Общая оценка проекта

 

Германские миноносцы, строившиеся в годы Второй мировой войны, представляли собой единую линию развития и создавались на одной «элементной базе», но настолько различались по философии проекта и боевым качествам, что оценивать каждую из групп (типы 35/37 и 39/41) нужно по отдельности. Корабли типа 35/37 вряд ли можно назвать удачными, но, как ни странно, меньше всего в этом виноваты конструкторы. Они были вынуж­дены разрабатывать проект в жестких рамках технического задания, основанного на изна­чально порочной концепции миноносца-«супершнелльбота». Последняя предопределила главные недостатки кораблей — исключитель­но несбалансированное вооружение и малую мореходность, обусловленную требованием всемерного уменьшения силуэта.

Попутно отметим, что в отечественной ли­тературе почему-то утвердилась иная трак­товка назначения типа 35/37, согласно кото­рой «это был эскортный корабль, а торпеды у него предназначались для самообороны... Считалось, что сам факт наличия на кораб­лях охранения торпедного оружия во многом будет сковывать действия крейсеров против­ника (с их стороны немцы видели наибольшую угрозу для своего судоходства), да и для кораблей такого размера торпеды являлись единственным оружием, которое реально может нанести действенный ущерб большим артиллерийским кораблям» (См. А.В.Платонов. Боевые корабли Германии 1939 — 1945. Спб, «Галея Принт», 1997). Такая оценка не подтверждается ни известными документами и историческими исследованиями, ни самим характером боевого применения.

Помимо Германии, увлечения миноносца­ми в 1930-е годы не избежали только Италия, Франция, Япония и СССР (хотя в нашем фло­те корабли этого класса именовались сторо­жевыми). Все их образцы разрабатывались в рамках договорного 600-тонного лимита и имели ярко выраженную эскортную специа­лизацию, выражавшуюся в разумном балан­се между артиллерийским и торпедным во­оружением. Сравнение с зарубежными анало­гами будет никак не в пользу германских ми­ноносцев. Имея примерно на треть большее водоизмещение, они не обладали явными преимуществами ни в скорости, ни в дально­сти плавания, ни в мореходности, ни даже в вооружении. На последнее у кораблей типа 1935 приходилось 8,8% стандартного водоиз­мещения (у типа 39— 13,4%), тогда как у японского миноносца «Томодзуру» до модер­низации— 22,7%, после модернизации — 10%. Иными словами, «лишнее» водоизме­щение было растрачено немецкими конструк­торами не лучшим образом. Значительную его долю «съедали» вспомогательные механиз­мы, а также весьма развитая для кораблей таких размеров система управления торпед­ной стрельбой, оправданная в рамках их пер­воначального назначения, но так и не исполь­зовавшаяся на практике.

Разительный дисбаланс между наступа­тельными и оборонительными возможностя­ми «тридцать пятых» сыграл с ними злую шутку. В реальной обстановке их мощные тор­педные батареи остались не удел. Известен лишь один за всю войну случай применения миноносцами торпед (Т-10 в октябре 1942 года), да и тот имел место в оборонительном, а не в наступательном бою. Попытки возло­жить на них более широкий круг задач, не меняя состава вооружения, были обречены на провал, что, в конечном итоге, низвело их до уровня кораблей обеспечения боевой под­готовки подводников.

Проект флотских миноносцев типа 39 раз­рабатывался исходя из совсем иных принци­пов. Они были призваны стать универсаль­ными эскортными кораблями, способными при необходимости решать и наступательные задачи. Не случайно немецкий историк Х.-Г. Прагер отмечает, что флотские миноносцы приравнивались к эсминцам, да и по водоиз­мещению они приблизились к британским дестройерам довоенной постройки, а тип 41 даже превзошел их.

К несомненным достоинствам «эльбингов» можно причислить артиллерию, кото­рая наконец-то стала универсальной. Если прибавить к этому многочисленные зенит­ные автоматы, то становится понятно, что в отношении ПВО флотские миноносцы не уступали, а возможно, и превосходили бо­лее крупные «нарвики». В свете этого, со­хранение 105-мм калибра выглядит вполне оправданным. Торпедное вооружение оста­лось на уровне предшественников, но, в от­личие от них, проявило себя в боях: жертва­ми торпед стали крейсер и два эсминца. Даже основной недостаток типа 39 — невы­сокая скорость — в боевой обстановке ока­зался не столь существенным. Если мино­носцы типа 35/37 заслуживают сомнитель­ной чести называться одними из самых бес­полезных надводных кораблей германско­го флота, «эльбинги» можно назвать насто­ящими «рабочими лошадками» Кригсмарине. Им приходилось решать широкий круг задач: от торпедных атак и минных поста­новок до эскортирования и обстрела бере­говых целей. Активный характер использо­вания флотских миноносцев подтверждает­ся статистикой причин их гибели. Из 11 ко­раблей типа 39, потерянных в ходе боевых действий, пять (45%) погибли в столкнове­ниях с надводными кораблями противника, четыре подорвались на минах и лишь два стали жертвами авиации.