Тип 1935

 

К возрождению военно-морского флота Германия приступила в первой половине 1920-х годов, еще находясь под диктатом Версальских ограничений. Первой крупной серией боевых кораблей, построенных в промежутке между мировыми войнами, стала дюжина миноносцев практически идентичных типов — 23 и 24. Оба проекта представляли собой модифицированную версию Н-145 — одного из последних ми­ноносцев кайзеровского флота. При водо­измещении порядка 1000 т они оснащались двухзальной паротурбинной силовой уста­новкой, развивали скорость 33 — 34 узла и вооружались тремя 105-мм орудиями и шестью 533-мм торпедными аппаратами. После прихода к власти нацистов усилия кораблестроителей были сосредоточены на создании полноценных эсминцев, а так­же торпедных катеров («шнелльботов»), предназначавшихся для действий в прибрежных водах. И только через шесть лет начались работы над кораблями типа 1935. Подразумевалось, что они будут меньше не только проектировавшихся в то время эсминцев типа 34, но и предшественников типа 23/24. Философия проекта основыва­лась на опыте применения малых минонос­цев типа «А», действовавших у побережья Фландрии в годы Первой мировой войны.

Первые конструкторские проработки от­носятся к 1934 году, когда появился проект малого эсминца водоизмещением около 1000 т, вооруженного двумя спаренными 105-мм универсальными орудиями. Но ад­мирал Э. Редер забраковал этот проект. На то были причины: во-первых, значительная высота оси цапф 105-мм орудий, необхо­димая для эффективного ведения зенит­ного огня, усложняла заряжание при стрельбе по надводным целям; во-вторых, масса такой установки почти вдвое превы­шала массу одинарного 127-мм орудия со щитом (25 т против 13). Кроме того, взя­тый руководством Кригсмарине курс на превосходство отдельной боевой единицы над аналогичными кораблями вероятного противника (под которым подразумевались в первую очередь Франция, Польша и Со­ветский Союз) ставил под сомнение саму концепцию малого эсминца для закрытых театров.

Назначение же миноносцев определя­лось совсем иным. Будущий корабль не­мецкие адмиралы представляли не иначе, как быстроходный носитель торпедного оружия. «Шнелльботы» виделись идеаль­ным инструментом войны в прибрежных водах, но для центральной части Балтики и Северного моря их мореходность счита­лась недостаточной. Миноносцы же долж­ны были совмещать хорошие мореходные качества с низким силуэтом и высокой ско­ростью хода, необходимыми для ночных торпедных атак. Иными словами, они долж­ны были стать своего рода торпедными катерами дальнего действия. В свете этих задач артиллерийскому вооружению отво­дилась явно второстепенная роль.

В марте 1935 года были сформулиро­ваны требования к проекту миноносца во­доизмещением 600 т (3начение в 600 т определялось Лондонским морским договором 1930 года — его условия Германия обяза­лась соблюдать, подписывая соглашение по военно-морским вооружениям с Великобританией):

1) максимально высокая скорость (до 40 уз.), дальность плавания 3000 миль 20-уз-ловым ходом;

2)  хорошие мореходные качества, зна­чительная высота борта в носовой части, крепкий корпус и рациональное деление на отсеки;

3)  низкий силуэт, как у торпедных кате­ров;

4)  трехтрубный торпедный аппарат ка­либра 533 мм без запасных торпед с про­стой системой управления стрельбой;

5) два 88-мм неуниверсальных орудия;

6)  две спаренных 37-мм зенитки и два 20-мм автомата — по возможности;

7) оборудование для постановки дымо­вых завес, глубинные бомбы и усиленный форштевень для тарана подводных лодок.

Работы над проектом затянулись на год. Выполнить все пожелания при столь ма­лом водоизмещении не представлялось возможным. Чрезвычайно жесткие требо­вания к скорости требовали применения силовой установки с высокими параметра­ми пара — более высокими, чем на эс­минцах типа 1934 (впрочем, времени на ее создание уже не оставалось). Командую­щий разведывательными силами высказы­вался за снижение скорости до 35 — 36 уз­лов и установку двух 105-мм орудий, однако командование флота настаивало именно на 40-узловой скорости, считая ее залогом успеха торпедных атак. По требо­ванию моряков проектировщикам пришлось удвоить число торпедных аппаратов — за счет отказа от одной 37-мм зенитки.

