Другие боевые и вспомогательные корабли

 

Гидроавиатранспорты типа "Athene" — 2 единицы

 

"Athene"      ГрД+ДжБр   12.1939     1.10.194010.1941    Искл. в 1946

"Engadine" Ден               16.3.194026.5.1941  11.1941    Искл. в 1946

 

10 890 ("Athene") и 10 650 ("Engadine") т; 148,6x19,2x6,1 — 6,2 м; 2 ПМ и 5 ПК, 8300 л.с., 17узл., 980 т нефти. Броня: погреба 37 — 51 мм; 1 х 1 — 120-мм/45, 1x1 — 102-мм/45, 4 х 1 — 40-мм/40, 7 — 10x1— 20-мм, 16 — 40 самолетов.

 

Заложены как транспорты, решение о переоборудовании в Гидроавиатранспорты принято, когда корпуса еще находились на стапелях. Планиро­валось, что в этом качестве корабли будут нести одну катапульту и до десяти гидросамолетов и использоваться для защиты транспортных коммуникаций. Уже в период достройки перепроектированы в авиатранспорты для перевоз­ки колесных самолетов, поскольку потребность в таких кораблях оказалась выше. Могли принять до 40 истребителей "Харрикейн" с демонтированны­ми плоскостями или 16 — 20 полностью собранных таких машин. Кроме того, от проекта гидроавиатранспорта у этих кораблей сохранилась возможность транспортировать 129 560 л авиабензина.

С конца 1942 до середины 1943 г. находились в подчинении флота США на Тихом океане.

 

Гидроавиатранспорт "Albatross" — 1 единица

 

70.jpg

 

"Albatross"     Кок           5.5.1926   23.2.1928  1.1929    Искл. в 1946

 

4800/6350 т; 135,3x18,6/23,7x5,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 12 000 л.с., 21 узл., 942 т нефти. Эк. 450 чел. 4 х 1 — 120-мм/40, 4 х 1 — 40-мм/40,1 катапульта, 6 — 9 гидросамолетов.

 

Спроектирован в Австралии для своего флота, на момент вступления в строй — самый крупный корабль, построенный в доминионе. За основу взят существенно переработанный проект гидроавиатранспорта "Ark Royal" (см. ниже гидроавиатранспорт "Pegasus"). Одноярусный ангар расположен в нос от надстройки. Запас авиабензина — 37 732 л. В сентябре 1938 г. пере­дан английскому флоту.

В декабре 1940 г. установлена новая катапульта. В 1943 г. переобору­дован в плавмастерскую эскортных кораблей и ТЩ. Зенитное вооружение усилено — старые одноствольные "пом-помы" заменены на 2 х 4 40-мм "пом-пома" и 6 20-мм "эрликонов".

Поврежден 11.8.1944 торпедой, не ремонтировался и использовал­ся как блокшив.

 

Гидроавиатранспорт "Pegasus" — 1 единица

 

"Pegasus"   Блт           7.111913   5.9.1914   12.1914    Искл. в 1946

 

7450/свыше 8500 т; 111,5x15,5x5,4 м; 1 ПМ и 2 ПК, 3000 л.с., 11 узл., 500 т нефти. Эк. 180 чел. 4x1 — 76-мм, 1 катапульта, 5 гидросамолетов.

 

Заложен как торговое судно, куплен Адмиралтейством в мае 1914 г. и достроен как гидроавиатранспорт "Ark Royal". Стал первым англий­ским специализированным авианесущим кораблем, однако слишком тихоходным для действия вместе с флотом. В период между войнами использовался в основном как ПБ. В 1934 г. переименован в "Pegasus". В 1938 г. получил новую катапульту. В 1940 г. оборудован для запуска истребителей "Харриер" с катапульты и в 1940 — 1941 гг. сопровождал конвои. С конца 1941 г. служил в качестве транспорта и УК.

 

Речные канонерские лодки

 

Типы "Scorpion" и "Dragonfly" — 5 единиц

 

71.jpg

 

1-я группа (тип "Scorpion", спущена на воду в 1937 г.): "Scorpion" (У, погибла 13.2.1942).

2-я группа (тип "Dragonfly", спущены на воду в 1938 — 7939 гг.): "Dragonfly" (Top, погибла 14.2.1942), "Grosshoper" (Top, погибла 14.2.1942), "Locust" (Яр) и "Mosquito" (Яр, погибла 1.6.1940).

 

1-я группа: 700/840 т; 63,6x10,6x1,8 м;2ТЗАи2ГЖ, 4500 л.с., 17узл.,136тнефти. Эк. 93 чел.

2-я группа: 625/715 т; 59,9x10,3x1,9 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 3800 л.с., 17 узл., 90 т нефти. Эк. 74 чел.

Вооружение: "Scorpion", "Dragonfly" и "Grosshoper" — 2x1 — 102-мм/45,1x1— 87-мм гаубица, БС (20 ГБ) только на "Scorpion"; "Locust" и "Mosquito" — 2x1 — 102-мм/45, 1x4 — 40-мм/40.

 

Спроектированы для службы в устье Янцзы, за счет высокого борта и боль­шой, по меркам речной КЛ, осадки обладали мореходностью, достаточной для действий в побережных водах. Уникальной особенностью "Scorpion" стало предусмотренное проектом противолодочное вооружение.

Серийные лодки (2-я группа) несколько меньше головной, но несли то же вооружение, за исключением ГБ. Заказ еще на одну КЛ отменен.

На Дальний Восток успели перейти 3 КЛ. "Locust" и "Mosquito", достроен­ные в 1940 г. по несколько измененному проекту, остались в европейских водах.

В 1943 г. на "Locust" дополнительно установили 3 х 1 20-мм автома­та и БС для 20 ГБ.

"Scorpion" 13.2,1942 потоплена япон. ЭМ, на следующий день "Dragonfly" и "Grosshoper" уничтожены япон. авиацией. "Mosquito" потоплена герм, авиацией 1.6.1940 в Ла-Манше.

 

Тип "Aphis" — 8 единиц

 

72.jpg

 

"Aphis" (Э), "Cicala" (БК, погибла 21.12.1941), "Cockchafer" (БК), "Cricket" (БК, погибла 30.6.1941), "Gnat" (Лб, погибла 21.10.1941), "Ladybird" (Лб, погибла 12.5.1941), "Moth" (Санд, затоплена 12.12.1941) и "Scarab" (BC) — все спущены на воду в 1915 г.

 

625/около 750 т; 70,1/72,4x11x1,2 м; 2 ПМ и 2 ПК, 2000 л.с., 14 узл., 35 т угля + 65 т нефти. Эк. 55 чел. 2x1 — 152-мм/40, 1x1— 76-мм.

 

Созданы для борьбы с австро-венгерскими мониторами на Дунае. В период строительства в целях конспирации назывались "канонерские лодки для Китая". Ограничено мореходны. В строй 12 КЛ этого типа всту­пили в 1915 — 1916 гг. К началу Второй мировой войны сохранилось 10, но 2 из них ("Mantis" и "Tarantula") находились в плохом состоянии и в боевых действиях участия не принимали — первую исключили в 1940-м, а вторую с 1941 г. использовали как блокшив.

В 1940 г. КЛ, служившие на Средиземном море, довооружили одностволь­ными 40-мм "пом-помами", некоторые к тому же получили трофейные итальянские автоматы "Бреда" ("Cricket" — 2 х 1 и "Ladybird" — 1x1).

На Средиземном море погибли 3 КЛ: "Ladybird" и "Cricket" потопле­ны у Тобрука герм, авиацией 12.5.1941 и 30.6.1941 соответственно; "Gnat" — герм. ПЛ U-79 у Бардии 21.10.1941. Еще две КЛ погибли на Дальнем Востоке: "Cicala" потоплена япон. авиацией 21.12.1941 в Гонконге. Там же 12.12.1941 затоплена своим экипажем "Moth". Впослед­ствии японцы подняли последнюю, восстановили и ввели в состав императорского флота под названием "Suma".

 

Прочие типы — 7 единиц

 

Тип  "Tern" (спущены на воду в   1927 —   1928 гг.): "Tern"  (Яр, затоплена 19.12.1941) и "Seamew" (Яр).

Тип "Peterel" (спущены на воду в 1927 г.): "Peterel" (Яр, погибла 8.12.1941) и "Gannet" (Яр, передана Китаю в 1942).

Тип "Falcon" (спущена на воду в 1931 г.): "Falcon" (Яр, передана Китаю в 1942).

Тип "Sandpiper" (спущена на воду в 1934 г.): "Sandpiper" (Top, передана Китаю в 1942).

Тип "Robin" (спущена на воду в 1934 г.): "Robin" (Яр, затоплена 25.12.1941).

 

Тип "Tern": 262/330 т; 51,2x8,2x1,3 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 1370 л.с., 14 узл., 60 т нефти; 2x1 — 76-мм.

Тип "Peterel": 310/400 т; 56,4x8,8x1,3 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 2250 л.с., 16 узл., 78 т нефти; 2 х 1 — 76-мм.

Тип "Falcon": 372/470 т; 45,7x8,8x1,8 м; 2 ТЗА и 2 ПК, 2250 л.с., 15 узл., 89 т нефти; 2x1 — 57-мм, 1x1 — 87-мм гаубица.

Тип "Sandpiper": 185/215 т; 51x9,4x0,6 м; 2 ПМ и 1 ПК, 600 л.с., 11,3 узл., 26 т нефти; 1 х 1 — 57-мм, 1 х 1 — 87-мм гаубица.

Тип "Robin": 226/275 т; 47,6x8,1x1,1 м; 2 ПМ и 1 ПК, 800 л.с., 12,8 узл., 41 т нефти; 1x1 — 57-мм, 1x1 — 87-мм гаубица.

 

Все 7 малых КЛ спроектированы для службы на китайских реках и представляли собой дальнейшее развитие типа "Fly" водоизме­щением 98 т времен Первой мировой войны. "Sandpiper" и "Robin" спроектированы для действий на мелководье и имели очень ма­ленькую осадку.

"Peterel" погибла в Шанхае 8.12.1941, "Tern" и "Robin" затоплены в Гонконге 19 и 25.12.1941; "Gannet", "Falcon" и "Sandpiper" переданы Китаю в 1942 г. и переименованы в "Ying Shan", "Lung Huan" и "Ying Мао" соответственно.

 

Быстроходные канонерские лодки типа "Grey" (SGB) — 7 единиц

 

73.jpg

 

SGB-3 (Яр), SGB-4 (У), SGB-5 (ХЛ), SGB-6 (Яр), SGB-7 (ХЛ, погибла 19.6.1942), SGB-8 (Ден) и SGB-9 (Ден) — спущены на воду в 1941 — 1942 гг.

 

175/255 т; 44,4x7,1x1,7 м; 2 ТЗА и 1 ПК, 7200 — 8000 л.с., 34 узл., 50 т нефти. Эк. 27 чел., 2 х 1 — 40-мм/40, 2x2 — 12,7-мм, 2x1— 533-мм ТА.

 

Стальные круглоскулые КЛ (фактически ТКА), спроектированы специаль­но для борьбы с герм. ТКА в Ла-Манше. Поскольку в Англии не имелось дизелей с достаточно большой удельной мощностью, пришлось применить паротурбинную установку. Предполагалось построить 60 единиц, однако за­казали только 9, а построили 7 (заказ на 2 отменили).

В 1942 — 1943 гг. прошли модернизацию, в ходе которой борта в райо­не МО и КО обшили броневыми листами толщиной 19 мм и значительно усилили вооружение — добавлены 1 х 1 76-мм пушка, 1 х 1 40-мм "пом-пом" (на части) и 2 — 3 20-мм "эрликона". Экипаж увеличился до 34 чел. Стан­дартное водоизмещение достигло 205 т, скорость уменьшилась до 30 узл. В конце 1943 г. на части КЛ сняли все 40-мм автоматы и 12,7-мм пулеме­ты, установив вместо них 2 х 1 57-мм противокатерных пушки "Гочкиса" и доведя число "эрликонов" до семи. Все КЛ получили оборудование для приема 8 — 10 мин заграждения и 2 ГБ. Во второй половине 1944 г. вновь прошли модернизацию, на сей раз для использования в роли быстроход­ных ТЩ, оставив из вооружения лишь 4 "эрликона". Никакого специального трального оборудования не имели — за счет большой скорости хода SGB успевали отойти на безопасное расстояние от взорвавшейся донной мины, а якорные им были не страшны благодаря малой осадке.

