Строительство и испытания

 

Из-за загруженности отечественных за­водов заказ на один эскадренный броне­носец и бронепалубный крейсер (будущие «Ретвизан» и «Варяг»), разрабатываемые в рамках судостроительной программы 1898 года, был размещен в США на заво­де фирмы «The William Cramp & Sons». Этой фирме удалось обойти своих конку­рентов и, избежав участия в объявленном Морским техническим комитетом междуна­родном конкурсе, подписать контракт 11 апреля, который был «высочайше» утвер­жден 20 апреля 1898 года. По его услови­ям, крейсер водоизмещением 6000 т (заказ №301) должен быть готов через 20 меся­цев после прибытия на завод наблюдаю­щей комиссии из России. Стоимость кораб­ля без вооружения оценивалась в 2 138 000 долларов США (4 233 240 руб.). Из-за от­сутствия на момент заключения контракта подробного проекта специально оговари­валось, что окончательно спецификация крейсера уточняется в процессе строитель­ства при взаимном согласовании возника­ющих вопросов.

Наблюдающая комиссия прибыла на за­вод 13 июля 1898 года, ее возглавил капи­тан 1 ранга М.А.Данилевский. Сразу же по прибытии членам комиссии пришлось вступить в борьбу с главой фирмы — Ч.Крампом, который, пользуясь разночтениями, возникшими в результате перевода подпи­санных документов на английский язык, начал оспаривать многие требования, — по его мнению, они были невыполнимы или влекли за собой дополнительные затраты. В частности, Крамп считал, что водоизмеще­ние крейсера занижено и поэтому настаи­вал на снятии с корабля двух 152-мм ору­дий и уменьшении запаса угля на 400 т. В результате достигнутого компромисса во­доизмещение разрешили увеличить до 6500 т. Для выполнения пункта по обеспе­чению контрактной скорости в 23 узла Крамп предложил внести в проект техзадания возможность форсированного дутья в топках. Комиссия на это не согласилась. Поэтому для гарантированного достижения хода в 23 узла американской фирмой были спроектированы машины с избыточной мощностью — 20 000 л.с. вместо проект­ной 18 000 л.с.

Что касается артиллерии главного ка­либра, то по первоначальному проекту ее планировалось рассредоточить по всему кораблю — так же, как и погреба артилле­рийских снарядов. В результате у фирмы возникли серьезные проблемы по размещению погребов, особенно в районе ко­тельных и машинных отделений. Места явно не хватало, и Крамп предложил сгруп­пировать орудия в оконечностях. Это поз­воляло компактно разместить погреба, обеспечив их лучшую защиту от огня про­тивника в бою. Комиссия сочла предложе­ние приемлемым и согласилась на изме­нения.

В качестве прототипа для строительства нового корабля Крамп предложил взять японский бронепалубный крейсер «Касаги», но МТК настоял на крейсере «Диана», строившемся по программе 1895 года. При этом контрактом предусматривалась уста­новка на корабле хорошо себя зарекомен­довавших в русском флоте котлов Бельвиля. Они хотя и были тяжелыми, но, по срав­нению с котлами Никлосса, отличались большей надежностью. Крамп, вопреки требованиям заказчика, настойчиво пред­лагал последние, отказываясь, в против­ном случае, гарантировать достижение контрактной скорости. Увы, его поддержа­ли и в Петербурге (в лице генерал-адми­рала и начальника ГУКиС В.П.Верховского), окончательно решив спор в пользу фирмы-строителя. Следует заметить, что представители наблюдающей комиссии часто оказывались в сложном положении из-за вмешательства различных чиновников МТК из Петербурга и Вашингтона, в част­ности, военно-морского агента Д.Ф.Мертваго. Особенно доставалось председате­лю наблюдающей комиссии. Крамп, как следовало ожидать, этим пользовался. В конце концов, из-за возникшего конфлик­та между Данилевским и Мертваго в декаб­ре 1898 года был назначен новый председа­тель комиссии — капитан 1 ранга Э.Н.Щенснович, будущий командир броненосца «Ретвизан».

11 января 1899 года волею императора и приказом по Морскому ведомству строя­щемуся крейсеру было присвоено назва­ние «Варяг» — в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника «аме­риканской экспедиции» 1863 года.

А на стапеле в это время вовсю кипела работа. В трудных «баталиях», иногда вы­ходящих за рамки приличия, каждая из сто­рон отстаивала свои интересы. Не прекра­щались споры о том, каким будет облик крейсера. В результате была исключена магистральная труба; увеличена в разме­рах боевая рубка, кроме того, для улучше­ния обзора ее приподняли; получили бро­невую защиту концевые торпедные аппараты, кожухи дымоходов, элеваторы пода­чи боеприпасов, световой люк машинного отделения. Удалось убедить Крампа уве­личить высоту бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Несомненной победой ко­миссии стало обеспечение вспомогатель­ных механизмов электрическими привода­ми — вплоть до тестомешалки на камбузе. Но не обошлось и без явных просчетов. Так, не были установлены орудийные щиты из-за опасения перегрузки. А из-за неяс­ности формулировки «вооружение» Крампу пришлось дополнительно заплатить за изготовление вспомогательных систем и механизмов, обеспечивающих стрельбу орудий — циферблатов управления стрель­бой, элеваторов, монорельсов подачи бое­припасов и других устройств.

После церемонии закладки, состояв­шейся 10 мая 1899 года, работы продол­жились: были установлены кронштейны гребных валов, дейдвудные трубы, заборт­ные клапаны, кингстоны и другая армату­ра. Из-за проволочек чиновников МТК (кро­ме «Варяга», у МТК числилось еще более 70 заказов) постоянно возникали недора­зумения, неизбежно приводившие к задерж­ке работ, а подчас и переделке уже выпол­ненных.

