Бой

 

В 11.20 27 января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» подняли якоря и направились к выходу с рейда. Расстояние между кораблями под­держивалось 1 — 2 кбт, скорость — при­мерно 6 — 7 узлов. Погода в тот день вы­далась тихой и морозной, на море был пол­ный штиль. В 11.25 капитан 1 ранга В.Ф.Руднев приказал пробить боевую тре­вогу и поднять стеньговые флаги. Япон­ская эскадра караулила русских у южной оконечности острова Филипп. Ближе всех к выходу с рейда стояла «Асама», и имен­но с нее обнаружили шедшие навстречу «Варяг» и «Кореец». Контр-адмирал С.Уриу в это время принимал на борту крей­сера «Нанива» офицера с «Тэлбота», до­ставившего документы совещания команди­ров. Получив известие с «Асамы», коман­дующий, быстро завершив беседу, прика­зал расклепать якорные цепи, так как вре­мени на подъем и уборку якорей уже не было. Корабли начали спешно вытягивать­ся на плес, на ходу перестраиваясь в бое­вые колонны, согласно полученной нака­нуне диспозиции.

Первыми дали ход «Асама» и «Чиода», за ними, несколько отстав, двинулись флаг­манская «Нанива» и крейсер «Нийтака». На траверзе не стреляющего борта «Нанивы» шли миноносцы одного из отрядов. Остальные миноносцы с крейсерами «Акаси» и «Такачихо», развив большой ход, устремились в юго-западном направлении. Авизо «Чихайя» вместе с миноносцем «Касасаги» находились в дозоре на выходе из 30-мильного фарватера.

Русские корабли продолжали движение прежним курсом, но «Кореец» теперь шел уступом, несколько левее «Варяга». Вда­ли по курсу открылся остров Йодольми. Правее него уже хорошо просматривались серые силуэты кораблей японской эскад­ры. На мачтах «Нанивы» взвились сигналь­ные флаги — Уриу предлагал русским сдаться без боя. Руднев решил на сигнал не отвечать.

Ближайшие японские крейсера двига­лись сходящимся курсом, прижимая рус­ские корабли к отмели. В 11.44 на мачтах флагманской «Нанивы» был поднят сигнал об открытии огня. Спустя минуту броненос­ный крейсер «Асама» начал пристрелку из орудий носовой башни.

Первый залп лег впереди «Варяга» с небольшим перелетом. К удивлению рус­ских, японские снаряды взрывались даже при ударе о воду, поднимая громадные столбы воды и клубы черного дыма. Ору­дия «Варяга» пока молчали — командир ждал, когда уменьшится дистанция.

Первым же снарядом, угодившим в пра­вое крыло мостика, убило младшего штур­мана мичмана А.Нирода и двух матросов-дальномерщиков, три человека получили ранения. В штурманской рубке вспыхнул пожар. Следующим снарядом было подби­то 152-мм орудие № 3 и выведена из строя вся его прислуга, а также тяжело ранен плутонговый командир мичман П.Губонин.

«Варяг» и «Кореец» открыли ответный огонь. Правда, первые же залпы с канлодки дали большой недолет, и в дальнейшем артиллерийскую дуэль с неприятелем рус­ский крейсер вел практически в одиночку. Тем временем плотность огня со сторо­ны противника увеличилась: в бой вступи­ли корабли второй группы. По «Варягу» стреляла «Асама» и, видимо, «Нанива» и «Нийтака»; временами русский крейсер пол­ностью скрывался за громадными водяны­ми смерчами, которые с грохотом то и дело взлетали до уровня боевых марсов. Над­стройки и палубу обдавало градом оскол­ков. Несмотря на людские потери, «Варяг» энергично отвечал врагу частым огнем, но, увы, результатов пока не было видно. «Ко­реец» обстреливала «Чиода» и, вероятно, остальные корабли эскадры Уриу. Однако стрельба велась не точно — в течение боя не корректировалась, и в итоге канонерка не получила ни одного попадания!

От взрыва японского шестидюймового снаряда, который воспламенил приготов­ленные к стрельбе патроны, на шканцах «Варяга» вспыхнул пожар. Вскоре огонь перекинулся к парусиновому тенту вельбо­та № 1. Одновременно взрывом этого сна­ряда был уничтожен боевой расчет 152-мм орудия № 9. Спустя минуту рядом со све­товым люком взорвался восьмидюймовый снаряд, его осколками убило четырех че­ловек и повредило орудие № 8. На шкан­цах возник второй пожар — воспламени­лись подготовленные к стрельбе заряды.

Стараниями пожарного дивизиона, воз­главляемого мичманом Н.Черниловским-Соколом и боцманом Харьковским, огонь удалось потушить. Но в боевую рубку по­ступали все новые данные о поврежден­ных орудиях правого борта. Выяснилось, что при стрельбе на большие дистанции у шестидюймовых орудий внезапно сдавали подъемные механизмы, а у 75-мм пушек выходили из строя компрессоры и накат­ники.

В 12.12 на уцелевших фалах фок-мачты был поднят сигнал «П» («Покой»), что озна­чало «Поворачиваю вправо». С этого момен­та последовала цепь трагических событий, ускоривших развязку боя. Сначала один вра­жеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы. В резуль­тате неуправляемый корабль покатился на циркуляции на камни острова Йодольми. Поч­ти одновременно второй снаряд взорвался между десантным орудием Барановского и фок-мачтой. При этом погиб весь расчет ору­дия № 35, а также находившийся у рубки квар­тирмейстер И.Костин. Осколки влетели в про­ход боевой рубки, смертельно ранив горнис­та Н.Нагле и барабанщика Д.Корнеева; коман­дир крейсера отделался легким ранением и контузией. Дальнейшее управление кораб­лем пришлось перевести в кормовое руле­вое отделение.

