Описание конструкции

 

Корпус и бронирование

 

В соответствии с предварительной спе­цификацией, масса корпуса, с учетом дель­ных вещей, должна была составлять 2900 т.

Корпус крейсера был выполнен с полуба­ком, что улучшало его боевые и ходовые характеристики в штормовом море. Осно­вой корпуса являлся киль, заключенный между бронзовыми штевнями. На настиле второго дна на специально подготовленных площадках устанавливались фундаменты для 30 котлов Никлосса. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м.

Все жизненно важные механизмы, ма­шины, котлы и погреба прикрывались бро­невой палубой из «экстрамягкой никелевой стали», протянувшейся от штевня к штев­ню на высоте 6,48 м от основной линии. Над машинным отделением палуба подни­малась до высоты 7,1 м; к бортам ее ско­сы спускались ниже ватерлинии примерно на 1,1 м. Броня была склепана из 19-мм и 38-мм плит; общая толщина горизонталь­ной палубы и скосов составляла соответ­ственно 38 и 76 мм. Вязкость материала брони заставляла снаряд при попадании в нее под острым углом рикошетировать. Все броневые плиты поставляла фирма «Карнеги стил компани», находившаяся в Пит­сбурге. В середине палубы вдоль диамет­ральной плоскости над котельными отде­лениями были устроены отверстия под ды­моходы, над машинными отделениями — под световой люк. Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котель­ных отделений, располагались угольные ямы. Кроме своего прямого назначения, они выполняли и защитные функции, об­разуя бруствер вокруг жизненно важных механизмов и систем корабля.

В районе угольных ям, примыкая к внеш­ней обшивке борта, находились отсеки коффердама шириной 0,76 м и высотой 2,28 м для размещения целлюлозы. Но из-за недолговечности целлюлозы отсеки его не заполнялись. Вокруг дымоходов, свето­вого люка, приводов руля, элеваторов по­дачи боеприпасов и других устройств, про­ходивших через броневую палубу, были установлены броневые прикрытия. Усилен­ную защиту имели и дульные части торпед­ных аппаратов. Крышки люков в броневой палубе могли открываться как с внутрен­ней, так и с внешней стороны.

Под броневой палубой, на втором дни­ще располагались все основные агрегаты, механизмы и машины корабля. Здесь же в носовой и кормовой оконечностях находи­лись погреба с боезапасом, сведенные в две группы по девять помещений, что упрощало их защиту.

 

Вооружение

 

Первоначально, в соответствии с «Про­граммой для проектирования крейсера», предполагалось установить на корабле 2 203-мм; 10 152-мм; 12 75-мм; 6 47-мм ору­дий и 6 торпедных аппаратов, причем 2 из последних — подводные. В сумме на ар­тиллерийское вооружение по проекту от­водилось 440,5 т; реально оно было почти на 30 т тяжелее.

В окончательном варианте проекта крейсера-«шеститысячники» («Варяг», «Аскольд» и «Богатырь») имели 12 152/45-мм, 12 75/50-мм, 8 47/43-мм (два из них со съемными станками), 2 37/23-мм; 2 63,5/ 19-мм орудия Барановского; 6 381-мм ТА и 2 7,62-мм пулемета. Кроме этого, пред­полагалось установить съемные ТА для катеров, а также мины заграждения, вы­ставляемые со специальных плотиков.

«Варяг» был укомплектован всем этим многочисленным вооружением. В отличие от других крейсеров, на нем все ТА разме­щались над водой. Крупная артиллерия крейсера (152-мм и 75-мм орудия) объеди­нялась в три батареи. В первую входило 6 152-мм орудий, расположенных в носовой части, во вторую — 6 кормовых 152-мм ору­дий; в третью — 12 75-мм пушек.