Неожиданно возникла проблема с зака­зом броневых плит для корабля. Несмотря на то, что МТК и наблюдающая комиссия настаивали на применении монолитных броневых плит из «экстрамягкой никелевой стали», Крамп заказал у контрагента обыч­ную судостроительную сталь. При этом он в очередной раз справедливо ссылался на неточную формулировку в «Программе для проектирования крейсера» (выражаясь со­временным языком — в техзадании). Кон­фликт был исчерпан лишь после того, как фирме обещали доплату за установку ни­келевой стали. Много споров возникло во­круг конструкции броневой палубы. Из-за не­поворотливости чиновников МТК комиссии оперативно пришлось принять схему уста­новки брони, предложенную заводом: со­ставную горизонтальную броню, склепанную из двух плит толщиной по 19 мм, скосы — из двух плит по 38,1 мм.

Хотя строительство корабля и шло до­вольно быстрыми темпами, срок спуска крейсера постоянно отодвигался. Так, из-за стачки в августе 1899 года на заводе, а затем всеобщей забастовки в стране его перенесли на октябрь. Наконец, 19 октяб­ря в присутствии русского посла в США графа А.П.Кассини и других официальных лиц двух стран крейсер «Варяг» спустили на воду.

29 декабря из России прибыл пароход «Владимир Савин» с вооружением. К 1 ян­варя 1900 года практически закончили установку основного оборудования внутри корпуса и приступили к монтажу вооруже­ния на верхней палубе. Хотя работы шли непрерывно, даже пришлось снять рабочих со строящегося броненосца «Ретвизан», было ясно, что «Варяг» к контрактному сро­ку — 29 июня 1900 года — сдан не будет. МТК начал готовить документы на удержа­ние с фирмы штрафных санкций. В ответ Крамп привел свои контрдоводы — долгое согласование чертежей в России, много­кратные переделки уже собранных узлов, а также стачки и забастовки, прокатившиеся в США. Последнюю причину задержки строи­тельства в Петербурге посчитали уважи­тельной и штрафовать Крампа не стали.

К началу мая наконец-то были установ­лены дымовые трубы, мачты и вооружение. К середине месяца фирма приступила к швартовным испытаниям. 16-го числа ко­рабль с заводской командой впервые вы­шел в море. При опробовании машин крей­сер развил ход в 22,5 узла. Несмотря на чрезмерный нагрев подшипников, испыта­ния признали успешными. Это вселило на­дежду, что контрактная скорость будет до­стигнута. Одновременно провели артилле­рийские стрельбы, в том числе и на оба борта. Поломок и деформации корпуса об­наружено не было. Правда, при стрельбе на нос из орудий № 3 и № 4 ударной вол­ной с баковых орудий № 1 и № 2 сорвало надульные чехлы. То же повторилось и при стрельбе из кормовых — №9 и №10. В связи с этим на полубаке с обоих бортов над орудиями № 3 и № 4 установили про­тяженные фальшборты (значительно поз­же, уже во время службы крейсера в Япо­нии, подобные фальшборты появились и над орудиями № 5 и № 6).

Тем временем, прошел срок сдачи крей­сера, а корабль все еще не был готов даже к ходовым испытаниям. Наконец, 2 июля «Варяг» ввели в док для покраски подвод­ной части. 12 июля корабль, имея осадку носом 5,8 м, а кормой 6 м, вышел в океан на мерную милю для проведения прогрес­сивных ходовых испытаний. День выдал­ся пасмурным: шел дождь, дул сильный ве­тер, волнение моря к началу испытаний со­ставило три балла, а к концу достигло че­тырех. Были проведены прогрессивные ис­пытания на дистанции 10 миль: три пробе­га со скоростью 16 узлов и по два со ско­ростью по 18, 21 и 23 узла. К концу испы­таний при встречном ветре «Варяг» достиг скорости в 24,59 узла (при мощности ма­шин 16 198 л.с. и давлении пара 15,5 атм).

15 июля состоялись 12-часовые непре­рывные испытания полным ходом. Начина­лось все хорошо. Корабль шел полным хо­дом уже восьмой час, когда внезапно вы­било крышку ЦВД левой машины. Испыта­ния вынужденно прекратили; ремонт меха­низмов продолжался до середины сентяб­ря. Перед 12-часовыми испытаниями ре­шили провести 24-часовые, с экономичес­ким ходом в 10 узлов. Они прошли без за­мечаний. В результате были уточнены фак­тические эксплуатационные характеристи­ки энергетической установки крейсера: про­изводительность опреснителей составила 38,8 т пресной воды в сутки против проект­ной 37 т; расход угля — 52,8 т в сутки. Таким образом, при полной емкости уголь­ных ям в 1350 т дальность плавания равнялась 6136 милям, что значительно пре­вышало проектное значение. При этом мощность левой и правой машин состави­ла 576 и 600 л.с. соответственно; частота вращения гребных винтов 61,7 и 62 об/мин.

21  сентября с утра начались 12-часовые прогрессивные испытания полным ходом. Углубление крейсера на ровный киль соста­вило 5,9 м; волнение моря — 2 балла; сила ветра в боковом направлении — 3 балла. В целом испытания прошли хорошо, лишь в одном из котлов разорвало трубку. Достиг­нутая средняя скорость — 23,18 узла — пре­высила значение контрактной. Машины раз­вили мощность 14 157 л.с. при давлении пара 17,5 атм. Частота вращения валов в среднем была равна 150 об/мин.

22 сентября Крамп сдал корабль с пре­вышением основных характеристик. В то же время при сдаче было выявлено много мел­ких недочетов, которые продолжали устра­няться вплоть до ухода крейсера в Россию.