Военные модернизации

 

Одним из важнейших недостатков ми­ноносцев типа 35 стала перегрузка носо­вой оконечности, что вызывало сильное за­рывание в волну и заливаемость бака. Для ликвидации этого дефекта в 1941 году Т-2, Т-4, Т-7, Т-9, Т-10 получили клиперный (или, как его называли немцы, «атланти­ческий») форштевень, за счет чего наи­большая длина корпуса достигла 87,1 м. Одновременно был увеличен развал бор­тов в носовой части. По отзывам офице­ров, данные меры позволили существен­но улучшить мореходность. На кораблях типа 37, изначально имевших больший угол наклона форштевня, подобной модерниза­ции не проводилось.

В остальном внешний вид кораблей за период службы изменялся весьма незна­чительно. Грот-мачта была уменьшена по высоте и стала треногой, а все свободные места заняли спасательные плотики, кре­пившиеся на стенах надстроек, обвесах мостиков, щите 105-мм орудия и торпед­ных аппаратах. В начале 1942 года в связи с подготовкой к операции «Церберус» (про­рыв через Ла-Манш) на миноносцах 2-й и 3-й флотилий усилили средства ПВО: кор­мовой торпедный аппарат снимался, на его место устанавливался счетверенный 20-мм автомат «Фирлинг», еще один 20-мм авто­мат монтировался в одинарной установке на баке. Правда, имеющиеся фотографии позволяют утверждать, что в полном объе­ме эти работы провели не на всех кораб­лях. В частности, из миноносцев типа 35 «фирлинги» получили Т-4, Т-10 и Т-11. Ряд кораблей оснастили также радиолокацион­ным оборудованием (предположительно пассивными детекторами излучения с фик­сированными антеннами).

К середине 1942 года кормовой торпед­ный аппарат возвратили на активно дей­ствовавшие корабли, но с того же времени «фирлинги» стали монтировать на кормо­вой надстройке на месте прежнего одинар­ного автомата. Так, на Т-13 и Т-14 они были установлены в мае — июне. На некоторых миноносцах одиночные 20-мм автоматы располагали на платформе между торпед­ными аппаратами (на Т-1 на это место пе­ренесли прожектор с фор-марса). Посколь­ку к 1943 году большинство миноносцев типа 35 передали Торпедной школе для ис­пользования в качестве учебных, до окон­чания боевых действий на них произвели лишь небольшие модернизации. Скажем, с Т-1 и Т-9 в июле 1944 года снова сняли кормовой торпедный аппарат, заменив его одинарным 37-мм автоматом. Тогда же на бак Т-8 и Т-10 установили 40-мм автомат «Бофорс».

К середине 1944 года «тридцать седь­мые» получили вторую счетверенную установку. На Т-18, Т-19 и Т-21 она замени­ла прожектор на средней надстройке. В сентябре штаб Руководства войной на море очередной раз распорядился снять с кораблей 3-й флотилии кормовой торпед­ный аппарат и заменить его полностью ав­томатическими 37-мм установками М/42 или 43М. Это касалось всех уцелевших активно действующих кораблей (Т-13, Т-17— Т-20). Тем не менее, Т-18 в сентябре и Т-13 в ноябре получили 40-мм «бофорсы», а Т-17 и Т-20 так и остались с шестью тор­педными аппаратами.

Радиолокационное оборудование уста­навливалось не на все миноносцы: Т-1, к примеру, проплавал без радара до конца карьеры. Поскольку даже облегченная ра­диолокационная станция FuMO 28 была тяжеловата для кораблей типа 35, они ос­нащались главным образом пассивными детекторами. Лишь с начала 1944 года ми­ноносцы стали оборудовать радиолокато­рами FuMO 63 «Хохентвайль-К» (рабочая частота 556 МГц, дальность действия — до 20 км) с разнесенными антеннами: одна — на фок-мачте, вторая — на грот-мачте.

Наиболее обширная программа модерни­зации зенитного вооружения, известная как план «Барбара», прошла в конце 1944 — начале 1945 годов. Она предусматривала установку на миноносцы следующего воору­жения: один спаренный (М/42) или одинар­ный (43М) 37-мм автомат на баке, четыре спаренных 20-мм автомата LM/44 на крыль­ях мостика и на штурманской рубке, по од­ному 37-мм 43М на каждой из кормовых над­строек. На типе 37 планировалась также замена одного из торпедных аппаратов на до­полнительный 37-мм автомат.

Крайне тяжелое положение на фронтах не позволило реализовать план в полном объеме, работы проводились по частям. Одинарные 20-мм автоматы заменили спа­ренными установки на крыльях мостика (по крайней мере, на всех кораблях типа 37), но в остальном изменения варьировались. К ноябрю 1944 года все боеспособные еди­ницы 2-й флотилии получили различные дополнения к своему зенитному вооруже­нию. Например, Т-11 к концу войны нес один 40-мм автомат на баке, два 37-мм ав­томата (один — вместо кормового ТА), один счетверенный 20-мм на средней над­стройке, два спаренных на крыльях мос­тика, еще пару — позади трубы, а также 21 направляющую для 86-мм неуправляе­мых зенитных ракет RAG (Raketten Abschuss Cerate). T-14 получил два оди­ночных 37-мм, два счетверенных и два спа­ренных 20-мм автомата и 21 направляю­щую RAG, оставшись с тремя торпедными трубами. Т-19 имел один 40-мм и два 37-мм автомата в одиночных установках, два «фирлинга», две 20-мм «спарки» и трех­трубный торпедный аппарат. Т-20 закончил войну с двумя 37-мм зенитками, двенад­цатью 20-мм (один счетверенный и четы­ре спаренных) автоматами и 21 направля­ющей RAG и сохранил все шесть торпед­ных труб. На Т-21, не успевшем к концу войны выйти из ремонта, легких зениток, вероятно, не устанавливалось вообще. Так как 3-я флотилия миноносцев в 1945 году действовала в Скагерраке, где воздушные налеты были весьма частыми, скорее все­го, Т-13, Т-16 и Т-17 были вооружены по­добно Т-14, Т-19 или Т-20.