В несвойственной роли

 

В конце 1941 года командование Кригсмарине решило снова перебазировать «тридцать пятые» в воды Ла-Манша. 16 но­ября стоявшие в Копенгагене Т-4, Т-7 и Т-12 получили приказ перейти в Киль. На следу­ющий день они прошли Кильским каналом в Вильгельмсхафен, а оттуда — в Шербур. Их задача заключалась в эскортировании в Гер­манию «Прерывателя заграждений №52» («Sperrbrecher 52»). На самом деле под этим «псевдонимом» скрывался вспомогательный крейсер «Комет» (контр-адмирал Эйссен), возвращавшийся после 515-дневного рейдерства, во время которого им было потоп­лено восемь судов суммарным тоннажем 52 130 брт.

Рейдер в сопровождении пары тральщи­ков прибыл в Шербур в полдень 26 ноября, а вскоре после полуночи усиленный минонос­цами отряд вышел в море и с рассветом укрылся в Гавре. Переход через самый опас­ный участок маршрута — Дуврский пролив — был начат в 19.24 27 ноября. Теперь в охра­нении «Комета» находились три миноносца, пять тральщиков и шесть «раумботов». Бри­танское Адмиралтейство получило информа­цию о предстоящем прорыве рейдера и вы­слало наперехват торпедные катера, резуль­татом чего стала жаркая ночная схватка.

Противники встретились примерно в четы­ре часа ночи между Булонью и Дюнкерком. Стремительное маневрирование торпедных катеров и кораблей эскорта под вспышками осветительных снарядов делало обстановку крайне запутанной, что едва не завершилось гибелью Т-4. Сначала его по ошибке обстре­лял Т-12, приняв за противника. Затем один из катеров очередью из пулемета прошелся по мостику Т-4, ранив четырех человек, в том числе командира корабля обер-лейтенанта Зоммерлата. Командование миноносцем при­нял шеф флотилии корветтен-капитан Эрд­ман. Через 20 минут Т-4 содрогнулся от взры­ва в средней части. Поступил доклад об утеч­ке пара из кормового котельного отделения. Сначала Эрдман решил, что корабль торпе­дирован, но вскоре выяснилось, что на самом деле его поразил 105-мм осветительный сна­ряд с одного из тральщиков. Он угодил в но­совой торпедный аппарат, выведя его из строя и перебив осколками паропровод КО № 1.

К счастью, детонации боеголовок торпед не произошло, иначе гибель миноносца была бы неминуема. Не было и жертв, хотя скорость упала до 24 узлов. Т-7 также получил повреж­дения от пулеметного огня и потерял трех че­ловек убитыми и трех ранеными. В осталь­ном столкновение завершилось безрезультат­но для обеих сторон, и к 7.00 немецкий отряд достиг Дюнкерка, откуда «Комет» без даль­нейших происшествий дошел до Германии.

30 ноября флотилия прибыла в Вильгельмс­хафен, но лишь для того, чтобы спустя не­сколько дней снова принять участие в анало­гичной операции. На этот раз подопечным миноносцев стал «Прерыватель заграждений № 53» — он же вспомогательный крейсер «Тор», направлявшийся во второе океанское рейдерство. 3 декабря «Тор» под эскортом Т-2, Т-4, Т-7, Т-12 и Т-14 покинул рейд Шиллига. Из-за плотного тумана отряду пришлось подолгу отстаиваться во Флиссингене и Зеебрюгге. Только вечером 15 декабря рейдер прибыл в Брест, не вступив в огневое сопри­косновение с противником. Впрочем, этот ус­пех объясняется исключительно благоприят­ными погодными условиями.

После завершения операции Т-2 и Т-4 остались в Бресте, а Т-7 и Т-12 17 декабря ушли в Германию (первому предстоял ремонт в Везермюнде, второму — в Киле). К тому вре­мени командование Кригсмарине, испытывая нехватку личного состава, приняло решение вывести в резерв один из кораблей 2-й фло­тилии миноносцев. Выбор пал на Т-8, чья си­ловая установка отличалась крайней нена­дежностью. 30 декабря Т-8 был разукомплек­тован в Киле, а затем отбуксирован в Кенигс­берг, где оставался в течение двух лет.

3-я флотилия миноносцев под командова­нием корветтен-капитана Ганса Вильке нача­ла боевую деятельность в январе 1942 года, когда Т-13, Т-15, Т-16, Т-17 перешли в Рот­тердам, поближе к Ла-Маншу (в это время Т-14 был затерт льдами во Фленсбурге). Бое­вой дебют флотилии состоялся 12 февраля в ходе проведения операции «Церберус».

Линкоры «Шарнхорст» (флаг вице-адми­рала Цилиакса), «Гнейзенау» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» в сопровождении шести эсминцев вышли из Бреста поздней ночью 11 февраля. 2-я флотилия миноносцев (Т-2, Т-4, Т-5, Т-11, Т-12) выходила из Гавра, 3-я (состав указан выше) — из Дюн­керка. Обе присоединились к эскадре около 10 часов утра, когда та миновала меридиан устья Сены. У мыса Гри-Не в эскортирова­ние включилась 5-й флотилия (пять кораб­лей типа 23/24). Миноносцы заняли места в ордере, образовав внешний периметр охра­нения. В ходе отражения атак противника они вели интенсивный огонь, но из-за сильной качки эффективность его вряд ли была вы­сокой. Исключением стал лишь один эпизод. Примерно в 14.40 группу эскорта атаковала эскадрилья «харрикейнов» с пушечным во­оружением. Повреждения получили мино­носцы «Ягуар» и Т-13, а англичане потеря­ли четыре самолета.

После завершения операции «Церберус» миноносцы типов 35/37 оказались разбросан­ными по различным уголкам Европы. Т-5 и Т-12 сразу ушли в Норвегию. Уже 6 марта они прикрывали линкор «Тирпиц» на начальном этапе операции против конвоя PQ-12. Следом в Норвегию отправились Т-15, Т-16 и Т-17. 19 — 20 марта они сопровождали тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» на переходе из Брунсбюттеля в Тронхейм.

«Норвежский» период деятельности мино­носцев не отличался активностью (например, Т-9 за два месяца ни разу не выходил в море) — других задач, кроме сопровождения крупных боевых кораблей, у них не было. Эс­кортные же операции можно пересчитать по пальцам. Все, от адмиралов до простых мат­росов, понимали, что плохая мореходность и капризные механизмы не позволяют сколь-нибудь эффективно использовать миноносцы в штормовых северных широтах. После двух-трех месяцев такой службы корабли прихо­дилось отправлять в ремонт, после которого они, как правило, выводились в резерв или передавались учебным соединениям. По со­стоянию на 1 июля 1942 года из 18 единиц типа 35/37 шесть ремонтировались, четыре были приданы Торпедной школе, два прохо­дили боевую подготовку на Балтике и лишь пять непосредственно участвовали в боевых действиях.

В операционной зоне группы «Вест» пер­вая половина 1942 года прошла спокойно. Миноносцы привлекались к сопровождению конвоев. Летом 3-я флотилия осуществила три минных постановки в Ла-Манше. Следу­ющая крупная операция состоялась лишь в октябре и была связана с проводкой через Ла-Манш вспомогательного крейсера «Комет», направлявшегося из Германии в очередное рейдерство.

«Комет» вышел из Гавра вечером 13 ок­тября в сопровождении четырех миноносцев. Эскортом командовал корветтен-капитан Вильке, находившийся на Т-14 — головном в походном ордере. С правого борта рейдер прикрывал Т-10, с левого, обращенного к бе­регу,— Т-4, замыкал строй Т-19. Корабли держали интервал и дистанцию около 2,5 кбт, скорость —13 уз.

