«Эльбинги» в Западной Франции

 

В начале четвертого года войны центр ак­тивности миноносных сил сместился еще дальше на запад. Остававшиеся в распоря­жении группы «Вест» 2-я, 3-я и 5-я флотилии миноносцев перебазировались в порты Бис­кайского залива и переключились, главным образом, на сопровождение подводных лодок и блокадопрорывателей, что было связано с большим риском из-за господства в воздухе неприятельской авиации.

В октябре 1942 года первый корабль типа 39 — Т-22 (капитан-лейтенант Хансен-Ноотбаар) прибыл в Западную Францию. Через месяц к нему присоединился Т-23 (капитан-лейтенант Пауль). Боевой дебют «эльбингов» состоялся 29 — 30 ноября и был связан с со­провождением итальянского блокадопрорывателя «Кортелаццо», направлявшегося на Дальний Восток. В конце марта — начале ап­реля 1943 года другое итальянское судно, «Гималайя», дважды пыталось прорваться из Бордо на Дальний Восток. Оба раза блокадопрорыватель и его эскорт обнаруживались авиацией противника, после чего поступал приказ о возвращении.

Еще в феврале 1943 года, в ожидании массового вступления в строй кораблей типа 1939, в Бресте была сформирована 4-я фло­тилия миноносцев, которой первые четыре месяца «по совместительству» командовал шеф 5-й флотилии фрегаттен-капитан Шмит, сами же Т-22 и Т-23 регулярно придавались другим соединениям для выполнения тех или иных задач. В течение мая — июня они, сов­местно со 2-й (в ее составе остались Т-2, Т-5, Т-18) и 5-й флотилиями, выставили шесть минных заграждений в Ла-Манше.

К лету в строю находилось уже шесть «эль­бингов», работы на двух других были близки к завершению. Т-24 и Т-25 отправились из Германии на запад 3 июля, спустя два дня после возвращения из Франции последних миноносцев 2-й флотилии. У Дувра они по­пали под обстрел береговой батареи, под Дюнкерком были атакованы торпедными ка­терами, а в районе Булони — истребителями-бомбардировщиками «Тайфун». В ночь на 10 июля миноносцы вышли из Сен-Мало. Штаб 3-й дивизии сил охранения передал предуп­реждение о возможной встрече с британски­ми эсминцами и приказ осуществить дальнее прикрытие конвоя, совершавшего переход в Брест под эскортом 2-й флотилии тральщи­ков. Однако еще до подхода миноносцев кон­вой удалось перехватить у о. Ушант британ­ским эскортным миноносцам «Мелбрик», «Уэнслидейл» и «Глэсдейл». В ходе беспорядоч­ного ночного столкновения был потоплен тральщик М-153. Неожиданное появление Т-24 и Т-25 переломило ход боя. «Мелбрик» и «Уэнслидейл» получили повреждения, при­чем первый — довольно тяжелые. С немец­кой стороны пострадал только Т-25, у право­го борта которого разорвался снаряд. По при­бытии в Брест в его носовой части насчитали около сотни осколочных пробоин, но они не повлияли на боеспособность корабля.

Июль — август 4-я флотилия миноносцев (с июня ею командовал корветтен-капитан Шуур) с переменным успехом занималась сопровождением подводных лодок в Бискай­ском заливе. Обычно с каждой субмариной или группой в море выходило 2 — 4 надвод­ных корабля, но оказать им помощь минонос­цы могли далеко не всегда. Так, в ранние часы 2 августа Т-22, Т-24, Т-25 вышли на помощь U-383, атакованной самолетом и лишившейся хода и способности погружаться. Отбив не­сколько воздушных налетов, миноносцы спас­ли 36 моряков с U-106 (ХВ серии), но U-383 так и не была найдена — затонула со всем экипажем. 29 — 31 августа миноносцы выпол­нили ответственное задание, встретив в море и сопроводив в Лорьян японскую субмарину I-8.

Утром 30 августа из Киля прибыли Т-26 и Т-27, доведя численность флотских минонос­цев во Франции до шести единиц. В сентяб­ре 4-ю флотилию принял корветтен-капитан Франц Колауф — опытный миноносник, ранее служивший в штабе FdT, командовавший «Ягуаром», «Зееадлером» и 3-й флотилией. Месяц был отмечен минными постановками в Ла-Манше.

