Эсминцы

 

Эсминцы типа "Battle" — 5 + 11 единиц

46.jpg

 

"Armada" (ХЛ, 29.12.1942/9.12.1943/7.1945 — искл. в 1965)

"Barfleur" (CX, 28.10.1942/1.11.1943/9.1944 — искл. в 1965)

"Camperdown" (Фф, 3.10.1942/8.2.1944/6.1945 —искл. в 1966)

"Hogue" (Кмл, 6.1.1943/21.4.1944/24.7.1945 — искл. в 1962)

"Trafalgar" (CX, 15.2.1943/12.1.1944/7.1945 — искл. в 1966)

 

Единственный тип эсминца, созданный в Англии в годы войны с учетом ее опыта и успевший принять учас­тие в боевых действиях (правда, чисто символическое). Работы по проекту нового ЭМ для программы 1942 г. начались летом предыдущего года. Впервые в английской практике предусматривалась универсальная артиллерия ГК в башенных установках с высокой степенью механи­зации и соответствующая ей система управления огнем. В качестве отправной точки для проектирования был выбран ЭМ типа "L", размеры которого несколько увеличили (в основном ширину корпуса) для раз­мещения более тяжелого вооружения из двух двухорудийных 120-мм уни­версальных башенных установок с углом возвышения 80°, трех спаренных 40-мм "бофорсов" с радиолокационным управлением, 6x1 20-мм "эрлико­нов" и 2 х 4 ТА. Вся артиллерия ГК размещалась в носу, т.к. опыт первых лет войны показал, что у английских ЭМ редко возникает необходимость вести ретирадный огонь. Это решение позднее послужило поводом для критики проекта. Следует, однако, отметить, что установка "В" стояла достаточно свободно, имела круговое вращение и "мертвый" кормовой сектор был не столь велик, как кажется на первый взгляд.

Важным нововведением стал переход на использование пара с повы­шенными параметрами (давление 50 кг/см2, по сравнению с 21 кг/см2 на предшествующих типах, начиная с "А").

В марте 1942 г. было принято важное решение перейти со 120-мм на 114-мм орудия, имеющие лучшие баллистические характеристики и бо­лее тяжелый снаряд. Разработанный для этого орудия унитарный выстрел оказался слишком тяжелым для работы с ним на таких небольших кораб­лях, как эсминцы. Поэтому орудие (точнее, его казенная часть) было доработано под раздельное заряжение. Испытание новой артсистемы прошло на ЭМ "Savage" (тип "S"). Одновременно в состав вооружения включили 102-мм/40 универсальную пушку для стрельбы осветитель­ными снарядами (вместо традиционного прожектора) и увеличили число спаренных "бофорсов" до 4. Для повышения эффективности зенитной ар­тиллерии предполагалось оснастить корабли успокоителями качки, но они появились лишь на "Camperdown".

Заказ на первые 12 кораблей нового типа выдали в апреле 1942 г. Именами для них стали названия битв английской армии и флота, что и дало общее наименование серии — "Battle" (в переводе с английско­го — битва). Еще 4 корабля заказали в августе 1942 г.

В 1944 г. в проект внесли последние изменения, касающиеся зенитного вооружения — вместо "эрликонов" появились дополнительные одно­ствольные "бофорсы", неудачное 102-мм орудие, начиная с пятого корабля серии, не устанавливали, заменив его еще на 2 "бофорса".

До конца войны в строй вступили лишь 5 ЭМ, из которых только "Barfleur" успел попасть на Тихий океан и принять участие в боевых действиях.

Уже после окончания войны, в 1945 — 1946 гг., вступили в строй "Vigo", "Cadiz", "Finisterre", "Gabbard", "Gravelines", "Lagos", "St. James", "St. Kitts", "Saintes", "Sluys" и "Solebay". Еще 8 кораблей модернизирован­ного типа (т.н. "Battle" программы 1943 г., с новой системой управления огнем, пятым 114-мм орудием ГК и пятитрубными ТА) вступили в строй в 1946 —1948гг.

 

Эсминцы типов "Ch", "Co" и "Сг" — 4 + 20 единиц

47.jpg

 

"Chevron" (Ск, 18.3.1943/23.2.1944/8.1945 —искл. в 1965),

"Chaplet" (Тор, 29.4.1943/18.7.1944/8.1945 — искл. в 1964),

"Comet" (Яр, 14.6.1943/22.6.1944/6.1945 — искл. в 1962) и

"Crescent" (ДжБр, 16.8.1943/20.7.1944/8.1945 — искл. в 1970)

 

1825/2535 т; 103,5/110,6x10,9x4,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 179 —225чел.4х 1 — 114-мм/45, 1 х 2 — 40-мм/56, 2 х 1 — 40-мм/40, 2x1— 20-мм, 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 2 БС (35 ГБ).

 

Развитие типа "Са" с новой универсальной систе­мой управления артогнем (аналогична примененной на типе "Battle"). Из-за ее большого веса пришлось пойти на снятие одного ТА и ослаб­ление противолодочного вооружения. До конца войны успели вступить в строй 4 корабля (2 типа "Ch", 1 — "Со" и 1 — "Сг"), один из них, "Crescent", вошел в состав флота Канады. В 1945 — 1947 гг. вступили в строй "Chequers", "Cheviot", "Charity", "Chieftain", "Childers", "Chivalrous", "Cossack", "Constance", "Cockade", "Contest", "Comus", "Consort", "Concord", "Crusader", "Crystal", "Crispin", "Cromwell", "Creole", "Crown" и "Croziers". Причем "Contest" стал первым английским цель­носварным эсминцем.

 

Эсминцы типов "Z" и "Са" — 16 единиц

48.jpg

 

1-я группа (тип "Z"):

"Myngs" (Парсонс, 27.5.1942/31.5.1943/6.1944 — передан Египту в 1955),

"Zealous" (Кмл, 5.5.1942/28.2.1944/10.1944 — передан Израилю в 1956),

"Zenith" (Ден, 19.5.1942/5.6.1944/12.1944 — передан Египту в 1955),

"Zest" (Тор, 21.7.1942/14.10.1943/7.1944 — искл. в 1970),

"Zambesi" (Кмл, 12.12.1942/ 21.11.1943/7.1944 —искл. в 1959),

"Zebra" (Ден, 14.5.1942/8.3.1944/10.1944 —искл. в 1959),

"Zephyr" (Парсонс, 13.7.1942/15.7.1943/9.1944 — искл. в 1958),

"Zodiac" (Тор, 7.11.1942/11.3.1944/10.1944 —передан Израилю в 1956).

2-я группа (тип "Са"):

"Caesar" (ДжБр, 3.4.1942/14.2.1944/10.1944 — искл. в 1966),

"Caprice" (Яр, 28.9.1942/16.9.1943/5.4.1944 — искл. в 1978),

"Cassandra" (Яр, 3.1.1943/29.11.1943/7.1944 — искл. в 1966),

"Cambrian" (Ск, 14.8.1942/ 10.12.1943/7.1944 — искл. в 1971),

"Саггоп" (Ск, 26.11.1942/28.3.1944/11.1944 — искл. в 1967),

"Cavalier" (У, 28.2.1943/7.4.1944/11.1944 — корабль-музей),

"Cavendish" (ДжБр, 19.5.1943/12.4.1944/12.1944 — искл. в 1966) и

"Carysfort" (У, 12.5.1943/ 25.7.1944/2.1945 — искл. в 1970).

 

1710 —1730/2510 —2575т; 103,5/110,6x10,9x4,3 —4,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 179 — 225 чел. Вооружение: 4x1 — 114-мм/45, 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (70 ГБ). Легкое зенитное вооружение: "Zambesi", "Cavendish" — 1x2 — 40-мм/56, 4x2 — 20-мм; "Caprice" — 1 х 4 — 40-мм/40, 4x2 — 20-мм; "Caesar" — 1 х 2 и 1 х 1 — 40-мм/56, 2x1 — 40-мм/40; на остальных — 1x2 — 40-мм/56, 2 х 2 и 2 х 1 — 20-мм.