Конструктивно миноносцы типа 35 были гладкопалубными, с заметной седловатостью, относительно высоким форштевнем и выраженным скуловым изломом в носо­вой части. Такая форма корпуса должна была обеспечить хорошую мореходность при значительной экономии веса. Для улуч­шения пропульсивных характеристик дни­ще в корме имело небольшую вогнутость. Довольно массивная носовая надстройка и широкая дымовая труба не портили эле­гантного внешнего вида. На корпус прихо­дилось более трети стандартного водоиз­мещения (311 т). Для снижения массы ми­ноносцы изготавливались цельносварны­ми, для надстроек использовались легкие сплавы. Тем не менее, уложиться в 600-тонный лимит не удалось — стандартное водоизмещение составило 844 т, а полное перевалило за тысячу.

Миноносцы имели одну сплошную па­лубу— верхнюю; в корму от машинно-котель­ных отделений (МКО) шла одна, в нос — две платформы; второе дно проходило примерно по 75% длины корабля. Водоне­проницаемые переборки делили корпус на 12 отсеков. В IIII отсеках (в немецком флоте их нумерация традиционно велась от кормы в нос) располагались жилые поме­щения матросов, старших унтер-офицеров (маатов) и офицерские каюты с кают-ком­панией; под ними находились душевые, кладовые и артиллерийские погреба. Энергетическая установка занимала почти по­ловину длины корабля, начиная от 20-го шп. Машинные отделения №1 и №2 зани­мали IV и V отсеки, котельные — соответ­ственно VII и VIII. Между ними в VI отсеке имелось помещение вспомогательных ме­ханизмов и дизель-генераторов. В носовой части также размещались кубрики матро­сов и унтер-офицеров. Под ними в IX отсе­ке были оборудованы пост управления тор­педной стрельбой и гирокомпас, в X отсе­ке — столовые, торпедный и артиллерий­ский погреба. Нижний ярус надстройки от­водился под радиорубку с двумя передат­чиками (рабочие диапазоны длины волн: 40 — 200 и 500 — 3000 м) и тремя прием­никами (12 — 20 000 м). Позади нее нахо­дился камбуз, а по бортам проходили ко­ридоры с умывальниками. Рулевая и штур­манская рубки располагались на мостике.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) состояла из четырех высоконапорных кот­лов Вагнера и двух турбозубчатых агрега­тов также системы Вагнера. Силовые установки с высокими параметрами пара были ахиллесовой пятой многих немецких кораблей, построенных в предвоенные годы. Решение об оснащении ими эсмин­цев типа 34 и миноносцев типа 35 было принято одновременно, несмотря на отсут­ствие опытных данных по их эксплуатации в морских условиях. В результате эти ме­ханизмы оказались крайне ненадежными, причем на миноносцах технические проб­лемы стояли гораздо острее, чем на лин­корах или эсминцах.

Котлы Вагнера относились к так назы­ваемому «малому» типу. Их «сухой» (без питательной воды) вес составлял 38,6 т; раз­меры 6,4x3,5x5,4 м, объем топки — 14м3, площадь поверхности нагрева — 345,6 м2; рабочее давление пара — 70 атм, темпера­тура — 460°С, паропроизводительность — 47,7 т/ч. В каждом котельном отделении на­ходилось по два котла, располагавшихся побортно. С правого борта им присваива­лась нечетная, с левого — четная нумера­ция (К11 иК12— в кормовом, К21 иК22 — в носовом КО). Котлы имели по три кол­лектора, оборудовались горизонтальными пароперегревателями и подогревателями воздуха (до 340 °С) отходящими топочны­ми газами, но не имели экономайзеров. На каждом котле устанавливалось по две двой­ных ротационных форсунки типа «Сааке» производительностью по 4250 кг топлива в час. Поступающий к форсункам мазут подо­гревался до 85 — 95 °С свежим паром, а питательная вода — до 175 "С паром, отра­ботавшим во вспомогательных механизмах.

Повышенные требования к качеству пи­тательной воды повлекли за собой внедре­ние специальных деаэраторов вместо обычных опреснителей, а также установку бустерных насосов для создания постоян­ного подпора воды перед питательными насосами. Накипь была предметом посто­янной головной боли для механиков, даже специальная система химической обработ­ки воды не решала проблемы. Немало хло­пот доставляла интенсивная коррозия подогревателей. Но, главное, для работы кот­лов в условиях переменной нагрузки тре­бовались тщательное наблюдение и фи­лигранная регулировка режимов горения. Эту функцию возложили на автоматичес­кую систему фирмы «Аскания», имевшую регуляторы нагрузки, питания, воздуха, уровня воды в коллекторе котла, перепа­да давления питательной воды и топлива. Рабочей жидкостью в системе служило масло. Хотя автоматика отличалась слож­ностью и капризностью, а в случае ее от­каза кораблю грозила полная потеря хода, она позволила сократить число вахтенных до шести человек(Об условиях их работы свидетельствует любопытный факт. Советские моряки, принимавшие трофейные не­мецкие корабли, были поражены тем, что вахтенным в котельных отделениях разрешалось курить!).