Удлинившиеся осенние ночи вызвали рост активности надводных сил в проливе, и, как следствие, произошел ряд столкновений с британскими эсминцами. Первое имело мес­то в ночь на 4 октября, когда Т-22, Т-23, Т-25 и Т-27 вышли из Бреста для обеспечения дальнего прикрытия небольшого конвоя. Фло­тилия находилась севернее банки Триаж (о-ва Ле-Сет-Иль), когда наблюдатели обна­ружили тени, идентифицированные как эс­минцы. Вскоре британские корабли (это были эскортные миноносцы «Лимбурн», «Уэнсли­дейл», «Тэнетсайд», эсминцы «Гренвилл» и «Ольстер») стали отчетливо видны на свет­лой северной части горизонта, в то время как отряд корветтен-капитана Колауфа находил­ся на темной южной стороне. Несмотря на то, что позиция не слишком подходила для про­ведения торпедной атаки, а основной зада­чей миноносцев было прикрытие конвоя, бе­зопасностью которого не стоило рисковать, Колауф принял решение выйти в атаку. В 1.30 флотилия развернулась на параллельный с противником курс и спустя 5 минут Т-25 и Т-27 выпустили торпеды. Попаданий замечено не было, после чего Колауф, все еще уверен­ный, что его корабли не обнаружены, прика­зал идти на сближение. Флагманский Т-23 включил радар для определения расстоя­ния — оно составило 3400 — 3600 м. Его сиг­налы перехватил «Лимбурн», на котором под­няли тревогу и тут же устремились навстречу противнику. Из-за изменения курса британ­ского соединения шеститорпедный залп Т-22 также ушел «в молоко».

В 2.04 Колауф снова пошел на восток. Вскоре между его кораблями и эсминцами «Ольстер» и «Гренвилл» разгорелся жаркий бой. Успех не сопутствовал англичанам — все их 16 торпед прошли мимо целей, а «Грен­вилл» получил попадание в корму и загорел­ся. Другой снаряд угодил в правый борт «Оль­стера» ниже ватерлинии, носовой погреб ока­зался затопленным. Присутствие «хантов» удержало немцев от соблазна расстрелять артиллерией поврежденные неприятельские корабли. Перед тем, как англичане оконча­тельно скрылись, Т-23 выпустил последние три торпеды, ориентируясь на разрыв осве­тительного снаряда. Затем немецкая флоти­лия легла на прежний курс и утром отдала якоря в Динане. Всего в ходе боя, длившего­ся около часа, обеими сторонами было израс­ходовано 30 торпед — без какого-либо ре­зультата.

Зато в следующем сражении миноносцы добились успеха, ставшего для них самым значительным за все время войны. Вечером 22 октября корабли 4-й флотилии (Т-23, Т-25, Т-26, Т-27, Т-22) вышли из Бреста — им была поставлена задача осуществлять дальнее прикрытие перехода через Ла-Манш транс­порта «Мюнстерланд» с эскортом из 2-й фло­тилии тральщиков. Миноносцы встретили кон­вой и заняли позицию к северо-западу от него. Вскоре Колауф получил предупреждение с береговой радиолокационной станции о при­сутствии кораблей противника.

Операции по патрулированию западного входа в Ла-Манш (общее кодовое название «Туннель») проводились англичанами регу­лярно, причем из-за минной опасности кораб­ли избегали приближаться к берегу. На этот раз британское соединение состояло из лег­кого крейсера «Карибдис», эсминцев «Гренвилл», «Рокет» и дивизиона «хантов» («Лимбурн», «Тэлибонт», «Стивенстоун» и «Уэнслидейл»). По огневой мощи англичане суще­ственно превосходили противника, однако их корабли в данном составе никогда не дей­ствовали вместе. Кроме того, «Карибдис» недавно прибыл со Средиземного моря, а его командир кэптен Дж. Воулкер до последнего времени служил в подводном флоте — и для корабля, и для командира это была первая операция на новом театре.

В эту ночь с плохой видимостью, низкой облачностью и длинной тяжелой зыбью на море немецкая акустика оказалась эффек­тивнее британских радаров. В 0.25 Т-25 гид­рофонами засек цель, находившуюся север­нее. Объявив боевую тревогу, Колауф повел флотилию навстречу противнику, но затем снова повернул на восток, чтобы завязать столкновение подальше от конвоя. Немцы знали, что англичане идут параллельным кур­сом, создавая тем самым идеальную позицию для торпедной атаки.

Около 1.25 «Лимбурн» перехватил пере­говоры германской флотилии и послал тре­вожное предупреждение флагману соедине­ния. В 1.36 «Карибдис» установил радиоло­кационный контакт на дистанции 8100 м и спустя несколько минут выстрелил освети­тельным снарядом, однако тот разорвался над облаками и не дал нужного освещения. В то же время миноносцы обнаружили крейсер визуально и повернули на юг, развив макси­мально возможную скорость. Англичане же не видели противника ни в тот момент, ни в по­следовавшем затем коротком бою — на тем­ном фоне берега силуэты миноносцев были совершенно незаметны.

В 1.43 немецкая флотилия повернула на юг, спустя три минуты каждый из миноносцев, кроме Т-25, дал полный залп — в общей сложности 24 торпеды. Едва «Карибдис» вы­пустил следующий осветительный снаряд, поступило сообщение о двух приближающих­ся торпедах, и, несмотря на то, что руль был немедленно переложен, одна из них ударила в левый борт под торпедным аппаратом. Вто­рое котельное отделение и отделение дина­мо-машин оказались затопленными, электри­ческая цепь левого борта обесточилась, ко­рабль получил крен в 20° на левый борт и остановился.

Англичане пребывали в смятении, так как море буквально кишело торпедами. Вскоре раздался второй взрыв, ставший для крейсе­ра роковым. Вся верхняя надстройка была снесена, под водой оказалось второе машин­ное отделение, полностью пропала электро­энергия, крен увеличился до 50°. Спустя ми­нуту торпеда поразила повернувший напра­во «Лимбурн», вызвав взрыв носового погре­ба, оторвавший носовую оконечность; мино­носец начал погружаться, сильно накренив­шись на правый борт. Поскольку на нем на­ходился второй по старшинству офицер, бри­танское соединение на какое-то время лиши­лось командования, пока его не принял ко­мандир «Гренвилла» коммандер Р. Хилл.

«Карибдис» продержался на плаву около 10 минут. В 1.55 он затонул с 462 членами эки­пажа, в том числе командиром корабля. «Сти­венстоун» и «Уэнслидейл» приступили к поиску и спасению уцелевших. Потери «Лимбурна» составили 42 человека. «Тэлибонт» по­пытался взять его на буксир, но Хилл, опаса­ясь воздушных атак, приказал добить повреж­денный миноносец торпедой, что и было ис­полнено «Рокетом». Спасательная операция продолжалась около двух часов.

Тем временем «эльбинги» вышли из боя без повреждений и присоединились к конвою. Наутро их с триумфом встретили в Шербуре. Колауф считал, что первая торпеда, поразив­шая крейсер, была выпущена Т-23, вторая — Т-27, а «Лимбурн» стал жертвой торпед Т-22 и Т-26. Бездействие Т-25 объяснялось тем, что его торпедный офицер недавно пришел на эту должность после трех лет службы в Люфтваффе и оказался неготовым адекват­но действовать в ходе скоротечного ночного боя. Двойной успех флотилии явился безус­ловным достижением на данном этапе вой­ны. Как пишет М. Уитли, «он показал, что над­водные корабли Кригсмарине еще могут слу­жить ценным материалом для пропагандист­ских сводок, основную часть которых в то вре­мя занимали репортажи о достижениях под­водных лодок». 29 октября корветтен-капитан Колауф был удостоен Рыцарского креста.

К наступлению зимы в Западной Франции не осталось ни одного корабля типа 35/37: последние Т-14 и Т-19 в октябре 1943 года ушли на ремонт в Германию. Впрочем, война пришла и туда. 13 декабря во время дневно­го налета «летающих крепостей» 8-й воздуш­ной армии США на Киль был потоплен Т-15 (капитан-лейтенант Хаберкорн). В ноябре 4-я флотилия провела несколько учений с эсминцами 8-й флотилии. А через месяц им предстояла совместная операция по встрече блокадопрорывателя «Альстеруфер».

Утром 27 декабря Колауф вывел из Брес­та Т-23, Т-22, Т-24, Т-26 и вскоре соединился с выходившими из устья Жиронды Z-27, Z-23, Z-24, Z-32, Z-37, Т-25 и Т-27. На следующий день немецкое соединение, не получившее сообщения о гибели «Альстеруфера», было обнаружено авиаразведкой и перехвачено двумя крейсерами — британским «Глазго» (кэптен Кларк) и канадским «Энтерпрайз» (кэптен Грант).

В 12.58 Т-24 доложил об обнаружении про­тивника. Теоретически превосходство было на стороне немцев, однако решающим фак­тором, определившим исход боя, стала пого­да. Сильнейший шторм ограничивал скорость миноносцев 29 узлами, делая бесполезными оптические дальномеры и превращая ручное заряжание орудий в серьезную проблему. Поэтому когда в 13.04 командир отряда капитан-цурзее Эрдменгер приказал минонос­цам выйти в торпедную атаку, Колауф с со­жалением ответил, что ни один из его кораб­лей не в состоянии выпустить торпеды.

Противники сблизились и в 13.46 обменя­лись первыми артиллерийскими и торпедны­ми залпами. Из-за сильного волнения моря германские миноносцы огня не открывали, ограничившись лишь постановкой дымовых за­вес. Спустя полчаса Эрдменгер разделил свои корабли на две группы, видимо, решив произвести торпедную атаку с двух сторон, стреляя перекрестно. Именно этот маневр Колауф назвал впоследствии фатальной ошибкой. Скоординированной атаки не полу­чилось (из миноносцев только Т-22 выпустил шесть и Т-25 три торпеды), зато у англичан появилась прекрасная возможность разбить противника по частям. «Глазго» и «Энтер­прайз» сосредоточили огонь по северной груп­пе, состоявшей из Z-27, Т-22, Т-25, Т-26.

В 14.54 точный залп «Глазго» накрыл Т-25. Были полностью выбиты расчеты кор­мовых зенитных автоматов и торпедного ап­парата, левая турбина вышла из строя, а ког­да командир миноносца капитан-лейтенант Вирих фон Гарцен приказал дать полные обо­роты правой, механик доложил, что разорва­ны топливные трубопроводы, и кормовое ма­шинное отделение наполняется водой. Ко­рабль быстро терял скорость. Вскоре еще один снаряд разорвался у первой трубы, сне­ся ее за борт и повредив носовую турбину. Фон Гарцен послал радиограмму на Т-22 с просьбой подойти к борту и снять экипаж.

Увидев, что его залпы возымели действие, «Глазго» перенес огонь на Т-26. Миноносец засыпали осколки от близких разрывов, но грамотным маневрированием капитан-лейте­нанту Кведенфельду довольно долго удава­лось избегать прямых попаданий. В 15.21 ше­стидюймовый снаряд поразил котельное от­деление миноносца, вызвав большой пожар. Т-22 (капитан-лейтенант Блёзе) попытался отогнать противника от поврежденных кораб­лей, выйдя в торпедную атаку, но был встречен метким огнем и ограничился постановкой дымовой завесы. Крейсера преследовали немец­кие корабли в южном, а затем — в северо-западном направле­нии. «Глазго» передал «Энтерпрайзу» приказ покончить с по­врежденными миноносцами, а сам устремился в погоню за флагманским Z-27 и вскоре пус­тил его на дно с большей частью команды.

Канадский крейсер приступил к поиску «подранков». Первым удалось обнаружить стоявший без хода Т-26. В 16:17 с дистан­ции в 3000 м по нему выпустили торпеду, от взрыва которой через три минуты миноносец затонул. Погибли 96 человек.

К тому времени Т-25 оставался на плаву, причем его старший механик не терял надеж­ды запустить кормовую турбину. Все шансы на спасение исчезли в 16.35 с появлением «Энтерпрайза». С дистанции 3000 м он от­крыл огонь, на который отвечала лишь пара зенитных автоматов, а затем выпустил еще одну торпеду, решившую судьбу немецкого корабля. Охваченный огнем и оставленный экипажем, Т-25 около 17 часов затонул. По­тери составили 85 человек.

Т-22 — единственный уцелевший из се­верной группы — в 15.45 присоединился к Z-23. Корабли укрылись на якорной стоянке Сен-Жан-де-Люз вблизи французско-испан­ской границы, а затем перешли в Ла-Паллис. Оставалась еще южная группа. Входившим в ее состав эсминцам Z-32 и Z-37 удалось вер­нуться на место боя и спасти 100 человек с Т-25 и 90 с Т-26, причем удивительно, что в их числе оказались командиры обоих кораб­лей.