SGB-7 погибла 19.6.1942 в Ла-Манше. В 1943 г. оставшиеся переимено­ваны в "Grey Seal" (SGB-3), "Grey Fox" (SGB-4), "Grey Owl" (SGB-5), "Grey Shark" (SGB-6), "Grey Wolf (SGB-8) и "Grey Goose" (SGB-9).

 

Минные заградители

 

МЗ типа "Plover" — 1 единица

 

74.jpg

 

"Plover" (Ден, 1937)

 

805/1020 т, 59,5x11,4x3,1 м; 2 ПМ, 2 ПК, 1400 п.с., 14,8 узл., 116 т нефти. Эк. 69 чел. 2 пул., 80 мин.

 

В начале войны установлена 1x1 — 76-мм ЗУ, в 1942 г. добавлен 1 20-мм "Эрликон, число принимаемых мин увеличено до 100. За годы войны выставил 15 000 мин.

 

МЗ типа "Linnet" — 3 единицы

 

"Linnet" (Ард, 1938), "Redstart" (ХнР, 1938 — затоплен 19.12.1941) и "Ringdove" (ХнР, 1938).

 

Стандартное — 498 т, 49,9x8,3x2,4 м; 10 узл. Эк. 32 чел. 4 пул., 10 мин.

 

Проект разработан на базе траулера. "Redstart" затоплен в Гонконге 19.12.1941. На остальных в 1942 г. установлен 1 автомат "Эрликон".

 

МЗ типа "Miner" — 8 единиц

 

"Miner I" — "Miner VIII" (все — Флп, спущены на воду в 1939 — 1943)

 

300/346 т, 37,3x8,1x2,4 м; 2 диз., 360 л.с., 10 узл. Эк. 32 чел. 2 пул., 10 мин.

 

Еще один корабль этого типа уничтожен на стапеле в Сингапуре в феврале 1942 г. До 1942 г. "Miner I" — "Miner VI" назывались М-1 — М-6 соответственно. На всех в 1942 г. установлен 1 автомат "Эрликон".

 

МЗ типа "Bird" — 2 единицы

 

"Blackbird" и "Dabchik" (оба — КУГ, спущены на воду в 1942 — 1943)

 

545/770 т; 50,0x8,4x3,2 м; 1 ПМ и 1 ПК, 850 л.с., 12 узл., 183 т угля. Эк. 35 чел 1x1 — 76-мм/40 и 3 X 1 — 20-мм, мины. Минные заградители в корпусах траулеров типа "Isles".

 

МЗ типа "Corncrake" — 2 единицы

 

"Corncrake" (Кох, 1942 — погиб 25.1.1943) и "Redshank" (Кох, 1942)

 

590/830 т; 49,2x7,7x4 м; 1 ПМ, 1 ПК, 700 л.с., 11 узл.; 197 т угля. Эк. 35 чел. 1x1 — 102-мм, 3 X 1 — 20-мм, 12 мин.

 

Минные заградители в корпусах траулеров типа "Fish". "Corncrake" погиб в Атлантике во время шторма 25.1.1943.

 

Помимо кораблей специальной постройки, в начале войны Адмиралтейство конфисковало 11 грузовых и пассажирских судов средних разме­ров для переоборудования в МЗ. Наибольшим из них был "Southeren Prince" (10 917 брт), наименьшим "Princess Victoria" (2197 брт), скорость хода колебалась от 11 до 19 узл., миновместимость от 270 до 562 мин.

