Общая оценка проекта

 

Создание крейсера «Киров» — безус­ловно, важный этап советского судострое­ния. Для своего времени корабль стал во­площением новейших достижений науки и техники, по всем параметрам соответствуя лучшим зарубежным образцам.

Основные его достоинства заключались, прежде всего, в необычайно сильном артил­лерийском вооружении, высокой степени автоматизации систем управления огнем, мощной главной энергетической установке и высокой скорости хода. Весьма надежны­ми были средства обеспечения живучести, а также дублирующие друг друга противопо­жарные системы тушения огня водой, пеной и углекислым газом. Кроме того, корабль от­личали и комфортные условия для экипажа.

Сравнение «Кирова» с современными ему иностранными крейсерами показывает, что советский корабль имел значительные пре­имущества в дальности стрельбы главного калибра и в весе бортового залпа. Дальность стрельбы его 180-мм орудий составляла 211 кбт (38,6 км), то есть была на 20—30% выше, чем у лучших образцов 203-мм орудий «ва­шингтонских» крейсеров. Однако на дистан­циях 80—120 кбт английские, американские, французские и итальянские крейсера того же водоизмещения имели огневое превосход­ство благодаря большей скорострельности своих 152-мм орудий (4—7 выстр./мин).

Крейсера проектов 26 и 26-бис в целом хорошо проявили себя в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, хотя им и не пришлось вести классические бои с крейсерами и другими крупными кораблями противника. Эффективность артиллерии главного калибра оказалась довольно высо­кой при стрельбе по наземным целям. Сис­темы ПУС главного калибра и МПУАЗО по­казали хорошие результаты. Торпедное и противолодочное оружие крейсерами не при­менялось из-за особенностей боевых дей­ствий. Не использовались новые крейсера и для активных постановок мин заграждения. Авиационное вооружение их также осталось невостребованным, но это не значит, что оно было лишним (английские, американские и японские крейсера с успехом применяли са­молеты-разведчики). В годы Великой Отече­ственной войны подтвердились отличные качества 180-мм орудий, надежность ГТЗА и котлов, хорошая маневренность, остойчи­вость и мореходность, а также высокая жи­вучесть этих кораблей. Они хорошо проти­востояли воздействию оружия противника. Все черноморские и балтийские крейсера получили тяжелые повреждения: «Максим Горький» подорвался на минах; в «Молотов» попала торпеда, в «Киров»—авиабомбы, причинившие большие разрушения; «Воро­шилов» тяжело пострадал от попаданий авиабомб и от подрывов на минах. Неоднок­ратно приходилось крейсерам быть под вра­жеским огнем береговых или полевых ору­дий среднего калибра. Тяжелейшие повреж­дения получил «Киров» уже после войны, по­дорвавшись на магнитной мине, поставлен­ной противником. Тем не менее, ни один наш крейсер не погиб, все они после аварийного ремонта остались в боевом строю.

Разрушения кораблей, хотя и были зна­чительны по объему, но ограничивались только небронированными частями. Жиз­ненно важные отсеки, защищенные броней, страдали лишь от сотрясений — случаев проникновения снарядов или бомб под броню не было. Поэтому дать объективную оценку их бронирования довольно трудно.

В то же время, у крейсеров типа «Киров» были и слабые стороны. Уникальные бал­листические данные артиллерии главного калибра достигались непомерно высокой ценой. Так, большая начальная скорость снаряда и не имевшая аналогов дальность стрельбы предопределили повышенный из­нос канала ствола 180-мм орудия. Недоста­точно эффективной оказалась зенитная ар­тиллерия: 45-мм полуавтоматы не могли бороться с пикирующими бомбардировщи­ками, да и количество их на кораблях было невелико. Неудачным оказалось и размеще­ние установок Б-34: в результате попадания всего двух бомб в апреле 1942 года на «Ки­рове» вышли из строя все шесть «соток». Вызвало нарекания и наличие на таком крупном корабле всего одного КПД. По срав­нению с большинством иностранных легких крейсеров, недостаточным было брониро­вание, хотя на кораблях проекта 26-бис его несколько усилили — по расчетам, оно обеспечивало защиту от 152-мм артилле­рии в диапазоне 97—122 кбт (17,7—22,4 км), огонь же 203-мм орудий противника был опасен для наших крейсеров на всех дис­танциях.

Другие минусы проекта — отсутствие радиолокации и гидроакустики, амортиза­ции механизмов, защиты от магнитных мин, а радиоприема — от помех, создаваемых электроприборами.

Расположение ряда верхних постов на носовой надстройке затрудняло действие экипажа, причем наибольшие нарекания у экипажей вызывали, как это ни странно, мо­стики крейсеров проекта 26-бис. Сигналь­ный мостик на них был совмещен с ходо­вым, боевая рубка ограничивала сектор обзора впереди на 20° (от 10° левого борта до 10° правого), первая дымовая труба — обзор сзади. Мостик был тесен, загромож­ден, отсутствовала защита личного соста­ва от ветра, брызг и т.д. Фок-мачта была низкой, что не позволяло поднять на од­ном фале более трех сигнальных флагов. При этом следует отметить, что некото­рые встречающиеся в специальной литера­туре критические отзывы о крейсерах типа «Киров» на самом деле оказались преуве­личенными, а некоторые отрицательные ка­чества кораблей могли быть устранены в ходе их эксплуатации. Так, размещение трех орудий в одной люльке — как один из глав­ных минусов крейсеров типа «Киров» упо­минается почти во всех трудах по истории советского судостроения и по корабельному оружию. Но на самом деле этот недостаток — чисто теоретический. Конечно, можно пред­ставить, что снаряд, попав в башню, выве­дет из строя механизм вертикального наве­дения одного орудия, а остальные будут про­должать успешно действовать. Но на прак­тике, как правило, снаряд, проникнув в баш­ню, выводил ее из строя полностью, незави­симо от количества орудий и схемы их уста­новки. В сражениях Первой мировой войны попадания в крыши башен английских кораб­лей вызывали возгорание боезапаса и взрыв башни. При попадании в барбет башню за­клинивало. Известен лишь один случай, ког­да снаряд, поразив башню линейного крей­сера «Лайон», вывел из строя левое орудие, а правое сохранило способность стрелять.