 

Типы "Z" и "Са" строились по образцу эсминцев типа "S" с измененным вооружением из 114-мм орудий (опытный образец прошел испытания на "Savage"). Для уменьшения нагрузки два спаренных "эрликона" заменялись на одиночные. Планировалось оснастить эти корабли новой универсальной системой управления огнем, но к моменту вступления ЭМ в строй она еще не была готова.

На ЭМ типа "Z" буквы английского алфавита закон­чились, и для названий кораблей следующего типа первоначально были выбраны достаточно случайные названия, но уже после выдачи заказов их изменили на начинающиеся с буквосочетания "СА".

В 1945 г. часть кораблей, направляемых на Тихий оке­ан, прошла усиление средств ПВО: "Myngs" (1 х 2 и 1 х 1 40-мм/56, 2 х 1 40-мм/40 и 2 20-мм), "Zenith", "Zephyr" и "Cavalier" (1x2 40-мм/56 и 4 х 1 40-мм/40), "Caprice" (1 х 4 и 4 х 1 40-мм/40) и "Cambrian" (1x2 40-мм/66 и 8 20-мм). "Zephyr" в декабре 1944 г. поврежден на мине, ремонт — до апреля 1945 г. "Cassandra" 11.12.1944 тяжело по­врежден торпедой герм. ПЛ U-365 (оторвана носовая оконечность длиной около 9 м), ремонт — до июня 1945 г.

 

Эсминцы типов "S", "Т", "U", "V" и "W" — 40 единиц

49.jpg

 

1-я группа (тип "S"):

"Savage" (ХЛ, 7.12.1941/24.9.1942/6.1943 — искл. в 1962),

"Scorpion" (Кмл, 19.6.1941/26.8.1942/5.1943 — в 1945 передан Гол­ландии),

"Saumarez" (ХЛ, 8.9.1941/20.11.1942/7.1943 —искл. в 1950),

"Scourge" (Кмл, 26.6.1941/8.12.1942/7.1943 —в 1945 передан Голландии),

"Serapis" (Ск, 14.8.1941/25.3.1943/12.1943 — в 1945 передан Голландии),

"Success" (У, 25.2.1942/3.4.1943/9.1943 — в 1944 передан Норвегии),

"Shark" (Ск, 5.11.1941/1.6.1943/3.1944 — в 1944 передан Норвегии, погиб 6.6.1944)

"Swift" (У, 12.6.1942/15.6.1943/12.1943 — погиб 24.6.1944).

2-я группа (тип "Г):

"Troubridge" (ДжБр, 10.11.1941/23.9.1942/3.1943 — искл. в 1970),

"Tumult" (ДжБр, 16.11.1941/9.11.1942/4.1943 —искл. в 1965),

"Teazer" (Кмл, 20.10.1941/7.1.1943/9.1943 — искл. в 1962),

"Termagant" (Ден, 25.11.1941/22.3.1943/10.1943 — искл. в 1963),

"Tenacious" (Кмл, 3.12.1941/24.3.1943/10.1943 — искл. в 1963),

"Tuscan" (СХ, 6.9.1941/28.5.1942/3.1943 — искл. в 1965),

"Tyrian" (СХ, 15.10.1941/27.7.1942/4.1943 — искл. в 1963) и

"Terpsichore" (Ден, 25.11.1941/17.6.1943/1.1944 — искл. в 1966).

3-я группа (тип "U"):

"Granville"(CX, 1.11.1941/12.10.1942/5.1943 — искл. в 1978),

"Ulster" (СХ, 12.11.1941/9.11.1942/6.1943 —искл. в 1977),

"Ulysses" (Кмл, 14.3.1942/22.4.1943/12.1943 —искл. в 1962),

"Ursa" (Top, 2.5.1942/22.7.1943/3.1944 —искл. в 1967),

"Undaunted" (Кмл, 8.9.1942/19.7.1943/ 3.1944 — искл. в 1978),

"Undine" (Тор, 18.3.1942/1.6.1943/12.1943 — искл. в 1965),

"Urania" (ВикАрм, 18.6.1942/19.5.1943/1.1944 — искл. в 1971),

"Urchin" (ВикАрм, 28.3.1942/8.3.1943/9.1943 — искл. в 1965).

4-я группа (тип "V"):

"Hardy" (ДжБр, 14.3.1942/18.3.1943/8.1943 — погиб 30.1.1944),

"Vigilant" (СХ, 31.1.1942/22.12.1942/9.1943 — искл. в 1965),

"Virago" (СХ, 16.2.1942/4.2.1943/11.1943 — искл. в 1965),

"Venus" (Фф, 12.2.1942/23.2.1943/8.1943 — искл. в 1965),

"Verulam" (Фф, 26.1.1942/ 22.4.1943/12.1943 — искл. в 1970),

"Valentine" (ДжБр, 8.10.1942/2.9.1943/2.1944 — искл. в 1970),

"Vixen" (У, 31.10.1942/14.9.1943/2.1944 —искл. в 1964) и

"Volage" (У, 31.12.1942/15.12.1943/5.1944 — искл. в 1965).

5-я группа (тип "W"):

"Kempenfelt" (ДжБр, 24.6.1942/8.5.1943/10.1943 — в 1956 передан Югославии),

"Wager" (ДжБр, 20.11.1942/1.11.1943/4.1944 — в 1956 передан Югославии),

"Wakeful" (Фф, 3.6.1942/30.6.1943/2.1944 — искл. в 1971),

"Wessex" (Фф, 20.10.1942/2.9.1943/5.1944 — передан ЮАР в 1950),

"Whelp" (ХЛ, 1.5.1942/3.6.1943/4.1944 — передан ЮАР в 1952),

"Whirlwind" (ХЛ, 31.7.1942/30.8.1943/20.7.1944 — искл. в 1973),

"Wizard" (ВикАрм, 14.9.1942/29.9.1943/3.1944 — искл. в 1967),

"Wrangler" (ВикАрм, 23.9.1942/30.12.1943/7.1944 — передан ЮАР в 1956).

 

1710 (1-я и 5-я группы), 1802 (2-я группа), 1777 (3-я группа), 1808 (4-я группа)/2530 (1-я, 2-я, 4-я и 5-я группы), 2508 — 2528 (3-я группа) т; 103,5/110,6x10,9x4,3 —4,4 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 615т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 179 — 225 чел. 1  х 2 и 2 х 1 — 114-мм/45 (только "Savage") или 4x1 — 120-мм/45 (остальные), 2 х 4 (на "Tumult" — 1 х 4 и 2 х 1) — 533-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (70 ГБ).

Легкое зенитное вооружение: "Ulysses", "Volage", "Wessex" и "Whelp" — 1x4 — 40-мм/40, 4x2 — 20-мм; "Savage", "Terpsichore" и "Urchin" — 6x2 — 20-мм; "Scorpion" — 5x2 — 20-мм; "Troubridge", "Tumult" и "Tyrian" — 2x1 и4х2 — 20-мм; "Tuscan" — 1x1 и 4 х 2 — 20-мм; остальные — 1x2 — 40-мм/56, 4x2 — 20-мм.

 

На 8 кораблях типа "S", заказанных в 1941 г., была сделана попытка су­щественно усилить зенитное вооружение как за счет перехода с 40-мм счетверенного "пом-пома" на новейший спаренный 40-мм автомат "бофорс-хаземайер" с радиолокационным управлением, так и внедрения 120-мм/45 орудия в установке с увеличенным до 55° углом возвышения. Щит этой установки имел сильно скошенный лобовой лист, что вместе с фор­штевнем, выполненным по типу "Tribal" с большим, чем у "J", наклоном (для снижения брызгообразования на большом ходу), придавало новым кораблям очень элегантный вид. По проекту вооружение дополняли 4 одноствольных "эрликона", однако к моменту вступления в строй появилась возможность заменить их на спаренные автоматы той же марки. В то же время, из-за задержки готовности, "хаземайеры" не попали на "Scorpion" и "Savage", на которых их отсутствие компенсировали увеличе­нием числа "эрликонов". Последний из этих кораблей был выбран для испытаний созданной для типа "Battle" универ­сальной 114-мм башенной установки — первой в английском флоте, предназначенной для размещения на столь малом корабле, как ЭМ. На "Savage" башней заменили две носовые палубные установки, а в двух одиночных кормовых смонтиро­вали орудия того же 114-мм калибра, во избежание проблем со снабжением корабля боезапасом двух разных типов. Таким образом, этот ЭМ оказался носителем сразу двух новых артсистем (114-мм одинарные установки планировалось внедрить на последующих сериях ЭМ).

"Scorpion" в 1944 г. получил 1 х 4 40-мм "пом-пом", число "эр­ликонов" уменьшилось до 8. "Saumarez" в 1945 г. получил 4 х 1 40-мм/56 "бофорса", все "эрликоны" сняли.

Корабли двух следующих типов, "Т" и "U", строились по спе­цификации типа "S" (отличие только в отсутствии арктического оснащения). На первых из них, в большей, чем на "S", степени, сказалась нехватка "хаземайеров" — с проектным вооружением вступило лишь три корабля ти­па "Т", остальные — с той или иной комбинацией одно- и двухствольных "эрликонов". Один из кораблей — "Tumult" вместо первого ТА оснащался дву­мя экспериментальными фиксированными торпедными трубами, вскоре после вступления в строй снятыми и замененными на штатный ТА.

К началу 1944 г. ситуация с "хаземайерами" несколько выправилась, и все корабли, не имевшие их ранее, либо получили свое штатное во­оружение (5 кораблей типа "Т"), либо дополнительные одноствольные "бофорсы" вместо части "эрликонов" ("Urchin" и "Ulysses"). К началу сле­дующего года на "Termagant", Tumult" и "Tuscan" 20-мм автоматы полностью заменили на одноствольные "бофорсы" (всего 1 х 2 и 5 х 1 40-мм), на остальных "Т" — частично (1 х 2 и 2 х 1 40-мм и 4 20-мм). "Urania" тогда же получил вооружение из одних "бофорсов" (1 х 2 и 4 х 1), a "Urchin" — штатный "хаземайер".

Последние 16 кораблей типов "V" и "W" отличались "арктическим" обо­рудованием (тип "V", демонтировано в начале 1945 г.) и переходом на новую систему управления огнем ГК (тип 'W"). Только три из них не полу­чили штатные "хаземайеры". В 1945 г. на многих кораблях "эрликоны" заменялись на одноствольные "бофорсы" и "пом-помы" для борьбы с "камикадзе" (против которых "эрликоны" оказались малоэффективны) — полностью на "Venus" и "Vigilant" (по 1 х 2 и 4 х 1 40-мм/56), "Volage" (1 х 4 40-мм/40 и 6 х 1 40-мм/56), частично на "Verulam" (1 х 2 и 4 х 1 40-мм/56 и 4 20-мм), "Sioux" (бывш. "Vixen", 1 х 2 и 2 х 1 40-мм/56 и 4 20-мм), "Kempenfelt" и "Wager" (1 х 2 и 1 х 1 40-мм/56 и 8 20-мм), "Wessex" и "Whelp" (1x4 40-мм/40 и 1 х 1 40-мм/56 и 8 20-мм), "Wakeful" (1 х 2 и 3 х 1 40-мм/56 и 4 20-мм) и "Wizard" (1x2 40-мм/56, 2 х 1 40-мм/40 и 4 20-мм).

"Valentine" и "Vixen" незадолго до вступления в строй, в 1944 г., переда­ны Канаде и переименованы в "Algonquin" и "Sioux" соответственно.

"Success" и "Shark" переданы Норвегии в 1944 г. и переименованы в "Stord" и "Svenner" соответственно. Последний потоплен герм. ТКА 6.6.1944 у Гавра. "Swift" 24.6.1944 подорвался на мине и затонул у по­бережья Нормандии. "Hardy" 30.1.1944 потоплен акустической торпедой герм. ПЛ U-278. "Tuscan" 14.5.1943 подорвался на дрейфующей мине и надолго вышел из строя. "Ulster" 1.4.1945 поврежден близким падени­ем "камикадзе" и ремонтировался до августа 1945 г. "Wizard" в мае 1944 г. тяжело поврежден при взрыве собственных ГБ, вышел из строя до апреля 1945 г. "Saumarez" уже после окончания войны в октябре 1946 г. подорвался на мине и не восстанавливался.

 

Эсминцы типов "Q" и "R" — 16 единиц

50.jpg

 

1-я группа (тип "Q").

"Quilliam" (ХЛ, 19.8.1941/29.11.1941/10.1942 —в 11.1945 передан Голландии),

"Quiberon" (У, 4.10.1940/31.1.1942/22.7.1942 — искл. в 1964),

"Quail" (ХЛ, 30.9.1941/1.6.1942/7.1.1943 —погиб 18.6.1944),

"Quality" (CX, 10.10.1940/6.10.1941/ 7.9.1942 —искл. в 1957),

"Quentin" (У, 25.9.1940/5.11.1941/15.4.1942 —погиб 2.12.1942),

"Quickmatch" (У, 6.2.1941/11.4.1942/30.9.1942 — искл. в 1963),

"Quadrant" (ХЛ, 24.9.1940/28.2.1942/26.11.1942 — искл. в 1962),

"Queenborough" (CX, 6.11.1940/ 16.1.1942/10.12.1942 —искл. в 1963).

2-я группа (тип "R"):

"Rotherham" (ДжБр, 10.4.1941/21.3.1942/8.1942 — в 1949 передан Индии),

"Racehorse" (ДжБр, 25.6.1941/1.6.1942/10.1942 — искл. в 1949),

"Raider" (Кмл, 16.4.1941/1.4.1942/11.1942 — передан в 1949 Индии),

"Rapid" (Кмл, 16.6.1941/16.7.1942/2.1943 — искл. в 1966),

"Redoubt" (ДжБр, 19.6.1941/2.5.1942/ 10.1942 — в 1949 передан Индии),

"Relentless" (ДжБр, 20.6.1941/15.7.1942/11.1942 — искл. в 1971),

"Rocket" (Ск, 14.3.1942/28.10.1942/8.1943 — искл. в 1965),

"Roebuck" (Ск, 19.6.1942/10.12.1942/ 6.1943 — искл. в 1965).

 

1705/2425 т; 103,5/109,2x10,9x4,2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 уз. 615 т нефти, 4675 (20) миль. Эк. 176 — 225 чел. 4 х 1 — 120-мм/4: 1 х 4 — 40-мм/40, 6 х 1 (на "Rocket" и "Roebuck" 2 х 2 и 4x1)-20-мм; 2 х 4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 3 БС (45 ГБ).

Заказ на 16 кораблей типов "Q" и "R" был выдан в декабре 1939 г. и апреле 1940 г. соответственно, но фактически работы начались только осенью 1940 г. из-за загруженности верфей ремонтом кораблей, поврежденных в ходе Норвежской и Французской кампаний. Повторяли проект ЭМ типа "О", но размеры и водоиз­мещение несколько увеличены, в первую очередь, для размещения дополнительного запаса топлива. От первона­чально присутствовавшего в проекте одиночного 102-мм зенитного орудия на месте одного из ТА при достройке кораблей отказались. На типе "R" изменено расположение офицерских кают, как на ЭМЭ типа "Hunt" — из кормы их пе­ренесли под носовую надстройку.

Проектом предусматривалась возможность снятия кормового орудия "Y" (обычная практика на ЭМ межвоен­ных типов) с увеличением числа БМБ до 8 и запаса ГБ — до 120 шт., однако на практике к подобной мере не прибегали, и усиление ПЛО проходило без ослабления артиллерии. Вскоре после вступления в строй на большинстве кораблей число БМБ возросло до 4, а запас ГБ — от 70 до 130 шт.

К началу 1944 г. число "эрликонов" на ЭМ достигло 8, а через год "Raider", "Rotherham" и "Redoubt" получили на вооружение по 4 х 1 40-мм/56 "бофорса" (при этом число "эрликонов" на двух последних сократилось до 4).

"Quiberon", "Quickmatch" и "Quadrant" в период с 1942 по 1945 г. входили в состав ВМС Австралии.

"Quentin" потоплен двумя итал. авиаторпедами 2.12.1942 у побережья Туниса. "Quail" 15.11.1943 подорвался на ми­не, поставленной у Бари (Средиземное море) герм. ПЛ U-453, доведен до порта, но 18.6.1944 затонул при букси­ровке из Бари в Таранто. "Quilliam" тяжело поврежден в мае 1945 г. при столкновении с АВ "Indomitable", ремонт — 3 месяца.

 

Эсминцы типов "О" и "Р" — 16 единиц

51.jpg

 

1-я группа (тип "О"):

"Onslow" (ДжБр, 15.1.1940/11.3.1941 /9.1941 — передан Пакис­тану в 1949),

"Offal" (Фф, 1.7.1940/31.3.1941/10.1941 —передан Пакистану в 1949),

"Onslaught" (Фф, 14.1.1941/9.10.1941/6.1942 — передан Пакистану в 1951),

"Oribi" (Фф, 15.1.1940/14.1.1941/7.1941 — передан Турции в 1946).

2-я группа (тип "О"):

"Obdurate" (Ден, 25.4.1940/19.2.1942/9.1942 — искл. в 1964),

"Opportune" (Top, 28.5.1940/21.1.1942/8.1942 — искл. в 1955),

"Obedient" (Ден, 22.5.1940/30.4.1942/10.1942 — искл. в 1962),

"Orwell" (Top, 16.5.1940/2.4.1942/ 10.1942 —искл. в 1965).

3-я группа (тип "Р"):

"Dagenham" (ХЛ, 6.2.1940/28.1.41/2.1942 — погиб 16.4.1943),

"Реп" (ВикАрм, 26.12.1939/12.2.1941/2.1942 — искл. в 1950),

"Petard" (ВикАрм, 26.12.1939/27.3.1941/14.6.1942 — искл. в 1965),

"Pathfinder" (ХЛ, 5.3.1940/ 10.4.1941/4.1942 — искл. в 1948),

"Panther" (Фф, 15.7.1940/28.5.1941/12.1941 — погиб 9.10.1943),

"Paladin" (ДжБр, 22.7.1940/11.6.1941/12.1941 — искл. в 1962),

"Porcupine" (ВикАрм, 26.12.1939/10.7.1941/8.1942 — искл. в 1946),

"Partridge" (Фф, 3.6.1940/5.8.1941/2.1942 — погиб 18.12.1942).

 

1610/2220 т (1-я группа), 1540/2270 т (2-я группа) и 1550/2250 т (3-я группа); 100,2/105x10,6x4,1 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 500 т нефти, 3850 (20) миль. Эк. 176 — 217 чел. 4x1 — 120-мм/45 (только 1-я группа), 5 (3-я группа) или 4 (2-я группа) или 1 (1-я группа) х 1 -102-мм/45, 1 х 4 — 40-мм/40, 4 х 1 — 20-мм; 2x4 (2-я группа) или 1 х 4 (1- и 3-я группы) — 533-мм ТА, 2 БМБ и 2 БС (30 ГБ) на кораблях 1-й и 2-й групп, 4 БМБ и 2 БС (70 ГБ) на кораблях 3-й группы, 60 мин (только 2-я группа).

 

Первые представители т.н. "промежуточного" типа ЭМ, концепция которого сложилась в Адмиралтействе в 1938 г. Они должны были занять промежуточное положение между большими "флотскими" (fleet) эсминцами (начиная с кораблей типа "Tribal") и быстроходными эскорт­ными кораблями типа "Hunt". За счет некоторого упрощения конструкции и вооружения их постройку предполагалось вести достаточно быстро (по сравнению с большими ЭМ), что позволило бы в кратчайшие сроки заменить устаревшие ЭМ типов "V" и "Модифицированный W". В каче­стве отправной точки для проектирования был выбран ЭМ типа "J", корпус и ЭУ которого заимствовали практически без изменений (лишь незначительно уменьшили размеры). Первоначально планировалось использовать как одиночные, так и спаренные 120-мм установки, но на стадии эскизного проекта от последних отказались. В окончательном виде "промежуточный" ЭМ при водоизмещении 1500 т имел вооружение из четырех одноорудийных 120-мм установок, многоствольного "пом-пома", двух счетверенных 12,7-мм пулеметов и двух четырехтрубных ТА, т.е. от ЭМ типа "Н" он отличался только наличием "пом-пома" и чуть боль­шим запасом ГБ (до 30).

Заказ на постройку 8 кораблей типа "О" был выдан в день вступления Англии в войну — 3.9.1939, в рамках "Чрезвы­чайной военной программы" (поэтому корабли этого типа называли "1-й чрезвычайной флотилией"), заказ еще на 8 точно таких же кораблей (тип "Р" или "2-я чрезвычайная флотилия") последовал ровно месяц спустя.

Опыт войны поставил вопрос об усилении зенитного воору­жения, и уже летом 1940 г. в спецификации один из ТА заменили на 102-мм зенитное орудие. В конце года возник­ла идея перевооружить корабли на спаренные 102-мм орудия, но т.к. последних не хватало, выбор пал на все те же одиночные 102-мм установки, и в феврале 1941 г. последо­вало решение перевооружить 8 кораблей (6 типа "Р" и 2 типа "О", для единообразия два последних поменяли свои названия на начинающиеся с буквы Р) со 120-мм на 102-мм зенитные (четыре на местах штатных орудий, еще одно — вместо одного из ТА). Уменьшившаяся при новом воору­жении нагрузка позволила усилить противолодочное вооружение.

В марте 1941 г. было решено оборудовать 4 корабля типа "О" в качестве минзагов. Как и в случае с кораблями типа "Р", их вооружение было изменено со 120-мм на 102-мм орудия, но их число сократили до 4, возвратили на свое место вто­рой ТА , а на палубе в корму от дымовой трубы смонтировали минные рельсы на 60 мин. При приеме полного числа мин предусматривалось снятие одного из 102-мм орудий и одно­го ТА для уменьшения нагрузки.

На момент вступления в строй вместо 12,7-мм пулеметов установили 20-мм "эрликоны": первоначально — 4, к началу 1944 г. — 6. В 1943 — 1944 гг. с "Onslow", "Offal", "Onslaught", "Penn", "Petard", "Pathfinder" и "Paladin" снято 102-мм орудие и на свое проектное мес­то возвращен ТА. Одновременно на кораблях 1-й и 2-й групп усилено противолодочное вооружение — до четырех БМБ и двух БС (60 ГБ).

На "Petard" в конце 1944 г. удалось осуществить план перевооруже­ния кораблей этого типа на 102-мм спарки — одноорудийные установки заменили на две спаренные 102-мм (одна в носу, вторая в корме).

"Porcupine" 9.12.1942 тяжело поврежден торпедой герм. ПЛ U-602, не восстанавливался, корпус по месту торпедного попадания разделен на две части и до конца войны служил в качестве портовых плав­средств "Pork" и "Pine". "Partridge" 18.12.1942 потоплен торпедой герм. ПЛ U-565 у Орана. "Panther" 9.10.1943 потоплен герм, авиацией в Восточном Средиземноморье. "Dagenham" 16.4.1943 в Центральном Сре­диземноморье поврежден артогнем итал. мм, затоплен экипажем. "Pathfinder" тяжело поврежден 11.2.1945 япон. авиацией и после времен­ного ремонта выведен в резерв. "Obdurate" тяжело поврежден в начале 1944 г. акустической торпедой, ремонт — больше года.

 

 

Эсминцы типов "L" и "М" — 16 единиц

52.jpg

53.jpg

 

1- я группа (тип "L"):

"Gorham" (Кмл, 18.10.1938/8.7.1940/2.1941 — погиб 17.1.1942),

"Lively" (Кмл, 20.12.1938/28.1.1941/7.1941 — погиб 11.5.1942),

"Legion" (ХЛ, 1.11.1938/ 26.12.1939/12.1940 —искл. в 1942 —1943),

"Lightning" (ХЛ, 15.11.1938/22.4.1940/5.1941 — погиб 12.3.1943),

"Lookout" (Ск, 23.11.1938/4.11.1940/1.1942 —искл. в 1948),

"Loyal" (Ск, 23.11.1938/8.10.1941/10.1942 — искл. в 1948),

"Lahore" (Яр, 1.3.1939/15.2.1941/8.1941 — погиб 30.3.1944),

"Lance" (Яр, 1.3.1939/28.11.1940/5.1941 — искл. в 1942 — 1943).

2-я группа (тип "М"):

"Musketeer" (Фф, 7.12.1939/2.12.1941/9.1942 — искл. в 1955),

"Myrmidon" (Фф, 7.12.1939/2.3.1942/12.1942 — погиб 8.10.1943),

"Mahatma" (Ск, 18.8.1941/28.7.1942/4.1943 — погиб 25.2.1944),

"Milne" (Ск + ДжБр, 24.1.1940/ 30.12.1941/8.1942 — продан Турции в 1957),

"Matchless" (Стеф, 14.9.1940/4.9.1941/ 12.1942 —продан Турции в 1957),

"Meteor" (Стеф, 14.9.1940/3.11.1941/8.1942 —продан Турции в 1959),

"Маге" (Парсонс, 23.10.1939/30.10.1940/12.1941 — продан Турции в 1957),

"Martin" (Парсонс, 23.10.1939/12.12.1940/12.1941 — погиб 10.11.1942).

 

1920 (1- и 2-я группы, кроме "Lahore" и "Milne" — 1935)/2660 (1-я группа, кроме "Lahore" — 2675), 2725 (2-я группа, кроме "Milne" — 2750) т; 105,3/110,4x11,3х4,4м; 2 ТЗА, 3 ПК, 48 000 л.с., 36 узл., 567 т нефти, 5500 (15) миль. Эк. 190 — 224 чел.

Вооружение:

"Gorham", "Lance", "Legion" и "Lively" — 4x2 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм/40, 2 х 1 — 20-мм, 2x4 — 12,7-мм; 2x4 — 533-мм ТА, 8 БМБ и 2 БС (110ГБ); остальные — 3x2 — 120-мм/50, 1x1 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм/40,2 х 1 — 20-мм, 2х4и2х2 — 12,7-мм; 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 1 БС (45 ГБ).

 

К моменту начала проектирования эсминцев программ 1937 г. (тип "L") и 1939 г. (тип "М") договорные ограниче­ния уже не сковывали английских конструкторов. Поэтому, когда Адмиралтейство выдвинуло требование создать новые корабли, оснащенные полностью закрытыми ору­дийными установками (т.е. защищающими расчет от непогоды) и способные развивать боле высокую скорость (на 10 узл. большую, чем у ЛК типа "King George V"), задачу попытались решить в лоб, за счет увеличения размеров. Так, один из вариантов эс­кизного проекта предусматривал нечто среднее между ЭМ и крейсером стандартным водоизмещением 3200 т, ЭУ мощностью 90 000 л.с., ско­ростью при неполной нагрузке 42 узл. и шестью 133-мм универсальными орудиями в трех башнях. К счастью, благоразумие одержало верх, и остановились на гораздо более скромном варианте на основе ЭМ типа "J", с некоторым улучшением основных характеристик. Главным отличием от прототипа должны были стать новые башенноподобные палубные уста­новки (именно установки, а не башни) с углом возвышения орудий 50°. Сами орудия так же были новой модели, с увеличенной до 50 клб длиной ствола и более тяжелым 28-кг снарядом. Предполагалось также оснастить корабль вторым четырехствольными "пом-помом", но, когда выяснилось, что при этом придется расстаться с одним из ТА, от этой идеи отказались. Рост "верхнего" веса (чему способствовали почти на 10 т более тяжелые установки ГК и новые приборы управления огнем) заставил вернуться к четырехтрубными ТА. К проблеме перегрузки прибавилась и задержка с изготовлением новых артустановок — корпуса кораблей строились быстрее. Это отставание могло привести к срыву сроков готовности ЭМ, и летом 1940 г. первые 4 корабля ("Gurkha", "Lance", "Legion" и "Lively") решили достроить с измененным составом артиллерии ГК из четырех спаренных 102-мм установок (две — на штатных позициях в носу, еще две — на увеличенной кормовой надстройке). В допол­нение к штатному зенитному вооружению установили 2 "эрликона". В 1942 г. 12,7-мм пулеметы сняли, доведя чис­ло "эрликонов" до четырех.

Оставшиеся 12 кораблей получили свои штатные 120-мм установки, но лишились одного из ТА в пользу зенитного 102-мм орудия. Они, как и корабли с 102-мм артиллерией ГК, сразу оснащались двумя "эрликонами" и дополнительно еще 2x2 12,7-мм пулеметами на квартердеке. Начиная с конца 1942 г. последние начали заменять на "эрликоны", число которых к 1943 г. достигло 6, а к 1944 г. — 10.

Ближе к концу войны на "Milne", "Mahratta", "Matchless", "Meteor", "Marne", "Musketeer", "Loyal" и "Lookout" 102-мм орудие было снято и на свое место возвращен ТА.

"Gurkha" потоплен герм. ПЛ U-133 у побережья Ливии 17.1.1942. "Legion" поврежден бомбами 23.3.1942, сел на мель, поднят 25.3.1942, но вновь поврежден 26.3.1942, не восстанавливался. "Lance" тяжело поврежден 5 и 9.4.1942 на Мальте (стоял в сухом доке), не восстанав­ливался. "Lively" потоплен герм, авиацией у Соллума 11.5.1942. "Martin" потоплен герм. ПЛ U-431 севернее Алжира 10.11.1942. "Lightning" потоп­лен итал. ТКА севернее Алжира 12.3.1943. "Myrmidon" в 1942 г. передан Польше и переименован в "Orkan", потоплен герм. ПЛ U-610 южнее Исландии 8.10.1943. "Marksman", заложенный на верфи "Scott's" в 1940 г., в мае следующего года, находясь в высокой предспусковой готовности, полностью разрушен во время налета герм, авиации. Перезаложен на той же верфи под новым названием "Mahratta". Потоплен герм. ПЛ U-956 25.2.1944 в Баренцевом море. "Laforey" потоплен герм. ПЛ U-223 север­нее Сицилии 30.3.1944. "Loyal" подорвался на мине 12.10.1944 у северо-восточного побережья Италии, не восстанавливался. "Matchless" тяжело поврежден торпедой в июне 1942 г. "Marne" 12.11.1942 тяжело поврежден торпедой герм. ПЛ U-515 (оторвало корму), ремонт — до января 1944 г.

 

Эсминцы типов "J", "К" и "N" — 24 единицы

54.jpg

 

1-я группа (тип "J"):

"Jaguar" (Ден, 11.1937/22.11.1938/9.1939 — погиб 26.3.1942),

"Juno" (Фф, 5.10.1937/8.12.1938/8.1939 — погиб 20.5.1941),

"Jervis" (ХЛ, 26.8.1937/ 9.9.1938/8.1939 — искл. в 1949),

"Janus" (CX, 29.9.1937/10.11.1938/8.1939 — погиб 23.1.1944),

"Jersey" (У, 28.9.1937/26.9.1938/4.1939 — погиб 4.5.1941),

"Jupiter" (Яр, 20.9.1937/27.10.1938/6.1939 — погиб 27.2.1942),

"Jackal" (ДжБр, 24.9.1937/ 25.10.1938/4.1939 —погиб 12.5.1942),

"Javelin" (ДжБр, 11.10.1937/21.12.1938/6.1939 — искл. в 1949).

2-я группа (тип "К"):

"Kandahar" (Ден, 1.1938/21.3.1939/10.1939 — погиб 20.12.1941),

"Kelvin" (Фф, 5.10.1937/19.1.1939/11.1939 — искл. в 1949),

"Kelly" (ХЛ, 26.8.1937/ 25.10.1938/8.1939 — погиб 23.5.1941),

"Khartoum" (CX, 27.10.1937/6.2.1939/11.1939— погиб 23.6.1940),

"Kashmir" (Top, 10.1937/ 4.4.1939/10.1939 — погиб 23.5.1941),

"Kimberley" (Top, 1.1938/1.6.1939/12.1939 — искл. в 1949),

"Kingston" (У, 6.10.1937/ 9.1.1939/9.1939 — искл. в 1942),

"Kipling" (Яр, 20.10.1937/19.1.1939/12.1939 — погиб 11.5.1942).

3-я группа (тип "N"):

"Noble" (Ден, 10.7.1939/17.4.1941/2.1942 — передан Нидерландам в 1942),

"Nonpareil" (Ден, 22.5.1940/5.6.1941/10.1942 — передан Нидерландам в 1942),

"Napier" (Фф, 29.7.1939/22.5.1940/12.1940 — искл. в 1956),

"Nestor" (Фф, 26.7.1939/ 9.7.1940/2.1941 — погиб 15.6.1942),

"Nepal" (Top, 9.9.1939/4.12.1941/5.1942 — искл. в 1956),

"Norman" (Top, 27.7.1939/30.10.1940/9.1941 —искл. в 1958),

"Nizam" (ДжБр, 27.7.1939/4.7.1940/1.1941 — искл. в 1955) и

"Nerissa" (ДжБр, 26.7.1939/ 7.5.1940/11.1940 — искл. в 1955)

 

1760 (1-я и 2-я группы, кроме "Jervis" и "Kelly" — 1965), 1773 (3-я группа)/2330 — 2384 т; 103,5/108,6хЮ,8хЗ,9м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40 000 л.с., 36 узл., 484 т (1-я и 2-я группы), 491 (3-я группа) нефти, 5500 (15) миль. Эк. 183 — 218 чел. 3x2— 120-мм/45, 1 х 1 — 102-мм/45(только 3-я группа), 1x4 — 40-мм/40, 4x1 — 20-мм/70 (только 3-я группа), 2x4 (1-я и 2-я группы) или 2x2 (3-я группа) — 12,7-мм; 2х5(1-и2-я группы) или 1 х 5 (3-я группа) — 533-мм ТА, 2 БМБ и 1 БС (20 ГБ).

 

Эсминцы типа "J" стали во многом этапными кораблями, превзойдя в этом качестве даже знаменитые "Tribal". Все последующие ЭМ англий­ского флота (за небольшим исключением) до появления в конце войны кораблей типа "Battle" являлись в той или иной степени мо­дернизацией этого удачного проекта. Изменения касались в основном состава вооружения, в то время как корпус и ЭУ оставались практически неизменными.

Еще при проектировании ЭМ типа "Tribal" ряд чинов Ад­миралтейства высказывался как против чрезмерного увеличения размеров, так и стоимости этих кораблей (один "Tribal" обходился почти в полтора раза дороже, чем "стандартный" ЭМ типа "I") при слишком слабом тор­педном вооружении. Следствием этого стало решение о возврате на ЭМ программы 1936 г. к более сбалансиро­ванному торпедно-артиллерийскому вооружению при несколько меньшем водоизмещении и двухкотельной ЭУ с одной дымовой трубой. На ранних стадиях проектиро­вания предлагалось вернуться к четырем одноорудийным 120-мм установкам и 2 х 4 ТА, то есть фактически к слег­ка видоизмененному типу "I", но выбор был сделан в пользу проекта с тремя спаренными 120-мм установками (две в носу и одна в корме на надстройке) и 2 х 5 ТА. Подобное размещение артиллерии ГК освободило квар­тердек для противолодочного и трального оборудования и позволило выделить дополнительные помещения для штаба флотилии в кормовой надстройке без увеличения размеров корабля, как это практиковалось ранее. Поэтому начиная с типа "J" лидеры флотилий имели те же разме­ры, что и ЭМ, а число кораблей флотилии сократилось с 9 до 8. Из-за перехода на двухкотельную ЭУ на новых ко­раблях более широко применялся электрический привод. Важным нововведением стал переход на продольную систему набора корпуса.

Заказ на постройку восьми кораблей типа "J" был вы­дан в марте 1937 г., месяц спустя заказали 8 единиц типа "К" программы 1937 г. Решение о постройке еще 8 одно­типных ЭМ (тип "N") приняли в 1939 г., когда в связи с ростом размеров и стоимости кораблей типов "L" и "М" программ 1937 и 1939 гг. намети­лось затягивание сроков их готовности. Подобный ход оказался верным, и большинство ЭМ типа "N" программы 1939 г. вступили в строй рань­ше кораблей типов "L" и "М".

В 1940 — 1941 гг. на всех эсминцах типов "J" и "К" (кроме "Juno", "Kandahar" и "Khartoum") сняли один ТА, вместо которого поставили 102-мм/45 зенитное орудие. Тогда же корабли получили по два 20-мм "эрликона". В середине 1941 г. 12,7-мм пулеметы заменили "эрликонами".

В 1942 — 1943 гг. на сохранившихся ЭМ типов "J" и "К" снято траль­ное оборудование и увеличен запас ГБ до 45 шт., 102-мм зенитное орудие демонтировано и на свое место возвращен ТА (возросший "верхний" вес вынудил нести неполный комплект торпед — 9 вместо штатных 10, на "Jervis" некоторое время вместо пятитрубного ТА стоял четырехтрубный), число "эрликонов" возросло до 6.

На сохранившихся к 1944 г. "Javelin", "Kimberley", "Jervis" и "Kelvin" мач­ты-треноги заменили на решетчатые.

Корабли типа "N" вступали в строй с несколько измененным относи­тельно проекта вооружением — со 102-мм зенитным орудием вместо одного из ТА и дополнительными 20-мм "эрликонами" (штатные 12,7-мм счетверенные пулеметы некоторое время стояли только на "Norman") и 2 х 2 12,7-мм пулеметами на квартердеке и увеличенным до 45 шт. за­пасом ГБ. В 1942 г. на свое место возвращен ТА, а 102-мм орудие снято, как и 12,7-мм пулеметы с кормы. Число "эрликонов" увеличено до 10. В конце войны с "Nizam" вновь снят один ТА, но дополнительно установлен 1x1 40-мм/56 "бофорс".

"Jackal" получил попадание авиаторпедой в декабре 1941 г., а 11.5.1942 тяжело поврежден герм, авиацией в 80 милях северо-западнее Мерса-Матрух. 12.5.1942 оставлен экипажем и затоплен англ. ЭМ "Jervis". "Jaguar" 26.3.1942 потоплен герм. ПЛ U-652 севернее Соллума. "Janus" потоплен герм, авиацией у Анцио 23.1.1944. "Javelin" 29.11.1940 тяжело поврежден попаданием двух торпед с герм. ЭМ "Hans Lody" — взрывами оторваны но­совая и кормовая оконечности, ремонт — до января 1942. "Jersey" 7.12.1939 торпедирован герм. ЭМ "Erich Giese", ремонт — до 23.9.1940; подорвался на мине и погиб в гавани Ла-Валетты (Мальта) 4.5.1941. "Jervis" в марте 1940 г. поврежден в результате столкновения, ремонт — до июля. "Juno" потоплен герм, авиацией южнее Крита 21.5.1941. "Jupiter" потоплен торпедами япон. КР и ЭМ в Яванском море 28.2.1942. "Kandahar" подорвался на мине 19.12.1941 у Триполи и на следующий день добит ог­нем англ. ЭМ "Jaguar". "Kashmir" 23.5.1941 потоплен герм, авиацией у Крита. "Kelly" 14.12.1939 подорвался на неконтактной мине в устье р. Тайн, ремонт —до конца февраля 1940 г.; 10.5.1940 получил попадание торпеды с герм. ТКА S-31, ремонт до середины декабря 1940 г.; потоплен герм, авиацией у Крита 23.5.1941. "Khartoum" 23.6.1940 в Красном море в бою с итал. ПЛ "Toriccelli" получил повреждения, взорвался после пожа­ра и полностью разрушен. "Kingston" 11.4.1942 тяжело поврежден герм, авиацией на Мальте; перевернулся, не восстанавливался. "Kipling" потоп­лен герм, авиацией 11.5.1942 в Восточном Средиземноморье.

"Noble" и "Nonpareil" в 1942 г., еще до вступления в строй, переданы Голландии и переименованы в "Van Galen" и "Tjerk Hiddes" соответствен­но. "Nerissa" в 1940 г. передан Польше и переименован в "Piorun", возвращен в 1946 г. В период с 1941 по 1945 г. "Napier", "Nestor" (до момента своей гибели), "Norman" и "Nizam" входили в состав Австра­лийского флота. "Nestor" потоплен итал. авиацией в Восточном Среди­земноморье 15.6.1942.

 

Эсминцы типа "Tribal" — 23 + 4 единицы

55.jpg

 

1-я группа (тип "Tribal" ВМС Англии):

"Ashanti" (Ден, 23.11.1936/5.11.1937/12.1938 —искл. в 1949),

"Bedouin" (Ден, 1.1937/21.12.1937/3.1939 — погиб 15.6.1942),

"Gurkha" (Фф, 6.7.1936/7.7.1937/10.1938 — погиб 9.4.1940),

"Maori" (Фф, 6.7.1936/2.9.1937/1.1939 — погиб 12.2.1942),

"Matabele" (Ск, 1.10.1936/6.10.1937/1.1939 — погиб 17.1.1942),

"Punjabi" (Ск, 1.10.1936/18.12.1937/3.1939 —погиб 1.5.1942),

"Zulu" (Стеф, 10.8.1936/23.9.1937/9.1938 — погиб 14.9.1942),

"Sikh" (Стеф, 24.9.1936/17.12.1937/10.1938 — погиб 14.9.1942),

"Somali" (СХ, 26.8.1936/24.8.1937/12.1938 — погиб 24.9.1942),

"Tartar" (CX, 26.8.1936/21.10.1937/ 3.1939 — искл. в 1948),

"Mohawk" (Top, 16.7.1936/5.10.1937/9.1938 — погиб 16.4.1941),

"Nubian" (Top, 10.8.1936/21.12.1937/12.1938 —искл. в 1949),

"Eskimo" (Парсонс, 5.8.1936/ 3.9.1937/12.1938 — искл. в 1949),

"Mashona" (Парсонс, 5.8.1936/3.9.1937/3.1939 — погиб 28.5.1941),

"Afridi" (ВикАрм, 9.6.1936/8.6.1937/5.1938 — погиб 3.5.1940),

"Cossack" (ВикАрм, 9.6.1936/8.6.1937/6.1938 —погиб 27.10.1941).

2-я группа (тип "Tribal" ВМС Австралии):

"Arunta" (Кок, 15.11.1939/30.11.1940/3.1942 — искл. в 1968),

"Bataan" (Кок, 18.2.1942/15.1.1944/5.1945 — искл. в 1962),

"Warramunga" (Кок, 10.2.1940/6.2.1942/11.1942 —искл. в 1963).

3-я группа (тип Tribal ВМС Канады):

"Athabaskan" (ВикАрм, 1940/18.11.1941/3.2.1943 — погиб 29.4.1944),

"Iroquois" (ВикАрм, 19.9.1940/23.9.1941/12.1942 — искл. в 1966),

"Haida" (ВикАрм, 29.9.1941/25.8.1942/9.1943 — корабль-музей),

"Huron" (ВикАрм, 15.7.1941/ 25.6.1942/7.1943 — искл. в 1965).

 

1960 (1-я группа), 1927 (2-я и 3-я группы)/2520 (1-я группа), свыше 2700 (2-я и 3-я группы) т; 108,4/114,9x11,1x3,8 — 3,9м; 2 ТЗА, 3 ПК, 44 000 л.с., 36 узл., 524 т (1-я группа), 505 т (2-я и 3-я группы) нефти, 5700 (15) миль. Эк. 190 — 219 чел. 4x2 (1-я группа) или 3 х 2 (2-я и 3-я группы) — 120-мм/45,1 х 2 -102-мм/45 (только 2-я и 3-я группы), 1x4 — 40-мм/40, 6x2 — 20-мм (только на "Athabaskan" и "Iroquois" 3-й группы), 6x1 — 20-мм/70 (только 2-я группа и "Haida" и "Huron" 3-й группы), 2x4 — 12,7-мм (только 1-я группа); 1x4 — 533-мм ТА, 2 БМБ и 1 БС (20 ГБ).

 

Корабли типа "Tribal" стали ответом Англии на появление во флотах вероятных противников крупных ЭМ, заметно превосходящих по воору­жению стандартные английские ЭМ с их четырьмя 120-мм орудиями. Отправной точкой в проектировании нового корабля стало требова­ние Адмиралтейства разместить мощное вооружение из десяти 120-мм орудий, что должно было обеспечить превосходство над новыми ино­странными ЭМ, такими как японский "Фубуки" (3x2 127-мм орудия и 3 х 3 ТА). Помимо этого, высказывалось пожелание обеспечить лидеры ти­па "V" (первоначальное обозначение этих кораблей) усиленными средствами ПВО, включающими в свой состав новей­шие многоствольные 40-мм "пом-помы". При этом особо оговаривалось, что корабли не должны быть настолько большими, чтобы требовалось их бро­нирование, но иметь достаточные размеры для обеспечения хорошей мореходности.

При разработке эскизного проекта оказалось, что выполнить все требования в рамках разрешенного водоизмещения (1850 т — верхний предел для лидеров в соответствии с решениями Лондонской конференции) невозможно, и после рассмотрения многочисленных вариантов остановились на проекте с восемью 120-мм орудиями, двумя четырехствольными 40-мм "пом-помами" (один исключен из спецификации уже после начала постройки) и един­ственным ТА (правда, с силовым приводом). Предпо­лагалось, что корабли этого типа будут сводиться во флотилии семикорабельного состава, и по программе 1935 г. предусматривалась постройка именно такой флотилии, но от этой идеи вскоре отказались, заказав в следующем году не 7, а 9 единиц.

Конструктивно, кроме перехода на более тяжелые спаренные установки ГК, применения яхтенного фор­штевня вместо привычного прямого (на стадии эскизно­го проекта он планировался и на "Tribal") и оснащения на 30% более мощной ЭУ, "Tribal" принципиально не отличались от своих предшественников: то же внут­реннее расположение и та же поперечная система набора корпуса. Последняя и стала главным недостат­ком этих, в остальном очень удачных кораблей — из всех ЭМ английской постройки в годы войны пробле­мы с прочностью связей корпуса возникали лишь у "Tribal", хотя и в гораздо меньшей степени, чем у эсминцев других флотов. Летом 1940 г. со всех английских "Tribal" (кроме "Afridy" и "Gurkha") сня­ли кормовую установку ГК "X" и вместо нее смонтировали универсальную 102-мм спарку. В начале 1941 г. на кораблях появились первые "эрликоны" (по 2 на корабль, исключение составляли "Zulu" и "Sikh", некоторое время оснащенные не "эрликонами", а двумя одноствольными 40-мм "пом-помами"), с 1942 г. число "эрликонов" на кораблях возросло за счет замены ими 12,7-мм пулеметов, к концу войны на сохранившихся кораб­лях их общее количество достигло 10. "Nubian" оказался единственным

из английских представителей этого типа, получившим в конце войны на вооружение 40-мм/56 "бофорсы" — его ближние средства ПВО со­стояли из двух таких автоматов и восьми "эрликонов".

Пополнились кораблями типа "Tribal" и доминионы Англии. В Австралии их решили строить своими силами, но при содействии английских специа­листов, а ЭУ были заказаны в Метрополии. Проект австралийского "Tribal" первоначально ничем не отличался от английского оригинала. Первые два корабля заказали в январе 1939 г., еще четыре — в мае того же года. С на­чалом войны заказ на 3 единицы аннулировали. Уже в ходе постройки в состав вооружения кораблей внесли изменения, продиктованные опытом первых месяцев боевых действий в Европе. В основном они повторяли ра­боты, проведенные на английских "Tribal": в частности, артустановка ГК "X" и 12,7-мм пулеметы заменялись универсальной 102-мм спаркой и 20-мм ав­томатами. Вступивший в строй последним "Bataan" вместо 20-мм "эрликонов" нес 6 х 1 40-мм/56 автоматов "Бофорс". В 1944 — 1945 гг. "Arunta" и "Warramunga" (по типу "Bataan") перевооружили "бофорсами".

По примеру Австралии в 1940 г. решение о постройке "Tribal" приняла и Канада, но не у себя, а в Англии. В 1940 г. был выдан заказ на 4 кораб­ля. В ходе выполнения заказа в состав вооружения вносились измене­ния, в общих чертах повторявшие принятые на австралийских эсминцах. Единственным существенным отличием стало более удачное расположе­ние счетверенного "пом-пома".

В 1943 г. на "Athabaskan" и "Iroquois" число "эрликонов" достигло 12 и 10 соответственно. "Haida" в конце войны получил на вооружение 4x1 40-мм/56 "бофорса", число "эрликонов" сократилось до 4.

Уже после окончания войны вошли в строй еще 4 канадских ЭМ ти­па "Tribal" — "Micmac", "Nootka", "Cayuga" и "Athabaskan" (II), строившихся в Канаде по несколько измененному проекту (4x2 102-мм/45 орудия ГК и 40-мм "бофорсы").

"Afridy" 3.5.1940 потоплен герм, авиацией зап. Намсуса (Норвегия). "Ashanti" 17.10.1940 выброшен штормом на камни у побережья графства Сандерленд (Англия), ремонт — до конца августа 1941 г. "Bedouin" 15.6.1942 тяжело поврежден 152-мм снарядом с итал. КРЛ южн. о. Пантеллерия, позднее добит итал. авиацией (торпеда). "Cossack" 13.4.1940 серьезно поврежден попаданиями четырех 127-мм снаря­дов с герм. ЭМ и в результате посадки на мель в гавани Нарвика, ремонт — до августа 1940 г.; 23.10.1941 тяжело поврежден герм. ПЛ U-563 зап. Гибралтара, 27.10.1941 затонул. "Eskimo" 13.4.1940 тяжело поврежден попаданием торпеды с герм. ЭМ "Georg Thiele" (оторвана но­совая оконечность), ремонт — до сентября 1940 г. "Gurkha" 9.4.1940 потоплен герм, авиацией зап. Бергена. "Maori" потоплен герм, авиаци­ей 12.2.1942 на Мальте. "Mashona" потоплен герм, авиацией юго-зап. Ирландии 28.5.1941. "Matabele" в конце мая 1940 г. поврежден герм, ави­ацией у побережья северной Норвегии, ремонт — до середины августа 1940 г.; потоплен герм. ПЛ U-454 в Баренцевом море 17.1.1942. "Mohawk" торпедирован итал. ЭМ 16.4.1941 у м. Бон, добит огнем ЭМ "Janus". "Punjabi" поврежден 127-мм снарядами с герм. ЭМ "Giese" и 'Roeder", ремонт — до июня 1940 г.; погиб при столкновении с англ. ЛК "King George V" в Северной Атлантике 1.5.1942. "Sikh" потоплен герм, бере­говой батареей у Тобрука 14.9.1942. "Somali" поврежден торпедой герм. ПЛ U-703 южнее Исландии 20.9.1942, затонул во время буксировки 24.9.1942. "Zulu" поврежден герм, авиацией у Тобрука, затонул 14.9.1842 при буксировке. "Athabaskan" 29.4.1944 торпедирован герм. мм Т-24 у Сен-Брие (Ла-Манш), взорвался и затонул.

 

Эсминцы типов "Н" и "I" для флотов Бразилии и Турции — 8 единиц

56.jpg

 

1-я группа (тип "Н"):

"Hurricane" (ВикАрм, 30.6.1938/29.9.1939/6.1940 — погиб 24.12.1943),

"Harvester" (ВикАрм, 3.6.1938/29.9.1939/5.1940 — погиб 11.3.1943),

"Havant" (У, 30.3.1938/17.7.1939/12.1939 — погиб 1.6.1940),

"Havelock" (У, 31.5.1938/16.10.1939/2.1940 — искл. в 1946),

"Hesperus" (Top, 6.7.1938/1.8.1939/1.1940 —искл. в 1946),

"Highlander" (Тор, 28.9.1938/16.10.1939/3.1940 — искл. в 1947).

2-я группа (тип Т):

"Inconstant" (ВикАрм, 24.5.1939/15.12.1940/1.1942 — передан Турции в 1945),

"Ithuriel" (ВикАрм, 24.5.1939/24.2.1941/3.1942 — искл. в 1945).

 

1340 (1-я группа), 1380 (2-я группа)/1860 — 1880 т; 95,1/98,5x10,1x3,8 м; 2 ТЗА, 3  ПК, 34 000 п.с., 35,5 узл., 455 т нефти, 5500 (15) миль. Эк. 145 чел. 4x1 (2-я группа) или 3x1 (1-я группа) — 120-мм/45, 2x4 — 12,7-мм; 2x4 — 533-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (110 ГБ) на кораблях 1-й группы, 2 БМБ и 1 БС (20 ГБ) на кораблях 2-й группы.

 

В 1938 г. Бразилия заказала в Англии 6 ЭМ по типу построенных для британского флота эсминцев типа "Н". Единственным сущест­венным отличием от оригинала была иная система управления огнем ГК, состоящая из совмещенного "директора-дальномера". В связи с началом Второй мировой войны все перекуплены британ­ским правительством 4.9.1939 и получили новые названия: "Hurricane" (бывш. "Japarua"), "Harvester" ("Jurua"), "Havant" ("Javary"), "Havelock" ("Jutahy"), "Hesperus" ("Juruena") и "Highlander" ("Jaguaribe").

Достраивались бывшие бразильские "Н" в большой спешке, практически без обязательной в таком случае доработки проекта до требований британского флота (на кораблях сохранилась не опробованная система управления огнем, "экспортные" торпеды и др.). Единственным изменением стало усиление противолодочного вооружения за счет снятия кормового 120-мм орудия с позиции "Y" и трального оборудования. Причина "перекоса" в сторону ПЛО кроется как в неготовности части оригинального вооружения, так и в сомнительных достоинствах новой системы управления артогнем, что сильно снижа­ло ценность новых эсминцев в качестве артиллерийских кораблей. К тому же, из-за спешки часть эсминцев вступила в строй с недоукомплектованной системой управлением огнем: "Havant", "Hesperus", "Havelock" и "Highlander" участвовали в первых боевых столкновениях, оснащен­ные лишь дальномером, a "Hesperus" до середины 1940 г. вообще не имел ТА. Лишь два последних корабля вошли в строй полностью укомплек­тованными. Уже летом с "Hurricane", "Harvester", "Havelock", "Hesperus" и "Highlander" сняли один ТА, заменив его на 76-мм зенитную пушку. В следующем году они получили по 2 "эрликона", в 1942 — 1943 гг. были сняты 12,7-мм пулеметы и число "эрликонов" увеличилось до 4. Пример­но в это же время на "Havelock", "Hesperus" и "Highlander" сняли орудие ГК "А", вместо которого установили РБУ "Хеджехог. Для более удобного размещения ГБ отказались от последнего ТА (возможно, его сняли и на "Hurricane" и "Harvester").

Четыре эсминца были заказаны Турцией в 1939 г. фирмам "Виккерс-Армстронг" и "Денни" по типу построенных для британского флота кораблей типа "I", но с четырехтрубными торпедными аппаратами. Система управления огнем — аналогична принятой на бразильских "Н". Британское правительство выкупило два эсминца — "Inconstant" (бывш. "Muavenet") и "Ithuriel" (бывш. "Gayret"). Еще два, постройки "Денни", поставлены турецкому флоту в 1942 г.

В начале 1942 г. на "Inconstant" и в середине того же года на "Ithuriel" снят один ТА в пользу 76-мм зенитной пушки. Вместо 12,7-мм пулеметов уста­новлены 4 "эрликона". На "Inconstant" в начале 1943 г. сняты орудие ГК "Y" и 76-мм зенитная пушка, увеличены число БМБ (до 4) и запас ГБ. К сере­дине года число "эрликонов" на нем увеличено до 6, а в начале 1944 г. вместо носового орудия ГК "В" установлен РБУ "Хеджехог" и две 57-мм скорострель­ные противокатерные пушки "Гочкиса" (по бокам РБУ).

"Havant" 1.6.1940 тяжело поврежден герм, авиацией у Дюнкерка, оставлен экипажем, добит ТЩ "Saltash". "Ithuriel" поврежден герм, бомбардировщиками в Боне 27 — 28.11.1942; не восстанавливался. "Hurricane" с 7 на 8.5.1941 потоплен герм, авиацией в Ливерпуле; под­нят, введен в строй; 24.12.1943 торпедирован герм. ПЛ U-415 в районе Азорских о-вов, потерял ход, оставлен экипажем и 25.12.1943 добит ЭМ "Watchman". "Harvester" 11.3.1943 потерял ход в результате повреждения форштевня после тарана герм. ПЛ U-444, вскоре потоплен герм. ПЛ U-432 в Северной Атлантике.