Внезапно раздался скрежет, и корабль, вздрогнув, остановился. В боевой рубке, мгновенно оценив положение, дали маши­не самый полный назад, но было поздно. Теперь «Варяг», развернувшийся к против­нику левым бортом, представлял собой не­подвижную мишень. Японский командую­щий, заметив бедственное положение рус­ских, поднял сигнал «Всем повернуть на сближение с противником». Корабли всех групп легли на новый курс, одновременно ведя огонь из носовых орудий.

Положение «Варяга» казалось безнадеж­ным. Противник быстро приближался, а си­девший на камнях крейсер ничего не мог пред­принять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. Снаряд боль­шого калибра, пробив борт под водой, взо­рвался в угольной яме № 10, в 12.30 восьми­дюймовый снаряд взорвался в угольной яме № 12. Вода начала подступать к топкам, эки­паж немедленно приступил к ее откачиванию всеми наличными средствами. Аварийные партии под огнем врага стали подводить пла­стыри под эти пробоины. И здесь произошло чудо: крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошел от опасного места. Не искушая более судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.

Впрочем, ситуация по-прежнему остава­лась очень тяжелой. Хотя воду откачивали всеми средствами, «Варяг» продолжал крениться на левый борт, а его осыпал град вра­жеских снарядов. Один из них попал в тре­тью дымовую трубу, убив двоих комендоров из прислуги 75-мм орудия левого борта. На юте пожарный дивизион безуспешно борол­ся с огнем в провизионном отделении — там горела мука, подожженная взрывом восьми­дюймового снаряда (забегая вперед, заметим, что этот пожар был потушен лишь после воз­вращения крейсера на рейд). Вскоре возник другой очаг возгорания — вспыхнули коечные сетки между первой и второй дымовыми тру­бами. Но, к удивлению японцев, «Варяг», уве­личив ход, уверенно уходил в сторону рейда. Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсера «Асама» и «Чиода». «Варяг» и «Кореец» яростно от­стреливались, но из-за острых курсовых углов огонь могли вести только два-три 152-мм орудия. В это время из-за острова Йодольми появился вражеский миноносец и устремился в атаку. Настала очередь мелкокалиберной артиллерии — из уце­левших орудий «Варяг» и «Кореец» откры­ли плотный заградительный огонь. Мино­носец круто развернулся и ушел, не при­чинив русским кораблям вреда.

Эта неудачная атака помешала япон­ским крейсерам своевременно приблизить­ся к русским кораблям, и, когда «Асама» вновь ринулась в погоню, «Варяг» и «Ко­реец» уже подходили к якорной стоянке. Японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи ко­раблей международной эскадры. Крейсе­ру «Эльба» даже пришлось из-за этого пе­рейти в глубь рейда. В 12.45 прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.

Всего за время сражения «Варяг» выпус­тил 1105 снарядов: 425 152-мм, 470 75-мм и 210 47-мм (В бою пустые гильзы элеваторами не стреляющего борта спускались в погреба. Видимо, там велся учет выпущенным снарядам). Результативность его огня, к со­жалению, не известна до сих пор. По официальным японским данным, опубликован­ным еще во время русско-японской войны, попаданий в корабли эскадры Уриу не было и из их команд никто не пострадал, однако есть все основания сомневаться в истинно­сти этого утверждения. Согласно официаль­ному документу (санитарному отчету за вой­ну), потери экипажа «Варяга» составили 130 человек — 33 убитых и 97 раненых. Всего в крейсер попало 12 —14 крупных фугасных снарядов. Хотя броневая палуба не была разрушена и корабль сохранил ход, следует признать, что к концу боя «Варяг» практи­чески полностью исчерпал свои боевые воз­можности к сопротивлению из-за больших потерь в личном составе, повреждения ру­левых приводов, выхода из строя значитель­ного количества орудий и наличия несколь­ких подводных пробоин, которые в условиях осажденного порта не могли быть восполне­ны и исправлены собственными силами. Кроме того, моральное состояние экипажа, испытавшего на себе действие фугасных снарядов японцев, к концу боя сильно изме­нилось. И, видимо, заставить людей снова выйти в бой, причем без малейшей надеж­ды на успех, было очень трудно.

Руднев на французском катере отпра­вился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сооб­щить о предполагаемом уничтожении крей­сера прямо на рейде. Против взрыва «Ва­ряга» возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой ску­ченностью кораблей на рейде. В 13.50 Руд­нев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем и всего экипажа на иностранные корабли. В 15.15 коман­дир «Варяга» направил на «Кореец» мич­мана в.Балка. Г.П.Беляев тут же собрал военный совет, на котором офицеры реши­ли: «Предстоящий через полчаса бой — не равен, вызовет напрасное кровопролитие... без нанесения вреда неприятелю, а пото­му необходимо... взорвать лодку...». Эки­паж «Корейца» перешел на французский крейсер «Паскаль». В 15.50 Руднев со старшим боцманом, обойдя корабль и убе­дившись, что на нем никого не осталось, сошел с него вместе с хозяевами трюмных отсеков, которые открыли кингстоны и кла­паны затопления. В 16.05 взорвали «Корей­ца», а в 18.10 «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой.