-ю бригаду морской пехо­ты, использовав для ее перевозки крейсер «Ворошилов» и эсминцы «Сообразительный» и «Свободный». Приказ предусматривал при­ход кораблей в главную базу около часа ночи, разгрузку в течение полутора часов и выход в обратный рейс не позже 3.00, а также дви­жение в море на большой скорости. В Стре­лецкой бухте, на случай тумана, в готовности к встрече кораблей стояли тральщики и сто­рожевые катера.

На крейсер погрузили 36 орудий, 12 мино­метов, автомашины, обоз, 280 т грузов и 2485 бойцов и офицеров, а на эсминцы — по 300 бойцов и 30 т груза. 27 мая в 1.45 корабли вышли из Батуми. На крейсере находился командир отряда контр-адмирал Н.Е.Басис­тый. Корабли должны были следовать 22-уз-ловым ходом на запад южной частью моря; перед наступлением темноты тех же суток повернуть от анатолийского побережья на се­вер и, увеличив ход до 30 узлов, к полуночи прибыть в Севастополь; по входному фарва­теру главной базы идти 18-узловым ходом, а за кромкой минного поля — 30-узловым.

Около 19ч немецкие самолеты-разведчи­ки обнаружили отряд, и через 20 минут «Во­рошилов» с большой высоты был атакован тремя бомбардировщиками. Своевременно открытый зенитный огонь и маневр на укло­нение позволили избежать попаданий. В 20.16 три бомбардировщика пытались выйти в ата­ку со стороны заходящего солнца, но кораб­ли повернули на контркурс и сбили расчеты летчиков — бомбы упали за кормой. В 20.43 появились семь немецких торпедоносцев; они разделились на две группы, но и на этот раз умелый маневр кораблей свел на нет усилия противника. Торпеды, сброшенные первой па­рой, прошли мимо крейсера. Так же успешно был отражен второй, а в 20.51 — и третий авианалеты. На подходе к боновому заграж­дению Севастопольской бухты на «Вороши­лова» вновь напал самолет-торпедоносец. Сброшенная им торпеда взорвалась на бе­регу в районе Херсонесского музея. В 21.30 корабли прибыли в Севастополь.

Крейсер ошвартовался к Угольной приста­ни, носом на выход. На нем были приготов­лены специальные лотки для выгрузки бое­припасов: с левого борта — на причал, а с правого — на поданную баржу. Орудия, ав­томашины, походные кухни сгружали по сходням и корабельными стрелами, и кра­ном. Для приема раненых дополнительно развернули медицинские и операционные пункты.

Выгрузка заняла полтора часа. Взяв на борт 406 раненых, корабль вышел из Сева­стопольской бухты в 3.00, эсминцы несколько раньше. В 8.17 на корабли с высоты 3500 м сбросил четыре бомбы Хе-111. Они упали в 50 м от кормы «Свободного». Через 4 часа корабли атаковали две группы торпедоносцев. По четыре самолета устремились с траверзных курсовых углов, одновременно с кор­мы на высоте 3500 м шли три бомбардиров­щика. Эсминцы, находившиеся в 12 кбт на траверзах крейсера, встретили неприятеля мощным зенитным огнем и заставили его сбросить торпеды далеко от «Ворошилова». Но одной атакующей паре удалось обойти «Сообразительный» и прорваться к крейсе­ру. Командир корабля Ф.С.Марков поворотом на контркурс уклонился от двух сброшенных торпед. В ходе боя корабли сбили два Хе-111, причем один из них был уничтожен огнем главного калибра крейсера, с использовани­ем ночного визира 1-Н. Пока отряд дошел до Туапсе, его еще шесть раз безуспешно ата­ковали одиночные самолеты и небольшие группы бомбардировщиков.

Во время этого похода у «Ворошилова» вышла из строя турбина высокого давления ГТЗА правого борта и, прибыв в базу, он встал на ремонт, а уже 24 июля вышел в море для боевых учений и испытаний турбин.