Можно привести примеры и из хроники морских сражений Второй мировой войны. В бою у Ла-Платы двумя немецкими сна­рядами вывело из строя две башни на ан­глийском тяжелом крейсере «Эксетер», а на легком крейсере «Аякс» попаданием од­ного снаряда парализовало две кормовые башни. Итальянские крейсера, у которых в башнях оба орудия находились в одной люльке (они-то и послужили прототипом МК-3-180), активно действовали на Среди­земном море против кораблей английско­го флота. Но случаев выхода из строя ба­шен по причине повреждения механизмов вертикального наведения не встречалось.

Имеется и отечественный печальный опыт: при взрывах зарядов внутри башен на крейсерах «Адмирал Сенявин» (проект 68-бис) и «Молотов» башни полностью вы­ходили из строя, хотя и были разной кон­струкции. Ситуация здесь напоминает спо­ры по поводу линейного и эшелонного рас­положения машинно-котельных установок на советских эсминцах. Сколько было за­трачено средств и драгоценного времени на перепроектирование кораблей и пере­делку почти готовых эсминцев, а они гиб­ли независимо от расположения МКО.

Зенитное вооружение, слабость которо­го стала очевидной еще в 1940—1941 го­дах, во время войны значительно усилили. Вместо 45-мм пушек на крейсерах устано­вили от 10 до 21 37-мм автомата 70-К. Уве­личили (на некоторых кораблях до 12) и число стволов 12,7-мм пулеметов (за счет установки четырехствольных «виккерсов»). Следует отметить, что расположение 100-мм зенитных орудий на итальянских (про­тотипах проекта 26) и французских крейсе­рах было еще более неудачным, чем на советских. Поэтому в целом средства ПВО крейсеров типа «Киров» не уступали (или почти не уступали) большинству своих за­рубежных сверстников.

Неоднократно отмечалось, что дальность плавания, достаточная для Балтийского и Черного морей, оказалась явно мала для Северного и Тихоокеанского театров. Конеч­но, по этой характеристике, наши крейсера уступали многим иностранным, особенно ан­глийским. Но и задачи, и районы действий у них были разные. Британские корабли обес­печивали интересы Соединенного Королев­ства на всей акватории Мирового океана. Основной же задачей советских крейсеров, как и кораблей других классов, создаваемых по программе 1933—1938 годов, считалось нанесение «сосредоточенного удара» по про­тивнику, пытающемуся прорваться к наше­му побережью. Последующие крейсера про­екта 68, строившиеся по программе созда­ния «Большого флота», должны были дей­ствовать и в океанах, и, соответственно, дальность плавания у них значительно (бо­лее, чем в два раза) увеличилась.

Многие недостатки проектов 26 и 26-бис (отказ от кормового КДП и кормового ЦАП, облегченное бронирование, малый запас топлива, уменьшение боезапаса 100-мм орудий, отказ от запасных торпед и т.д.) явились следствием чрезмерного ограни­чения заказчиком их водоизмещения в це­лях гарантированного достижения макси­мальной скорости в 37 узлов.

В заключение отметим, что крейсера типа «Киров» в ряду крейсеров, созданных в кон­це 1930 — начале 1940-х, занимают как бы промежуточное положение. По калибру ору­дий (7 дюймов) они находились между лег­кими крейсерами с 6-дюймовыми орудиями и тяжелыми с 8-дюймовыми, а по сочетанию бронирования и скорости хода — между французскими крейсерами типа «Турвиль», не имевшими бортовой брони, но со скоростью до 40 узлов, и английскими и американ­скими, хорошо защищенными, но обладав­шими скоростью 32—33 узла.

Опыт создания крейсеров проектов 26 и 26-бис и их участия в боях был учтен при соз­дании новых типов кораблей этого класса, вступивших в строй в послевоенный период.

Здесь сам собой напрашивается вывод, что процесс совершенствования военно-мор­ской техники должен быть непрерывным. Если он по каким-либо причинам останавли­вается, военный флот страны быстро старе­ет, по количеству и качеству кораблей усту­пает потенциальному противнику и не может обеспечить задачи обороны государства.

Промышленность России, до 1917 года строившая корабли всех основных классов, за годы гражданской войны оказалась в та­ком состоянии, что только спустя почти 20 лет, с иностранной помощью, при полноцен­ном финансировании, смогла приступить к созданию легких крейсеров. И лишь к 1970-м годам промышленный потенциал СССР смог обеспечить строительство современных ко­раблей всех классов, включая авианосцы.

К сожалению, ситуация повторилась в конце XX века, когда после 1991 года стро­ительство флота в России практически пре­кратилось.