Эсминцы
Эсминцы типа "Battle" — 5 + 11 единиц
"Armada" (ХЛ, 29.12.1942/9.12.1943/7.1945 — искл. в 1965)
"Barfleur" (CX, 28.10.1942/1.11.1943/9.1944 — искл. в 1965)
"Camperdown" (Фф, 3.10.1942/8.2.1944/6.1945 —искл. в 1966)
"Hogue" (Кмл, 6.1.1943/21.4.1944/24.7.1945 — искл. в 1962)
"Trafalgar" (CX, 15.2.1943/12.1.1944/7.1945 — искл. в 1966)
Единственный тип эсминца, созданный в Англии в годы войны с учетом ее опыта и успевший принять участие в боевых действиях (правда, чисто символическое). Работы по проекту нового ЭМ для программы 1942 г. начались летом предыдущего года. Впервые в английской практике предусматривалась универсальная артиллерия ГК в башенных установках с высокой степенью механизации и соответствующая ей система управления огнем. В качестве отправной точки для проектирования был выбран ЭМ типа "L", размеры которого несколько увеличили (в основном ширину корпуса) для размещения более тяжелого вооружения из двух двухорудийных 120-мм универсальных башенных установок с углом возвышения 80°, трех спаренных 40-мм "бофорсов" с радиолокационным управлением, 6x1 20-мм "эрликонов" и 2 х 4 ТА. Вся артиллерия ГК размещалась в носу, т.к. опыт первых лет войны показал, что у английских ЭМ редко возникает необходимость вести ретирадный огонь. Это решение позднее послужило поводом для критики проекта. Следует, однако, отметить, что установка "В" стояла достаточно свободно, имела круговое вращение и "мертвый" кормовой сектор был не столь велик, как кажется на первый взгляд.
Важным нововведением стал переход на использование пара с повышенными параметрами (давление 50 кг/см2, по сравнению с 21 кг/см2 на предшествующих типах, начиная с "А").
В марте 1942 г. было принято важное решение перейти со 120-мм на 114-мм орудия, имеющие лучшие баллистические характеристики и более тяжелый снаряд. Разработанный для этого орудия унитарный выстрел оказался слишком тяжелым для работы с ним на таких небольших кораблях, как эсминцы. Поэтому орудие (точнее, его казенная часть) было доработано под раздельное заряжение. Испытание новой артсистемы прошло на ЭМ "Savage" (тип "S"). Одновременно в состав вооружения включили 102-мм/40 универсальную пушку для стрельбы осветительными снарядами (вместо традиционного прожектора) и увеличили число спаренных "бофорсов" до 4. Для повышения эффективности зенитной артиллерии предполагалось оснастить корабли успокоителями качки, но они появились лишь на "Camperdown".
Заказ на первые 12 кораблей нового типа выдали в апреле 1942 г. Именами для них стали названия битв английской армии и флота, что и дало общее наименование серии — "Battle" (в переводе с английского — битва). Еще 4 корабля заказали в августе 1942 г.
В 1944 г. в проект внесли последние изменения, касающиеся зенитного вооружения — вместо "эрликонов" появились дополнительные одноствольные "бофорсы", неудачное 102-мм орудие, начиная с пятого корабля серии, не устанавливали, заменив его еще на 2 "бофорса".
До конца войны в строй вступили лишь 5 ЭМ, из которых только "Barfleur" успел попасть на Тихий океан и принять участие в боевых действиях.
Уже после окончания войны, в 1945 — 1946 гг., вступили в строй "Vigo", "Cadiz", "Finisterre", "Gabbard", "Gravelines", "Lagos", "St. James", "St. Kitts", "Saintes", "Sluys" и "Solebay". Еще 8 кораблей модернизированного типа (т.н. "Battle" программы 1943 г., с новой системой управления огнем, пятым 114-мм орудием ГК и пятитрубными ТА) вступили в строй в 1946 —1948гг.
Эсминцы типов "Ch", "Co" и "Сг" — 4 + 20 единиц
"Chevron" (Ск, 18.3.1943/23.2.1944/8.1945 —искл. в 1965),
"Chaplet" (Тор, 29.4.1943/18.7.1944/8.1945 — искл. в 1964),
"Comet" (Яр, 14.6.1943/22.6.1944/6.1945 — искл. в 1962) и
"Crescent" (ДжБр, 16.8.1943/20.7.1944/8.1945 — искл. в 1970)
1825/2535 т; 103,5/110,6x10,9x4,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 179 —225чел.4х 1 — 114-мм/45, 1 х 2 — 40-мм/56, 2 х 1 — 40-мм/40, 2x1— 20-мм, 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 2 БС (35 ГБ).
Развитие типа "Са" с новой универсальной системой управления артогнем (аналогична примененной на типе "Battle"). Из-за ее большого веса пришлось пойти на снятие одного ТА и ослабление противолодочного вооружения. До конца войны успели вступить в строй 4 корабля (2 типа "Ch", 1 — "Со" и 1 — "Сг"), один из них, "Crescent", вошел в состав флота Канады. В 1945 — 1947 гг. вступили в строй "Chequers", "Cheviot", "Charity", "Chieftain", "Childers", "Chivalrous", "Cossack", "Constance", "Cockade", "Contest", "Comus", "Consort", "Concord", "Crusader", "Crystal", "Crispin", "Cromwell", "Creole", "Crown" и "Croziers". Причем "Contest" стал первым английским цельносварным эсминцем.
Эсминцы типов "Z" и "Са" — 16 единиц
1-я группа (тип "Z"):
"Myngs" (Парсонс, 27.5.1942/31.5.1943/6.1944 — передан Египту в 1955),
"Zealous" (Кмл, 5.5.1942/28.2.1944/10.1944 — передан Израилю в 1956),
"Zenith" (Ден, 19.5.1942/5.6.1944/12.1944 — передан Египту в 1955),
"Zest" (Тор, 21.7.1942/14.10.1943/7.1944 — искл. в 1970),
"Zambesi" (Кмл, 12.12.1942/ 21.11.1943/7.1944 —искл. в 1959),
"Zebra" (Ден, 14.5.1942/8.3.1944/10.1944 —искл. в 1959),
"Zephyr" (Парсонс, 13.7.1942/15.7.1943/9.1944 — искл. в 1958),
"Zodiac" (Тор, 7.11.1942/11.3.1944/10.1944 —передан Израилю в 1956).
2-я группа (тип "Са"):
"Caesar" (ДжБр, 3.4.1942/14.2.1944/10.1944 — искл. в 1966),
"Caprice" (Яр, 28.9.1942/16.9.1943/5.4.1944 — искл. в 1978),
"Cassandra" (Яр, 3.1.1943/29.11.1943/7.1944 — искл. в 1966),
"Cambrian" (Ск, 14.8.1942/ 10.12.1943/7.1944 — искл. в 1971),
"Саггоп" (Ск, 26.11.1942/28.3.1944/11.1944 — искл. в 1967),
"Cavalier" (У, 28.2.1943/7.4.1944/11.1944 — корабль-музей),
"Cavendish" (ДжБр, 19.5.1943/12.4.1944/12.1944 — искл. в 1966) и
"Carysfort" (У, 12.5.1943/ 25.7.1944/2.1945 — искл. в 1970).
1710 —1730/2510 —2575т; 103,5/110,6x10,9x4,3 —4,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 179 — 225 чел. Вооружение: 4x1 — 114-мм/45, 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (70 ГБ). Легкое зенитное вооружение: "Zambesi", "Cavendish" — 1x2 — 40-мм/56, 4x2 — 20-мм; "Caprice" — 1 х 4 — 40-мм/40, 4x2 — 20-мм; "Caesar" — 1 х 2 и 1 х 1 — 40-мм/56, 2x1 — 40-мм/40; на остальных — 1x2 — 40-мм/56, 2 х 2 и 2 х 1 — 20-мм.
Типы "Z" и "Са" строились по образцу эсминцев типа "S" с измененным вооружением из 114-мм орудий (опытный образец прошел испытания на "Savage"). Для уменьшения нагрузки два спаренных "эрликона" заменялись на одиночные. Планировалось оснастить эти корабли новой универсальной системой управления огнем, но к моменту вступления ЭМ в строй она еще не была готова.
На ЭМ типа "Z" буквы английского алфавита закончились, и для названий кораблей следующего типа первоначально были выбраны достаточно случайные названия, но уже после выдачи заказов их изменили на начинающиеся с буквосочетания "СА".
В 1945 г. часть кораблей, направляемых на Тихий океан, прошла усиление средств ПВО: "Myngs" (1 х 2 и 1 х 1 40-мм/56, 2 х 1 40-мм/40 и 2 20-мм), "Zenith", "Zephyr" и "Cavalier" (1x2 40-мм/56 и 4 х 1 40-мм/40), "Caprice" (1 х 4 и 4 х 1 40-мм/40) и "Cambrian" (1x2 40-мм/66 и 8 20-мм). "Zephyr" в декабре 1944 г. поврежден на мине, ремонт — до апреля 1945 г. "Cassandra" 11.12.1944 тяжело поврежден торпедой герм. ПЛ U-365 (оторвана носовая оконечность длиной около 9 м), ремонт — до июня 1945 г.
Эсминцы типов "S", "Т", "U", "V" и "W" — 40 единиц
1-я группа (тип "S"):
"Savage" (ХЛ, 7.12.1941/24.9.1942/6.1943 — искл. в 1962),
"Scorpion" (Кмл, 19.6.1941/26.8.1942/5.1943 — в 1945 передан Голландии),
"Saumarez" (ХЛ, 8.9.1941/20.11.1942/7.1943 —искл. в 1950),
"Scourge" (Кмл, 26.6.1941/8.12.1942/7.1943 —в 1945 передан Голландии),
"Serapis" (Ск, 14.8.1941/25.3.1943/12.1943 — в 1945 передан Голландии),
"Success" (У, 25.2.1942/3.4.1943/9.1943 — в 1944 передан Норвегии),
"Shark" (Ск, 5.11.1941/1.6.1943/3.1944 — в 1944 передан Норвегии, погиб 6.6.1944)
"Swift" (У, 12.6.1942/15.6.1943/12.1943 — погиб 24.6.1944).
2-я группа (тип "Г):
"Troubridge" (ДжБр, 10.11.1941/23.9.1942/3.1943 — искл. в 1970),
"Tumult" (ДжБр, 16.11.1941/9.11.1942/4.1943 —искл. в 1965),
"Teazer" (Кмл, 20.10.1941/7.1.1943/9.1943 — искл. в 1962),
"Termagant" (Ден, 25.11.1941/22.3.1943/10.1943 — искл. в 1963),
"Tenacious" (Кмл, 3.12.1941/24.3.1943/10.1943 — искл. в 1963),
"Tuscan" (СХ, 6.9.1941/28.5.1942/3.1943 — искл. в 1965),
"Tyrian" (СХ, 15.10.1941/27.7.1942/4.1943 — искл. в 1963) и
"Terpsichore" (Ден, 25.11.1941/17.6.1943/1.1944 — искл. в 1966).
3-я группа (тип "U"):
"Granville"(CX, 1.11.1941/12.10.1942/5.1943 — искл. в 1978),
"Ulster" (СХ, 12.11.1941/9.11.1942/6.1943 —искл. в 1977),
"Ulysses" (Кмл, 14.3.1942/22.4.1943/12.1943 —искл. в 1962),
"Ursa" (Top, 2.5.1942/22.7.1943/3.1944 —искл. в 1967),
"Undaunted" (Кмл, 8.9.1942/19.7.1943/ 3.1944 — искл. в 1978),
"Undine" (Тор, 18.3.1942/1.6.1943/12.1943 — искл. в 1965),
"Urania" (ВикАрм, 18.6.1942/19.5.1943/1.1944 — искл. в 1971),
"Urchin" (ВикАрм, 28.3.1942/8.3.1943/9.1943 — искл. в 1965).
4-я группа (тип "V"):
"Hardy" (ДжБр, 14.3.1942/18.3.1943/8.1943 — погиб 30.1.1944),
"Vigilant" (СХ, 31.1.1942/22.12.1942/9.1943 — искл. в 1965),
"Virago" (СХ, 16.2.1942/4.2.1943/11.1943 — искл. в 1965),
"Venus" (Фф, 12.2.1942/23.2.1943/8.1943 — искл. в 1965),
"Verulam" (Фф, 26.1.1942/ 22.4.1943/12.1943 — искл. в 1970),
"Valentine" (ДжБр, 8.10.1942/2.9.1943/2.1944 — искл. в 1970),
"Vixen" (У, 31.10.1942/14.9.1943/2.1944 —искл. в 1964) и
"Volage" (У, 31.12.1942/15.12.1943/5.1944 — искл. в 1965).
5-я группа (тип "W"):
"Kempenfelt" (ДжБр, 24.6.1942/8.5.1943/10.1943 — в 1956 передан Югославии),
"Wager" (ДжБр, 20.11.1942/1.11.1943/4.1944 — в 1956 передан Югославии),
"Wakeful" (Фф, 3.6.1942/30.6.1943/2.1944 — искл. в 1971),
"Wessex" (Фф, 20.10.1942/2.9.1943/5.1944 — передан ЮАР в 1950),
"Whelp" (ХЛ, 1.5.1942/3.6.1943/4.1944 — передан ЮАР в 1952),
"Whirlwind" (ХЛ, 31.7.1942/30.8.1943/20.7.1944 — искл. в 1973),
"Wizard" (ВикАрм, 14.9.1942/29.9.1943/3.1944 — искл. в 1967),
"Wrangler" (ВикАрм, 23.9.1942/30.12.1943/7.1944 — передан ЮАР в 1956).
1710 (1-я и 5-я группы), 1802 (2-я группа), 1777 (3-я группа), 1808 (4-я группа)/2530 (1-я, 2-я, 4-я и 5-я группы), 2508 — 2528 (3-я группа) т; 103,5/110,6x10,9x4,3 —4,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 615т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 179 — 225 чел. 1 х 2 и 2 х 1 — 114-мм/45 (только "Savage") или 4x1 — 120-мм/45 (остальные), 2 х 4 (на "Tumult" — 1 х 4 и 2 х 1) — 533-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (70 ГБ).
Легкое зенитное вооружение: "Ulysses", "Volage", "Wessex" и "Whelp" — 1x4 — 40-мм/40, 4x2 — 20-мм; "Savage", "Terpsichore" и "Urchin" — 6x2 — 20-мм; "Scorpion" — 5x2 — 20-мм; "Troubridge", "Tumult" и "Tyrian" — 2x1 и4х2 — 20-мм; "Tuscan" — 1x1 и 4 х 2 — 20-мм; остальные — 1x2 — 40-мм/56, 4x2 — 20-мм.
На 8 кораблях типа "S", заказанных в 1941 г., была сделана попытка существенно усилить зенитное вооружение как за счет перехода с 40-мм счетверенного "пом-пома" на новейший спаренный 40-мм автомат "бофорс-хаземайер" с радиолокационным управлением, так и внедрения 120-мм/45 орудия в установке с увеличенным до 55° углом возвышения. Щит этой установки имел сильно скошенный лобовой лист, что вместе с форштевнем, выполненным по типу "Tribal" с большим, чем у "J", наклоном (для снижения брызгообразования на большом ходу), придавало новым кораблям очень элегантный вид. По проекту вооружение дополняли 4 одноствольных "эрликона", однако к моменту вступления в строй появилась возможность заменить их на спаренные автоматы той же марки. В то же время, из-за задержки готовности, "хаземайеры" не попали на "Scorpion" и "Savage", на которых их отсутствие компенсировали увеличением числа "эрликонов". Последний из этих кораблей был выбран для испытаний созданной для типа "Battle" универсальной 114-мм башенной установки — первой в английском флоте, предназначенной для размещения на столь малом корабле, как ЭМ. На "Savage" башней заменили две носовые палубные установки, а в двух одиночных кормовых смонтировали орудия того же 114-мм калибра, во избежание проблем со снабжением корабля боезапасом двух разных типов. Таким образом, этот ЭМ оказался носителем сразу двух новых артсистем (114-мм одинарные установки планировалось внедрить на последующих сериях ЭМ).
"Scorpion" в 1944 г. получил 1 х 4 40-мм "пом-пом", число "эрликонов" уменьшилось до 8. "Saumarez" в 1945 г. получил 4 х 1 40-мм/56 "бофорса", все "эрликоны" сняли.
Корабли двух следующих типов, "Т" и "U", строились по спецификации типа "S" (отличие только в отсутствии арктического оснащения). На первых из них, в большей, чем на "S", степени, сказалась нехватка "хаземайеров" — с проектным вооружением вступило лишь три корабля типа "Т", остальные — с той или иной комбинацией одно- и двухствольных "эрликонов". Один из кораблей — "Tumult" вместо первого ТА оснащался двумя экспериментальными фиксированными торпедными трубами, вскоре после вступления в строй снятыми и замененными на штатный ТА.
К началу 1944 г. ситуация с "хаземайерами" несколько выправилась, и все корабли, не имевшие их ранее, либо получили свое штатное вооружение (5 кораблей типа "Т"), либо дополнительные одноствольные "бофорсы" вместо части "эрликонов" ("Urchin" и "Ulysses"). К началу следующего года на "Termagant", Tumult" и "Tuscan" 20-мм автоматы полностью заменили на одноствольные "бофорсы" (всего 1 х 2 и 5 х 1 40-мм), на остальных "Т" — частично (1 х 2 и 2 х 1 40-мм и 4 20-мм). "Urania" тогда же получил вооружение из одних "бофорсов" (1 х 2 и 4 х 1), a "Urchin" — штатный "хаземайер".
Последние 16 кораблей типов "V" и "W" отличались "арктическим" оборудованием (тип "V", демонтировано в начале 1945 г.) и переходом на новую систему управления огнем ГК (тип 'W"). Только три из них не получили штатные "хаземайеры". В 1945 г. на многих кораблях "эрликоны" заменялись на одноствольные "бофорсы" и "пом-помы" для борьбы с "камикадзе" (против которых "эрликоны" оказались малоэффективны) — полностью на "Venus" и "Vigilant" (по 1 х 2 и 4 х 1 40-мм/56), "Volage" (1 х 4 40-мм/40 и 6 х 1 40-мм/56), частично на "Verulam" (1 х 2 и 4 х 1 40-мм/56 и 4 20-мм), "Sioux" (бывш. "Vixen", 1 х 2 и 2 х 1 40-мм/56 и 4 20-мм), "Kempenfelt" и "Wager" (1 х 2 и 1 х 1 40-мм/56 и 8 20-мм), "Wessex" и "Whelp" (1x4 40-мм/40 и 1 х 1 40-мм/56 и 8 20-мм), "Wakeful" (1 х 2 и 3 х 1 40-мм/56 и 4 20-мм) и "Wizard" (1x2 40-мм/56, 2 х 1 40-мм/40 и 4 20-мм).
"Valentine" и "Vixen" незадолго до вступления в строй, в 1944 г., переданы Канаде и переименованы в "Algonquin" и "Sioux" соответственно.
"Success" и "Shark" переданы Норвегии в 1944 г. и переименованы в "Stord" и "Svenner" соответственно. Последний потоплен герм. ТКА 6.6.1944 у Гавра. "Swift" 24.6.1944 подорвался на мине и затонул у побережья Нормандии. "Hardy" 30.1.1944 потоплен акустической торпедой герм. ПЛ U-278. "Tuscan" 14.5.1943 подорвался на дрейфующей мине и надолго вышел из строя. "Ulster" 1.4.1945 поврежден близким падением "камикадзе" и ремонтировался до августа 1945 г. "Wizard" в мае 1944 г. тяжело поврежден при взрыве собственных ГБ, вышел из строя до апреля 1945 г. "Saumarez" уже после окончания войны в октябре 1946 г. подорвался на мине и не восстанавливался.
Эсминцы типов "Q" и "R" — 16 единиц
1-я группа (тип "Q").
"Quilliam" (ХЛ, 19.8.1941/29.11.1941/10.1942 —в 11.1945 передан Голландии),
"Quiberon" (У, 4.10.1940/31.1.1942/22.7.1942 — искл. в 1964),
"Quail" (ХЛ, 30.9.1941/1.6.1942/7.1.1943 —погиб 18.6.1944),
"Quality" (CX, 10.10.1940/6.10.1941/ 7.9.1942 —искл. в 1957),
"Quentin" (У, 25.9.1940/5.11.1941/15.4.1942 —погиб 2.12.1942),
"Quickmatch" (У, 6.2.1941/11.4.1942/30.9.1942 — искл. в 1963),
"Quadrant" (ХЛ, 24.9.1940/28.2.1942/26.11.1942 — искл. в 1962),
"Queenborough" (CX, 6.11.1940/ 16.1.1942/10.12.1942 —искл. в 1963).
2-я группа (тип "R"):
"Rotherham" (ДжБр, 10.4.1941/21.3.1942/8.1942 — в 1949 передан Индии),
"Racehorse" (ДжБр, 25.6.1941/1.6.1942/10.1942 — искл. в 1949),
"Raider" (Кмл, 16.4.1941/1.4.1942/11.1942 — передан в 1949 Индии),
"Rapid" (Кмл, 16.6.1941/16.7.1942/2.1943 — искл. в 1966),
"Redoubt" (ДжБр, 19.6.1941/2.5.1942/ 10.1942 — в 1949 передан Индии),
"Relentless" (ДжБр, 20.6.1941/15.7.1942/11.1942 — искл. в 1971),
"Rocket" (Ск, 14.3.1942/28.10.1942/8.1943 — искл. в 1965),
"Roebuck" (Ск, 19.6.1942/10.12.1942/ 6.1943 — искл. в 1965).
1705/2425 т; 103,5/109,2x10,9x4,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 уз. 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 176 — 225 чел. 4 х 1 — 120-мм/4: 1 х 4 — 40-мм/40, 6 х 1 (на "Rocket" и "Roebuck" 2 х 2 и 4x1)-20-мм; 2 х 4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 3 БС (45 ГБ).
Заказ на 16 кораблей типов "Q" и "R" был выдан в декабре 1939 г. и апреле 1940 г. соответственно, но фактически работы начались только осенью 1940 г. из-за загруженности верфей ремонтом кораблей, поврежденных в ходе Норвежской и Французской кампаний. Повторяли проект ЭМ типа "О", но размеры и водоизмещение несколько увеличены, в первую очередь, для размещения дополнительного запаса топлива. От первоначально присутствовавшего в проекте одиночного 102-мм зенитного орудия на месте одного из ТА при достройке кораблей отказались. На типе "R" изменено расположение офицерских кают, как на ЭМЭ типа "Hunt" — из кормы их перенесли под носовую надстройку.
Проектом предусматривалась возможность снятия кормового орудия "Y" (обычная практика на ЭМ межвоенных типов) с увеличением числа БМБ до 8 и запаса ГБ — до 120 шт., однако на практике к подобной мере не прибегали, и усиление ПЛО проходило без ослабления артиллерии. Вскоре после вступления в строй на большинстве кораблей число БМБ возросло до 4, а запас ГБ — от 70 до 130 шт.
К началу 1944 г. число "эрликонов" на ЭМ достигло 8, а через год "Raider", "Rotherham" и "Redoubt" получили на вооружение по 4 х 1 40-мм/56 "бофорса" (при этом число "эрликонов" на двух последних сократилось до 4).
"Quiberon", "Quickmatch" и "Quadrant" в период с 1942 по 1945 г. входили в состав ВМС Австралии.
"Quentin" потоплен двумя итал. авиаторпедами 2.12.1942 у побережья Туниса. "Quail" 15.11.1943 подорвался на мине, поставленной у Бари (Средиземное море) герм. ПЛ U-453, доведен до порта, но 18.6.1944 затонул при буксировке из Бари в Таранто. "Quilliam" тяжело поврежден в мае 1945 г. при столкновении с АВ "Indomitable", ремонт — 3 месяца.
Эсминцы типов "О" и "Р" — 16 единиц
1-я группа (тип "О"):
"Onslow" (ДжБр, 15.1.1940/11.3.1941 /9.1941 — передан Пакистану в 1949),
"Offal" (Фф, 1.7.1940/31.3.1941/10.1941 —передан Пакистану в 1949),
"Onslaught" (Фф, 14.1.1941/9.10.1941/6.1942 — передан Пакистану в 1951),
"Oribi" (Фф, 15.1.1940/14.1.1941/7.1941 — передан Турции в 1946).
2-я группа (тип "О"):
"Obdurate" (Ден, 25.4.1940/19.2.1942/9.1942 — искл. в 1964),
"Opportune" (Top, 28.5.1940/21.1.1942/8.1942 — искл. в 1955),
"Obedient" (Ден, 22.5.1940/30.4.1942/10.1942 — искл. в 1962),
"Orwell" (Top, 16.5.1940/2.4.1942/ 10.1942 —искл. в 1965).
3-я группа (тип "Р"):
"Dagenham" (ХЛ, 6.2.1940/28.1.41/2.1942 — погиб 16.4.1943),
"Реп" (ВикАрм, 26.12.1939/12.2.1941/2.1942 — искл. в 1950),
"Petard" (ВикАрм, 26.12.1939/27.3.1941/14.6.1942 — искл. в 1965),
"Pathfinder" (ХЛ, 5.3.1940/ 10.4.1941/4.1942 — искл. в 1948),
"Panther" (Фф, 15.7.1940/28.5.1941/12.1941 — погиб 9.10.1943),
"Paladin" (ДжБр, 22.7.1940/11.6.1941/12.1941 — искл. в 1962),
"Porcupine" (ВикАрм, 26.12.1939/10.7.1941/8.1942 — искл. в 1946),
"Partridge" (Фф, 3.6.1940/5.8.1941/2.1942 — погиб 18.12.1942).
1610/2220 т (1-я группа), 1540/2270 т (2-я группа) и 1550/2250 т (3-я группа); 100,2/105x10,6x4,1 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 500 т нефти, 3850 (20) миль. Эк. 176 — 217 чел. 4x1 — 120-мм/45 (только 1-я группа), 5 (3-я группа) или 4 (2-я группа) или 1 (1-я группа) х 1 -102-мм/45, 1 х 4 — 40-мм/40, 4 х 1 — 20-мм; 2x4 (2-я группа) или 1 х 4 (1- и 3-я группы) — 533-мм ТА, 2 БМБ и 2 БС (30 ГБ) на кораблях 1-й и 2-й групп, 4 БМБ и 2 БС (70 ГБ) на кораблях 3-й группы, 60 мин (только 2-я группа).
Первые представители т.н. "промежуточного" типа ЭМ, концепция которого сложилась в Адмиралтействе в 1938 г. Они должны были занять промежуточное положение между большими "флотскими" (fleet) эсминцами (начиная с кораблей типа "Tribal") и быстроходными эскортными кораблями типа "Hunt". За счет некоторого упрощения конструкции и вооружения их постройку предполагалось вести достаточно быстро (по сравнению с большими ЭМ), что позволило бы в кратчайшие сроки заменить устаревшие ЭМ типов "V" и "Модифицированный W". В качестве отправной точки для проектирования был выбран ЭМ типа "J", корпус и ЭУ которого заимствовали практически без изменений (лишь незначительно уменьшили размеры). Первоначально планировалось использовать как одиночные, так и спаренные 120-мм установки, но на стадии эскизного проекта от последних отказались. В окончательном виде "промежуточный" ЭМ при водоизмещении 1500 т имел вооружение из четырех одноорудийных 120-мм установок, многоствольного "пом-пома", двух счетверенных 12,7-мм пулеметов и двух четырехтрубных ТА, т.е. от ЭМ типа "Н" он отличался только наличием "пом-пома" и чуть большим запасом ГБ (до 30).
Заказ на постройку 8 кораблей типа "О" был выдан в день вступления Англии в войну — 3.9.1939, в рамках "Чрезвычайной военной программы" (поэтому корабли этого типа называли "1-й чрезвычайной флотилией"), заказ еще на 8 точно таких же кораблей (тип "Р" или "2-я чрезвычайная флотилия") последовал ровно месяц спустя.
Опыт войны поставил вопрос об усилении зенитного вооружения, и уже летом 1940 г. в спецификации один из ТА заменили на 102-мм зенитное орудие. В конце года возникла идея перевооружить корабли на спаренные 102-мм орудия, но т.к. последних не хватало, выбор пал на все те же одиночные 102-мм установки, и в феврале 1941 г. последовало решение перевооружить 8 кораблей (6 типа "Р" и 2 типа "О", для единообразия два последних поменяли свои названия на начинающиеся с буквы Р) со 120-мм на 102-мм зенитные (четыре на местах штатных орудий, еще одно — вместо одного из ТА). Уменьшившаяся при новом вооружении нагрузка позволила усилить противолодочное вооружение.
В марте 1941 г. было решено оборудовать 4 корабля типа "О" в качестве минзагов. Как и в случае с кораблями типа "Р", их вооружение было изменено со 120-мм на 102-мм орудия, но их число сократили до 4, возвратили на свое место второй ТА , а на палубе в корму от дымовой трубы смонтировали минные рельсы на 60 мин. При приеме полного числа мин предусматривалось снятие одного из 102-мм орудий и одного ТА для уменьшения нагрузки.
На момент вступления в строй вместо 12,7-мм пулеметов установили 20-мм "эрликоны": первоначально — 4, к началу 1944 г. — 6. В 1943 — 1944 гг. с "Onslow", "Offal", "Onslaught", "Penn", "Petard", "Pathfinder" и "Paladin" снято 102-мм орудие и на свое проектное место возвращен ТА. Одновременно на кораблях 1-й и 2-й групп усилено противолодочное вооружение — до четырех БМБ и двух БС (60 ГБ).
На "Petard" в конце 1944 г. удалось осуществить план перевооружения кораблей этого типа на 102-мм спарки — одноорудийные установки заменили на две спаренные 102-мм (одна в носу, вторая в корме).
"Porcupine" 9.12.1942 тяжело поврежден торпедой герм. ПЛ U-602, не восстанавливался, корпус по месту торпедного попадания разделен на две части и до конца войны служил в качестве портовых плавсредств "Pork" и "Pine". "Partridge" 18.12.1942 потоплен торпедой герм. ПЛ U-565 у Орана. "Panther" 9.10.1943 потоплен герм, авиацией в Восточном Средиземноморье. "Dagenham" 16.4.1943 в Центральном Средиземноморье поврежден артогнем итал. мм, затоплен экипажем. "Pathfinder" тяжело поврежден 11.2.1945 япон. авиацией и после временного ремонта выведен в резерв. "Obdurate" тяжело поврежден в начале 1944 г. акустической торпедой, ремонт — больше года.
Эсминцы типов "L" и "М" — 16 единиц
1- я группа (тип "L"):
"Gorham" (Кмл, 18.10.1938/8.7.1940/2.1941 — погиб 17.1.1942),
"Lively" (Кмл, 20.12.1938/28.1.1941/7.1941 — погиб 11.5.1942),
"Legion" (ХЛ, 1.11.1938/ 26.12.1939/12.1940 —искл. в 1942 —1943),
"Lightning" (ХЛ, 15.11.1938/22.4.1940/5.1941 — погиб 12.3.1943),
"Lookout" (Ск, 23.11.1938/4.11.1940/1.1942 —искл. в 1948),
"Loyal" (Ск, 23.11.1938/8.10.1941/10.1942 — искл. в 1948),
"Lahore" (Яр, 1.3.1939/15.2.1941/8.1941 — погиб 30.3.1944),
"Lance" (Яр, 1.3.1939/28.11.1940/5.1941 — искл. в 1942 — 1943).