Несмотря на гибель двух миноносцев, со­став 4-й флотилии не изменился, поскольку из Германии прибыли закончившие курс бое­вой подготовки Т-28 и Т-29. Их переход на­глядно свидетельствовал, насколько опасным стало плавание в Ла-Манше. В районе Дувра они подверглись атакам торпедных катеров и торпедоносцев «Альбакор» 415-й эскадри­льи Берегового командования. При уклонении на Т-28 возникла течь в котлах, что вынудило его встать на ремонт до середины апреля. Вечером 5 февраля Т-29 с тральщиками М-156 и М-206 были перехвачены у северного по­бережья Бретани эскортными миноносцами «Тэнетсайд», «Тэлибонт», «Бриссенден» и «Уэнслидейл». В скоротечном бою М-156 по­лучил тяжелые повреждения и на следующий день был добит Королевскими ВВС.

В начале февраля 1944 года ветераны Т-22 и Т-23 ушли на ремонт в Германию. В со­ставе 4-й флотилии осталось четыре кораб­ля. Из-за воздушной опасности основные выходы в море совершались по ночам. В мар­те 4-я и 5-я флотилии (Т-29, Т-27, «Мёве», «Кондор», «Грайф» и «Ягуар») перебазиро­вались в Шербур и провели ряд минных по­становок в Ла-Манше.

Вечером 25 апреля Т-24, Т-27 и Т-29 сня­лись с якорей в Сен-Мало и вышли в море для проведения очередной минной постанов­ки, а также прикрытия конвоя. Выставив мины северо-западнее островов Ле-Сет-Иль, они получили сообщение о присутствии враже­ских кораблей и приготовились к бою. Британ­ское соединение состояло из крейсера «Блэк Принс» и эсминцев «Хайда», «Этабаскан», «Ашанти» и «Гурон». Радар позволил англи­чанам первыми обнаружить противника. С ди­станции около 16 кбт «Блэк Принс» выстре­лил осветительным снарядом, но в дальней­шем в бою не участвовал, зато заговорила мощная артиллерия «трайблов».

В первые же минуты боя Т-27 получил попадание в корму, отчего его скорость упала до 12 узлов, тем не менее, ему удалось добраться до Морле. Т-24 вел ответный огонь из кормовых орудий, но вскоре был поражен 120-мм снарядом, кото­рый снес дальномер, разбил ра­диорубку и вызвал пожар — прав­да, быстро ликвидированный ава­рийной партией. Миноносец дал торпедный залп, благодаря чему оторвался от преследователей и ушел в Сен-Мало.

Т-29 не удалось уклониться от боя. Попадание снаряда в румпельное отделение заклинило руль, неуправляемый корабль опи­сал циркуляцию и подошел вплот­ную к противнику. «Хайда» и «Этабаскан», решив, что немцы устремились на таран, открыли ураганный огонь изо всех ору­дий. Т-29 не мог отвечать, поскольку его ар­тиллерия была развернута на противополож­ный борт. Последовали попадания в носовые котельное и машинное отделения, взрывами снесло за борт дальномер, кормовые орудия, носовой торпедный аппарат, разбило мостик, на котором погиб находившийся там коман­дир миноносца капитан-лейтенант Грунд. Принявший командование старший офицер приказал оставить корабль. Несмотря на это, уцелевший «фирлинг» продолжал поливать канадцев огнем. «Хайда» и «Этабаскан» ото­шли на север, предоставив «Ашанти» и «Гу­рону» возможность добить врага. Но к 4 ча­сам утра тот еще оставался на плаву, поэто­му все четыре «трайбла» вернулись, чтобы потопить горящий остов «эльбинга». По не­подвижной цели было выпущено 15 торпед — без единого попадания, после чего вновь в ход пошла артиллерия. В 4.20 Т-29 перевер­нулся и затонул. Погибли 137 человек, 73 спасли немецкие сторожевики.

Следующей ночью Т-27 присоединился к Т-24 в Сен-Мало, и вечером 27 апреля мино­носцы вышли в море, намереваясь под по­кровом темноты пробраться в Брест. Северо-западнее Роскофа их снова встретили «Хай­да» и «Этабаскан», патрулировавшие у побе­режья Бретани. Бой начался в 4.12 с разрыва осветительного снаряда над застигнутыми врасплох немецкими кораблями. Они сразу же отвернули на юг, прикрывшись дымовой завесой. Т-24 (капитан-лейтенант Меенцен) выпустил шесть торпед. Правда, в горячке боя один торпедный аппарат был «разряжен» в сторону, противоположную от противника, зато одна из трех остальных торпед нашла свою жертву. В 4.17 она взорвалась в кормо­вой части «Этабаскана», вызвав детонацию погребов. Через 25 минут эсминец затонул со 128 членами экипажа, а оторвавшийся от пре­следования Т-24 устремился на восток.

Т-27, который в самом начале боя полу­чил попадание, вызвавшее пожар, макси­мально возможным ходом двигался в юго-во­сточном направлении. «Хайда» преследовал его и вскоре добился новых попаданий. Пер­вый снаряд пробил борт в районе ватерли­нии, повредив носовое котельное отделение и пост управления огнем. В корпус стала по­ступать вода. Второй снаряд уничтожил «фирлинги» на крыльях мостика. Затем последовали попадания в носовую часть, заставив­шие командира миноносца капитан-лейтенан­та Гоцмана искать убежища у побережья. Рез­ко переложив руль направо, в 6.35 Т-27 вы­скочил на отмель небольшого островка Иль-де-Вьерж. Канадцы продолжали вести огонь, на миноносце взорвались снарядные кранцы и разгорелся сильный пожар. Посчитав свою миссию завершенной, «Хайда» удалился с поля боя, после чего экипаж Т-27, потеряв­ший в бою 11 человек, оставил корабль. Впо­следствии тральщики 24-й флотилии предпри­нимали безнадежные попытки снять Т-27 с мели. Окончательно корпус миноносца был разрушен в начале мая британским торпед­ным катером МТВ-673 и авиацией.

Т-24 на следующий день прорвался в Брест, по пути подобрав 47 уцелевших моря­ков с «Этабаскана». В результате последних сражений 4-я флотилия миноносцев факти­чески перестала существовать и была рас­формирована. Уцелевшие Т-24 и Т-28 соби­рались передать 5-й флотилии, однако пер­вый из-за подрыва на донной мине не смог перейти в Шербур и позже оказался в соста­ве 8-й флотилии эсминцев. На этом боевые пути миноносцев разошлись.

Англо-американскую высадку союзников в Нормандии Т-24 встретил в Бордо. В бою у о. Ушант 9 июня миноносец не сыграл замет­ной роли, и, избежав повреждений, вернулся в базу. В течение лета 1944 года он большую часть времени проводил на якорных стоян­ках, изредка выходя в море для сопровожде­ния небольших конвоев, а 24 августа Т-24 и Z-24 — последние крупные надводные кораб­ли, остававшиеся у немцев на Западе, — были потоплены в устье Жиронды ракетами «Бофайтеров» 236-й и 404-й эскадрилий. На Т-24 погибли 18 человек.

6 июня, получив сообщение о начавшейся высадке союзников, Т-28, «Мёве» и «Фаль­ке» вышли из Гавра. Около 6.30 они атакова­ли корабли вторжения на участке «Суорд». Невзирая на плотный огонь линкоров и крей­серов, им удалось потопить норвежский эс­минец «Свеннер» и уйти без потерь (На следующий день командир флотилии корветтен-капитан Генрих Хофман удостоился Рыцарского крес­та, а месяц спустя — Дубовых листьев).

Флотилия еще не раз пыталась повторить успех (израсходовано около 50 торпед), но каждый раз встречала противодействие бри­танских эсминцев и торпедных катеров. 15 июня на Гавр был совершен налет 234 тяже­лых бомбардировщиков «Ланкастер», в ре­зультате которого «Ягуар», «Мёве» и «Фаль­ке» были потоплены, а «Кондор» тяжело по­врежден. Т-28, единственный уцелевший ко­рабль флотилии, оставался во Франции еще месяц, после чего получил приказ возвра­щаться в Германию. Переход, который в обыч­ных условиях занял бы сутки, из-за господ­ства противника на море и в воздухе продол­жался неделю: с 21 по 27 июля.