Все орудия крейсера, включая и мелко­калиберные, имели сквозную нумерацию, причем по правому борту шли нечетные номера, а по левому — четные. Нумера­ция — с носа на корму:

— 152-мм орудия Канэ образца 1891 года. На полубаке — № 1 и № 2. На верхней па­лубе — орудия № 3 — № 12;

— 75-мм орудия Канэ образца 1891 года на станках Меллера. На верхней палубе — № 13 — № 22; на жилой палубе в салоне командира — № 23 и № 24;

— 47-мм орудия Гочкиса образца 1896 года. На полубаке на спонсоне орудий № 5 и № 6 — орудия № 27 и № 28. Орудия № 25 и  № 26 были установлены  на съемных станках, предназначенных для паровых ка­теров, № 29  и  № 30 — на  марсе    фок-мачты,   а № 31 и № 32 — на марсе грот-мачты;

— 37-мм орудия Гочкиса образца 1896 года. Оба орудия № 33 и № 34 устанавли­вались на площадке за кормовым мости­ком;

— 63,5-мм десантные пушки Барановско­го образца 1882 года. Орудия № 35 и № 36 находились на полубаке под крыльями но­сового мостика. Колесные лафеты для них хранились отдельно — под носовым мос­тиком за боевой рубкой;

— пулеметы устанавливались на специ­альных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки. Перед стрельбой расчет откидывал специальную площадку, становился на нее и производил стрельбу. Точно такие площадки были под­готовлены в кормовой части корабля под вельботами. При желании на эти же крон­штейны можно было установить съемные 47-мм орудия № 25 и № 26.

Как уже упоминалось, все торпедные аппараты на крейсере были надводные. Два из них располагались в штевнях в око­нечностях корабля в неподвижном поло­жении; четыре — по бортам: два в поме­щении корабельной церкви и два в кают-компании. Бортовые аппараты были пово­ротными; их наведение осуществлялось с помощью шарового устройства. В исход­ном положении они находились в разо­бранном состоянии; перед выстрелом их приходилось собирать. Стрельба из бор­товых аппаратов производилась за счет энергии пороховых газов, а из носового, из-за опасности заливания водой, — сжа­тым воздухом.

Кроме того, на корабле имелись 254-мм торпедные аппараты для вооружения па­ровых катеров. В походном положении они закреплялись у настилов продольных мос­тиков рядом с катерами.

Боезапас крейсера хранился в 18 погре­бах. В них находились снаряды всех калиб­ров, а также торпеды, метательные мины, мины заграждения и патроны для пулеме­тов и стрелкового оружия. Для главного калибра использовались бронебойные, фугасные, чугунные и сегментные снаря­ды; для стрельбы из 75-мм орудий — толь­ко бронебойные и чугунные.

По штату в погребах размещалось 2388 патронов (зарядов в гильзах) и снарядов для 152-мм орудий (по 199 выстрелов на ствол), 3000 унитарных патронов для 75-мм орудий (по 250 на ствол), 5000 унитарных патронов для 47-мм орудий (по 625 на ствол), 2584 унитарных патрона для 37-мм орудий (по 1292 на ствол), 1490 унитарных патронов для 63,5-мм орудий (по 745 на орудие), 12 торпед калибром 381 мм (Несмотря на то, что во всей справочной и специаль­ной литературе говорится о 381-мм торпедных аппара­тах, есть основания полагать, что фактически на «Ва­ряге» они имели калибр 450 мм. Это предположение базируется на замерах габаритов ТА, приведенных в подлинных чертежах завода Крампа, и косвенно под­тверждается фотографиями имевшихся на крейсере торпед), шесть метательных мин калибром 254 мм и 35 мин заграждения (по другим данным — 22).

Подача боезапаса для всех калибров осуществлялась элеваторами с электри­ческим и ручным приводами. Снаряды и патроны подавались наверх в беседках по четыре выстрела в каждой, причем бесед­ки по специальным монорельсам подкаты­вались к орудиям и там выгружались на брезент, разостланный на палубу. Монорельсы были проложены ко всем орудиям, расположенным на верхней палубе; име­лись они и во всех погребах. К орудиям № 1 и № 2 снаряды и патроны (гильзы) до­ставлялись с помощью откидных монорель­сов или подносились вручную непосред­ственно из элеваторов. К орудиям, установ­ленным на марсах, выстрелы подавались подъемниками, расположенными внутри мачт. 152-мм орудия обслуживались 12 элеваторами (по одному на орудие); 75-мм орудия — тремя; 47-мм орудия — двумя; оставшиеся элеваторы предназначались для 37-мм орудий и пушек Барановского. Скорость подъема беседок электроприво­дом 0,8 — 0,9 м/с, вручную 0,2 — 0,4 м/с.

На крейсере была внедрена дистанци­онная система управления огнем с помо­щью специальных указателей, установлен­ных у орудий и в погребах. Данные о пара­метрах стрельбы и типе снарядов задава­лись непосредственно из боевой рубки.

Определение расстояния до цели по проекту должно было осуществляться ше­стью дальномерными станциями с помо­щью микрометров Люжоля-Мякишева. Фактически же «Варяг» оборудовали только тремя такими станциями; две из них раз­мещались на марсах и одна — на переднем мостике.

 

Главные механизмы

 

Паровые машины тройного расширения мощностью 20 000 л.с. располагались в двух смежных машинных отделениях и имели вы­соту вместе с фундаментом 4,5 м. Их избы­точная мощность, выявленная во время ис­пытаний на полный ход, представляла со­бой как бы «мертвый груз», поскольку не могла быть реализована при существующей паропроизводительности котлов.

Четырехцилиндровые машины крейсера имели по одному цилиндру высокого (14 атм), среднего (8,4 атм) и два низкого (3,5 атм) давления. Соответственно диаметры их были равны 1,02,1,58 и 1,73 м. Ход порш­ня составлял 0,91 м. Максимальная угло­вая скорость вращения вала — 160 об/мин. Штоки поршней выполнялись из кованой никелевой стали пустотелыми. Стальные валы главных машин — также кованые.

В соответствии с проектными чертежа­ми, на «Варяге» предполагалось устано­вить два четырехлопастных винта со съемными лопастями диаметром 4,4 м. Однако в ходе строительства их замени­ли на два трехлопастных винта с непо­движными лопастями и стандартным шагом 5,6 м. Для проворачивания валов исполь­зовались вспомогательные двухцилиндро­вые машины.

Во время движения корабля полным хо­дом (на испытаниях в США) температура в машинных отделениях доходила до 31° и 43° — соответственно на нижней и верх­ней площадках.

Команда «Стоп» с полного хода вперед до полной остановки машины исполнялась за 15с; «Ход вперед» — за 8 с, а перемена пол­ного хода вперед на полный назад — за 25 с.

В трех котельных отделениях крейсера размещались 30 водотрубных котлов Никлосса: в носовом 10; в среднем — 8 и в кормовом — 12. Высота каждого котла с фундаментом — 3 м, из них 2 м занимал коллектор с трубками. Каждый котел имел три топки, облицованные кирпичом. Все котлы объединялись в четыре группы, каж­дая имела свою дымовую трубу, причем но­совая была уже, чем остальные. Площадь нагревательной поверхности всех 30 кот­лов составляла 5786 м2, а площадь кача­ющихся колосниковых решеток — 146 м2. Проектное рабочее давление в котлах было принято равным 18 атм (испытатель­ное — 28,1 атм). Во время ходовых 12-ча­совых прогрессивных испытаний давление в котлах не превышало 17,5 атм, температура в котельном отделении на верхних площадках достигала 73°, на нижних — 50°. Вода к котлам подавалась с помощью 10 питательных насосов. Количество воды в котлах — 110т; еще 120 т дополнитель­но хранилось в междудонном простран­стве. Пар высокого давления от котлов к машинам подавался через трубопровод диа­метром 381 мм. Шлак из котельного отде­ления выбрасывался через специальные шахты, снабженные электроприводом. Общая охлаждающая поверхность двух главных холодильников — 1120 м2.

К котельным отделениям примыкали угольные ямы. Уголь из них забирался че­рез специальные горловины, находившие­ся в котельном отделении. К топкам он под­возился по рельсам в вагонетках.

В ямы уголь загружался через 16 горло­вин диаметром 508 мм, расположенных на верхней палубе.

 

Судовые устройства и системы

 

Механизм Дэвиса, являвшийся основой рулевого устройства крейсера, впервые в рус­ском флоте имел три типа привода: паровой, электрический и ручной. Перо руля было вы­полнено в виде трехсекционной рамы, обши­той листовой сталью толщиной 9 мм. Про­странство рамы заполнялось деревянными брусками. Площадь руля — 12 м2.

Управление рулем осуществлялось либо из боевой, либо из ходовой рубки; в случае выхода их из строя управление пе­реводилось в рулевое отделение, находя­щееся под броневой палубой.

Крейсер «Варяг», в отличие от создан­ных ранее кораблей, имел большой про­цент оборудования, работавшего от элек­тричества. В связи с этим энергопотребле­ние корабля превышало 400 кВт. На это тре­бовалось значительное количество топлива. Так, например, из 8600 т угля, израсходован­ного за год, на освещение ушло 1750 т, на опреснительную установку — 540 т, на ото­пление и камбуз — 415 т.

Источниками электроэнергии на кораб­ле были три динамо-машины. Мощность двух, расположенных в носу и в корме, со­ставляла по 132 кВт, а генератора, распо­ложенного на жилой палубе, — 66 кВт. Они вырабатывали электрический ток напряже­нием 105 В. Кроме того, для подъема шлю­пок и катеров использовался генератор мощностью 2,6 кВт с напряжением в цепи 65 В. Имелся рулевой генератор и в румпельном отделении; в повседневной жиз­ни он чаще служил для освещения. Кроме того, в специальном отсеке находилась аккумуляторная батарея для аварийного питания ходовых огней, колоколов громко­го боя и других нужд.

Для тушения пожаров под броневой па­лубой была проложена противопожарная магистраль диаметром 127 мм. Для под­ключения пожарных шлангов труба имела отростки диаметром 64 мм, которые тяну­лись во все погреба, котельные и машин­ные отделения. В угольных ямах устанав­ливались датчики противопожарной сигна­лизации. Тушение пожаров в угольных ямах осуществлялось паром.

Водоотливная система состояла из средств сигнализации, водоотливных насо­сов и приводов (электродвигатели). Она обеспечивала откачивание поступающей воды из всех помещений, находящихся под броневой палубой корабля.

Из котельных отделений вода удалялась с помощью центробежных насосов, разме­щенных на настиле двойного дна. В каче­стве привода для них использовались электродвигатели, установленные на броне­вой палубе и связанные с насосами длинным валом. Производительность одного насоса — 600 м3/ч. Диаметры входных патрубков на всех насосах были одинаковы — 254 мм. Из ма­шинных отделений воду откачивали два циркуляционных насоса главных холодиль­ников производительностью 2x1014 м3/ч.

Вентиляционная система могла обеспе­чивать в течение часа 5-кратный обмен воздуха во всех помещениях ниже броневой палубы, 12-кратный — в погребах и 20-кратный — в помещениях динамо-машин.

Для защиты от торпед во время стоян­ки на открытых рейдах корабль снабжался металлическими сетями. Они подвешива­лись вдоль бортов на шестах. В походном положении шесты укладывались вдоль бортов в наклонном положении, а сети — на специальные полки.