2-я группа (тип "М"):
"Musketeer" (Фф, 7.12.1939/2.12.1941/9.1942 — искл. в 1955),
"Myrmidon" (Фф, 7.12.1939/2.3.1942/12.1942 — погиб 8.10.1943),
"Mahatma" (Ск, 18.8.1941/28.7.1942/4.1943 — погиб 25.2.1944),
"Milne" (Ск + ДжБр, 24.1.1940/ 30.12.1941/8.1942 — продан Турции в 1957),
"Matchless" (Стеф, 14.9.1940/4.9.1941/ 12.1942 —продан Турции в 1957),
"Meteor" (Стеф, 14.9.1940/3.11.1941/8.1942 —продан Турции в 1959),
"Маге" (Парсонс, 23.10.1939/30.10.1940/12.1941 — продан Турции в 1957),
"Martin" (Парсонс, 23.10.1939/12.12.1940/12.1941 — погиб 10.11.1942).
1920 (1- и 2-я группы, кроме "Lahore" и "Milne" — 1935)/2660 (1-я группа, кроме "Lahore" — 2675), 2725 (2-я группа, кроме "Milne" — 2750) т; 105,3/110,4x11,3х4,4м; 2 ТЗА, 3 ПК, 48 000 л.с., 36 узл., 567 т нефти, 5500 (15) миль. Эк. 190 — 224 чел.
Вооружение:
"Gorham", "Lance", "Legion" и "Lively" — 4x2 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм/40, 2 х 1 — 20-мм, 2x4 — 12,7-мм; 2x4 — 533-мм ТА, 8 БМБ и 2 БС (110ГБ); остальные — 3x2 — 120-мм/50, 1x1 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм/40,2 х 1 — 20-мм, 2х4и2х2 — 12,7-мм; 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 1 БС (45 ГБ).
К моменту начала проектирования эсминцев программ 1937 г. (тип "L") и 1939 г. (тип "М") договорные ограничения уже не сковывали английских конструкторов. Поэтому, когда Адмиралтейство выдвинуло требование создать новые корабли, оснащенные полностью закрытыми орудийными установками (т.е. защищающими расчет от непогоды) и способные развивать боле высокую скорость (на 10 узл. большую, чем у ЛК типа "King George V"), задачу попытались решить в лоб, за счет увеличения размеров. Так, один из вариантов эскизного проекта предусматривал нечто среднее между ЭМ и крейсером стандартным водоизмещением 3200 т, ЭУ мощностью 90 000 л.с., скоростью при неполной нагрузке 42 узл. и шестью 133-мм универсальными орудиями в трех башнях. К счастью, благоразумие одержало верх, и остановились на гораздо более скромном варианте на основе ЭМ типа "J", с некоторым улучшением основных характеристик. Главным отличием от прототипа должны были стать новые башенноподобные палубные установки (именно установки, а не башни) с углом возвышения орудий 50°. Сами орудия так же были новой модели, с увеличенной до 50 клб длиной ствола и более тяжелым 28-кг снарядом. Предполагалось также оснастить корабль вторым четырехствольными "пом-помом", но, когда выяснилось, что при этом придется расстаться с одним из ТА, от этой идеи отказались. Рост "верхнего" веса (чему способствовали почти на 10 т более тяжелые установки ГК и новые приборы управления огнем) заставил вернуться к четырехтрубными ТА. К проблеме перегрузки прибавилась и задержка с изготовлением новых артустановок — корпуса кораблей строились быстрее. Это отставание могло привести к срыву сроков готовности ЭМ, и летом 1940 г. первые 4 корабля ("Gurkha", "Lance", "Legion" и "Lively") решили достроить с измененным составом артиллерии ГК из четырех спаренных 102-мм установок (две — на штатных позициях в носу, еще две — на увеличенной кормовой надстройке). В дополнение к штатному зенитному вооружению установили 2 "эрликона". В 1942 г. 12,7-мм пулеметы сняли, доведя число "эрликонов" до четырех.
Оставшиеся 12 кораблей получили свои штатные 120-мм установки, но лишились одного из ТА в пользу зенитного 102-мм орудия. Они, как и корабли с 102-мм артиллерией ГК, сразу оснащались двумя "эрликонами" и дополнительно еще 2x2 12,7-мм пулеметами на квартердеке. Начиная с конца 1942 г. последние начали заменять на "эрликоны", число которых к 1943 г. достигло 6, а к 1944 г. — 10.
Ближе к концу войны на "Milne", "Mahratta", "Matchless", "Meteor", "Marne", "Musketeer", "Loyal" и "Lookout" 102-мм орудие было снято и на свое место возвращен ТА.
"Gurkha" потоплен герм. ПЛ U-133 у побережья Ливии 17.1.1942. "Legion" поврежден бомбами 23.3.1942, сел на мель, поднят 25.3.1942, но вновь поврежден 26.3.1942, не восстанавливался. "Lance" тяжело поврежден 5 и 9.4.1942 на Мальте (стоял в сухом доке), не восстанавливался. "Lively" потоплен герм, авиацией у Соллума 11.5.1942. "Martin" потоплен герм. ПЛ U-431 севернее Алжира 10.11.1942. "Lightning" потоплен итал. ТКА севернее Алжира 12.3.1943. "Myrmidon" в 1942 г. передан Польше и переименован в "Orkan", потоплен герм. ПЛ U-610 южнее Исландии 8.10.1943. "Marksman", заложенный на верфи "Scott's" в 1940 г., в мае следующего года, находясь в высокой предспусковой готовности, полностью разрушен во время налета герм, авиации. Перезаложен на той же верфи под новым названием "Mahratta". Потоплен герм. ПЛ U-956 25.2.1944 в Баренцевом море. "Laforey" потоплен герм. ПЛ U-223 севернее Сицилии 30.3.1944. "Loyal" подорвался на мине 12.10.1944 у северо-восточного побережья Италии, не восстанавливался. "Matchless" тяжело поврежден торпедой в июне 1942 г. "Marne" 12.11.1942 тяжело поврежден торпедой герм. ПЛ U-515 (оторвало корму), ремонт — до января 1944 г.
Эсминцы типов "J", "К" и "N" — 24 единицы
1-я группа (тип "J"):
"Jaguar" (Ден, 11.1937/22.11.1938/9.1939 — погиб 26.3.1942),
"Juno" (Фф, 5.10.1937/8.12.1938/8.1939 — погиб 20.5.1941),
"Jervis" (ХЛ, 26.8.1937/ 9.9.1938/8.1939 — искл. в 1949),
"Janus" (CX, 29.9.1937/10.11.1938/8.1939 — погиб 23.1.1944),
"Jersey" (У, 28.9.1937/26.9.1938/4.1939 — погиб 4.5.1941),
"Jupiter" (Яр, 20.9.1937/27.10.1938/6.1939 — погиб 27.2.1942),
"Jackal" (ДжБр, 24.9.1937/ 25.10.1938/4.1939 —погиб 12.5.1942),
"Javelin" (ДжБр, 11.10.1937/21.12.1938/6.1939 — искл. в 1949).
2-я группа (тип "К"):
"Kandahar" (Ден, 1.1938/21.3.1939/10.1939 — погиб 20.12.1941),
"Kelvin" (Фф, 5.10.1937/19.1.1939/11.1939 — искл. в 1949),
"Kelly" (ХЛ, 26.8.1937/ 25.10.1938/8.1939 — погиб 23.5.1941),
"Khartoum" (CX, 27.10.1937/6.2.1939/11.1939— погиб 23.6.1940),
"Kashmir" (Top, 10.1937/ 4.4.1939/10.1939 — погиб 23.5.1941),
"Kimberley" (Top, 1.1938/1.6.1939/12.1939 — искл. в 1949),
"Kingston" (У, 6.10.1937/ 9.1.1939/9.1939 — искл. в 1942),
"Kipling" (Яр, 20.10.1937/19.1.1939/12.1939 — погиб 11.5.1942).