 

Вспомогательные крейсера

 

75.jpg

 

Английские: "Alaunia" (1925, 14 030 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, 2 х 1 —40-мм/40, переоборудован в плавмастерскую в 1944), "Alcantara" (1926, 22 209 брт, 19 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Andania" (1921, 13 950 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, погиб 15.6.1940), "Anterior" (1925, 11 174 брт, 15 узл., 6x1— 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Arawa" (1922, 14 462 брт, 15 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Ascania" (1925, 14 013 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Asturias" (1925, 22 048 брт, 19 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, поврежден в апреле 1944 и не восстанавливался), "Aurania" (1924, 13 984 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в плавмастерскую в 1942), "Ausonia" (1921, 13 912 брт, 15 узл., 8x1— 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Bulolo" (1938, 6500 брт, 15 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в КНА в 1942), "California" (1923, 16 792 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Canton" (1938, 15 700 брт, 19 узл., 8х 1 —152-мм, 2х 1 —76-мм, 2х 1 — 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1944), "Carinthia'1 (1925, 20 277 брт, 16,2 узл., 8 х 1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, погиб 7.6.1940), "Carnarvon Castle" (1926, 20 063 брт, 18 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1944), "Carthage" (1931,14 182 брт, 18 узл., 8х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Cathay" (1925, 15225 брт, 16 узл., 8 х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, 2х 1 — 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1942), "Cheshire" (1927, 10 520 брт, 15 узл., 6 х 1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Chitral" (1925, 25 346 брт, 16 узл., 7x1 — 152-мм, 3x1 — 102-мм, переоборудован в ВТР в 1944), "Cilicia" (1938, 11 137 брт, 16,5 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, 2 х 1 — 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1944), "Circassia"(1937, 11 137 брт, 16,5 узл., 8x1 —152-мм, 2x1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Comorin" (1924, 15241 брт, 16 узл., 8х 1 —152-мм, 2x1 —76-мм, погиб6.4.1941), "Corfu" (1931, 14 170 брт, 17узл., 8х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1944), "Derbyshire" (1935, 11 650 брт, 16 узл., 6x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1942), "Dunnottar Castle" (1936, 15 007 брт, 16 узл., 7 х 1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, 2x1— 40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1942), "Dunvegan Castle" (1936, 15 007 брт, 16 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, погиб 28.8.1940), "Esperance Bay" (1922, 14 204 брт, 15 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Forfar" (бывш. "Montrose", 1920, 16 402 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 2.12.1940), "Hector" (1924, 11 198 брт, 15 узл., 6x1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб5.4.1940), "Jervis Bay" (1922, 14 164 брт, 15узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 5.11.1940), "Laconia" (1922, 19695 брт, 16,5 узл., 8x1 — 152-мм, 2х 1 —76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Laurentic" (1927, 18724 брт, 16,5 узл., 7x1— 140-мм, 3x1 — 102-мм, погиб 4.11.1940), "Letitia" (1925, 13 475 брт, 15 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Maloja" (1923, 20 914 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Montclare" (1922, 16 314 брт, 17 узл., 7x1 — 140-мм, 3x1 — 102-мм, переоборудован в ПБ в 1942), "Mooltan" (1923, 20 952 брт, 17 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Moreton Bay" (1921, 14 193 брт, 15 узл., 7x1— 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ВТР в 1941), "Patroclus" (1923, 11 314 брт, 15узл.,6х 1 —152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб 4.11.1940), "Pretoria Castle" (1938,17 160 брт, 19,5 узл., 8 х 1 — 152-мм, 2х 1 —76-мм, переоборудован в эскортный авианосец в 1942), "Queen of Bermuda" (1933, 22 575 брт, 20 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, 2 х 1 —40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1943), "Rajputana" (1925, 16 644 брт, 17 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 13.4.1941), "Ranchi" (1925, 16 738 брт, 18 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943), "Ranpura" (1925, 16 688 брт, 17 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в плавмастерскую в 1944), "Rawalpindi" (1925, 16 697 брт, 17 узл., 8x1— 152-мм, погиб 23.11.1939), "Salopian" (бывш. "Shropshire", 1926, 10 515 брт, 15 узл., 6х 1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб 13.5.1941), "Scotstoun" (бывш. "Caledonia", 1925, 17 046 брт, 16 узл., 8x1 — 152-мм, 2 х 1 —76-мм, погиб 13.6.1940), "Transylvania" (1925, 16 923 брт, 16узл.,8х1 —152-мм, 2x1 —76-мм, погиб 10.8.1940), "Voltaire" (1923, 13 245 брт, 14,5 узл., 8x1 — 152-мм, погиб4.4.1941), "Wolfe" (бывш. "Montcalm", 1921, 16418 брт, 16,5 узл., 7x1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, переоборудован в ПБ в 1941) и "Worcestershire" (1931, 11 402 брт, 15 узл., 6x1 — 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, 2 х 1 —40-мм/40, переоборудован в ВТР в 1943)