Переход вспомогательного крейсера уже стоил германскому флоту четырех моторных тральщиков (R-77, R-78, R-82, R-86), погибших на минах 8 октября на выходе из Флиссингена. В проливе отряд поджидали кораб­ли противника, высланные Адмиралтейством по данным разведки. Флотилия эскортных миноносцев типа «Хант» под командованием лейтенант-коммандера Ингрэма («Коттесмор», «Кьюорн», «Глейсдейл», «Эскдейл» и «Олбрайтон») заранее была переведена в Дартмут и в ночь на 14 октября с восемью торпедными катерами (МТВ-49, -55, -56, -84,-95, -203, -229, -236) патрулировала в рай­оне мыса Ла-Хог. Вторая группа «хантов» («Ферни», «Тайндейл», «Броклесби» и польский «Краковяк») вышла в море из Пли­мута. Британские эскортные миноносцы были вооружены 102-мм орудиями и, таким обра­зом, превосходили противника как количе­ственно, так и качественно.

Контакт с немцами установили самолеты Берегового командования, обнаружившие от­ряд у Барфлера и сбросившие осветительные бомбы. Хотя бой становился неизбежным, ко­мандир «Комета» и старший из офицеров капитан-цурзее Брокзин не предприняли по­пытки укрыться в Шербуре. Вскоре после по­луночи флотилия Ингрема установила кон­такт, и сражение началось.

На концевой Т-10 внезапно обрушился шквал снарядов. От двух попаданий в носо­вое машинное отделение возник пожар. Главный паропровод был перебит, и скорость быстро упала до 8 уз. Ка­питан-лейтенант Зоммерлат с тру­дом развернул корабль на левый борт, приказал поставить дымовую завесу, открыть огонь и дать тор­педный залп. Но аппараты по ошибке были развернуты не на тот борт, и шанс оказался упущенным. Следую­щее попадание пришлось в бомбосбрасыва­тель; в результате взрыва глубинных бомб I и II отсеки затопило. Пять минут спустя из ма­шинного отделения доложили, что могут дать 24 узла, но тут четвертый снаряд угодил в среднюю надстройку, уничтожив зенитный ав­томат и вызвав детонацию кранцев первых выстрелов. Вскоре последовало попадание в трубу и котельное отделение. Давление пара снова упало, ограничив скорость 9 узлами. Последний, шестой снаряд перебил мачту чуть ниже прожекторной площадки. Положе­ние Т-10 стало крайне тяжелым. Миноносец, лишенный почти всего вооружения, направил­ся в сторону берега. На его борту было 11 убитых и столько же раненых.

В это время Т-4 находился на тактически невыгодной позиции — от неприятеля его за­гораживали «Комет» и Т-10. Уклоняясь от двух торпед, миноносец оказался под перекрест­ным обстрелом. Как докладывал его коман­дир капитан-лейтенант Вайнлиг, на борту вспомогательного крейсера царила паника. 150-мм орудия вели огонь по правому борту, а пулеметы палили во всех направлениях. Жертвами этой беспорядочной стрельбы ста­ли несколько членов экипажей Т-14 и Т-19, в том числе и корветтен-капитан Вильке. Т-4 спасла броня, прикрывавшая мостик и ходо­вую рубку.

В 2.15 в носовой части «Комета» прогре­мел взрыв, вызвавший большой пожар. Огонь быстро охватил мостик, затем раздался еще один глухой взрыв, сопровождавшийся стол­бом огня и дыма. Рейдер моментально зато­нул, оставив после себя только клубы дыма от разлившейся по поверхности горящей неф­ти. Ни один человек из его экипажа не спас­ся. Нанеся напоследок повреждения «Брок­лесби», немецкие миноносцы вышли из боя. По официальной версии британского Адми­ралтейства, «Комет» был потоплен торпедой МТВ-236, хотя очевидцы боя с обеих сторон считали, что истинной причиной его гибели стал пожар цистерны авиационного топлива, подожженной артиллерией «хантов».

Гибель «Комета» наглядно продемонстри­ровала неспособность миноносцев обеспе­чить надежную защиту эскортируемым кораб­лям — главным образом, из-за слабого и не­удачно расположенного артиллерийского во­оружения, а также отсутствия радаров. С на­чала 1943 года по распоряжению нового глав­нокомандующего Кригсмарине адмирала Деница миноносцы типа 35/37 стали постепен­но выводить из боевого состава и передавать флотилиям подводных лодок или учебным со­единениям для обеспечения боевой подготов­ки. На смену им пришли более универсаль­ные корабли.