Турбозубчатые агрегаты располагались в изолированных отсеках, носовая турби­на работала на правый винт, кормовая — на левый. В каждом машинном отделении также находилось по одному турбогенерато­ру. Турбины развивали суммарную мощ­ность 31 000 л.с. при относительной мас­се 11,64 кг/л.с. Электроэнергией корабль обеспечивали два турбо- и два дизель-ге­нератора. Общая мощность электростан­ции — 224 кВт, напряжение корабельной сети — 220 В.

В ходе службы выяснилось, что произ­водительность котлов не позволяет кораблям набрать полной проектной скорости. Ошибка в расчетах обнаружилась слишком поздно, и в реальных условиях перегружен­ные корабли развивали не более 34,5 уз.

Топливо хранилось в междудонном про­странстве и дополнительных цистернах в трюме. Его нормальный запас составлял 97,8 т, максимальный, по разным источни­кам, — от 180,2 до 205 т (Поданным книги H.Fock. Z-vor! (Hamburg, 2001) (объем топливных цистерн составлял 205 м3.). Данные по дально­сти плавания находятся в диапазоне 1070 — 1200 миль на скорости 19 уз. В любом случае радиус действия кораблей был невелик даже для Северного и Балтийского морей.

Миноносцы типа 1935 имели самое мощ­ное среди современных представителей своего класса торпедное вооружение. Два трехтрубных 533-мм аппарата располага­лись в диаметральной плоскости позади ми­дель-шпангоута и могли вести стрельбу в секторе около 95° на каждый борт. Для удоб­ства заряжания аппаратов между кормовой рубкой и дымовой трубой по правому борту были проложены рельсы. Для управления огнем служил торпедный директор TZA-2 со стабилизированной оптикой, установленной на мостике за рулевой рубкой.

В противоположность этому, артиллерийское во­оружение было скромным. Единственное 105-мм ору­дие SK С/32 (Аббревиатура SKSchiffskanone (корабельное ору­дие) из обозначения артсистем зачастую опускалась.) размещалось на корме, поскольку долж­но было использоваться главным образом при отхо­де после внезапных тор­педных атак, и имело до­вольно широкие углы об­стрела: «мертвая зона» со­ставляла примерно по 20° от диаметраль­ной плоскости с каждого борта. Для управ­ления огнем служили два 1,5-метровых даль­номера: один — на мостике позади торпед­ного директора, второй — на средней над­стройке между торпедными аппаратами.

Средства противовоздушной обороны миноносцев по проекту ограничивались тре­мя зенитными автоматами: один калибром 37 мм находился на кормовой надстройке, два 20-мм — побортно на мостике. Какой-либо системы управления зенитным огнем, за исключением ручных дальномеров с ба­зой 70 см, не имелось. К тому же в 1939 — 1940 годах, еще до вступления в строй, 37-мм зенитку на большинстве кораблей за­менили третьим 20-мм автоматом. Сэконом­ленный вес пошел на размещение парава­нов-охранителей и глубинных бомб.

С носовых курсовых углов корабли ока­зались практически безоружными, что слу­жило поводом для обоснованной критики проекта.

Важным наступательным вооружением миноносцев были мины. На борт могло приниматься до 30 мин типа ЕМС По данным М. Уитли — до 60, но это представляется нереальным, поскольку такую нагрузку несли гораздо более крупные эсминцы типов «Маас» и «Нарвик»), для которых монтировались съемные рельсы. Столь тяжелый и высоко расположенный груз серьезно снижал метацентрическую высоту и ухудшал остойчивость корабля, поэтому выход на минные постановки до­пускался при волнении моря не выше трех баллов, при этом в цистернах должно было находиться не менее 50% топлива. Исполь­зовать при этом орудие главного калибра было невозможно.

16 ноября 1935 года фирме «Шихау» (Эльбинг, Восточная Пруссия) и концерну «Дешимаг» (Бремен) заказали по четыре миноносца типа 35, а в июне следующего года — еще по два; вся серия состояла из 12 единиц. В отличие от предшественни­ков, новые корабли вместо названий полу­чили номерные обозначения Т-1 — Т-12. Из-за загруженности верфей другими за­казами постройка шла медленно. До кон­ца 1937 года на воду было спущено всего два корпуса, и ни один из миноносцев не успел войти в строй к началу войны.

Головным кораблем серии стал Т-8, под­нявший флаг 8 октября 1939 года под ко­мандованием капитан-лейтенанта Генриха Эрдмана. Первые же выходы в море вы­явили неудовлетворительную мореходность миноносца и неудачную конструкцию мос­тика. Устранение этих недостатков не поз­волило кораблям приступить к активным действиям до конца 1940 года.