Австралийские: "Kanimbla" (1936, 10 985 брт, 16,5 узл., 7x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ДК LSI(L) в 1943), "Мапоога" (1935, 10 856 брт, 16 узл., 7 х 1 — 152-мм, 2x1— 76-мм, переоборудован в ДК LSI(L) в 1942) и "Westralia" (1929, 8108 брт, 15,5 узл., 7x1— 152-мм, 2 х 1 — 76-мм, переоборудован в ДК LSI(L) в 1943).

Новозеландские: "Minowai" (1924, 10 852 брт, 19 узл., 8x1 — 152-мм, 2x1 — 76-мм, переоборудован в ВТР в 1943).

Канадские: "Prince David" (Кмл, 1930, переоборудован в ДК LSI(M) в 1943), "Prince Henry" (Кмл, 1930, переоборудован в ДК LSI(M) в 1943) и "Prince Robert" (Кмл, 1930, переоборудован в корабль ПВО в 1943).

 

С началом войны Адмиралтейство конфисковало более 50 пассажир­ских и грузопассажирских лайнеров средних размеров для использова­ния в качестве вспомогательных крейсеров для патрульной и эскортной службы. Большинство вступило в строй после непродолжительного пе­реоборудования и вооружения в конце 1939 — начале 1940 г. Для по­вышения живучести межпалубное пространство заполнялось пустыми бочками. Эффективность подобной меры иллюстрирует тот факт, что для потопления "Forfar", "Salopian" и "Patroclus" понадобилось 5, 6 и 7 тор­пед соответственно.

В 1941 — 1943 гг. "Alcantara", "Asturias", "Canton", "Pretoria Castle", "Queen of Bermuda", "Cilicia" и "Corfu" оснастили катапультой и 1 — 2 гидросамолетами.

В 1939 — 1941 гг. вспомогательные крейсера понесли очень тяжелые потери — 15 единиц, после чего в Адмиралтействе пришли к выводу об ошибочности использования столь крупных кораблей в качестве вспо­могательных крейсеров, поскольку в роли войсковых транспортов они могли принести гораздо большую пользу (интересно, что менее чем че­рез год после начала войны у командования германским подводным фло­том сложилось похожее мнение в отношении ценности английских вспомогательных крейсеров как обьектов атаки — с середины 1940 г. войсковые транспорты рассматривались германскими подводниками как более важная цель). С 1941 г. начался постепенный вывод бывших лай­неров из класса вспомогательных крейсеров. Этот процесс в основном закончился в 1943 г., хотя ряд кораблей про­должал числиться вспомогательными крейсе­рами, но использовались они уже совсем по другому назначению.

Подводными лодками потоплены: "Carinthia" — 7.6.1940 (герм. ПЛ U-46); "Scotstoun" — 13.6.1940; "Andania" — 15.6.1940; "Transylvania" — 10.8.1940 (герм. ПЛ U-56); "Dunvegan Castle" — 28.8.1940 (герм. ПЛ U-46); "Patroclus" и "Laurentic" — 4.11.1940 (герм. ПЛ U-99); "Forfar" — 2.12.1940; "Rajputana" — 13.4.1941; "Salopian"—13.5.1941.

Надводными кораблями уничтожены "Rawalpindi" — 23.11.1939 герм. ЛК "Schanhorst"; "Jervis Bay" — 5.11.1940 герм. KPT "Admiral Scheer"; "Voltaire" — 4.4.1941 герм, вспомогательным крейсером "Thor".

"Hector" потоплен герм, авиацией 5.4.1940. На "Comorin" 6.4.1941 про­изошел сильный пожар и он затоплен экипажем. Кроме того, "Asturias" поврежден в апреле 1944 г. и не восстанавливался.

 

“Prince David” 3 единицы

 

76.jpg

 

5579/6893 т; 111,6/117,3x17,4x5 м; 2 ТЗА, , ПК, 19 300 л.с., 22,3 узл., 1470 т нефти, 3500 (20) миль. Эк. 241 чел. 4x1 — 152-мм/45, 2x1 — 76-мм, 2 БС.