3-я группа (тип "N"):
"Noble" (Ден, 10.7.1939/17.4.1941/2.1942 — передан Нидерландам в 1942),
"Nonpareil" (Ден, 22.5.1940/5.6.1941/10.1942 — передан Нидерландам в 1942),
"Napier" (Фф, 29.7.1939/22.5.1940/12.1940 — искл. в 1956),
"Nestor" (Фф, 26.7.1939/ 9.7.1940/2.1941 — погиб 15.6.1942),
"Nepal" (Top, 9.9.1939/4.12.1941/5.1942 — искл. в 1956),
"Norman" (Top, 27.7.1939/30.10.1940/9.1941 —искл. в 1958),
"Nizam" (ДжБр, 27.7.1939/4.7.1940/1.1941 — искл. в 1955) и
"Nerissa" (ДжБр, 26.7.1939/ 7.5.1940/11.1940 — искл. в 1955)
1760 (1-я и 2-я группы, кроме "Jervis" и "Kelly" — 1965), 1773 (3-я группа)/2330 — 2384 т; 103,5/108,6хЮ,8хЗ,9м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 484 т (1-я и 2-я группы), 491 (3-я группа) нефти, 5500 (15) миль. Эк. 183 — 218 чел. 3x2— 120-мм/45, 1 х 1 — 102-мм/45(только 3-я группа), 1x4 — 40-мм/40, 4x1 — 20-мм/70 (только 3-я группа), 2x4 (1-я и 2-я группы) или 2x2 (3-я группа) — 12,7-мм; 2х5(1-и2-я группы) или 1 х 5 (3-я группа) — 533-мм ТА, 2 БМБ и 1 БС (20 ГБ).
Эсминцы типа "J" стали во многом этапными кораблями, превзойдя в этом качестве даже знаменитые "Tribal". Все последующие ЭМ английского флота (за небольшим исключением) до появления в конце войны кораблей типа "Battle" являлись в той или иной степени модернизацией этого удачного проекта. Изменения касались в основном состава вооружения, в то время как корпус и ЭУ оставались практически неизменными.
Еще при проектировании ЭМ типа "Tribal" ряд чинов Адмиралтейства высказывался как против чрезмерного увеличения размеров, так и стоимости этих кораблей (один "Tribal" обходился почти в полтора раза дороже, чем "стандартный" ЭМ типа "I") при слишком слабом торпедном вооружении. Следствием этого стало решение о возврате на ЭМ программы 1936 г. к более сбалансированному торпедно-артиллерийскому вооружению при несколько меньшем водоизмещении и двухкотельной ЭУ с одной дымовой трубой. На ранних стадиях проектирования предлагалось вернуться к четырем одноорудийным 120-мм установкам и 2 х 4 ТА, то есть фактически к слегка видоизмененному типу "I", но выбор был сделан в пользу проекта с тремя спаренными 120-мм установками (две в носу и одна в корме на надстройке) и 2 х 5 ТА. Подобное размещение артиллерии ГК освободило квартердек для противолодочного и трального оборудования и позволило выделить дополнительные помещения для штаба флотилии в кормовой надстройке без увеличения размеров корабля, как это практиковалось ранее. Поэтому начиная с типа "J" лидеры флотилий имели те же размеры, что и ЭМ, а число кораблей флотилии сократилось с 9 до 8. Из-за перехода на двухкотельную ЭУ на новых кораблях более широко применялся электрический привод. Важным нововведением стал переход на продольную систему набора корпуса.
Заказ на постройку восьми кораблей типа "J" был выдан в марте 1937 г., месяц спустя заказали 8 единиц типа "К" программы 1937 г. Решение о постройке еще 8 однотипных ЭМ (тип "N") приняли в 1939 г., когда в связи с ростом размеров и стоимости кораблей типов "L" и "М" программ 1937 и 1939 гг. наметилось затягивание сроков их готовности. Подобный ход оказался верным, и большинство ЭМ типа "N" программы 1939 г. вступили в строй раньше кораблей типов "L" и "М".
В 1940 — 1941 гг. на всех эсминцах типов "J" и "К" (кроме "Juno", "Kandahar" и "Khartoum") сняли один ТА, вместо которого поставили 102-мм/45 зенитное орудие. Тогда же корабли получили по два 20-мм "эрликона". В середине 1941 г. 12,7-мм пулеметы заменили "эрликонами".
В 1942 — 1943 гг. на сохранившихся ЭМ типов "J" и "К" снято тральное оборудование и увеличен запас ГБ до 45 шт., 102-мм зенитное орудие демонтировано и на свое место возвращен ТА (возросший "верхний" вес вынудил нести неполный комплект торпед — 9 вместо штатных 10, на "Jervis" некоторое время вместо пятитрубного ТА стоял четырехтрубный), число "эрликонов" возросло до 6.
На сохранившихся к 1944 г. "Javelin", "Kimberley", "Jervis" и "Kelvin" мачты-треноги заменили на решетчатые.
Корабли типа "N" вступали в строй с несколько измененным относительно проекта вооружением — со 102-мм зенитным орудием вместо одного из ТА и дополнительными 20-мм "эрликонами" (штатные 12,7-мм счетверенные пулеметы некоторое время стояли только на "Norman") и 2 х 2 12,7-мм пулеметами на квартердеке и увеличенным до 45 шт. запасом ГБ. В 1942 г. на свое место возвращен ТА, а 102-мм орудие снято, как и 12,7-мм пулеметы с кормы. Число "эрликонов" увеличено до 10. В конце войны с "Nizam" вновь снят один ТА, но дополнительно установлен 1x1 40-мм/56 "бофорс".
"Jackal" получил попадание авиаторпедой в декабре 1941 г., а 11.5.1942 тяжело поврежден герм, авиацией в 80 милях северо-западнее Мерса-Матрух. 12.5.1942 оставлен экипажем и затоплен англ. ЭМ "Jervis". "Jaguar" 26.3.1942 потоплен герм. ПЛ U-652 севернее Соллума. "Janus" потоплен герм, авиацией у Анцио 23.1.1944. "Javelin" 29.11.1940 тяжело поврежден попаданием двух торпед с герм. ЭМ "Hans Lody" — взрывами оторваны носовая и кормовая оконечности, ремонт — до января 1942. "Jersey" 7.12.1939 торпедирован герм. ЭМ "Erich Giese", ремонт — до 23.9.1940; подорвался на мине и погиб в гавани Ла-Валетты (Мальта) 4.5.1941. "Jervis" в марте 1940 г. поврежден в результате столкновения, ремонт — до июля. "Juno" потоплен герм, авиацией южнее Крита 21.5.1941. "Jupiter" потоплен торпедами япон. КР и ЭМ в Яванском море 28.2.1942. "Kandahar" подорвался на мине 19.12.1941 у Триполи и на следующий день добит огнем англ. ЭМ "Jaguar". "Kashmir" 23.5.1941 потоплен герм, авиацией у Крита. "Kelly" 14.12.1939 подорвался на неконтактной мине в устье р. Тайн, ремонт —до конца февраля 1940 г.; 10.5.1940 получил попадание торпеды с герм. ТКА S-31, ремонт до середины декабря 1940 г.; потоплен герм, авиацией у Крита 23.5.1941. "Khartoum" 23.6.1940 в Красном море в бою с итал. ПЛ "Toriccelli" получил повреждения, взорвался после пожара и полностью разрушен. "Kingston" 11.4.1942 тяжело поврежден герм, авиацией на Мальте; перевернулся, не восстанавливался. "Kipling" потоплен герм, авиацией 11.5.1942 в Восточном Средиземноморье.
"Noble" и "Nonpareil" в 1942 г., еще до вступления в строй, переданы Голландии и переименованы в "Van Galen" и "Tjerk Hiddes" соответственно. "Nerissa" в 1940 г. передан Польше и переименован в "Piorun", возвращен в 1946 г. В период с 1941 по 1945 г. "Napier", "Nestor" (до момента своей гибели), "Norman" и "Nizam" входили в состав Австралийского флота. "Nestor" потоплен итал. авиацией в Восточном Средиземноморье 15.6.1942.