19 ноября 1942 года Нарком ВМФ Н.Г.Куз­нецов потребовал подготовить несколько групп надводных кораблей для набеговых действий на удаленных морских коммуника­циях противника у западного побережья Чер­ного моря. Получив такое указание, штаб эс­кадры разработал план операции. Первому отряду, в который включили «Ворошилов», лидер «Харьков» и эсминец «Сообразитель­ный», предстояло действовать в районе пор­та Сулина. При этом крейсер утром 1 декаб­ря должен был с дистанции 180 кбт обстре­лять Сулину (расход боезапаса — 400 180-мм снарядов), эсминец — разрушить радиостан­цию на острове Фидониси (Змеиный) и пода­вить расположенную на материковом побе­режье батарею. Лидер должен был совмест­но с «Сообразительным» осмотреть остров с востока и севера, а затем, действуя самосто­ятельно, произвести поиск плавсредств про­тивника у румынского побережья и, если позволит обстановка, обстрелять порт Бургас. Второй отряд, состоявший из эсминцев «Бес­пощадный» и «Бойкий» под командованием капитана 2 ранга П.А.Мельникова, должен был произвести поиск судов противника меж­ду мысами Калиакра и Шаблер, а затем об­стрелять порт Мангалия. Действиями отрядов руководил командующий эскадрой вице-ад­мирал Л.А.Владимирский (флаг на «Вороши­лове»). На основе данных подводных лодок, действовавших в районе предстоящего ма­неврирования крейсера, штаб флота сделал вывод, что мины в этом районе отсутствуют. Первый отряд 29 ноября в 17.25 вышел из Батуми и 18-узловым ходом направился к за­падному побережью. В 5.00 1 декабря кораб­ли поставили параваны, а в 7.28 открылся остров Фидониси. В 7.46 «Сообразительный» начал его обстрел; минутой позже с дистан­ции 40 кбт на скорости 8 узлов открыл огонь «Ворошилов». Крейсер стрелял главным ка­либром (трехорудийными залпами) и 100-мм батареей правого борта. Неприятель проти­водействия не оказывал. В 7.58 обстрел был прекращен, израсходовано 46 180-мм и 57 100-мм снарядов. В 7.57 сигнальщик крейсе­ра доложил: «Перископ слева сорок пять гра­дусов», и корабль резко отвернул влево. Хотя быстро выяснилось, что за «перископ» при­няли низко погрузившуюся веху, строй кораб­лей сбился. Через 10—11 минут «Сообрази­тельный», державшийся примерно в 4 кбт по курсовому углу 10—15°, подсек правым пара­ваном мину и тотчас дал сигнал на крейсер. Командующий эскадрой Л.А.Владимирский, получив это донесение, посчитал, что суще­ствование минных заграждений в 23 милях от Сулины маловероятно. Кроме того, он видел успешное применение параванов на эсмин­це. Выход задним ходом из минированного района привел бы к перепутыванию парава­нов, их пришлось бы менять и, следователь­но, задержаться в условиях светлого време­ни и хорошей видимости вблизи берегов противника. Вероятность встретить мины в дру­гих районах была не меньшей, а обнаруже­ние одной мины еще не давало оснований для отказа от обстрела порта. Поэтому команду­ющий эскадрой решил продолжать движение прежним курсом со скоростью хода 12 узлов.

Однако в 8.06 в параване крейсера по пра­вому борту неожиданно взорвалась мина (в районе 83—90-го шп., в 15—20 м от борта). Взрывом корабль подбросило, столб воды поднялся выше КДП, в дымовые трубы и вен­тиляционные шахты попала большая масса воды. Погас свет, вышел из строя носовой ги­рокомпас, два лага, телеграфы, телефон, с поста бомбометания выбросило за борт шесть бомб Б-1. Вследствие повреждения пи­тательных насосов первого, второго и третье­го котельных отделений, а также большого ко­личества воды, попавшей в первую трубу при взрыве мины, сел пар, ход сразу упал до 5— 6 узлов. Командир тотчас попытался дать зад­ний ход. Но турбины могли обеспечить толь­ко 60 об/мин, что не могло даже погасить инерцию движения корабля. Считая, что дви­жение задним ходом после погашения инер­ции сопряжено с риском повредить или даже потерять его кормовую оконечность (так как, следуя назад, вновь пришлось бы пересекать линию минных заграждений), командующий эскадрой немедленно распорядился дать пе­редний ход, полагая, что повреждение носо­вой части крейсера менее опасно, чем кор­мы. Приказ был выполнен.

Но через минуту, в 8.07 последовал еще более мощный взрыв с левого борта в рай­оне 83—90-го шп., в 10—15 м от борта. Крейсер вновь подбросило. Но он уже на­чал развивать ход и в дальнейшем, описав пологую циркуляцию влево, вышел из опас­ного района.

Оказавшись на минном поле, крейсер и эсминец повторили ошибку кораблей, дей­ствовавших в аналогичных условиях в нача­ле войны. После подсечения мины по настав­лениям следовало выходить задним ходом, ни в коем случае не отклоняясь от первона­чального курса. «Сообразительный» при раз­вороте на минном поле подвергался большой опасности. «Ворошилов», получив сигнал с эсминца, на какое-то время застопорил ход, а затем продолжил движение вперед. Но па­раваны на малом ходу не подсекали мины, а подтягивали их к борту. Кроме того, немцы в якорных минах применяли гофрированные трубки, которые не перерезались резаком па­равана.

В результате взрыва двух мин в корпусе «Ворошилова» в районе 83—93-го шпангоу­тов обоих бортов разошлись швы и вылете­ло множество заклепок. Оказалась затоплен­ной большая часть нефтяных цистерн и креновых отсеков. Вода стала поступать также в первый подбашенный и второй дифферентный отсеки. Электротелеграфы, центральные автоматы стрельбы, стабилизированные посты наводки, освещение и телефонная связь вышли из строя. Нефтяные насосы во всех котельных отделениях, кроме кормового, ос­тановились. Получили различные поврежде­ния пожарная, маслоохладительная и сани­тарная магистрали, лопасти крылаток котель­ных турбовентиляторов, сами же вентилято­ры оказались сдвинутыми с фундаментов. Была повреждена кирпичная кладка у четы­рех котлов. Разбились отражатели боевых прожекторов; пострадала и осветительная арматура. Вышла из строя артиллерийская оптика, были сорваны со своих мест агрега­ты радиостанций и аппаратура радиоцентра, крейсер лишился радиосвязи. К счастью, лич­ный состав крейсера потерь не имел.

Экипаж «Ворошилова» сразу же присту­пил к устранению повреждений. Уже через минуту после второго взрыва было восста­новлено освещение, а еще через две — ра­ботали котлы, в 8.20 корабль смог развивать ход 30 узлов. Электротелеграфы, освеще­ние, телефонная связь начали действовать спустя 10—15 минут. Для восстановления ра­диоаппаратуры потребовалось 20 минут. Через 40—45 минут аварийные партии пре­дотвратили распространение воды по кораб­лю и полностью приостановили ее поступ­ление из-за борта. Крейсер и эсминец, пре­рвав операцию, направились в базу. Лидер «Харьков» в 7.48 отделился от отряда, об­стрелял северную часть острова, а затем пошел к Бургасу. После подрыва крейсера он получил приказ возвращаться, в 8.58 повер­нул на курс отхода и в 16.00 присоединился к крейсеру и эсминцу. 2 декабря в 10.25 сиг­нальщик «Ворошилова» обнаружил самолет типа «Гамбург» (По всей вероятности — гидросамолет «Хейнкель-115». — Прим. ред) — 100-мм орудия выпусти­ли по нему 14 снарядов. В 11.30 крейсер при­был в Поти и ошвартовался у причала № 3. За 67 ч 32 мин он прошел 1271,1 мили.

10 декабря «Ворошилов» встал на завод № 201 в ремонт, продлившийся до 30 января 1943-го. При ремонте корпуса использовал­ся тот же кессон, который был изготовлен для него в конце 1941-го.

27 января 1943 года Черноморская груп­па войск совместно с флотом начали насту­пательную операцию по освобождению Но­вороссийска и Таманского полуострова. В числе других перед ЧФ была поставлена за­дача огнем корабельной артиллерии содей­ствовать частям 47-й армии в прорыве обо­роны противника на участке гора Колдун — цементные заводы. Для этого был выделен отряд огневого содействия в составе крейсе­ра «Ворошилов» и эсминцев «Бойкий», «Бес­пощадный» и «Сообразительный».