Якорное устройство крейсера состояло из двух клюзов с сак-клюзами, четырех ста­новых якорей Холла со штоками, якорь-це­пей, двух шпилей, брашпиля с приводом, вымбовок и крана для уборки становых яко­рей. Масса каждого якоря — 4,77 т. Два из них были установлены на специальных по­душках по правому борту: первый, ближе к клюзу — становой, второй — запасной. По левому борту — один становой. Четвер­тый закреплялся на передней стенке фун­дамента боевой рубки. К обоим становым якорям крепились якорь-цепи длиной по 274 м и калибром 54 мм. Кроме основных цепей, на крейсере имелись еще две за­пасные, каждая длиной 183 м. Подъем ста­новых якорей производился брашпилем, находившимся под полубаком. Привод брашпиля и шпиля, расположенного на по­лубаке, — паровой; кормового шпиля — электрический. Уборка якорей после подъема осуществлялась краном, установ­ленным на полубаке недалеко от гюйс-штока. Для работы с запасным якорем ис­пользовался разборный кран, устанавлива­емый на полубаке. В походном положении он хранился на крыше ходовой рубки.

Кроме якорей, на крейсере имелись один стоп-анкер и три верпа массой 1,18т, 685 кг, 571 кг и 408 кг соответственно. Стоп-анкер находился на левом борту за «казематом» 75-мм орудия на специальных кронштейнах. По правому борту в районе вельбота № 1 на кронштейнах был закреплен один верп, ос­тальные размещались по левому борту.

В спасательные плавсредства крейсера входили два паровых катера длиной 12,4 м; один 16-весельный и один 14-весельный бар­касы; два 12-весельных катера; два 6-весель-ных вельбота; два 6-весельных яла и две пробные 4-весельные шлюпки. Все они из­готавливались из оцинкованной стали. Кро­ме двух ялов, все плавсредства устанавли­вались на рострах. Шестерки располагались по бортам на полубаке перед первой дымо­вой трубой; пробные шлюпки — рядом с 12-весельными катерами на рострах.

Средства управления, связи и наблюде­ния на крейсере были сосредоточены в ос­новном на кормовом и носовом мостиках, включая ходовую и боевую рубки. Боевая рубка крейсера, увеличенная по сравнению с проектом с 2,8x2,3 м до 4,2x3,5 м, пред­ставляла собой овальный в плане броневой бруствер, защищенный 152-мм броней. Для обеспечения нормальной работы боевого и путевого компасов крыша и пол рубки изго­тавливались из бронзы и латуни. Выше рас­полагался поперечный мостик, на котором были установлены боевые фонари (прожек­торы) и гакабортные огни. Ходовая рубка, также полностью изготовленная из листовой латуни и меди, находилась в центре мости­ка. В ее стенах имелось пятнадцать окон: пять спереди, по четыре с боков и два сза­ди. Дверей — четыре. Мостик опирался на крышу боевой рубки и 13 установленных на полубаке стоек.

Компасов на крейсере было пять. Два глав­ных размещались на крыше ходового и на спе­циальной площадке кормового мостиков. Зона немагнитное™ этих компасов — 4,5 м.

В средства связи «Варяга» входили те­лефонная сеть, переговорные трубы и штат рассыльных. Если последние представля­ли собой традиционный вид связи, то телефон явился чуть ли не новинкой в рус­ском флоте. Он охватывал практически все служебные помещения корабля. Телефон­ные аппараты установили во всех погре­бах, в котельных и машинных отделениях, в каютах командира, старшего офицера, инженера-механика, в боевой и ходовой рубках, на постах у орудий.

Средства электрической сигнализации (звонки, индикаторы, датчики противопо­жарной сигнализации, оповещатели и др.) имелись в каютах командного состава, на боевых постах и в боевой рубке. Кроме пре­дупредительных звонков, на крейсере, от­давая дань традициям, сохранялся штат барабанщиков и горнистов (барабанщики подавали сигналы для артиллерийских рас­четов по правому борту, а горнисты — по левому). Для связи с другими кораблями, помимо радиостанции, на крейсере состо­ял большой штат сигнальщиков, передаю­щих сообщения с помощью флагов, флаж­ков, фигур, фонарей Табулевича и механи­ческого семафора (летом 1901 года снят из-за громоздкости и неудобства пользования).