Эсминцы типа "Tribal" — 23 + 4 единицы
1-я группа (тип "Tribal" ВМС Англии):
"Ashanti" (Ден, 23.11.1936/5.11.1937/12.1938 —искл. в 1949),
"Bedouin" (Ден, 1.1937/21.12.1937/3.1939 — погиб 15.6.1942),
"Gurkha" (Фф, 6.7.1936/7.7.1937/10.1938 — погиб 9.4.1940),
"Maori" (Фф, 6.7.1936/2.9.1937/1.1939 — погиб 12.2.1942),
"Matabele" (Ск, 1.10.1936/6.10.1937/1.1939 — погиб 17.1.1942),
"Punjabi" (Ск, 1.10.1936/18.12.1937/3.1939 —погиб 1.5.1942),
"Zulu" (Стеф, 10.8.1936/23.9.1937/9.1938 — погиб 14.9.1942),
"Sikh" (Стеф, 24.9.1936/17.12.1937/10.1938 — погиб 14.9.1942),
"Somali" (СХ, 26.8.1936/24.8.1937/12.1938 — погиб 24.9.1942),
"Tartar" (CX, 26.8.1936/21.10.1937/ 3.1939 — искл. в 1948),
"Mohawk" (Top, 16.7.1936/5.10.1937/9.1938 — погиб 16.4.1941),
"Nubian" (Top, 10.8.1936/21.12.1937/12.1938 —искл. в 1949),
"Eskimo" (Парсонс, 5.8.1936/ 3.9.1937/12.1938 — искл. в 1949),
"Mashona" (Парсонс, 5.8.1936/3.9.1937/3.1939 — погиб 28.5.1941),
"Afridi" (ВикАрм, 9.6.1936/8.6.1937/5.1938 — погиб 3.5.1940),
"Cossack" (ВикАрм, 9.6.1936/8.6.1937/6.1938 —погиб 27.10.1941).
2-я группа (тип "Tribal" ВМС Австралии):
"Arunta" (Кок, 15.11.1939/30.11.1940/3.1942 — искл. в 1968),
"Bataan" (Кок, 18.2.1942/15.1.1944/5.1945 — искл. в 1962),
"Warramunga" (Кок, 10.2.1940/6.2.1942/11.1942 —искл. в 1963).
3-я группа (тип Tribal ВМС Канады):
"Athabaskan" (ВикАрм, 1940/18.11.1941/3.2.1943 — погиб 29.4.1944),
"Iroquois" (ВикАрм, 19.9.1940/23.9.1941/12.1942 — искл. в 1966),
"Haida" (ВикАрм, 29.9.1941/25.8.1942/9.1943 — корабль-музей),
"Huron" (ВикАрм, 15.7.1941/ 25.6.1942/7.1943 — искл. в 1965).
1960 (1-я группа), 1927 (2-я и 3-я группы)/2520 (1-я группа), свыше 2700 (2-я и 3-я группы) т; 108,4/114,9x11,1x3,8 — 3,9м; 2 ТЗА, 3 ПК, 44 000 л.с., 36 узл., 524 т (1-я группа), 505 т (2-я и 3-я группы) нефти, 5700 (15) миль. Эк. 190 — 219 чел. 4x2 (1-я группа) или 3 х 2 (2-я и 3-я группы) — 120-мм/45,1 х 2 -102-мм/45 (только 2-я и 3-я группы), 1x4 — 40-мм/40, 6x2 — 20-мм (только на "Athabaskan" и "Iroquois" 3-й группы), 6x1 — 20-мм/70 (только 2-я группа и "Haida" и "Huron" 3-й группы), 2x4 — 12,7-мм (только 1-я группа); 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 1 БС (20 ГБ).
Корабли типа "Tribal" стали ответом Англии на появление во флотах вероятных противников крупных ЭМ, заметно превосходящих по вооружению стандартные английские ЭМ с их четырьмя 120-мм орудиями. Отправной точкой в проектировании нового корабля стало требование Адмиралтейства разместить мощное вооружение из десяти 120-мм орудий, что должно было обеспечить превосходство над новыми иностранными ЭМ, такими как японский "Фубуки" (3x2 127-мм орудия и 3 х 3 ТА). Помимо этого, высказывалось пожелание обеспечить лидеры типа "V" (первоначальное обозначение этих кораблей) усиленными средствами ПВО, включающими в свой состав новейшие многоствольные 40-мм "пом-помы". При этом особо оговаривалось, что корабли не должны быть настолько большими, чтобы требовалось их бронирование, но иметь достаточные размеры для обеспечения хорошей мореходности.
При разработке эскизного проекта оказалось, что выполнить все требования в рамках разрешенного водоизмещения (1850 т — верхний предел для лидеров в соответствии с решениями Лондонской конференции) невозможно, и после рассмотрения многочисленных вариантов остановились на проекте с восемью 120-мм орудиями, двумя четырехствольными 40-мм "пом-помами" (один исключен из спецификации уже после начала постройки) и единственным ТА (правда, с силовым приводом). Предполагалось, что корабли этого типа будут сводиться во флотилии семикорабельного состава, и по программе 1935 г. предусматривалась постройка именно такой флотилии, но от этой идеи вскоре отказались, заказав в следующем году не 7, а 9 единиц.
Конструктивно, кроме перехода на более тяжелые спаренные установки ГК, применения яхтенного форштевня вместо привычного прямого (на стадии эскизного проекта он планировался и на "Tribal") и оснащения на 30% более мощной ЭУ, "Tribal" принципиально не отличались от своих предшественников: то же внутреннее расположение и та же поперечная система набора корпуса. Последняя и стала главным недостатком этих, в остальном очень удачных кораблей — из всех ЭМ английской постройки в годы войны проблемы с прочностью связей корпуса возникали лишь у "Tribal", хотя и в гораздо меньшей степени, чем у эсминцев других флотов. Летом 1940 г. со всех английских "Tribal" (кроме "Afridy" и "Gurkha") сняли кормовую установку ГК "X" и вместо нее смонтировали универсальную 102-мм спарку. В начале 1941 г. на кораблях появились первые "эрликоны" (по 2 на корабль, исключение составляли "Zulu" и "Sikh", некоторое время оснащенные не "эрликонами", а двумя одноствольными 40-мм "пом-помами"), с 1942 г. число "эрликонов" на кораблях возросло за счет замены ими 12,7-мм пулеметов, к концу войны на сохранившихся кораблях их общее количество достигло 10. "Nubian" оказался единственным
из английских представителей этого типа, получившим в конце войны на вооружение 40-мм/56 "бофорсы" — его ближние средства ПВО состояли из двух таких автоматов и восьми "эрликонов".
Пополнились кораблями типа "Tribal" и доминионы Англии. В Австралии их решили строить своими силами, но при содействии английских специалистов, а ЭУ были заказаны в Метрополии. Проект австралийского "Tribal" первоначально ничем не отличался от английского оригинала. Первые два корабля заказали в январе 1939 г., еще четыре — в мае того же года. С началом войны заказ на 3 единицы аннулировали. Уже в ходе постройки в состав вооружения кораблей внесли изменения, продиктованные опытом первых месяцев боевых действий в Европе. В основном они повторяли работы, проведенные на английских "Tribal": в частности, артустановка ГК "X" и 12,7-мм пулеметы заменялись универсальной 102-мм спаркой и 20-мм автоматами. Вступивший в строй последним "Bataan" вместо 20-мм "эрликонов" нес 6 х 1 40-мм/56 автоматов "Бофорс". В 1944 — 1945 гг. "Arunta" и "Warramunga" (по типу "Bataan") перевооружили "бофорсами".
По примеру Австралии в 1940 г. решение о постройке "Tribal" приняла и Канада, но не у себя, а в Англии. В 1940 г. был выдан заказ на 4 корабля. В ходе выполнения заказа в состав вооружения вносились изменения, в общих чертах повторявшие принятые на австралийских эсминцах. Единственным существенным отличием стало более удачное расположение счетверенного "пом-пома".
В 1943 г. на "Athabaskan" и "Iroquois" число "эрликонов" достигло 12 и 10 соответственно. "Haida" в конце войны получил на вооружение 4x1 40-мм/56 "бофорса", число "эрликонов" сократилось до 4.