В 18.10 31 января крейсер вместе с эсмин­цами вышел из Поти под флагом командую­щего эскадрой Л.А.Владимирского. Отряд лег на курс 315° и развил скорость 28 узлов. Пе­ред выходом в море на корабли выдали ко­ординаты объектов удара. Стрельбу должны были обеспечивать корректировочные посты и самолеты. К 4 часам 1 февраля, как и было предусмотрено планом, корабли подошли к побережью северо-западнее Геленджика. Для уточнения кораблями своего местополо­жения относительно позиций советских войск гидрографы флота в заранее установленных точках на берегу разожгли несколько костров. По этим ориентирам штурманы кораблей вы­дали исходные данные для расчета стрель­бы. «Ворошилов», не установивший надеж­ной радиосвязи с береговым корректировоч­ным постом, был вынужден стрелять по площадям. Корабли уменьшили скорость до 12 узлов и легли на боевой курс, параллель­но береговой черте. В 4.30 с дистанции 125— 130 кбт они открыли огонь. В этот момент для облегчения наводки орудий и повышения точности стрельбы ряд целей был освещен светящимися авиабомбами, сброшенными с самолетов МБР-2. В 5.11 артиллерийский на­лет закончился. Крейсер израсходовал 240 180-мм снарядов. Корабли отошли от бере­га, увеличили скорость до 26 узлов и в 15.40 благополучно вернулись в Поти. В результа­те этой операции было уничтожено около 50 дотов и дзотов, разрушено большое количе­ство блиндажей, траншей и ходов сообщения. Зарегистрировано 8 больших пожаров и взры­вов, предположительно, складов боеприпа­сов. Противник понес значительные потери в живой силе. Стрельба крейсера и эсминцев получила высокую оценку командования фронтом.

17  февраля крейсер перешел из Поти в Батуми. После гибели 6 октября 1943 года от ударов немецкой авиации лидера «Харьков» и эсминцев «Беспощадный» и «Способный» Ставка Верховного Главнокомандования ис­пользование без ее ведома эсминцев и бо­лее крупных кораблей на Черном море зап­ретила.

С 22 июня 1941 по 1 января 1944 года крей­сер «Ворошилов» за 1097,5 ходового часа прошел 7645 миль, стоянка с прогретыми машинами составила 848 ч, стоянка с дежур­ным главным котлом — 5180 ч. Расход топ­лива—21 326т.

18  августа 1944 года «Ворошилов» пере­базировался в Новороссийск, а 5 ноября в составе эскадры ЧФ под флагом командую­щего эскадрой вице-адмирала Н.Е.Басисто­го совершил переход из Новороссийска в Севастополь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года «За отличное вы­полнение боевых заданий командования, мужество и героизм личного состава, прояв­ленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками», крейсер «Ворошилов» был награжден орденом Красного Знамени. Во время войны кораблем командовали: капи­тан 1 ранга Ф.С.Марков; с 29 марта 1943 года — капитан 2 ранга (затем капитан 1 ран­га) Е.Н.Жуков.

Летом 1946-го командующий ЧФ адмирал Ф.С.Октябрьский на крейсере «Ворошилов» обходил порты кавказского побережья. 9 июня крейсер вышел из Севастополя. Плавание длилось 25 суток. Вот запись из дневника комфлота: «16.06.46, рейд Пицунда. Сегодня сде­лал смотр крейсеру «Ворошилов», общее впечатление неудовлетворительное. Есть ржавчина, грязь, а главное — крейсер требу­ет ремонта. Поизносился за 5 лет». После этого похода крейсер был поставлен в север­ный док завода № 497, и на нем провели до­ковые и неотложные работы (срок до сред­него ремонта истек).

В дальнейшем «Ворошилов» входил в 50-ю дивизию крейсеров ЧФ. В 1949-м он за­нял 1-е место по состязательным артиллерий­ским стрельбам среди флотов. С мая 1948 по 7 сентября 1951 года кораблем командовал С.М.Лобов, ставший впоследствии адмира­лом и в 1964—1972 годах командовавший СФ.

В апреле 1954-го «Ворошилов» был по­ставлен на капитальный ремонт и модерни­зацию на Севморзаводе № 497 в Севастопо­ле. Но 17 февраля 1956-го его вывели из бое­вого состава флота, разоружили и 7 августа 1959 г. переклассифицировали в опытовое судно ОС-24 для испытаний новых видов ра­кетного оружия. До 31 декабря 1961 года он прошел модернизацию и был переоборудо­ван по проекту 33, а в период с 11 октября 1963 по 1 декабря 1965 года — по проекту ЗЗМ. 6 октября 1972 года его переклассифи­цировали в плавказарму (переименован в ПКЗ-19), а 2 марта 1973-го исключили из спис­ков флота.