 

Несколько особняком среди вспомогательных крейсеров стоят три канадских типа "Prince". Перестроены из небольших пассажирских судов, принадлежавших канадской железной дороге. Объем работ значитель­но больше, чем на других кораблях данного класса. В результате они вошли в строй позже всех, в середине 1940 г. "Канадцы" стали единствен­ными, на которых артиллерия ГК располагалась линейно-возвышенно, а не побортно. Внешне напоминали военный корабль, однако при пере­стройке ничего не было сделано для повышения их живучести. По­явление столь странных кораблей можно объяснить только желанием канадских адмиралов заполучить в состав своего флота "большие" ко­рабли, и в этом они преуспели — до передачи Канаде в конце войны эс­кортных авианосцев и настоящих крейсеров корабли типа "Prince" оставались самыми крупными единицами ее флота.

В 1942 г. зенитное вооружение усилено 10 20-мм "эрликонами".

 

* * *

 

Помимо лайнеров, ставших вспомогательными крейсерами, Адмиралтей­ством использовалось множество меньших по размерам торговых судов для патрульной и досмотровой служб в Северной Атлантике. Самыми больши­ми из них были 16 океанских досмотровых судов (OBV — ocean boarding ves­sels) водоизмещением от 3 до 8 тыс. брт, скоростью хода 13,5 — 17 узл. и вооруженных двумя 152-мм орудиями. Рангом ниже числились вооруженные досмотровые суда (ABV — armed boarding vessels), основная часть которых несла по 2 102-мм орудия. Разница в водоизмещении в этом случае оказа­лась еще значительнее: от 13 241 брт у "Vandyck" до 757 брт "Fratton". Из 28 досмотровых судов погибло 13.

В качестве вспомогательных патрульных судов использовались неболь­шие пассажирские суда и буксиры — всего 91 единица.

 

Вспомогательные корабли ПВО

 

"Alybank" (1925, 5151 брт, 12 узл., 4x2 — 102-мм/45, 2 х 4 — 40-мм/40, затоплен 9.6.1944), "Foylebank" (1930, 5582 брт, 12 узл., 4x2 — 102-мм/45, 2 х 4 — 40-мм/40, погиб 4.7.1940), "Palomares" (1937, 1896 брт, 16 узл., 3x2 — 102-мм/45, 2x4 — 40-мм/40, переоборудован в КНА в 1943), "Pozarica" (1937, 1893 брт, 16 узл., 3x2 — 102-мм/45, 2x4 — 40-мм/40, погиб 13.2.1943), "Prince Robert" (бывший вспомогательный крейсер, 5x2 — 102-мм/45, 2 х4 — 40-мм/40, 4х 1 — 40-мм/56 и 9 —20-мм, искл. в 1948), "Springbank" (1926, 5155 брт, 12 узл., 4x2 — 102-мм/45, 2x4 — 40-мм/40, погиб 27.9.1941), "Tynwald" (1936, 2376 брт, 21 узл., 3 х 2 —102-мм/45, 2 х4 —40-мм/40, погиб 12.11.1942) и "Ulster Queen" (1929, 3791 брт, 18 узл., 3x2 — 102-мм/45, 2 х 4 — 40-мм/40, переоборудован в КНА в 1943)

 

Суда с сильным зенитным вооружением, не уступающим вооруже­нию КРЛ ПВО типа "С". Предназначались для конвойной службы в районах с повышенной угрозой налетов вражеской авиации. Все всту­пили в строй после переоборудования в 1940 — 1941 гг., за исклю­чением "Prince Robert" — в 1943 г.

"Springbank" в марте 1941 г. оснащен поперечной катапультой и истребителем "Фулмар". В 1942 — 1943 гг. "Palomares", "Pozarica" и "Ulster Queen" получили дополнительно 6 20-мм "эрликонов".

"Springbank" потоплен герм. ПЛ; "Tynwald" — или потоплен итал. ПЛ, или подорвался на мине; "Foylebank" — герм, авиацией; "Pozarica" поврежден авиаторпедой 29.1.1943, затонул при проведе­нии спасательных работ.