Уже после окончания войны вошли в строй еще 4 канадских ЭМ типа "Tribal" — "Micmac", "Nootka", "Cayuga" и "Athabaskan" (II), строившихся в Канаде по несколько измененному проекту (4x2 102-мм/45 орудия ГК и 40-мм "бофорсы").
"Afridy" 3.5.1940 потоплен герм, авиацией зап. Намсуса (Норвегия). "Ashanti" 17.10.1940 выброшен штормом на камни у побережья графства Сандерленд (Англия), ремонт — до конца августа 1941 г. "Bedouin" 15.6.1942 тяжело поврежден 152-мм снарядом с итал. КРЛ южн. о. Пантеллерия, позднее добит итал. авиацией (торпеда). "Cossack" 13.4.1940 серьезно поврежден попаданиями четырех 127-мм снарядов с герм. ЭМ и в результате посадки на мель в гавани Нарвика, ремонт — до августа 1940 г.; 23.10.1941 тяжело поврежден герм. ПЛ U-563 зап. Гибралтара, 27.10.1941 затонул. "Eskimo" 13.4.1940 тяжело поврежден попаданием торпеды с герм. ЭМ "Georg Thiele" (оторвана носовая оконечность), ремонт — до сентября 1940 г. "Gurkha" 9.4.1940 потоплен герм, авиацией зап. Бергена. "Maori" потоплен герм, авиацией 12.2.1942 на Мальте. "Mashona" потоплен герм, авиацией юго-зап. Ирландии 28.5.1941. "Matabele" в конце мая 1940 г. поврежден герм, авиацией у побережья северной Норвегии, ремонт — до середины августа 1940 г.; потоплен герм. ПЛ U-454 в Баренцевом море 17.1.1942. "Mohawk" торпедирован итал. ЭМ 16.4.1941 у м. Бон, добит огнем ЭМ "Janus". "Punjabi" поврежден 127-мм снарядами с герм. ЭМ "Giese" и 'Roeder", ремонт — до июня 1940 г.; погиб при столкновении с англ. ЛК "King George V" в Северной Атлантике 1.5.1942. "Sikh" потоплен герм, береговой батареей у Тобрука 14.9.1942. "Somali" поврежден торпедой герм. ПЛ U-703 южнее Исландии 20.9.1942, затонул во время буксировки 24.9.1942. "Zulu" поврежден герм, авиацией у Тобрука, затонул 14.9.1842 при буксировке. "Athabaskan" 29.4.1944 торпедирован герм. мм Т-24 у Сен-Брие (Ла-Манш), взорвался и затонул.
Эсминцы типов "Н" и "I" для флотов Бразилии и Турции — 8 единиц
1-я группа (тип "Н"):
"Hurricane" (ВикАрм, 30.6.1938/29.9.1939/6.1940 — погиб 24.12.1943),
"Harvester" (ВикАрм, 3.6.1938/29.9.1939/5.1940 — погиб 11.3.1943),
"Havant" (У, 30.3.1938/17.7.1939/12.1939 — погиб 1.6.1940),
"Havelock" (У, 31.5.1938/16.10.1939/2.1940 — искл. в 1946),
"Hesperus" (Top, 6.7.1938/1.8.1939/1.1940 —искл. в 1946),
"Highlander" (Тор, 28.9.1938/16.10.1939/3.1940 — искл. в 1947).
2-я группа (тип Т):
"Inconstant" (ВикАрм, 24.5.1939/15.12.1940/1.1942 — передан Турции в 1945),
"Ithuriel" (ВикАрм, 24.5.1939/24.2.1941/3.1942 — искл. в 1945).
1340 (1-я группа), 1380 (2-я группа)/1860 — 1880 т; 95,1/98,5x10,1x3,8 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 34 000 п.с., 35,5 узл., 455 т нефти, 5500 (15) миль. Эк. 145 чел. 4x1 (2-я группа) или 3x1 (1-я группа) — 120-мм/45, 2x4 — 12,7-мм; 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (110 ГБ) на кораблях 1-й группы, 2 БМБ и 1 БС (20 ГБ) на кораблях 2-й группы.
В 1938 г. Бразилия заказала в Англии 6 ЭМ по типу построенных для британского флота эсминцев типа "Н". Единственным существенным отличием от оригинала была иная система управления огнем ГК, состоящая из совмещенного "директора-дальномера". В связи с началом Второй мировой войны все перекуплены британским правительством 4.9.1939 и получили новые названия: "Hurricane" (бывш. "Japarua"), "Harvester" ("Jurua"), "Havant" ("Javary"), "Havelock" ("Jutahy"), "Hesperus" ("Juruena") и "Highlander" ("Jaguaribe").
Достраивались бывшие бразильские "Н" в большой спешке, практически без обязательной в таком случае доработки проекта до требований британского флота (на кораблях сохранилась не опробованная система управления огнем, "экспортные" торпеды и др.). Единственным изменением стало усиление противолодочного вооружения за счет снятия кормового 120-мм орудия с позиции "Y" и трального оборудования. Причина "перекоса" в сторону ПЛО кроется как в неготовности части оригинального вооружения, так и в сомнительных достоинствах новой системы управления артогнем, что сильно снижало ценность новых эсминцев в качестве артиллерийских кораблей. К тому же, из-за спешки часть эсминцев вступила в строй с недоукомплектованной системой управлением огнем: "Havant", "Hesperus", "Havelock" и "Highlander" участвовали в первых боевых столкновениях, оснащенные лишь дальномером, a "Hesperus" до середины 1940 г. вообще не имел ТА. Лишь два последних корабля вошли в строй полностью укомплектованными. Уже летом с "Hurricane", "Harvester", "Havelock", "Hesperus" и "Highlander" сняли один ТА, заменив его на 76-мм зенитную пушку. В следующем году они получили по 2 "эрликона", в 1942 — 1943 гг. были сняты 12,7-мм пулеметы и число "эрликонов" увеличилось до 4. Примерно в это же время на "Havelock", "Hesperus" и "Highlander" сняли орудие ГК "А", вместо которого установили РБУ "Хеджехог. Для более удобного размещения ГБ отказались от последнего ТА (возможно, его сняли и на "Hurricane" и "Harvester").
Четыре эсминца были заказаны Турцией в 1939 г. фирмам "Виккерс-Армстронг" и "Денни" по типу построенных для британского флота кораблей типа "I", но с четырехтрубными торпедными аппаратами. Система управления огнем — аналогична принятой на бразильских "Н". Британское правительство выкупило два эсминца — "Inconstant" (бывш. "Muavenet") и "Ithuriel" (бывш. "Gayret"). Еще два, постройки "Денни", поставлены турецкому флоту в 1942 г.
В начале 1942 г. на "Inconstant" и в середине того же года на "Ithuriel" снят один ТА в пользу 76-мм зенитной пушки. Вместо 12,7-мм пулеметов установлены 4 "эрликона". На "Inconstant" в начале 1943 г. сняты орудие ГК "Y" и 76-мм зенитная пушка, увеличены число БМБ (до 4) и запас ГБ. К середине года число "эрликонов" на нем увеличено до 6, а в начале 1944 г. вместо носового орудия ГК "В" установлен РБУ "Хеджехог" и две 57-мм скорострельные противокатерные пушки "Гочкиса" (по бокам РБУ).
"Havant" 1.6.1940 тяжело поврежден герм, авиацией у Дюнкерка, оставлен экипажем, добит ТЩ "Saltash". "Ithuriel" поврежден герм, бомбардировщиками в Боне 27 — 28.11.1942; не восстанавливался. "Hurricane" с 7 на 8.5.1941 потоплен герм, авиацией в Ливерпуле; поднят, введен в строй; 24.12.1943 торпедирован герм. ПЛ U-415 в районе Азорских о-вов, потерял ход, оставлен экипажем и 25.12.1943 добит ЭМ "Watchman". "Harvester" 11.3.1943 потерял ход в результате повреждения форштевня после тарана герм. ПЛ U-444, вскоре потоплен герм. ПЛ U-432 в Северной Атлантике.