На «Варяге» имелось шесть прожекто­ров с диаметром зеркал 750 мм. Они рас­полагались на мачтах (по одному) и мос­тиках (по два).

 

Экипаж и жилые помещения

 

На крейсере «Варяг», в соответствии со спецификацией, экипаж состоял из 21 офи­цера, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Перед уходом корабля в Россию на нем на­ходились 19 офицеров, священник, 5 кон­дукторов и 537 нижних чинов. В бою 27 января 1904 года участвовали 558 человек: 21 офицер, священник, 4 кондуктора, 529 нижних чинов и 3 вольнонаемных. Еще 10 членов экипажа «Варяга» перед уходом в Чемульпо были оставлены в Порт-Артуре.

Жилые помещения команды располага­лись под полубаком на жилой палубе, и в кор­мовой части на броневой палубе. От 72-го шп. в сторону кормы шли каюты офицеров и командования корабля. Каюты офицеров были одноместные, площадью по 6 м2; ка­юты старшего офицера, инженера-механи­ка и старшего штурмана — по 10 м2. Поме­щения в сторону кормы на длине 12,5 м занимал командир. К ним примыкала кают-компания площадью 92 м2. На жилой па­лубе находились лазарет, аптека, камбуз, баня (25 м2) и корабельная церковь. На жи­лой палубе все двери, кроме водонепро­ницаемых, были сдвижными.

 

Окраска

 

За время службы «Варяг» окрашивался следующим образом. Перед уходом в Рос­сию и в России с сентября 1900 по май 1901 года: корпус и мачты — белые; нижние ко­лена дымовых труб и вентиляторы (трубы и раструбы) — желтые; верхние колена дымовых труб, стеньги обеих мачт и реи — черные; подводная часть — зеленая и внут­ренняя поверхность раструбов — красная.

В ходе плавания в составе эскорта импе­ратора Николая II с августа по сентябрь 1901 года: корпус и мачты — белые; колена ды­мовых труб и вентиляторы (трубы и растру­бы) желтые; коронки дымовых труб шириной 1,5 м, стеньги обеих мачт и реи — черные; внутренняя поверхность раструбов — крас­ная; подводная часть — красная.

При переходе на Дальний Восток и в Порт-Артуре с августа 1901 по сентябрь 1903 года: корпус и мачты — белые; нижние колена ды­мовых труб и вентиляторы (трубы и растру­бы) желтые; верхние колена дымовых труб, стеньги обеих мачт и реи — черные; внут­ренняя поверхность раструбов — красная; подводная часть — красная.

С сентября 1903 года до момента гибели: от клотика до ватерлинии — оливковый цвет (в соответствии с приказом по окраске судов в боевой цвет на дымовых трубах должна была быть отбита полоса шириной 0,9м оран­жевого цвета); подводная часть — красная.

Во время ремонта во Владивостоке и пе­рехода до Гонконга с марта по июль 1916 года: от клотика до ватерлинии — шаро­вый цвет; коронки дымовых труб шириной 1м — черные; подводная часть — по всей вероятности, красная.

В период перехода от Гонконга до Грино­ка с июля по ноябрь 1916 года: от клотика до ватерлинии — «полубелый» цвет (так в до­кументе — Авт.); коронки дымовых труб шириной 1м — черные; подводная часть — красная.

При переходе от Гринока до захвата анг­личанами с ноября 1916 по ноябрь 1917 года: от клотика до ватерлинии — шаровый цвет; коронки дымовых труб шириной 1м — чер­ные; подводная часть — красная.